Статья «Личностно – ориентированный подход, как основа социализации детей в дошкольном учреждении»
статья на тему

Решетникова Римма Дамисовна

В статье ставятся воспросы, цели и задачи дошкольного образования, а именно :  воспитание личности ребёнка, развитие её творческого потенциала, способностей, выявление признаков одарённости. В основе личностно-ориентированного подхода -- приобретение и осознание ребёнком собственного опыта, проявление себя в качестве субъекта общения, деятельности, познания. Быть субъектом - значит свободно определять свои цели, быть активным, инициативным, возлагать на себя ответственность за результаты своей деятельности. Личностно-ориентированный подход и есть основа социализации детей в дошкольном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

«Личностно – ориентированный подход, как основа социализации детей в дошкольном  учреждении»

 «Никто не знает, где и как рождается талант.

Каждая личность способна внести свой вклад в благосостояние общества.

 Право на самовыражение и на свободное развитие личности

не должно быть привилегией избранных, оно принадлежит всем»

Поль Вайнцвайг

«Десять заповедей творческой личности»

Интерес к человеку, как явлению Природы и вообще к самому себе, в частности возник издревле. О развитии этого интереса нам рассказывают наскальные рисунки, произведения скульптуры и живописи, музыки и литературы, дневники и письма выдающихся людей. Во времена Древнего Востока, Древней Греции, Древней Руси начали возникать  науки о человеке -  философия, этика, эстетика, психология, педагогика. И уже в те времена люди поняли: нет ни чего интереснее Человека, нет ничего сложнее Человека, нет в мире ничего прекраснее Человека.

Всплеск интереса к Человеку в нашем стремительно меняющемся обществе не случаен. Проблемы личности и какой ей быть сегодня стали особенно актуальными в ходе процессов и явлений, проходящих в нашем обществе. Это - политические и социально-экономические преобразования; демократизация управления и отношений между людьми; национальное самоопределение; активный интерес к религии, а также негативные проявления (пропаганда секса, насилия, мистики; отрицание вечных доктрин долга, бескорыстия, патриотизма, трудолюбия, совести; рост преступности; алкоголизм, наркомания и т.д.)  В этот момент истории трудно всем, во сто крат труднее нашим детям. Хрупкий мир детства нуждается в любви, понимании взрослых, великодушии и сочувствии, а, главное, в помощи.

Перед нами стоит множество вопросов. Как развить детей сегодня? Какую цель преследовать? Какие методы и приемы воздействия на детей избрать в отношениях «руководитель - ребенок»? Какие методы сегодня  являются надежными, а какие, наоборот – негодными?

Известно много средств решения данной проблемы. Одно из них – обращение к личности самого ребенка. Помочь растущему человеку в его развитии и становлении – главная задача и основной смысл воспитателей, педагогов, руководителей, утверждающих в своей деятельности личностно – ориентированный подход, направленный на развитие конкретного  ребенка, гуманизацию  взаимоотношений между Руководителем-Родителем и Ребенком (форма взаимодействия - три «Р»).

Цель работы - определение, обоснование и создание условий, при которых осуществление личностно-ориентированного подхода является основой социализации детей в дошкольных учреждениях.

        Социализация как понятие сегодня широко употребляется в философских, психологических и педагогических работах.

        В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации (активное приспособлении индивида к условиям социальной среды) и социальной автономизации (реализации установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценке).

        

        Когда речь идет о дошкольнике, то педагог-руководитель реально имеет дело с неоформившимся субъектом социализации. Ребенок ещё ограничен в своем участии в социальной жизни, но с помощью специальных педагогических воздействий он начинает накапливать своеобразное «социальное поле» своей личности: осознавать себя среди людей, свои связи с ними и опыт общения. Ребенок должен посмотреть на себя со стороны, оценить свои действия, поступки, соотнести свои возможности с той социальной ролью, с тем типом поведения, который ему «предписывает» жизнь или открыто навязывают взрослые.

