Активное занятие по программе "Социокультурные истоки"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Юлия Константиновна Ковальчук

Активное занятие "Старание и терпение" направлено на формирование социокультурных ценностей трудолюбия. мастерства, послушания у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatie.docx34.82 КБ
PDF icon vypiska_iz_protokola_kovalchuk.pdf281.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсная методическая работа

Ф.И.О. педагога  

Ковальчук Юлия Константиновна

Должность

педагог-психолог

педагогический стаж  

24 года

в том числе стаж по программе «Социокультурные истоки»  

4 года

квалификационная категория  

первая

образовательная организация

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»

форма занятия  

подгрупповая

группа/класс

старший дошкольный возраст

возраст обучающихся

6-8 лет

Тема занятия «Старание и терпение»

Цель для педагога:

Дальнейшее освоение и осмысление социокультурной категории «Традиции дела» через знакомство с примерами из художественной литературы

Цель для обучающихся:

Дальнейшее приобщение ребенка к базовым социокультурным ценностям – ценностям труда и мастерства

Задачи для педагога:

Образовательные:

Формировать нравственные представления о ценности труда, старания и терпения в жизни человека;

Продолжать знакомить с социокультурной категорией «Традиции дела»

Создавать условия для формирования нравственной основы характера, формирования первоначальных представлений об общечеловеческих ценностях.

Формировать умение понятно и грамотно формулировать свои мысли.

Развивающие:

Развивать предпосылки ценностно – смыслового восприятия народных произведений;

Развивать умение поступки, их влияние на эмоциональное состояние других людей.

Развитие коммуникативных умений и социальных на навыков общения.

Воспитывающие:

Воспитывать трудолюбие и ответственность.

Воспитывать умение договариваться друг с другом.

Задачи для обучающихся:

Воспроизводить информацию, необходимую для успешного усвоения нового.

Получить новый социокультурный опыт.

Овладеть умениями работать

по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Осознать себя как участника познавательного, творческого процесса.

Термины, понятия

Падчерица, хворост, холст, иззябнуть, сжила со свету, рукодельничать

Планируемые результаты:

Формируемые компетентности

Знать: 

- Знать, что старание и терпение помогают человеку справиться с любым делом.

Уметь:

- Работать по правилу, слушать взрослого и выполнять  словесные  инструкции.

Владеть:

- Способами познавательной и самостоятельной деятельности.

- Навыками работы в паре.

-Навыками элементарного самоконтроля

Организация пространства

Межпредметные связи Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие,  художественно – эстетическое развитие

Формы организации, методы и приемы работы

Формы организации: Ресурсный круг, работа в микро группе, индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы и приемы:

Словесный метод – живое общение взрослого и детей (рассказ, объяснение, беседа, использование произведений устного народного творчества).

 Наглядный метод -  показ предмета, демонстрация видеофильма

Практический метод - упражнение поискового характера

Методы повышения познавательной активности – элементарный анализ, сравнение, метод вопросов, метод повторения.

Метод повышения эмоциональной активности – элементы творчества и новизны.

Методы обучения и развития творчества – эмоциональная насыщенность окружения, мотивирование детской деятельности, исследование предметов и явлений.

Ресурсы

Оборудование: подушки по количеству детей, столы, стулья, карандаши, фломастеры, бумага, книги, памятки

Наглядно-демонстрационный материал:  ноутбук, мультимедийная система,  выставка «Город мастеров», ленты по количеству детей,  изображение «Морозко», видео фильм «Мамы – мастерицы»

I этап. Целеполагание

Цель этапа:

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Стр.книги

Установление педагогом и детьми цели и задач предстоящей образовательной деятельности Создание положительного эмоционального настроя и готовности к предстоящей деятельности

Педагог - психолог приглашает детей пройти в группу, где расположена полочки и название выставки «Город мастеров».

