Технология опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте.
методическая разработка (подготовительная группа)

Криволапова Елена Васильевна

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой которые обеспечивают становление любознательной и познавательной мотивации, познавательных действий, становление сознания.

Актуальность технологии:

Детская познавательно- исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_opytno.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технология опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой которые обеспечивают становление любознательной и познавательной мотивации, познавательных действий, становление сознания.

Актуальность технологии:

Детская познавательно- исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

       Цель:  исследовательской деятельности в детской лаборатории – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

  1. Расширять представления детей об  окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
  2. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр- экспериментов (различные емкости).
  3. Развивать у детей умственные способности:    — развивать мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение— формировать способы познания путем сенсорного анализа 
  4. Социально- личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий

Технологию детского экспериментирования в ДОУ можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ с взаимодействия окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта.

Реализация данной технологии предполагает использование исследовательского и деятельностного подходов.

Исследовательский подход лежит в основе обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени, организованного педагогом.

Деятельностный подход объясняет процесс активного исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивационного, целенаправленного решения проблем.

Целевые ориентации технологии детского экспериментирования

Направление: познание ребенком объекта в ходе практической деятельности с ним.

Цель: создание условий для осуществления детского экспериментирования.

Задачи:

1.Учить детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем.

2. Учить детей проверять возможные решения экспериментальным путем.

3.Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их.

4. Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

5.Развивать у детей умение отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности.

6.Развивать у детей умение фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.

Концептуальную основу технологии детского экспериментирования составили следующие теоретические положения:

— Положения и методические подходы к деятельности экспериментирования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской деятельности детей выделяет экспериментирование.

Мотивационная характеристика технологии детского экспериментирования:

• технология детского экспериментирования основана на создании особого вида мотивации – проблемной мотивации, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций;

• в основе технологии лежит отбор самых актуальных сущностных задач, интересных для воспитанников, побуждение к самостоятельному осознанию и выдвижению гипотезы эксперимента или опыта;

• в ходе детского экспериментирования происходит построение оптимальной системы реализации эксперимента или опыта, посредством заинтересованного включения детей на каждом этапе;

• в основе технологии лежит личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, которое способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, возникновению желания практически осуществить эксперимент или опыт, с целью получения подтверждения или же опровержения экспериментальной гипотезы.

Такая мотивационная характеристика должна ставить ребенка в положение исследователя-первооткрывателя, переконструирующего прежние знания, входящие в непосредственный опыт, в опыт экспериментальной деятельности. Ребенок должен проявить способность к аргументации, необходимости принятого им решения, о путях достижения результата и применения его в жизнедеятельности.

Особую роль в процессе детского экспериментирования дошкольников приобретают:

Первая группа методов — методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности детей, среди которых ведущее место занимают методы, направленные на формирование интереса к познавательной деятельности.

Первая подгруппа -методы организации и осуществления чувственного восприятия учебных объектов, соответствующие наглядным методам. Это такие приемы как наблюдение и рассматривание, безусловно, широко используемые в процессе экспериментирования

.Вторая группа методов -методы организации и осуществления познавательных действий.

Вторая подгруппа -методы организации и осуществления экспериментальной деятельности детей, соответствующие, в известной мере,словесным методам.

Третья подгруппа — это методы организации и управления практической деятельностью детей с целью формирования у них новых знаний, навыков и умений. Эта подгруппа соответствует практическим методам обучения, которые нашли широкое применение в дошкольной педагогике и которые являются базовой составляющей детского экспериментирования.

Третья группа методов обучения -методы организации контроля и самоконтроля эффективности экспериментальной деятельности детей, разработка которых ведется в дошкольной педагогике.

В ходе реализации данной технологии в условиях ДОУ, ребенок ставится в положение исследователя-первооткрывателя, переконструирующего прежние знания, входящие в непосредственный опыт, в опыт экспериментальной деятельности, присваивает опыт этой самой деятельности и овладевает рядом умений.

Чтобы дети занимались исследовательской деятельностью, педагогу необходимо:

использовать различные приемы воздействия на эмоционально-волевую сферу дошкольника (заботясь о том, чтобы в процессе познания нового материала он испытывал чувство радости, удовольствия, удовлетворения);

создавать проблемные ситуации, вызывающие у детей удивление, недоумение, восхищение;

четко формулировать проблемы, обнажая противоречия в сознании ребенка; учить видеть и формулировать проблемы, развивая проблемное видение;

выдвигать гипотезы и обучать этому умению детей, принимая любые их предложения;

— развивать способность к прогнозированию и предвосхищению решений;

обучать детей обобщенным приемам умственной деятельности — умению выделять главное, сравнивать, делать выводы, классифицировать, знакомить с различными научными методами исследования;

— создавать атмосферу свободного обсуждения, побуждать детей к диалогу, сотрудничеству;

— побуждать к самостоятельной постановке вопросов, обнаружению противоречий;

— подводить детей к самостоятельным выводам и обобщениям, поощрять оригинальные решения, умение делать выбор;

— знакомить с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, с историей великих открытий.