У детей младшего возраста наблюдается всплеск творческой активности, тяга к познанию и исследовательской деятельности. Безусловно, чем разнообразнее содержание деятельности ребенка, тем больше количество социальных ролей он получает для социального опыта, тем разносторонне он развивается.

        С этих позиций социализация ребенка –это, в первую очередь, процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка, развитие его природных способностей, удовлетворения  потребности в деятельности, овладение опытом общения с людьми, природой, искусством.

        Воспитание – часть процесса социализации, целенаправленное управление процессом социального развития личности через включение ребенка в различные виды социальных отношений.

Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. Социализация и воспитание ребенка – два взаимосвязанных процесса. Воспитание предполагает активность самого ребенка и его активное взаимодействие с социальной средой.

И поэтому, я считаю, что дошкольные учреждения – благоприятная среда для социализации детей.

Основная задача учреждения – способствовать всестороннему удовлетворению потребностей детей.

Дополнительное образование располагает огромным потенциалом для развития детей, предоставляет ребенку свободу и право выбора вида деятельности.  Именно поэтому дополнительное образование имеет, по сравнению с другими образовательными сферами комплекс преимуществ:

  • «выравнивает» стартовые возможности личности;
  • Способствует выбору ребенком индивидуального «образовательного маршрута»;
  • Способствует реализации ребенком своих потребностей, интересов и т.д.;

        Для каждого ребенка, который приходит в учреждении дошкольного и дополнительного образования, встреча с педагогом – это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Именно он воплощает в себе то, что связано с новыми знаниями, умениями, отношениями с окружающими и жизнью в целом. Эта встреча может помочь ребенку обрести свое собственное лицо, уверенность в будущем.

Это происходит тогда, когда педагог видит в каждом ребенке уникальную личность, постоянно считается с этим открытием, чувствуя и принимая к сердцу проблемы детей.

Поэтому наша задача состоит в том, чтобы помочь воспитаннику обнаружить в себе сильные стороны, осознать их и научить его пользоваться ими так, чтобы они приносили удовлетворение.

        

        Безусловно общеобразовательная школа много сил тратит на то, чтобы развить интеллект, внимание, память и другие умения и способности. Но никто ещё не доказал, что именно эти умения, а, например, не умение любоваться облаками, фантазировать или решать кроссворды делают человека счастливым. Поэтому педагог в своей деятельности старается не сужать сферу свободного общения детей, их переживаний, личного практического опыта. Он учит детей не только трудиться, но и использовать свое свободное время. Ведь наблюдения за детьми показывают, что они порой        отвыкают от свободного  времени и, как только возникает пауза, решительно не знают, чем заняться, куда себя деть.

        Никогда нельзя знать, что предпочтительнее – какой род занятий, и какой вид образования. Гораздо лучше известно – чего не должно быть в детстве. Не должно быть злобы и нервозности! И, несомненно, дошклдьные учреждения – благоприятная для этого среда. Дети  делают только то, что им действительно понятно, интересно и необходимо. А руководители открывают перед ребенком перспективы его роста, помогают ему добиваться успехов и радоваться им.

        

Личностно – ориентированный подход как система идей, взглядов, приемов.

        Ещё совсем недавно считали, что из каждого (или почти из каждого) можно вырастить Рафаэля, Эйнштейна или Пушкина. Теперь мы так не считаем. Но знаем, что личность каждого ребенка представляет собой индивидуальный мир.        Исходя из этого, мы в своей деятельности стараемся помнить, что каждый человек, будь то руководитель, родитель, ребенок, индивидуален от природы. Не надо готовить ребенка к будущей жизни, он живет сейчас, и надо стараться жить вместе с ним, искренне вникая в его проблемы, с заботой, душевностью, взаимодействуя.

