План по самообразованию в средней группе.
методическая разработка (средняя группа)
План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи дошкольников посредством использования дидактических, словесных игр в условиях реализации ФГОС».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 40.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад № 56 «Ромашка» города Рубцовска
пер. Гражданский, 14-А, г. Рубцовск, Алтайский край 658200
телефон 8(38557)4-67-83, 8(38557)4-58-73, эл. адрес: ds56@ngs.ru
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Страчкова Нина Анатольевна
(Ф.И.О.)
воспитатель
(Должность)
«Развитие связной речи дошкольников посредством использования дидактических, словесных игр в условиях реализации ФГОС»
(Название темы)
15.09.2019 г.
(Начало изучения темы)
30.05.2020г.
(Окончание изучения темы)
Рубцовск, 2019
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Ф.И.О. педагога __Страчкова Нина Анатольевна_____________________
Дата рождения __3 декабря 1978г. __________________________________
Стаж работы в должности ___16 лет________________________________
Образование (название учебного заведения и год окончания)
Профессиональная переподготовка в КГБУ ДПО АКИПКРО по программе «Основы теории и методики дошкольного образования» 2016г.
Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении__________ 1 категория, 2015г.
Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили) ___ Профессиональная переподготовка «Рубцовский педагогический колледж» по специальности «Дошкольное образование» 2016 г.;
Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Институт дистанционного обучения». Тема: «Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста на основе ФГОС ДО». 72 часа, 2019г.;
Институт дополнительного образования ФГБОУ ВО «АлтГПУ» по дополнительной профессиональной программе «Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов в дошкольной образовательной организации», 24 часа, 2019г.
Награды (указать год, характер награды)
Награждена грамотой МКУ "Управление образования" г. Рубцовск, 2016 г., приказ №134л от 26.09.2016 г.
Награждена почётной грамотой "Рубцовский городской комитет Профсоюза работников народного образования и науки РФ" 2016 г.
Награждена почётной грамотой президиумом Алтайской краевой организации Профсоюза 2019г., Протокол №21 от 02.10.2019 г.
Актуальность выбранной мной темы:
Вопросы развития связной, правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего развития полноценного ребёнка. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей.
Для детей 4-5 лет характерна большая потребность в общении. Но проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Специалисты подчеркивают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.
В некоторых семьях, как только ребёнок научается сидеть, его сажают перед экраном. Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с мамой и отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. Отсюда и последствия, первое из них – отставание в развитии речи. Только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности малыша способны обеспечить нормальное речевое развитие.
Поэтому, главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им, используя различные средства и формы, в освоении разговорной речи, родного языка, а также донести до родителей важность их участия в развитии речи детей.
В моей группе очень остро обозначена проблема речевого развития, над которой я работаю второй год. По результатам диагностики на конец прошлого учебного года 46% детей имеют низкий уровень речевого развития и 32% средний уровень. Надо отметить что эти показатели достаточно увеличились по сравнению с началом прошлого года, когда я только начинала свою работу по данной теме (91% низкий уровень, 9% средний). У большинства детей отмечается нарушения в звукопроизношении по тем или иным причинам.
В этом учебном году я решила более подробно изучить роль дидактических и словесных игр в речевом развитии детей. Основная особенность дидактических, словесных игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей, эти игры развивают:
1. развивают связную речь детей;
2. формируют правильное звукопроизношение;
3. пополняют и активизируют словарь;
4. формируют умение правильно выражать свои мысли.
Несомненно, дидактические и словесные игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, и надо как можно больше изучить данный вопрос для дальнейшей плодотворной работы.
Целью моей работы над данной темой является:
- повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства по вопросу развития речевой системы у детей посредством использования дидактических, словесных игр;
- систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.
Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:
- изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
- разработать перспективный план реализации проблемной темы;
- выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические и словесные игры для развития речи у детей;
- определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
- систематически проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;
- представить коллегам наработанный опыт реализации проблемной темы.
Срок реализации: 1 год (2019-2020 учебный год)
Содержание работы по самообразованию.
