Перспективный план по обучению чувашскому языку
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

перспективное планирование по обучению детей чувашскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_chuvashskomu_yazyku_srednyaya_gruppa_2012.docx49.68 КБ

Предварительный просмотр:

М-ц

Период

Тема

Программное содержание

Словарь

Методы и приемы

Сентябрь

1

2
неделя

Телпулу.

Показать детям красоту звучания чувашской речи.

Дать представление о чувашском  языке как средстве  общения. Вызвать интерес к изучению чувашского языка.

Сыва-и,

сывах,

сыва пулар,

Шупашкар

1.Приход воспитателя в национальной одежде. Приветствие на чувашском языке.

2. Рассматривание костюма.

3. Рассказ воспитателя о Чувашской Республике, г. Чебоксары. (Шупашкар) с использованием иллюстраций.

4. Игра «Тренеры и спортсмены» (на русском языке)

5. Слушание песни на чувашском языке «Савна Шупашкарам» - савви Г.Ефимован, кевви Г. Хирбюн.

Сентябрь

2

 4 неделя

Пирен патра Илемпи.

Познакомить с новыми лексическими единицами: чаваш, вырас, ача (сем), лар (ар), тар (ар).сик(ер),вес(ер), вырт(ар).Понимать и выполнять соответствующие действияна чувашском языке.

Развить у детей интерес, положительное отношение к изучению чувашского языка.

Закрепить слова: сыва-и? сывах, сыва пулар, Шупашкар. Формирование произносительных умений и навыков произношения гласных.

Чаваш, вырас,

ача (сем),

лар (ар),

тар(ар)

сик(ер),

вес(ер), вырт(ар)..

1. Упражнение на формирование произносительльных умений и навыков - произношения изолированных гласных (а, и, у, е, ), в слогах: ми.ма,му, и т.д.

2. Диалог воспитателя с детьми.

3. Приход двух кукол, одетых в чувашский и русский  костюмы.

4. Рассматривание кукол с выяснением национальной принадлежности: костюм, язык, имя.

4. Игра «Тренер и спортсмены» (команды дают воспитатель, куклы)

5. Чтение стихотворения Н.Васильева «Илемпи».

Октябрь

3

2 неделя

Илемпипе

телпулни

Пополнить словарь детей новыми лексическими единицами: тавтапус, самах, тархасшан, ку. Закрепить слова: вырас, ача (сем), лар (ар), тар (ар)., сик(ер), вес(ер),вырт(ар). Упражнять в правильном произношении гласных звуков звуков (изолированно, в словах). Воспитывать устойчивый интерес к изучению чувашского языка.

Тавтапус,

тархасшан,

самах,

ку.

1.. Упражнение на формирование произносительльных умений и навыков - произношения изолированных гласных (а, и, у, е, ), в слогах.

2. Приход Илемпи. Закрепление пройденногоматериала.

3. Физкультминутка. «Тренер и спортсмены» (команды дает Илемпи на чувашском языке)

4. Рассказ воспитателя об Илемпи.(Ку. Илемпи. Илемпи - чаваш).

5.  Чтение стихотворения.

6. Игра с Илемпи

Октябрь

4

4 неделя

Прогулка в лес.

Варманта сурени.

Ввести новые слова: лайăх; учить использовать их при построении аопросительных и повествовательных предложений. Закрепить умение определять и называть величину предметов: пысăк, пěчěк. Упражнять в составлении ситуативных высказываний из 3-4 предложений об игрушке. Добиваться от детей звонкого произношения шумного согласного «т» между сонорными согласными и гласными в словах: кунта, унта и др.

упа

пакша

мулкач

черчунсем

1. Закрепление звука  изолированно, в словах.

2. Прогулка в  лес.  Знаомство с животными.

3. Физкультминутка (унта, кунта чупăр, вěçěр…).

4. Работа в парах ( с картинками животных). Диалоги.

5. Вăйă «Ят пěлмелле».

6. Хороводная игра «Мулкач питне çăвать».

Ноябрь

5

2 неделя

Семья

Познакомить с новыми лексическими единицами: анне, атте, аппа, пичче, çемье; с изолированным звуком «а». Упражнять в умении строить конструкции из различных частей речи (Ку кам? Ку анне. Эсě мěн ятлă? Эпе …ятлă). Учить воспринимать небольшое по объему стихотворение А. Тускиля  «Пукане», ноходить в тексте знакомые слова, называть их и понимать смысл произведения с помощью вопросов воспитателя. Формировать умение правильного произношения долгих шумных согласных (анне, атте и др). Закрепить лексику по теме «Приветствие».

анне

атте

аппа

пичче

çемье

1. Знакомство с чувашским звуком «а», сказка о веселом языке, артикуляция

2. Приход куклы Илемпи с предложением посмотреть ее семейный альбом.

