Статья "Нравственное воспитание детей посредством сказок"
статья

В статье описываются особенности использования сказок в работе по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyaskazka.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Нравственное воспитание детей посредством сказок»

Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазках.

Г.Х. Андерсен.

Чтобы привить и взрастить в детской душе любовь к родной природе, родному краю, дому и семье, к истории и культуре страны, необходимо развивать нравственные качества ребенка. Моя основная педагогическая идея состоит в том, чтобы это реализовать посредством сказки. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, прежде всего, зависит от родителей, педагогов и ближайшего окружения. В формировании нравственно здоровой личности ребенка сказка является незаменимым инструментом, так как она доступна пониманию дошкольника, ее композиция, фантастические образы, противостояние добра и зла, динамика событий- делают ее особенно интересной и волнующей для детей. В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила своё предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в нравственном обогащении дошкольников. мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. У детей искажены представления о таких нравственных качествах, как доброта, милосердие, справедливость и это все под влиянием далеко не нравственных мультфильмов. Так как у детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания, я задумалась над этой проблемой. Как же сформировать нравственные качества, используя при этом доступные, понятные, а главное интересные дошкольникам средства? Чтобы решить эту проблему, я выбрала решение через активное включение сказки в работу. Сказка охватывает и поднимает вопросы не только о добре и зле, но и о предназначении человека на его жизненном пути, благодаря ей ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.

Мною была поставлена цель: содействие формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, через работу со сказкой.

Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:

  1. Формировать активную позицию ребёнка в процессе работы со сказкой.
  2. Содействовать формированию нравственных качеств старших дошкольников.
  3. Воспитывать у детей интерес к сказкам.
  4. Обогащать РППОС с целью обеспечения активной деятельности дошкольников.
  5. Содействовать активизации родителей воспитанников как субъектов образовательного процесса.

По ознакомлению детей со сказкой я использую различные методы (чтение, т.е. дословная передача текста, рассказывание, т. е. более свободная передача текста) и приемы (выразительность чтения , повторность чтения, выборочное чтение, беседа(предварительная и заключительная). Например, если после первого чтения сказка уже понята детьми, можно использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования. Одной из форм активного восприятия сказки –это драматизация. В драматизации ребенок исполняет роль сказочного персонажа, благодаря которой идет воспитание таких черт, как храбрость, самостоятельность, решительность, артистичность.

Нравственные категории такие, как добро и зло, хорошо или плохо, можно и нельзя, нужно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок. Сказки помогают детям увидеть многое, например, что дружба помогает победить зло в таких сказках, как: «Три поросёнка», «Зимовье»; сказка «Репка» и «Теремок» учит дошкольников быть дружными и трудолюбивыми; сказки «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят» предостерегают (в лес одним нельзя ходить, что дверь чужому открывать опасно – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не нужно отчаиваться, а нужно найти выход из сложившийся ситуации). Слушаться родителей учат сказки: «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Айога». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Колосок». В таких сказках, как «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка», «Сивка – Бурка», говорится о том, что трудолюбие всегда вознаграждается. А в таких сказках, как «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козёл» восхваляется мудрость, забота о близком поощряется в сказке «Бобовое зёрнышко». В уголке для родителей помещаются советы, пожелания, консультации: «Влияние сказки на речевое развитие ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «Книги и театр», «Читаем и играем», «Рисуем сказку», «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Справиться с детским непослушанием помогут сказки», «Роль сказок в развитии речи ребенка», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки», «Влияние сказки на психику ребенка», «Почитай мне сказку, мама, или с какими книжками лучше дружить дошколятам» и др. Очень будут полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра - викторина «В гости к русской народной сказке», «В стране любимой сказки».

 Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Главное средство воспитания – это литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснётся струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут верх над злыми.

Список литературы:

  1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М., 2012
  2. Белобрыкина О.А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов - М., 2011
  3. Буре, Р.С. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей /Костелова Л.Д. - М., 2012
  4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М., 2010
  5. Гербова В. В., Ильчук Н. П. «Книга для чтения в детском саду и дома», М., 2015
  6. Калунина Е. С. «Воспитание сказкой» // Ребёнок в детском саду (журнал). – 2002 - №5 – с.73.
  7. Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок - М., 2011
  8. Лопатина А. А., Скребцова М. В. «Воспитание нравственных качеств у детей» - М. 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей посредствам сказок А.С. Пушкина

   Развитие эстетических, познавательных, творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина....

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...

перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"

перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"...

Воспитываем личностные качества детей посредством сказок и рассказов К. Д. Ушинского. (Богатство познавательного материала для детей в произведениях К. Д. Ушинского)

Ушинский Константин Дмитриевич(1824 — 1871)великий русский педагог,«учитель русских учителей». Уважаемые родители!    Данная информация поможет  вам в воспит...

Духовно- нравственное воспитание детей посредством ознакомления детей с традициями, культурой родного края.

В наше непростое время особенно важно развивать у детей патриотические чувства, любовь к своей малой родине, своей земле, культуре. В группе « Капельки» целый год велась плодотворная ...

Консультация для родителей "Нравственное воспитание дошкольников посредством сказок"

laquo;Сказка – ложь, но в ней есть намек – добрым молодцам урок» - русская пословица.Каждый человек, независимо от возраста, испытывает притяжение к сказкам. Сказки проникают в наши...

Проект Духовно- нравственное воспитание детей посредством ознакомления детей с традициями, культурой родного края.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.Возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего наро...