        Дети  приходят в мир с любовью и огромным интересом к нему. Вспомните себя. Педагог должен не просто любить ребенка, но и видеть в нем быстро развивающуюся личность, которую обязательно надо воспринимать как неповторимую индивидуальность.

В дошкольных учреждениях царит атмосфера доверия и взаимопонимания.  Все цели объединены ведущей идеей: ребенок должен верить в себя, в свои силы и возможности и гордиться тем, что он уже умеет делать (а вчера ещё не умел).

Здесь организованы почти все ведущие для данного возраста виды деятельности (коммуникативная, познавательная, воспитательная и другие).

        В работе применяется основное правило – на каждом занятии ставится открытая творческая задача, где нет единого правильного ответа, а есть много одинаково ценных  и интересных вариантов решения.

      Адаптация ребенка в дошкольном  учреждении.

Приход ребенка в учреждение почти всегда сопровождается психологическими трудностями для ребенка, который попадает из знакомой обстановки в новую среду, в новый детский коллектив. Резкая смена условий сопровождается переживаниями, волнениями.

Поэтому очень важно, чтобы встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми была плавной, мягкой, бестравматичной.

Ещё до первой встречи с детьми воспитатели знакомятся с родителями, устанавливают контакт, узнают об условиях развития, личностных особенностях ребенка.

Первая встреча – знакомство с детьми – первое занятие проводится в яркой игровой форме. Благодаря играм, руководитель устанавливает близкий, доверительный и продуктивный контакт.

Педагогические основы сотрудничества учреждения и семьи в воспитании детей

«Всё – и хорошее, и плохое – человек получает в семье», - эта педагогическая мудрость известна, наверное, каждому взрослому. Именно в семье маленький человек получает первые уроки зла и добра, понимания или упреков, любви или насилия.

        Поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи – одна из основных задач личностно – ориентированной педагогики.

        Семья рассматривается как равноправный партнер, союзник, друг в деле воспитания, развития ребенка. Мы считаем. Что только вместе с родителями, общими усилиями можно добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, творческие возможности, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира, умел любить другого человека и быть любимым - (Руководитель-Родитель и Ребенок (три «Р»)).

По популярности данная форма взаимодействия - Родитель-Руководитель-Ребенок, занимает первое место.

         

        В заключении хочется сказать  о простых вещах - в действительности мы имеем редкое, ни с чем не сравнимое удовольствие общения с миром детства. Надо только делать то, что хочется, и стараться избегать того, чего не хочется. Верить своей интуиции… Словом, стараться получать удовольствие вместе с детьми. Если руководителю хорошо, то есть шанс, что и ребенку будет хорошо. Если руководителю плохо, то у ребенка шансов вовсе нет.

Любите детей!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей с нарушением речи и интеллекта на основе тесного профессионального взаимодействия педагогов

Постоянный  рост  числа  детей  с  отклонениями  в  развитии  выдвигает  диагностико-коррекционное  и  профилактическое  направление...

"Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании детей с ОВЗ"

В сообщении  раскрываются задачи становления двигательных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Прилагается подборка подвижных игр по формированию двигательных навыков....

Личностно-ориентированный подход в коррекционном обучении детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и проблемами развития эмоциональной сферы.

В практике личностно-ориентированного взаимодействия учителя-логопеда с детьми основополагающим является развитие личности ребенка. Ребенок с нарушением речи - это личность и субъект, обладающий уника...

Личностно-ориентированный подход в коррекционном обучении детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и проблемами развития эмоциональной сферы.

В практике личностно-ориентированного взаимодействия учителя-логопеда с детьми основополагающим является развитие личности ребенка. Ребенок с нарушением речи - это личность и субъект, обладающий уника...

Статья Личностно - ориентированный подход в физическом воспитании детей дошкольного возраста

В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно сущес...

Статья "Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек"

Статья для родителей и педагогических работников  "Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек"...

Доклад "РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ"

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития коррекционного образования. Ее цель — приобщить «особых» детей ...