3. Рассматривание фотографий.

4. Стихотворение А. Тускиля «Пукане».

5. Игра «Эсě мěн ятлă?».

Ноябрь

6

5 неделя

Семья

Познакомить детей с новыми лексическими единицами: манăн, санăн, камăн, с личными местоимениями во множественнм числе: эпир, эсир.

Учить правильно составлять предложения для описания ситуации (Ку манан анне. Ку пукане санăн. и т.д.). Упражнять в произношении звука «а». Закрепить лексику предыдущего занятия.

манăн

санăн

камăн

эпир

эсир

1.Вспомнить сказку о веселом язычке; артикуляция звука «а» изолированно, в слогах: ма,па, са  и т.д.

2.Рассматривание фотографии семьи Илемпи, закрепление лексики предыдущего занятия.

3.Знакомство с семьей воспитателя по фотографиям. Введение слов: манăн, камăн, эпир, эсир.

4.Физкультминутка «Ларăр-тăрăр»

5.Показ фотографии детей. Активизация слов: манăн, санăн, камăн, эпир, эсир. Составление предложений.

6.Повторное чтение стихотворения «Пукане» А. Тускиля.

7.Закрпепление звука «а» в заударных словах, лексики занятия.

После занятия оформляется выставка на тему «Моя семья»

Декабрь

7

2 неделя

Помогаем гостям

Ввести в словарь лексические единицы: алă, ура, пуç, алăсем, урасем. Закрепит лексику предыдущей темы; умение внимательно слушать стихотворении и в правильной последовательности воспроизводить его содержание с помощью вопросов воспитателя. Упражнять в четком произношении изолированного звука «ÿ».

алă (сем)

ура (сем)

пуç, май. хул

1. Фонетическое упражнение: артикуляция и произношение звука «с».Игра в слова «Вы начинаете, я продолжу»

2. Игра «Ку япала камăн?» (работа в парах).

3.Приход Илемпи и медведя. Игровая мотивация «Поможем гостям вылечится», медвежонок остается в больнице

4.Рассматривание частей тела куклы, медведя.

5.Физкультминутка «Будьте внимательны».

6. Танец

Декабрь

8

4 неделя

Умоемся

Ввести новые слова: хăлха, сăмса, тута, куç. Учить детей правильно строить предложения из знакомых конструкций с новыми лексическими единицами. Упражнять в четком и правильном произношении звуков «ç», в слогах и словах, используя шутки-чистоговорки. Закрепить слова предыдущего занятия.

Продолжать учить пользоваться интонационными различиями для целей общения (вопрос: санăн…пур-и?).

хăлха

сăмса

 тута

 куç

1. Работа по звукопроизношении.(«ç»)

2. Рассматривание частей тела куклы.

3. Умоем куклу.

4. Физкультминутка «Будьте внимательны».

5. Чтение «Тяп-тяп утма». П. Эйзин.

6. Работа по содержанию.

7. Заучивание стихотвоения.

Январь

9

2 неделя

Больница

Ввести в словарь глаголы: ыратать, итлет. Закрепить правильное произношение слов, обозначающих имена существительные в единственном и во множественном числах; лексику предыдущего занятия. Упражнять в правильном произношении звука «ă», в различных на слух и назывании слов с этим звуком.

ыратать итлет

вырт(ать)

1. Игра «Один-много». (с таблицей).

2. Работа по звуковой культуре речи).

3. Игровой прием: поездка в больницу.

4. С/р игра «Больница», осмотр больного, закрепление названий частей тела.

5. Вопросы к детям. Диалог между врачом и детьми.

6. Чтение стихотворения «Тяп-Тяп утма» П. Эйзине.

7. Рисование «Чего не хватает?»

Февраль

10

2 неделя

Ача саче.

Учить отчетливо произносить новые слова: ача сачĕ, хĕр ача, арçын ача; правильно строить конструкции: ку ача сачĕ, ку пирĕн ача сачĕ и т.д. Закрепить слова с предыдущих тем: хула, Шупашкар, пукане, кам?, мĕн?, вăл, вĕсем, пирĕн, сирĕн, урам, хĕлле. Упражнять в правильном произношеии и узнавании звука «ĕ» в словах.

ача сачĕ

хĕр ача арçын ача

1. Д/и «Угадай звук».-развитие слухового внимания, речевого слуха.

2. Экскурсия вокруг здания детского сада. Наблюдение за играми детей.

3. Работа в парах, ведение диалога.

4. Игра «Мĕн тăвать?»

5. Хороводная игра по желанию детей.

Февраль

11

4 неделя

Ача саченче.

Познакомить с новыми словами: юрла (ть), ташла (ть).

