«Применение ментальных карт на занятиях с детьми дошкольного возраста»
статья

Бондарева Инна Владимировна

21 век – это век развития новых технологий. В современном инновационном обществе, когда технический прогресс вторгается в жизнь человека практически с его рождения, изменяются и представления о развитии детей. Современные дети развиваются в принципиально новых условиях стремительного роста информатизации общества и количества электроники во всех сферах жизни. Очень актуальна проблема становления творческой личности, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение ментальных карт на занятиях с детьми дошкольного возраста»

Собраться вместе – это начало.

Держаться вместе – это прогресс.

Работать вместе – это успех.

Меняется мир, меняются и требования.

21 век – это век развития новых технологий. В современном инновационном обществе, когда технический прогресс вторгается в жизнь человека практически с его рождения, изменяются и представления о развитии детей. Современные дети развиваются в принципиально новых условиях стремительного роста информатизации общества и количества электроники во всех сферах жизни. Очень актуальна проблема становления творческой личности, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов. Принципиально важная сторона в них – позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к нему взрослого, который, в свою очередь, должен придерживаться положения: «Не рядом, не над ним, а вместе». Цель взрослого – содействовать становлению ребенка как личности.

Поэтому современный педагог должен идти вперед, совершенствовать свое мастерство, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, быть коммуникабельной, мобильной, креативной, неординарной личностью.

Быть высокопрофессиональным менеджером, управляющим ситуацией.

И мы,  современные педагоги,  несмотря на возраст и другие обстоятельства должны им соответствовать.

Современные образовательные стандарты диктуют нам определенные требования. Одним из таких требований является создание проблемных образовательных ситуаций.

В жизни наши дети часто встречаются с трудностями, от которых мы, взрослые, ограждаем их, не давая возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, самим справиться с проблемами.

Основная задача дошкольного учреждения – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами. Цель воспитателя – вызвать у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

Сегодня  такая проблемная ситуация создана и посвящена речевому развитию дошкольников.

Для решения проблемы я предлагаю вам ментальные карты, которые основал американский специалист Тони Бьюзен – это визуальное изображение проблемы.

Использование в работе с детьми метода мыслительных карт позволяет сделать процесс воспитания и обучения индивидуальным и увлекательным для каждого воспитанника. Эта технология помогает эффективно решить одну из задач ФГОС дошкольного образования: поддержка инициативы в разных видах деятельности, учёт индивидуальных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка. Ментальные карты — это изображение на бумаге действенного способа думать, запоминать. С помощью неё развиваются творческие и речевые способности детей, активизируется память и мышление, и это её главное отличие от других способов визуализации. В современном мире дети ежедневно получают большой поток информации, и техника ментальных карт помогает организовать и систематизировать её,  а также лучше воспринять, запомнить. Метод ментальных карт помогает ребёнку преобразовать информацию об окружающем мире, которую ему предстоит усвоить.

Наше дошкольное учреждение широко использует ментальные карты, потому что они просты и универсальны. Мы применяем их во всех образовательных областях.  Я хочу рассказать о применении ментальных карт на занятиях по развитию речи. Ознакомление с таким методом запоминания информации начинаем со старшего дошкольного возраста.    Цель  занятий с использованием ментальных карт: формирование навыка последовательности своих действий с помощью визуализации мышления.  Поставленную цель  решаем с помощью следующих задач:

1. Организовать  условия  для овладения детьми технологией составления ментальной карты.

2. Развивать умения визуализировать и устанавливать причинно-следственные связи между окружающими предметами.

3. Воспитать у детей навык совместной деятельности.

Свойства ментальных карт:

  • наглядность;
  • привлекательность (эстетически оформленную карту интересно и приятно рассматривать);
  • запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);
  • своевременность (ментальная - карта помогает выявить недостаток информации);
  • творчество (интеллект-карта побуждает к творчеству, помогает в поиске  нестандартных путей решения задач);
  • возможность дополнения, пересмотра, рассматривания.

При составлении карт соблюдаем правила:

  1. В центре листа мы обозначаем  графически нашу проблему  – основная идея,  от которой отходят древовидные ответвления разных цветов.
  2. Используем цветные карандаши или фломастеры.
  3.  Применяем картинки с реальным  изображением или символами.

Сначала совместно с детьми подготавливаем карточки с картинками или символами. Ментальные карты можно составлять как в горизонтальной,  так и  в вертикальной плоскости. Если мы используем мольберт, то с обратной стороны картинок клеим магнитные полоски. При составлении описательных рассказов дети самостоятельно выбирают картинки, характерные для изучаемого объекта, в зависимости от лексической темы.

При систематическом использовании ментальных карт у дошкольников повысилась детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества. Дети приобрели навыки по заполнению ментальных карт, планированию своей деятельности, улучшились коммуникативные навыки и умения. Наглядность, привлекательность, запоминаемость, своевременность, творчество, возможность пересмотра через некоторое время делают ментальные карты современным и эффективным методом на  занятиях с детьми дошкольного возраста. Навык составления ментальных карт пригодится ребятам и при дальнейшем обучении в школе. С её помощью они смогут систематизировать огромный поток информации и при необходимости смогут легко и быстро повторить, вспомнить изученный ранее материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста

Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума".В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату п...

Специфика применения разнообразных видов и технологий аппликации на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Барышева Т.А. выделяет такие виды аппликации: – предметная, которая состоит из отдельных изображений (например, дерево, дом, ветка, птица, насекомое, цветок, животное и т. д.); – сюжетная,...

Использование метода ментальной интеллект – карты при работе с детьми дошкольного возраста

В статье описывается использование метода ментальной интеллектуальной карты. Это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способ...

ЭССЕ Тема: « Применение интерактивного оборудования на занятиях с детьми дошкольного возраста: за и против?»

На сегодняшний день наибольшей популярностью в ДОУ пользуются интерактивные сенсорные панели, сенсорная интерактивная доска, интер...

Методические рекомендации. "Применение кубика Блума на занятиях с детьми дошкольного возраста"

Использование кубика Блума - популярный приём критического мышления, разработанный американским учёным и психологом Бенджамином Блумом....

Мастер-класс для педагогов "Применение инновационного приема "Кубик Блума" на занятиях с детьми дошкольного возраста"

На этом мастер-классе педагоги познакомятся с применением инновационного приема "Кубик Блума" на занятиях с детьми дошкольного возраста для закрепления пройденного материала....