Сроки | Тема | Содержание | Практический выход |
сентябрь | Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. | Цель работы по самообразованию: повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по теме. | |
сентябрь | Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата. | Планирование работы по следующим разделам: -изучение методической литературы; -работа с детьми; -работа с семьёй; -самореализация. | Составление плана самообразования по теме с внедрением в практику ДОУ. |
В течение года | Теоретическое изучение проблемы. | 1. Развиваем связную речь у дошкольников в общении: посо- бие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ сост. А. М. Орлова.—Мозырь: Белый Ветер, 2010.—113 c. 2. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошколь-ного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. М., 2003 3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет, Москва, 1992. 4. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреж-дений дошкольного образова-ния/Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько.—Минск: Нац. Ин-т образования, 2012.—184 с. 5. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г. 6.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с. 7.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г. 8. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1974г. 9. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. - М.: 2010г. 10. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981 г. № 2. 11.Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с.27-43. 12. Швайко Т.С. Игры и игро-вые упражнения для развития речи. - М.: 1983г. 13. Интернет-ресурсы. | Изучение литературы по теме. |
В течение года | Практическая деятельность. | 1. Изучение опыта педагогов в ДОУ. 2. Использование методики на ООД, в свободной деятельнос- ти, в игре, в индивидуальной работе с детьми. 3. Изучение методик и техноло-гий в интернете. 4. Консультация для педагогов «Использование дидактической и словесной игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»; презентация «Пескотерапия как эффективный метод развития речи дошкольников». 5. Консультация для родителей: «Роль и влияние общения в семье на развитие речи ребен-ка»; «Проблемы развития речи у детей среднего дошкольного возраста». 6. Оформление папки-передви-жки для родителей на тему: «Дидактические и словесные игры для развития речи наших деток». 7. Памятка для родителей по развитию речи детей. 8. Мастер-класс для родителей: «Рисование песком». 9. Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов для развития речи. 10. Составление картотеки дида-ктических и словесных игр по развитию речи детей. 11. Подбор загадок для детей по разной тематике. 12. Изготовление дидактических игр по развитию речи своими руками. 13. Презентация для родителей «Чему мы научились за год. Наши достижения». 14. Отчёт по теме самообразова-ния на итоговом педсовете. | Консультации для родителей, консультация для воспитате-лей; составле-ние картотек игр и их изгото-вление; выступ-ление на педсо-ветах; проведе-ние открытых занятий, мас-тер-классов; составление отчётов. |
май | Подведение итогов самообразования. | В результате работы по теме самообразования ожидаются следующие результаты:
- у детей сформировано более правильное звукопроизноше-ние; - совершенствование разговор- ной речи; - обогащение словаря; - у детей вырос интерес и желание к общению друг с другом и комментированию своих действий; - закрепление навыков пользов-ания инициативной речью; - сформировано умение правильно выражать свои мысли. | отчёт |
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц | Направления работы | Способы достижения | Анализ достижений |
Сентябрь | Работа с документацией. Самостоятельное изучение методической литературы по самообразованию. | Изучение литературы по теме. | |
Планирование работы по самообразова-нию: изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата. | Составление плана самооб-разования по теме с внедре-нием в практику ДОУ. | ||
Работа с детьми: проведение диагностических исследований детей 4-х лет по развитию речи. | Определение проблем в ре-чевом развитии детей. | ||
Работа с родителями: составление анкеты. | Анкетирование родителей «Речевое развитие ребёнка». | ||
Октябрь | Изучение темы: «Использование речевых дидактических игр в работе с детьми». Подбор игр и упражнений для детей 4-5 лет по развитию связной речи. | Изучение литературы по теме. Составление картотеки дидактических и словесных игр по развитию связной речи детей 4-5 лет». | |
Работа с детьми: Игры и упражнения для развития связной речи детей (утреннее и вечернее время). | Проведение словесных игр, использование чистогово-рок в свободной деятельнос-ти. | ||
Работа с родителями: подбор литературы для составления консультации. | Консультация для родите-лей «Роль и влияние обще-ния в семье на развитие речи ребенка». | ||
Ноябрь | Изучение темы: «Настольно-печатные игры как средство развития связной речи у дошкольников».
| Подбор материала и изу-чение литературы по теме. | |
Работа с детьми: (в совместной деятельности в утреннее и вечернее время).
| Проведение дидактических, словесных игр, соответству-ющих возрасту детей. | ||
Работа с родителями: Консультация «Проблемы развития речи у детей среднего дошкольного возраста». | Проведение индивидуаль-ных консультаций. Ознако-мление родителей с возмож-ными проблемами в развитии речи у детей. | ||
Декабрь | Подготовка к открытому занятию по развитию речи: составление конспекта, подбор наглядного материала. | Открытое занятие для педагогов «Зимушка-зима». | |
Работа с детьми: подбор сюжетных и предметных картинок для рассказывания (образец воспитателя). «Таня не боится мороза», «Как дети снеговика лепили», серия картинок «Зимние забавы детей». | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить исследовательским действиям при рассмотре-нии картины. | ||
Работа с родителями: подбор информа-ции, подготовка папки-передвижки.
