Формирование национального самосознания детей дошкольного возраста посредством технологий наследования культурного опыта
статья

Чепурнова Ирина Владимировна

Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться  правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не размельчить, не разменять  на пустяки, а сохранить и преумножить, воплотить его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование национального самосознания детей дошкольного возраста

посредством технологий наследования  культурного опыта

Колоколова Ирина Владимировна

МДОУ №204, г. Красноярск

Наследовать – значит делать своим то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующим поколениям.  Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться  правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не размельчить, не разменять  на пустяки, а сохранить и преумножить, воплотить его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. В детском саду – это процесс освоения, наследования отечественной культуры.

Нами был создан и реализуется проект «Дыхание жизни», который позволяет комплексно решать основные задачи нравственного, физического, умственного воспитания детей. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Десять лет назад педагоги нашей группы посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

         Основным содержанием работы на Ỉ этапе было создание соответствующей среды – атмосферы национального быта. Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

Свою группу оформили под русский народный стиль. Представлены игрушки с декоративными росписями, сделанные руками детей, старинные вещи. В группе действует музей «Русская изба». Дети с родителями принимают непосредственное участие в оформлении музея и группы. В нашем музее проходят занятия, посиделки, досуги: «Посиделки с бабушкой Загадушкой», «Эх картошка, картошка» (о еде наших предков, картошке «в мундире»), «Любите землю Матушку», «Святки – колядки» и другие.

Уже первые шаги в данном направлении показали,  насколько велик к этому интерес детей. Кроме того, им интересно было увидеть в действии прялку, коромысло с ведрами, поесть картошку «в мундире» из котелка, попить чай из самовара и т.д. Чтобы доставить детям эту радость, собрали предметы старинного русского быта и воссоздали обстановку избы. В избе есть печь, деревянные лавки и столы, чугунок, самовар, деревянная и берестяная посуда, прялка, кадушка, сундук, шкатулка, также постелили самотканые половики и  многое другое.  Были сшиты русские народные костюмы для детей и педагогов, которые используются на занятиях, посиделках, утренниках, обрядовых праздниках и т.д. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством  стали проходить в избе. И от каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие.

Специально для изучения народного искусства оборудовали уголок изобразительной деятельности. Там собраны образцы городецкой, хохломской, дымковской, филимоновской росписи, народные игрушки. Здесь дети не только знакомятся с разнообразием народного искусства, но и получают специальные навыки и умения, расписывают игрушки, лепят посуду,  украшают её орнаментом.

Поставив  задачу познакомить своих воспитанников с устным народным творчеством и некоторыми видами народного искусства, мы понимали,  что это будет приобщение ребят  к важной части духовной культуры народа, и вместе с этим будет способствовать развитию национального самосознания ребенка. Так мы начинали, а далее была проделана огромная работа по изучению русского фольклора, народного искусства, составлению занятий и сценариев утренников и обрядовых праздников – всего того, что постепенно складывалось в систему и стало основной авторской программы.

Литература

  1. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей. – М., 2008
  2. Коринфский Н. Народная Русь (сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа).- М., 2007
  3. Ефаев А., Корнеева Л., Комбек С. Откуда есть пошла руськая земля…/ Дошкольное воспитание. -  2003. - №6.
  4. Рыбакова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания /Дошкольное воспитание. -  2003. - №6.
  5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. - М., 2010
  6. Королева Т.В. Занятия  по рисованию с детьми 6-7 лет. - М., 2009
  7. Бударина Т.А., Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством (приобщение детей к истокам русской народной культуры). – СПб., 2008

7. Барзова Л.П., Дударев М.И. История России для детей.  – М.,2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ Формирование национального самосознания детей дошкольного возраста

ПРОЕКТ Формирование национального самосознания  детей дошкольного возраста...

Развитие познавательно-исследовательской мотивации детей дошкольного возраста посредством конструирования (из опыта работы)

laquo;Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта». Ж. Пиаже...

Выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством методов технологии ТРИЗ-РТВ»

Выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством методов технологии ТРИЗ-РТВ»...

Методическая разработка Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста посредством информационных технологий

Формирование диалогической речи  детей дошкольного возраста посредством информационных технологий...

Технология «Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам упражнений и дидактических игр.»

Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос» — «мысль», «разум». Наука логика изучает формы, законы и методы познавательной деятель...

Технология"Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам упражнений и дидактических игр".

Технология"Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредством упражнений и дидактических игр."[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30019088","attributes":...