Статья Личностно - ориентированный подход в физическом воспитании детей дошкольного возраста
статья

Стряпкова Елена Николаевна

В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств: Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющимся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним детям свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с воспитанниками. В-третьих, современное образование остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

"Личностно - ориентированный подход в физическом воспитании

детей дошкольного возраста"

        В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств: Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющимся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним детям свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с воспитанниками. В-третьих, современное образование остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания детей.

        Личностно ориентированное образование стало альтернативной сложившейся в прежние годы традиционной образовательной системе, подразумевающей, что «хороший ученик» - это тот ученик, который точно исполняет требования учителя. В личностно-ориентированном образовании напротив, педагог управляет воспитанником не непосредственно, а через создание соответствующей образовательной среды, через построение целостной системы условий. Позволяющих каждому ребенку  самостоятельно принимать осознанные решения, делать ответственный выбор. Цель личностно-ориентированной системы образования заключается в раскрытии и развитии индивидуальности каждого ребенка, быстром и эффективном накоплении каждым воспитанником своего собственного общественно значимого личного опыта.

        Государственным образовательным стандартом по физической культуре определены следующие цели: развитие основных физических качеств и способностей; укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма; формирование культуры движений; обогащение двигательного опыта физическими упражнениями общеразвивающей и корригирующей направленности; приобретение навыков в физкультурно оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности; воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности; освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

        Сущность личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании состоит в следующем: в индивидуальном подходе педагога к каждому воспитаннику, помогающем ему в осознании себя личностью, своих возможностей, стимулирующих самостановлению  На современном этапе развития образования улучшить ситуацию по оздоровлению детей поможет переход от авторитарных, групповых подходов в физическом воспитании детей к личностно-ориентированным методам обучения и воспитания, базирующихся на индивидуальных возможностях. Инновационная направленность методики преподавания физической культуры с учетом личностно-ориентированного подхода.         Личностно-ориентированный подход – это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования.                                                                                         

        Содержание личностно-ориентированного обучения – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства. Часто на занятиях физической культуры мы сталкиваемся с такой проблемой, как необходимость формирования личности, способной к достижению высоких результатов физического развития, с другой стороны невозможность решения этой проблемы в силу разных индивидуально психологических особенностей и физической подготовленности детей. Поэтому на занятиях применяется личностно-ориентированный подход, т.е. занятия ориентированы на личные показатели воспитанников. Для этого в первую очередь нужно:  видеть в каждом воспитаннике уникальную личность;

  создать различными приемами ситуацию успеха;

  понимать причины детского незнания и неправильного поведения и

 устраняют их, не нанося ущерба достоинству, «Я – концепции» ребенка.

        Тем самым обеспечивается максимально возможный для каждого воспитанника уровень физического развития, показывается важность физического развития в процессе гармоничного развития личности.

        Физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

Список литературы:

 1) Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе – Ростов и /Д: Феникс, 2006. – 332с.

2) Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-на-Дону, 2000. – 242 с.

3) Гордеева Н.Н. Индивидуализация обучения /Н.Н. Гордеева// Педагогика. – 2002. - № 2. – 32-38 с. 4) Жук Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// № 2 2006. – 53-57 с. 5) Зайцев С. Личностно-ориентированное обучение младших школьников 2005 - № 3 – 56-64 с.

 6) Зайчиков А.А. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании детей младшего школьного возраста / А.А. Зайчиков// Вестник БГУ – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007, серия 17, выпуск 8. – 150-152 с.

7) Лубышева Л.И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004, № 4. – 2-6 с.

8) Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: опыт разработки и использования – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.

9) Фильченков Д.А. Методика реализации индивидуального подхода в физическом воспитании старшеклассников: Автореф канд. Дис. М., 1995. – 45 с.

10) Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса М., 1993. – 128 с.

11) Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии, № 2, 1995. – 12-15 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности построения личностно-ориентированного занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Комплект «Предшкола нового поколения» воспитывает и развивает у каждого ребенка положительное отношение к себе и окружающему миру; познавательную и социальную мотивацию, инициативность и самостоятельн...

Личностно-ориентированный подход в ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром

В данной статье описаны цель и суть личносто-ориентированного подхода, а так же рекомендации по планированию и проведению занятий по данной теме....

"Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании детей с ОВЗ"

В сообщении  раскрываются задачи становления двигательных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Прилагается подборка подвижных игр по формированию двигательных навыков....

Статья «Личностно – ориентированный подход, как основа социализации детей в дошкольном учреждении»

В статье ставятся воспросы, цели и задачи дошкольного образования, а именно :  воспитание личности ребёнка, развитие её творческого потенциала, способностей, выявление признаков одарённости. В ос...

Статья "Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек"

Статья для родителей и педагогических работников  "Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек"...

Консультация для педагогов на тему: "Компетентностно - ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста"

Мир меняется все быстрее и быстрее, все быстрее исчерпываются ресурсы, казалось бы неисчерпаемые, невозможное становится возможным, а незыблемое казалось бы, вдруг исчезает, оставляя след лишь в людск...

Статья "Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"

Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи....