Статья по мнемотехнике в обучении чувашскому
статья (старшая группа)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_mnemotehnike_v_obuchenii_chuvashskomu.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника в обучении чувашскому языку

старших дошкольников 5-6 лет

Чувашский язык является национальным достоянием Чувашской Республики. С его помощью между собой общается больше половины местных жителей. Изучение родного языка начинается уже в детском саду на занятиях по речевому развитию. Детей знакомят со словами, обозначающими членов семьи, цвет, величину, счет и другие понятия.

В зависимости от индивидуальных особенностей развития некоторым детям нелегко различать и запоминать названия свойств предметов и явлений на русском языке. Еще большие трудности возникают у них при усвоении чувашских слов.

Для того чтобы улучшить качество изучения родного языка и помочь в запоминании новых слов, можно применить в работе с дошкольниками приемы мнемотехники. Целесообразность использования картинок-символов при знакомстве с чувашскими словами обусловлена тем, что, во-первых, дети-дошкольники очень пластичны и легко обучаемы; во-вторых, использование наглядных образов способствует лучшему процессу запоминания и усвоения материала; в-третьих, применяемый метод ассоциаций учит детей устанавливать связи между объектами и систематизировать полученные знания.

Мнемотехника - это методические приёмы, которые способствуют эффективному запоминанию, сохранению и воспроизведению информации.

С помощью мнемотехники можно развить ассоциативное  мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение и связную речь.

Применение мнемотехники предполагает поэтапную работу в следующей последовательности:

  • мнемоквадраты,
  • мнемодорожки,
  • мнемотаблицы.

На первом этапе знакомство с родным языком следует начинать с показа простых схематичных картинок. При предъявлении каждой картинки  сначала нужно назвать чувашское слово, а потом при необходимости дать ему описание на русском языке. Таким образом, дети познакомятся с чувашскими словами, обозначающими членов семьи, некоторые овощи и фрукты, предметы одежды и обуви, предметы быта.

Для лучшего запоминания слов ребятам стоит предлагать различные задания: найти определенную картинку, найти лишнюю картинку, разложить изображения в определенном порядке и т.д.

Затем следует приступить к изучению чувашских слов, обозначающих прилагательные, при описании признаков и качеств предметов и явлений. Для обозначения действий объектов нужно использовать соответствующие картинки, на примере которых дети знакомятся с часто встречающимися глаголами: ходить, плакать, говорить и т.д.

Следующим этапом работы является составление мнемодорожек. Воспитанникам предъявляются 3-4 картинки в логической последовательности, по которым они с помощью педагогов составляют сначала простое предложение, а потом небольшой рассказ из 2-3 предложений.

На этапе построения слов в предложение на чувашском языке ребятам необходимо показывать картинки в определенном порядке: изображение, обозначающее существительное, стоит на первом месте, а изображение действия-глагола – всегда в конце предложения. Это поможет детям правильно составить предложение на родном языке.

Более трудным является этап работы с мнемотаблицами. Таблица несет в себе более сжатую информацию. Одна картинка может содержать целое предложение. Поэтому составление рассказа детьми на чувашском языке должно проводиться с помощью педагогов по следующей схеме:

1. Рассмотрение таблицы и называние на родном языке то, что на ней изображено.

2. Нахождение связей между картинками  и составление предложения по каждому изображению.

3. Пересказывание сказки или рассказа по заданной теме.

Для отработки четкого звукопроизношения дошкольникам следует заучивать короткие стихи на чувашском языке и пересказывать их с помощью схематичных изображений.

Использование мнемотехники в обучении чувашскому языку старших дошкольников способствует получению следующих результатов:

  • расширение активного словаря чувашского языка;
  • появление желания у детей составлять предложения на родном

языке с опорой на символические образы;

  • появление интереса к заучиванию стихов и загадок на чувашском

языке;

  • повышение уверенности у детей на занятиях по речевому развитию.

Таким образом, мнемотехника является доступным и понятным методом в обучении старших дошкольников родному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки».

Через метод наглядного моделирования помочь ребенку зрительно представлять абстрактные понятия и научиться работать с ними....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗДЕЛУ «ОБУЧЕНИЕ ЧУВАШСКОМУ ЯЗЫКУ» (средняя группа)

Обучение детей чувашскому является ведущим средством полноценной реализации Закона «О языках в Чувашской республике». Изучая язык, ребенок приобщается к культуре народа, его духовным ценностям, в нем ...

Тема: Составление описательных рассказов с использованием приёмов мнемотехники с элементами чувашской народной вышивки.

Цель: Через метод наглядного моделирования помочь ребенку зрительно представлять абстрактные понятия и научиться работать с ними.Задачи:   *Содействие развитию у детей: начал исторического и...

Перспективный план по обучению чувашскому языку

перспективное планирование по обучению детей чувашскому языку...

Обучение чувашскому языку в ДОУ

Для того чтобы сохранить духовное и культурное наследие чувашского народа нужно бережно относиться к национальному языку, уважать традиции....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по обучению чувашскому языку "Домашние животные"

Совершенствовать умение описывать животных, указывая наиболее существенные признаки.Закрепить слова: кукамай, ял, ĕне, йытă, качака, кушак, вăкăр, сысна; навыки правильногопризношения звуков «ă», «ĕ»....