«Календарно-тематическое планирование образовательного процесса в ДОУ»
календарно-тематическое планирование

Шван Елена Юрьевна

Основные принципы выбора тем.    

План воспитательно-образовательной работы с детьми должен отвечать определенным требованиям:

    - основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
- тематическом принципе построения образовательного процесса;
- принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskoe_planirovanie._konsultatsiya.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Календарно-тематическое планирование

образовательного процесса в ДОУ»

Сегодня дошкольное образование и обеспечение равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе рассматриваются как необходимая предпосылка общедоступности качественного общего образования. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, — одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

С 1 января 2014 года вступил в силу первый в истории российского образования федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт). Согласно новому Закону об образовании, Стандарт дошкольного образования, так же как и образовательные стандарты других уровней образования, включает требования:

  • к структуре основной образовательной программы (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  • условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • результатам освоения основной образовательной программы.

Тематическое планирование. Его практичность.

Что касается части, формируемой участниками образовательных отношений,  хочется отметить, что наиболее удобным является построение всей программы ДОУ по темам.

Тематический подход подразумевает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы. При этом, что немаловажно, реализация тематического принципа тесно взаимосвязана с интеграцией образовательных областей  в различных видах детской деятельности.

Одним из важных моментов реализации программы является планирование образовательного процесса.

План – рабочий документ, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе.  

Основные принципы выбора тем.    

План воспитательно-образовательной работы с детьми должен отвечать определенным требованиям:

    - основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
- тематическом принципе построения образовательного процесса;
- принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

     Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой.

Такое планирование предполагает соблюдение определенных принципов. Первый – принцип тематического планирования – предусматривает, что тема может быть выбрана воспитателем самостоятельно.

Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение.

Исходя из полученного опыта многих педагогов, самыми актуальными являются темы, которые близки и понятны детям. Это темы, отражающие смену сезонных изменений в природе (осень, зима, весна, лето). Кроме того, детьми очень любимы темы, связанные с современными традициями и государственными праздниками («Новый год», «День защитников Отечества», «Международный женский день»). Интересными для детей являются темы, которые затрагивают и народное творчество  («Дымка», «Филимоновская игрушка», «Хохлома», «Городецкая роспись»,«Гжель»).

Тематический принцип построения образовательного процесса имеет ряд преимуществ.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает единство образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их запросами и возможностями.

Календарно-тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса.

Разработанная модель должна соответствовать принципу цикличности.

Суть тематического планирования:

  • выбирается тема недели, которая называется и первоначально рассматривается на непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром (экология или ознакомление с природным миром, знакомство с социальной действительностью), которое проводится в первый день недели;
  • все остальные виды непосредственно образовательной деятельности  (развитие речи, элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней;
  • на каждом из последующих видов совместной деятельности педагога и детей дается короткое повторение темы недели;
  • для родителей предлагаются краткие рекомендации, советы по организации детских игр дома, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.

Примерное перспективное планирование тематических недель

Месяц

Неделя

Вторая младшая группа

(3-4 года)

Средняя группа

(4-5лет)

Старшая группа

(5-6 лет)

Подготовительная группа

(6-7 лет)

сентябрь

I  

«Здравствуйте, это мы!»

«Хорошо у нас в саду»

«Детский сад наш так хорош, лучше сада не найдешь»

«Скоро в школу!»

II  

«Прогулка по парку. Деревья и кустарники»

«Деревья и кустарники на нашем участке»

«Деревья и кустарники в нашем паке и лесу»

«Деревья и кустарники. Какие они?»

III  

«На подмогу – в огород»

«Что растет у нас на огороде. Овощи»

«В гостях у Чиполлино»

«Овощи. Труд взрослых на полях и в огороде»

IV  

«Фруктовый сад»

«В саду у Яблоньки»

«Фрукты. Витаминная корзинка»

«Фрукты. Труд взрослых в саду»

октябрь

I  

«Мы с тобою в лес пойдем…

Ягоды»

«В гостях у Лесовичка. Ягоды»

«Полное лукошко Ягоды лесные и садовые»

«Осенние дары леса и сада. Ягоды садовые и лесные»

II  

«Мы с тобою в лес пойдем…

Грибы»

«В гостях у Лесовичка. Грибы»

«Осенний подарок леса. Грибы»

«Осенние дары леса. Грибы»

III

«Удивительное путешествие булочки»

«Хлеб - всему голова!»

«Откуда хлеб пришел?»

«Что такое злаки?  От зернышка до булочки»

IV

«Осень, осень, листопад …»

«Здравствуй, осень!»

«Ходит осень по дорожке»

«Есть в осени

первоначальной …»

ноябрь

I  

«Приглашение к обеду. Накрываем на стол»

«Федорино горе. Расскажите о посуде»

«Удивительный мир посуды»

«Посуда. Какая она?»

