Обобщение педагогического опыта на тему: «Развитие социально коммуникативных навыков через самообслуживание, самостоятельность и трудовое воспитание».
учебно-методический материал (младшая группа)

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе — группе детского сада  во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.      Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда социальное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opytom_soloduhina.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100

(47545)  5-14-77 michskazka@yandex.ru / michskazka.68.edu.ru

Обобщение педагогического опыта

 на тему:

«Развитие социально коммуникативных навыков через самообслуживание, самостоятельность и трудовое воспитание».

Воспитателя:

Солодухина И. В.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе — группе детского сада  во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.      Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда социальное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Опыт работы с детьми показал, что трудовая деятельность оказывает положительный результат на развитие социально – коммуникативных навыков дошкольников.

В процессе деятельности развиваются основные показатели социально-коммуникативного развития:

-ребёнок испытывает удовольствие от процесса выполнения совместных трудовых действий;

-способен выполнять просьбы и поручения взрослого, доводит начатое дело до конца;

-в случае необходимости готов прийти на помощь сверстнику;

-в ходе игр и бесед демонстрирует знания о различных профессиях, их особенностях, орудиях труда.

Социально – коммуникативные навыки дети получают через все виды трудовой деятельности.

       Самообслуживание – один из первых видов труда, осваиваемых дошкольником.

Самообслуживание направлено на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка: одевание, раздевание, умывание.

Основным методом формирования навыков самообслуживания является показ и объяснение педагога, наряду с активными действиями ребенка. При этом показ того или иного действия должен быть всегда один и тот же, чтобы навык постепенно становился автоматизированным. Например, мытье рук выполнять всегда в таком порядке: намылить руки, положить мыло, намылить каждый пальчик от мизинца к большому, смыть мыло, отряхнуть руки, вытереть их полотенцем..

В старшем возрасте на помощь педагогу могут придти наглядные методы. Например, мы в нашей группе используем схему «Одевайся по порядку» при обучении одеванию на прогулку или «Каждой вещи – свое место» - при раздевании .

Важным моментом является оценка выполнения трудового действия. Она может быть словесной: «Эля хорошо вымыла руки», «Артем правильно держит вилку» и т.д. Хорошим приемом считаем и используем в своей работе это  привлечение  детей к помощи сверстникам, у которых что-то не получается. В таких ситуациях у детей не только совершенствуются навыки самообслуживания, но и формируются социально – коммуникативные  качества.

Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка. В процессе этой деятельности мы  решаем и задачи социально – коммуникативного развития.

Например:

- формировать качества личности, необходимые для осуществления коллективного труда: выполнять работу, направленную на достижение общей цели; умение планировать работу, договариваться, распределять обязанности, согласовывать действия, помогать друг другу в случае необходимости;

        В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяем коллективному труду, проводим : «Дни чистоты», «Школы ремонта», «Книжкина больница» где дети объединяют усилия для того, чтобы сделать группу более чистой и уютной, отремонтировать порванные книги, вымыть кукол и постирать их одежду. Создаем условия для равноправного участия каждого ребенка в общем деле, предлагаем детям высказывать предложения по выполнению трудовой задачи, составлять план действий.

Коллективный труд ставит одинаковые задачи для всех участников, при этом для достижения результата им необходимо объединиться и начать конструктивное общение на равных позициях, соответственно развиваются коммуникативные навыки.

Труд в природе, как никакой другой вид труда, сочетает в себе умственные, физические и волевые усилия. Он связан с расширением кругозора, развитием опытно-экспериментальной деятельности. Труд в природе развивает познавательную активность и наблюдательность у детей.

Основным содержанием труда в природе является уход за растениями в группе и  на участке детского сада. Детей привлекают к посильной уборке участка; к озеленению участка.  С детьми нашей группы мы организуем «Лабораторию на окне» где выращиваем  рассаду, цветы, зеленый лук и т.д., при этом дети усваивают, что жизнь окружающей природы зависит от природных условий и правильном своевременном уходе. 

 Намечая содержание коллективного труда, мы учитываем, какие виды работ детям уже знакомы, а какие нет,  распределяем работу между детьми в каждой из подгрупп. При необходимости помогаем дошкольникам договориться, уступать друг другу, предотвращает возникновение конфликтов между ними.

 В процессе коллективного труда, самостоятельной деятельности мы уделяем большое внимание характеру взаимоотношений, складывающихся между детьми, способствуем проявлению заботы, дружбы, подсказываем, как надо поступить, учитывая складывающиеся ситуации:«Посмотри, как Вите неудобно одному нести стол, предложи свою помощь», «Лера  очень хорошо стирает, но у нее оказалось больше дел, чем у других. Пойди помоги ей»,  и т, п.

  Систематическое участие детей в  коллективном труде позволяет сформировать у них умение дружно трудиться в коллективе, приходить по собственной инициативе на помощь товарищам.

Таким образом,  в ходе трудовой, самостоятельной  деятельности осуществляем познавательное развитие дошкольника, развиваем воображение и творчество, социально – коммуникативные навыки. Дети усваивают знания о профессиях, профессиональной принадлежности людей.  Через результаты труда людей близкого окружения и своего собственного, дети учатся ценить общественную значимость труда, беречь его результаты.

   Коллективный труд способствует развитию коммуникативных способностей дошкольников. При правильно организованном коллективном труде можно решить множество развивающих задач.

Большинство дошкольников, в коммуникативном общении во время коллективного труда, становятся более активными. Они способны налаживать контакты, как с взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовать; свободно выражают свои просьбы, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства — речевые, мимические.

  Проанализировав  методы развития коммуникативных навыков детей  нашей группы в процессе коллективного труда, самостоятельной деятельности  мы увидели, что они характерны, прежде всего, тем, что ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Положительные результаты мониторинга подтверждают это. Совместная трудовая деятельность в различных сферах жизни стимулирует развитие познавательной активности ребенка и проявления самостоятельности. Участие в реальной  жизни помогает ребенку открывать новые грани окружающей его действительности. В совместной трудовой деятельности дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других, т.е. развиваются социально – коммуникативные навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально-коммуникативных навыков через экономическое воспитание дошкольников.

Материал раскрывает актуальность проблемы, задачи, методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста....

Обобщение педагогического опыта ТЕМА: « РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ПРИРОДЫ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

1.Уточнить и углубить знаний о растениях, животных и природных явлениях; 2.Формировать знания о жизненно необходимых условий для человека, животных и растений (питание, рост и развитие), о правильн...

развитие социально - коммуникативных навыков через трудовую деятельность

опыт работы показал, что социально - коммуникативные навыки у дошкольников развиваются в прцессе трудовой деятельности....

Сообщение из опыта работы: «Формирование социально-коммуникативных навыков через музыкальную деятельность».

Музыкальная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного возраста....

Обобщение педагогического опыта. Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окру...

Развитие социально коммуникативных навыков через самообслуживание, самостоятельность и трудовое воспитание

     Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на кот...