| Оформление папки – перед-вижки для родителей на тему: «Дидактические и словесные игры для разви-тия речи наших деток». | ||
Январь | Посещение занятий воспитателей по развитию речи. | Обмен опытом по проблеме. | |
Работа с детьми: подбор мнемотаблиц разной тематики. | Учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на мнемотаблицу. | ||
Работа с родителями: сбор информации, подготовка памяток. | Создание памятки для родителей по развитию речи у детей. | ||
Консультация для педагогов: подбор и составление консультации. | Консультация: «Использова-ние дидактической и слове-сной игры в процессе обра-зовательной деятельности с детьми дошкольного возрас-та». | ||
Февраль | Изучение темы: «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста». | Изучение литературы по теме.
| |
Работа с детьми: подбор загадок для детей. | Составление загадок с детьми. Вечер отдыха: «В мире загадок». | ||
Подготовка к открытому занятию: составление конспекта, подбор наглядного материала. | Открытое занятие для родителей «В гостях у сказки». | ||
Март | Изучение темы: «Игры с фонариком как инновационный подход в овладении знаний и их влиянии на развитие речи дошкольников» | Изучение литературы по теме. | |
Работа с детьми: (в совместной деятельно-сти в утреннее и вечернее время). | Дидактические игры «Угадай сказку, что прячет-ся в сундучке», «Поможем мишке разложить пирожки по тарелкам» и др. Настоль-но-печатные игры по русс-ким народным сказкам (разрезные картинки, лото) | ||
Работа с родителями: дидактические игры своими руками. «Угадай сказку, что прячется в сундучке», «Поможем мишке разложить пирожки по тарелкам», «Кто прячется за кустом», «Угадай, из чего варенье». | Участие родителей в изго-товлении дидактических игр и демонстрационного мате-риала. | ||
Апрель | Изучение темы: «Развитие речи у детей средствами песочной терапии». | Изучение литературы по теме. | |
Работа с детьми: работа над развитием речи детей через использование песочной терапии. | Рисование песком (исполь-зование светового стола) | ||
Консультация для педагогов (выступле-ние на педсовете). | Презентация «Пескотера-пия как эффективный метод развития речи дошкольни-ков». | ||
Работа с родителями: подбор материала, подготовка конспекта для проведения мастер-класса. | Мастер-класс «Рисование песком». | ||
Май | Самоанализ плана самообразования. | Подведение итогов по теме работы, проведение диагностики с детьми для определение результатов | |
Выступление на итоговом педсовете по теме «Развитие связной речи детей посредством использования дидактических и словесных игр». | Обобщение своего опыта по теме самообразования (презентация). | ||
Работа с детьми: (в совместной деятельнос-ти по утрам и в вечернее время). | Дидактические игры, словесные игры, игры с песком. | ||
Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год (на родительском собрании). | Презентация для родителей «Чему мы научились за год. Наши достижения». |
Литература по теме самообразования | |||
время работы с материалами | название автор | источник (сайт; издательство, год издания) | результат |
+Какие программы, методики, технологии изучены в процессе работы над методической темой? Кто авторы? Какой передовой педагогический опыт изучен? Какие методические рекомендации использованы? Вырезки, копии, цитаты…
Анализ выполнения программы (диагностика)
Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить диаграммы, сравнительный анализ)
4.Представление опыта работы по теме.
- способ демонстрации результата проделанной работы
- форма отчета по проделанной работе
Как работает выбранная тема под цель и задачи Вашего ГОУ?
Проекция на будущее (предполагаемый результат). Что можно сделать еще, чтобы эта работа была более эффективной? Какие формы, методы работы применить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию в средней группе Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность».
В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность. Чтобы выр...
План по самообразованию воспитателя средней группы : "Здоровый малыш"
План по самообразованию воспитателя средней группы : "Здоровый малыш"...
План по самообразованию воспитателя средней группы Гамрецкой Г.И.
План по самообразованиювоспитателя средней группы Гамрецкой Г.И....
План по самообразованию воспитателя средней группы «Одуванчики» Деньгиной И.В.
План по самообразованию воспитателя средней группы «Одуванчики» Деньгиной И.В....
План по самообразованию воспитателя - средняя группа
Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни» (средняя группа)Цель: способствовать формированию привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических на...
План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»
План по самообразованиювоспитателя средней группы «Солнечные лучики»Шахбанова И.Б.на тему:«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»2019-2020г...
План по самообразованию в средней группе . Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....