Педагог: Доброе утро! Ребята, я рада видеть вас таких хороших, красивых, с хорошим настроением! Пусть вам наша встреча принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

Педагог: «Ребята, посмотрите, перед вами стоят полочки для выставки и ее название «Город мастеров». Полочки пустые. Предлагаю вам заполнить их. На столе лежат предметы, которые созданы человеком. Выберите тот, который вам понравился, и разместите на полочке».

Педагог: «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся»

Дети встали гурьбой.

Здравствуйте! Доброе утро!  (дети здороваются)

Дети становятся полукругом около полочек.

Выбирают понравившийся предмет и помещают на выставке.

Детям предлагаются предметы: матрешка, шкатулка, салфетка, колокольчик и т.д.

II этап. Актуализация опорных знаний и умений

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость

в получении новых

представлений, умений.

 - Ребята, посмотрите, какая выставка у нас получилась. Предлагаю вам по очереди рассказать о том, какой предмет вы выбрали и почему.

Педагог поддерживает, задает наводящие вопросы.

  - Ребята, как вы думаете, почему наша выставка называется «Город мастеров»?

 - Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать мастером.

Просмотр видео «Мамы – мастерицы»

Ресурсный круг

Педагог –

Предлагаю вам подумать и сказать, подходит ли к ролику пословицы «Без терпения нет умения», «Терпение и труд все перетрут»

Педагог – Правильно ребята, с давних времен люди высоко ценили старание и терпение. Эти  качества нужны, чтобы достичь мастерства в любом деле. В старину говорили «Старание и терпение рождают умение».

 -Ребята, приглашаю вас в путешествие по вам по одной русской народной сказке. Это путешествие поможет нам еще больше узнать о таких ценных качествах человека, как старание и терпение.

Дети встают полукругом около выставки.

Дети по очереди называют выбранный ими предмет и рассказывают о нем.

 - Я поставил на полочку матрешку, потому что она красивая и нарядная.

 - Я положила на полочку туфельки, потому что они праздничные и удобные.

И т.д.

 - Потому что каждый предмет сделал мастер.

 - Он должен быть трудолюбивым, старательным, усердным.

Ресурсный круг по пословицам

Предполагаемые ответы детей:

 - Эта пословицы, про тех, кто старается; про мастера, который может делать все своими руками; про человека, который знает, что он делает; который не боится работы, не ленится.

Дети берутся за руки и под музыку двигаются за педагогом.

Russkaya_narodnaya_melodiya_-_Krasnyj_sarafan_(iPleer.fm).mp3

III этап. Основной этап

Расширять представления детей о

Развивать эмоциональную отзывчивость на выполнение совместной работы.

Развивать коммуникативные умения: работа в паре, умение договариваться.

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.

Педагог – Ребята, предлагаю вам присесть на пол, на подушки. Действие сказки происходит зимой. Послушайте, как завывает ветер, трещит мороз. А вот и он, один из героев сказки. Кто то?

 - Обратите внимание, на доске иллюстрация. Из какой она сказки?

Беседа по содержанию сказки:

 - Кто главные герои сказки?

 

-Почему все люди хвалили старикову дочку?

 

- Каким вы представляете себе Морозко?

- Какие задания давал Морозко девушкам?

 

- Почему старикова дочка не отказалась выполнять задания Морозко?

Правильно ребята, чтобы хорошо выполнить дело за которое берешься, нужно приложить старание и усердие, быть трудолюбивым и усердным.

 - Можно ли назвать девушку мастерицей?

 Педагог – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Пришла пора немного отдохнуть и пригласить в наш хоровод родителей.

Приглашаем к нашей работе родителей.

Работа в паре – родитель – ребенок

Педагог – Откройте книгу на странице 25. Подумайте и выберите пять важнейших качеств, которые помогли стариковой дочке выполнить задания Морозки.

Педагог – Ребята, вы правильно выбрали все качества. Предлагаю вам вместе с мамами выписать их на отдельную страницу и, когда вы приметесь за трудное и важное дело, вспоминать про них.                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Дети рассаживаются на пол, на подушки.