II  

«Кто по зернышку клюет? Домашние птицы»

«Волшебное перышко. Домашние птицы»

«Знакомство с народным творчеством.  Хохломские узоры»

«Знакомство с народным творчеством.  Золотая хохлома!»

III

«Кто во дворе у нас живет? Домашние животные»

«У бабушки в деревне. Домашние животные»

«Домашние животные и домашние птицы. Их  детеныши»

«Домашние животные и домашние птицы. Друзья и помощники»

IV

«Милее нет родного дома»

«Кто построил этот дом?»

«Дома бывают разные! Большие и одноэтажные»

«Дом и его части. Профессии на стройке»

декабрь

I  

«Мы едем, едем, едем …»

«Что по дорогам нашим мчится!»

«Кругосветное путешествие. Какой транспорт мы встречаем?»

«Знакомьтесь, транспорт!»

II  

«Птичкам холодно зимой»

«Покормите птиц зимой»

«У кормушки»

«Зимующие птицы»

III

«О тех, кто в лесу живет»

«Как дикие животные к зиме готовятся?»

«Дикие животные и их детеныши»

«Дикие животные наших лесов»

IV

«Здравствуй, ёлочка лесная!»

«Встречаем Дедушку Мороза»

«Новогоднее настроение»

«Скоро Новый год!»

январь

II  

«Оденем нашу Машу. Одежда и обувь»

Поможем Маше-растеряше

Что и когда мы надеваем? Наша одежда и обувь.

Одежда. Обувь. Головные уборы.

III

«Тихо, тихо снег идет…»

«Здравствуй, Зимушка-зима!»

«Проказы Зимы»

«Зима. Сезонные изменения»

IV

«Зимние прогулки»

«Весело зимой»

«Зимние забавы. Зимние виды спорта»

«Зимние забавы. Зимние виды спорта»

I   февраль

I  

«Путешествие на северный полюс»

«В гости к Умке»

«Животные холодных стран»

«Арктика и Антарктика. О тех, кто там живет»

II   февраль

II  

«Знакомство с народным творчеством. Народная игрушка.

Знакомьтесь, я  русская матрешка»

«Знакомство с народным творчеством. Знакомство с народным творчеством.  Филимоновская игрушка»

«Знакомство с народным творчеством. Гжель»

«Знакомство с народным творчеством. Гжель»

III   февраль

III

«Папин праздник»

«Защитники Отечества!»

«Защитники Отечества. Военные профессии»

«Защитники Отечества. Военные профессии»

IV   февраль

IV

«Сад на подоконнике»

«Комнатные растения»

«Комнатные растения»

«Комнатные растения»

I   март

I  

 «Мамин праздник»

«Мамочка моя»

«Что мне маме подарить?»

«Международный женский день»

II   март

II  

«Знакомьтесь - русская народная сказка»

«Знакомство с народным творчеством. Дымка»

«Знакомство с народным творчеством. Дымка»

«Знакомство с народным творчеством. Дымка»

III   март

III

«Пруд на окошке. Аквариумные рыбки»

«О тех, кто плещется в пруду. Пресноводные обитатели»

«Обитатели океанов, морей и рек»

«Обитатели океанов, морей и рек»

IV   март

IV

«Весна, весна тебя мы ждали…»

«Весна идет – весне дорогу!»

«Бегут ручьи…»

«Ранняя весна. Сезонные изменения»

I   апрель

I  

«Птички прилетели»

«Кто у нас в скворечнике?»

«Песенку весеннюю скворушка запел»

«Перелетные птицы»

II   апрель

II  

«Путешествие на ракете»

«Незнайка на Луне»

«Мы космонавты»

«День космонавтики»

III   апрель

III

«Зоопарк»

«В гостях у жирафов»

«Вот так Африка!»

«Животные жарких стран»

IV   апрель

IV

«Ура, мы летим и плывем! О воздушном и водном транспорте»

«И на небе и на воде. О воздушном и водном транспорте»

«Знакомство с народным творчеством. Веселый городец»

«Знакомство с народным творчеством. Веселый городец»

I   май

I  

«День Победы!»

«День Победы!»

«День Победы!»

«День Победы!»

II   май

II  

«Первые цветочки»

«Цветы на лугу»

«Весна. Растения луга и сада»

«Цветущая весна.  Первые цветы»

III   май

III

«В траве сидел кузнечик!»

«Кто в муравейнике живет?»

«Царство насекомых»

«Насекомые. Какие они?»

IV   май

IV

«Лето. Какого оно цвета?»

 «Скоро летние денечки»

«Здравствуй, лето!»

«Здравствуй, лето!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование образовательного процесса

Календарно-тематическое планирование образовательного процесса составлено для старшей группы на учебный год. Основные темы недели соответствуют тематическому планированию логопеда....

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в подготовительной группе...