Педагогу, организуя исследовательскую деятельность детей, необходимо избегать отрицательной оценки детских идей;

А так же:

—       проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственного решения;

—       восстанавливать веру ребенка в собственные силы, настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до конца;

—       подводить итоги исследования (при условии, что дети сами называют проблему, вспоминают все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, оценивают свою работу).

—       для осуществления процесса исследования важно оптимальное разделение детского коллектива на малые группы (по три-четыре человека). Работа в таком небольшом коллективе способствует развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, доказывать свою точку зрения.

Последовательность деятельности

  1. Привлечение внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта
  2. Предоставление возможности детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект (можно несколько раз поменять условия опыта и посмотреть, что из этого получается)
  3. Формулирование причинно-следственных связей
  4. Самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира.

Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка мы создали в детском саду лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой нами работы. Это дает возможность педагогу:

  • — работать с детьми малыми группами (по 6-8 человек) по интересам;
  • — использовать материалы, которые часто используются в группе при большом количестве детей;
  • — не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь»…).

Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю: с детьми старшего дошкольного возраста 20 минут, с детьми подготовительной к школе группы  по 20-25 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом развития и познавательных процессов детей.

Во время занятия проводится один – два эксперимента с детьми среднего дошкольного возраста и два – три эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста (в зависимости от сложности).

Структура проведения игры – экспериментировании:

  • — постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
  • — выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  • — проверка гипотез;
  • — подведение итогов, вывод;
  • — фиксация результатов;
  • — вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

  • — внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • — тайна, сюрприз;
  • — познавательный мотив (почему так?);
  • — ситуация выбора.

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов (особенно у старших дошкольников), в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.

Работа в лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей. Так, после проведения экспериментов со звуком мы создаем с детьми свои музыкальные инструменты из бросового материала.

Дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе.Я считаем, что овладение дошкольниками разными способами знания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

 Ожидаемый результат. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие воспитания, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Новизна. Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования . И характеризуется структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группах детского сада и проведения игр- экспериментирования с дошкольниками ДОУ.

Основное оборудование в уголке экспериментирования являются:

  • — Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • — Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).
  • — Природный материал: камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.
  • — Утилизированный материал: проволока, ткани, пластмасса, пробки и др.
  • — Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.
  • — Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
  • — Красители: гуашь, акварельные краски и др

При оборудовании уголка экспериментирования учитываются следующие требования:

  •  — безопасность для жизни и здоровья детей
  • — достаточность
  • — доступность расположения.

Показатели сформированности исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС.

  •  — Умение видеть проблему;
  •  — Умение формулировать и задавать вопросы;
  • —  Умение выдвигать гипотезы;
  • —  Умение делать выводы и умозаключения;
  •  — Умение доказывать и защищать свои идеи;
  • — Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.

Критерии сформированности исследовательской деятельности:

  • — Самостоятельность.
  • — Полнота и логичность ответа.
  • — Правильность выводов и формулировок.

Целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым, сверстникам,  интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать экспериментировать…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно коммуникационных технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Использование информационно-коммуникационных технолгий для формирования навыков 21 века, организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....

Консультация для воспитателей «Использование современных технологий в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

В современном мире невозможно устоять на месте, необходимо идти в ногу со временем. Изменения, происходящие в данный момент в образовании, предъявляют серьезные требования к педагогическим работникам,...

Реализация опытно - экспериментального проекта для детей старшего дошкольного возраста "Планета Динозавров"

Проект доступен и интересен детям.Он повышает интерес детей к окружающей действительности.Тема выбрана с учётом возрастных особенностей детей старшего возраста и объёма информации, которая может быть ...

«Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста»...

Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Педагогические технологии, которые успешно внедрены в образовательный процесс дошкольных учреждений....

«Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)»

Дорогие коллеги, хочу вам представить свои наблюдения из практики работы с детьми по развитию их творческих навыков и, всвязи с этим, комунникативных способностей воспитанников, в тесной взаимосвязи с...

Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)

Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)...