Выработать умение образовывать форму повелительного наклонения глаголов по образцу воспитателя. Упражнять в употреблении в речи вопросительных предложений со словами: кам?, мĕн?, мĕн тăвать?, вăл мĕн тăвать? Закрепить слова6 вăйă, сăвă, ташă, пысăк, пĕчĕк и другие. Упражнять в узнавании звука «ă» в словах.

юрла (ть)

ташла (ть)

1. Работа по звуковой культуре речи (звук «ă»)»Найди правильно» с картинками.

2. Игровая мотивация: Научим Илемпи петь песни «Пирĕн параппан», музыка И. Степанова, слова М. Юрьева. (юрла-юрлать).

4. Исполнение танца.

5. Фонетическое упражнение.

6. Дидактическая игра «Мĕн тăвать?»

(с картинками).

Март

12

2 неделя

Моя семья

Познакомить с новыми словами по теме «Семья». Учить составлять предложения с вновь введенными словами
упражнять в праильном и четком произношении звука «а». Упражнять в умении правильного произношения долгих шумных согласных.

асатте

асанне

хана

ханара

1. Упражнение на закреплении правильного произношения звука «а»: шутки чистоговорки (ан,ан, ан –манан; ан,ан,ан- санан и др)

2. Приход Илемпи  (хана, ханара)

3. Рассказы детей о своих семьях- выставка (введение слов: асанее, асатте)

4. Игровое упражнение с пальчиками «Ку асанне». Книга «Пĕрле выляр-ха», стр. 34.

5. Игра «Эхо» закрепление новых слов, звука «а».

Март

13

4 неделя

Наш дом

Развивать умения и навыки слушания и говорения на основе имитации и автоматизации определенных речевых образцов в игровых ситуациях по теме: «Моя  комната». Ввести новые слова: пÿлĕм, алăк, чÿрече, сĕтел, пукан. Закрепить новые слова: ача сачĕ, пысăк, хăна, лар, тăр, ăçта? Упражнять в правильном произношении звука «ÿ» в словах.

пÿлĕм

алăк

чÿрече

сĕтел

пукан

1. Приход лисицы.игровая мотивация: «Поможем построить лисице дом».

2. Рссматривание фотографии и рассказывание по теме: «Детский сад».

3. Знакомство с групповой комнатой.

4. Фонетическое упражнение на звук «ÿ», угадай правильно

5. Д/игра «Назови правильно».

6. Физкультминутка.

7. Рисование детьми домика для лисы.

Апрель

14

2 неделя

Весна

Познакомить с новыми словами: çуркунне, хĕвел, кайăк. Учить составлять ситуативные высказывания по содержанию картины из 3-4 предложений. Упражнять в правильном произношении звука «ç» в словах.  Закрепить слово: хĕлле.

çуркунне

хĕвел

кайăк

1. Сюрпризный момент. (Письмо от Весны).

2. Загадывание загадок.

3. Рассматривание картинок.

4. Фонетическое упражнение.

5. Художественное слово: потешка «Хĕвел тух, хĕвел тух».

6. Дидактическая игра «Когда это бывает?» (с картинками).

7. Ситуативные высказывания по картинке.

Апрель

15

4 неделя

Птицы

       Познакомить с новым словом: курак. Закрепить слова хĕвел, çуркунне, кайăк. Продолжить учить говорить на основе образца, понимать чувашскую устную речь. Упражнять в правильном произношении звука «ĕ» в словах и в потоке речи.

Курак

1. Приход олшебницы.

2. Рссматривание кртины с изображением грача.

3. Физкультминутка «Прилет птиц».

4. Художественное слово: «Хĕвел тух, хĕвел тух», «Курак, курак» (потешки).

5. Ситуативные высказыания о весне.

Май

16

2 неделя

Прогулка в лес.

Варманта сурени.

Ввести новые слова: лайăх; учить использовать их при построении аопросительных и повествовательных предложений. Закрепить умение определять и называть величину предметов: пысăк, пěчěк. Упражнять в составлении ситуативных высказываний из 3-4 предложений об игрушке. Добиваться от детей звонкого произношения шумного согласного «т» между сонорными согласными и гласными в словах: кунта, унта и др.

упа

пакша

мулкач

черчунсем

1. Закрепление звука  изолированно, в словах.

2. Прогулка в  лес.  Знаомство с животными.

3. Физкультминутка (унта, кунта чупăр, вěçěр…).

4. Работа в парах ( с картинками животных). Диалоги.

5. Вăйă «Ят пěлмелле».

6. Хороводная игра «Мулкач питне çăвать».

Май

17

4 неделя

Прогулка в лес.

Варманта сурени.

Ввести в словарь лекические единицы: тилě, кашкăр, мулкач. Учит составлять предложения из известных конструкций с использованием новой лексики. Формировать навыки произношения звуков «ă», «ě» в слогах, словах шутках-чистоговорках. Закрепить слова по лексической теме «Игрушки».