 

Дети обращают внимание на иллюстрацию на доске.

- Это «Морозко».

Старик, мачеха, старикова дочка, старухина дочка, Морозко.

Потому что она не боялась никакой работы, была трудолюбивая, все у нее в руках спорилось.

Морозко был строгий, но справедливый, старенький.

 - Сшить из полотна рубаху и связать рукавицы.

Она была послушна, усердна и трудолюбива, потому что дедушка старенький, а старшим надо помогать.

Можно, потому что она справилась с задание, выполнила его аккуратно.

Дети, вместе с родителями становятся в круг, берут в руки ленточки и двигаются в хороводе, повторяя движения за педагогом.

Ребенок в паре с родителем работает с книгой и отмечает качества.

Затем каждая пара предлагает одно из выбранных ее качеств и обосновывает свой выбор.

Например, мы отметили «уважение», потому что девушка почитала и уважала старших и не посмела, не выполнить просьбу Морозки.

Каждой паре предлагается красиво оформленный лист, карандаши, фломастеры, на который они выписывают выбранные качества.

Уральский хоровод - Народные Русские from backingtrackmp3s.com.mp3

Стр.25

книга для детей 6–7 лет «Мастера и рукодельницы»

IV этап. Итоги занятия. Рефлексия

Подведение итогов ОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование навыков самооценки.

Педагог - Ребята, о каких важных для каждого человека качествах мы сегодня говорили?

 - Я знаю, что вы любите трудится и помогать своим родителям. В каких делах вам пригодится старание и терпение.

 - Я желаю вам ребята быть трудолюбивыми, старательными и помнить, что эти качества помогут вам достичь мастерства в любом деле.

Я хочу подарить вам на память пословицы о старании и терпении.

Не везде сила: где умение, а где и терпение.

К большому терпению придет и умение.

С терпением в работе не пропадешь.

Дело мастера боится.

Всякое дело терпением одолеть можно.

Без терпения нет и умения.

 - О старании и терпении, об усердии и трудолюбии.

 -Убирать игрушки, что – то мастерить, складывать одежду и.т.д.

Используемая литература:

  1. Истоковедение. Социокультурный системный подход к истокам в образовании. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015.
  2. Козлова, С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. - М., 2000.
  3.  ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
  4. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
  5. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном  образовательном стандарте дошкольного образования. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015.

   


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект активного занятия по программе «Истоки» на тему «Верность родной земле»

Данное занятие направлено на первоначальное освоение дошкольниками духовно-нравственной категории «вера»....

Конспект активного занятия по программе «Истоки» в старшей группе на тему «Мудрое слово».

Данное занятие направлено на первоначальное знакомство с социокультурной категорией "Мудрость"....

Активное занятие по программе «Истоки» с родителями воспитанников средней группы

Присоединение родителей к отечественным традициям. Оказание родителям педагогической поддержки в освоении категории «Дружная семья». Развитие единого контекста в группе....

Активное занятие по программе "Истоки" на тему "Сказочное слово"

Конспект занятия "Сказочное слово" для детей подготовительной к школе группе по программе "Истоки"Социокультурная категория - ТРАДИЦИИ СЛОВА...

Активное занятие по программе "Истоки" на тему "Мудрое слово" старшая группа

Активное занятие по программе "Истоки" на тему "Мудрое слово"Социокультурная категория - МУДРОСТЬ...

Конспект активного занятия по программе "Истоки" в младшей группе на тему "Образ света"

Цели:-формировать познавательный интерес к малым формам фольклора: потешкам, хороводным играм;развивать коммуникативные умения, обогащать и активизировать словарный запас детей;-воспитывать нравственн...

Конспект активного занятия по программе «Истоки» с средней группе на тему «Дружная семья»

Задачи:Образовательные: помочь освоить и осмыслить социокультурную категорию «Родной очаг», приобщить к семейным ценностям и традициям семьи, формировать  понимание необходимости друж...