Конспект НОД "Природа Донского края"
план-конспект занятия (средняя группа)

Иванихина Светлана Владимировна
"Природа Донского края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_priroda_donskogo_kraya.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Природа Донского  края»

Образовательная область: познавательное развитие.

Тема: «Природа Донского  края»

 Цель: Формирование представлений о растительном мире родного края.

Программное содержание

 Образовательные задачи: познакомить детей с разнообразием растительного мира  Донского края, показать его пользу для людей и животных, необходимость его охраны.

Развивающие задачи: развивать речь, внимание, мышление детей, активизировать познавательную деятельность, расширять кругозор. Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родному краю, бережное, гуманное отношение к растениям.

Предварительная работа:

Материалы и оборудование:  

Ход деятельности

Воспитатель:  Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.

Воспитатель:  Ребята, Постарайтесь всё понять,

Чтобы край родной свой знать.

Будьте все внимательны,

И еще старательны.

Будем край мы изучать,

Будем растения запоминать.

- Сегодня мы продолжим путешествие по родному краю.

Обращает внимание на иллюстрации – Степи.

Воспитатель:  Посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите, что там изображено? (Ответы детей).

Дети рассматривают картины под мелодию песни «Степь да степь кругом».

Воспитатель: Правильно, это степь. Степь - как море!

Ранней весной это море разноцветное - зеленое, желтое, красное, голубое.

А когда загустеют белые ковыли – станет степь серебристой. В степи очень много цветов и растений. Цветёт степь только весной, когда после зимы много влаги, в это время степь становится как яркий цветущий ковёр.

Воспитатель: Как разнообразна растительность степей! Здесь нет  деревьев, а значит, нет тени, поэтому растут в степи растения, которые любят солнечный свет. Донской край называют степным.

  Воспитатель предлагает детям «отправиться гулять по степным просторам.

Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в путешествие гулять по степным просторам. Но сначала мы с вами должны, вспомнить какие цветы цветут в наших степях.  Мы живем в Донском крае и поэтому растения, которые здесь представлены растут в наших родных донских степях, внимательно слушайте мои загадки и находите отгадки.

Д/и «Отгадай и найди цветок»

В степь пришла весна -

Степь желта, красна,

И цветник у меня

Запылал от огня.

Тюльпан

 Найду синенький цветочек,

(Он похож на василек).

Найду стебель, как пруток,

Брошу корень на поджарку

Да в кофейник на заварку.

Цикорий

 Цветок ярко-синий, пушистый.

На поле пшеничном родится,

А сам же в еду не годится.

Василек.

Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист

Нам идет на чай.

Что за травка - отгадай.

Чабрец

Грива есть, а не лошадка.

Хоть седой, я молод.

Мне в степи живется сладко,

Ни к чему мне город.

Там, где ветер гладит спинку,

Поднимая к небу пыль,

Вы увидите травинку -

Называется

Ковыль

Воспитатель: Вот сколько красивых цветов мы собрали вместе.

Люди часто уходя домой набирают огромные букеты, можно ли так делать?

Почему нельзя? (Ответы детей)

Воспитатель: А теперь ребята  закрывайте глаза, и звуки музыки перенесут нас в этот чудесный уголок Донского края( звучит  песня « Родимая моя сторонушка»)

-Мы с вами среди степных трав и цветов. Вдохните чистый  воздух, почувствуйте его.

Гимнастика.

Дует ветер с высоты

Гнутся травы и цветы

Влево-вправо, влево-вправо

Кланяются цветы и травы.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим мы на шаг!

Воспитатель:  Видели ли вы когда-нибудь, как цветут дикие тюльпаны, которые на казачьих землях еще ласково называют лазоревым цветком?

Воспитатель: Манит степь цветистым сарафаном,

Дай мне руку, и пойдём бродить!

Кто полюбит нежные тюльпаны,

Нашу степь сумеет полюбить.

Воспитатель: Каждый цветок имеет свою историю и свое значение для человека и народа в целом. О них слагали легенды, предания, сказочные истории. Сегодня я вас познакомлю с легендой о тюльпане.

  Показ иллюстраций ,связанных с легендой о тюльпане

Воспитатель:. С этим цветком связано много красивых легенд и сказаний.

И ведь  на зря особое место в казачьих легендах и поверьях занимает "цветок лазоревый". Судите сами…

Жизнь  казака на войне – это миг, короткое время, так и цветок степи, «Цветок лазоревый" распускающийся на короткое время в весенней степи. Казаки в легендах олицетворяют ушедших  на войну  и погибших казаков через этот цветок.

В военной жизни казака наступает момент, когда казак погибает, его душа летает в небесах, но память о нем живет  на земле в преданиях легендах и истории казаков и освещает путь следующим поколениям казаков. Так и в жизни степи наступает момент, когда солнечный свет отражается на земле в виде маленьких фонариков - степных тюльпанов.

Для казаков лазорик - значимый цветок, имеющий символический смысл. Издавна в станицах бытует поверье, что лазорик - это души павших казаков в бою на чужбине. Распускающиеся весной цветы - память о тех, кто не нашел приюта в родной земле среди предков. Не алые головки тюльпанов колышет ветер – это души казаков, погибшие в боях, походах на чужбине, распускаются на несколько дней в родной стороне, поэтому цветок лазоревый похож цветом на кровь,  пролитую казаками и потому с давних пор не рвут эти цветы.

Воспитатель: Донская земля вырастила такое богатое разнотравье, что глаза теряются в этом чудесном сплетении цветов и трав.

- А степь еще  и  мир удивительных запахов!

Проводится дыхательное упражнение «Вдохни запах луговых трав» под расслабляющую музыку. (Дети вдыхают аромат)

РЕФЛЕКСИЯ:

Воспитатель: А ещё у меня в мешочке есть стеклянные камушки. Возьмите по - одному и положите в корзиночку синего или красного цвета в зависимости оттого, понравилось вам наше путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Донской край".

                                                 Ход занятия.В-ль: З...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Родом из Донского края»

Цель. Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края....

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Конспект по ознакомлению детей с природой Донского края Тема: «Донская аптека».

Цель: Создать условия для ознакомления детей с лекарственными растениями Донского края.Задачи:Познакомить детей с растениями: чабрец, подорожник, крапива, одуванчик, ромашка; их внешним видо...

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ» (средняя группа)

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ»(средняя группа)...