тилě

кашкăр

 

1 Работа по звуковой культуре речи шутки-чистоговорки.

2. Игра «Теттесем ăçта?»

3.. Прогулка в лес

4.Игра «Волшебное окно» (цвет, животных)

4. Рисование (моделирование из кругов и оволов животных и закрашивание их соответствующим цветом)

5. Игра «Мен утать?» ( по движению отгадать «Кто это?)

М-ц

Период

Тема

Программное содержание

Словарь

Методы и приемы

Сентябрь

1

2
неделя

Диалог с Илемпи.

Дать детям новое правило речевого  этикета: Ыра кун пултар!  Познакомить с новыми словами: кун, калас, терес. Закрепить  ранее приобретенные навыки аудирования и говорения  по теме «Приветствие» (средняя группа),правильное произношение  чувашского звука «с» в словах.

кун

калас

терес

1. Игровой прием «Приход Илемпи».

2. Диалог между Илемпи и детьми.

3. Игра «Телефон»;

4. Игра «то в домике живет?»

5. Чтение знакомых стиохотворений.

Сентябрь

2

 4 неделя

Много-мало.

Познакомить детей с новыми лексическими  единицами: нумай, сахал, катарт; с союзом «е».

Продолжить учить составлять простые и сложные предложения из знакомых конструкций, используя ранее пройденну. Лексику и вновь введенные слова. Закрепить слова: кун, калас, терес; словосочетание: ыра кун пултар; звонкое произношение шумного согласного «х» между двумя гласными звуками в слове «сахал»; правильное произношекние звука «е» в словах.

нумай

сахал

катарт

1.Игра «Телефон» (работа в парах).

2. Диалог «Нумай –сахал»

3. Игра «Манн пата кил» (Выполнение движений»

4. Игра «Узнай звук «е» в ловах - звуковая культура речи;

5. Ситуативные высказывания об игрушках.

6. Игра «Черчунсен ячесене пел, весем менле кашкарнине кала».  

Октябрь

3

2 неделя

Что нам осень принесла.

Познакомить с лексическими единицами: пахча, йăран, купăста, хăяр, кăшман.

Учить давать развернутое описание овоша, указывая цвет, размер.

Закрепить лексику по теме «Детский сад» (по средней группе): çарăк, тутлă, сарă, хĕрлĕ, симĕс, ÿсет.

Продолжать работу по составлению повествовательных и вопросительных предложений с союзом е, тата.

Упражнять в четком произношении звука «ă» в словах.

пахча

йăран

хăяр

купăста

кăшман

1. Игровой прием. В гостях у огородного чучела. Знакомство с огородом, овощами.

2. Волшебное превращение детей в овощи.

3. Фонематическое упражнение «Доскажи слово».

4. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

5. Дидактическая игра « Найди пару».

6. Описание овощей.

7. Дидактическая игра «Тутлă-тутлă мар».

Октябрь

4

4 неделя

В деревне у бабушки.

Познакомить детей с новыми лексическими единицами: картиш, вăкăр, сурăх, сысна, чĕрчун.

Учить преобразовывать слова, отвечая на вопрос «ăçта?» - (картишĕнче, картишне).

Упражнять в употреблении существительных в единственном и множественном числах, в количественном счете.

Совершенствовать умение описывать животных, указывая наиболее существенные признаки.

Закрепить слова: кукамай, кукаçи, ял, хăна, ĕне, йытă, кушак, автан, качака; навыки правильного произношения звуков «ă», «ĕ».

вăкăр

сурăх

сысна

чĕрчун

1. Поездка в деревню к бабушке.

2. Диалог с детьми о домашних животных.

3. Звуковая культура речи «ă» в словах.

4. Описание игрушек.

5. игра «Правильно пойдешь – животное найдешь».

6. Чтение стихотворений Н. Васильева «Автан тус», П. Ялгира «Качака».

Ноябрь

5

2 неделя

Подарок для бабушки.

Обогатить словарный запас детей новыми словами: сапун, ч ăлха, тумтир.

Совершенствовать умение понимать и употреблять в речи форму повелительного наклонения.

Различать послелог «валли» и использовать его при построении предложений.

Упражнять в умении различать на слух звук «ă» в словах и составлении предложений с этими словами.

Закрепить слова: кĕпе, калпак, алсиш, тутăр, кĕрĕк, парне.

саппун

чăлха

тумтир

1. Игра «Цепочка», выделить звук «ă» в словах.

2. Игровой прием: купить одежду в подарок ко дню рождения бабушки.

3. Дидактическая игра «Магазин – одежда». Описание одежды из 3-4 предложений.

4. физкультминутка: игра «Бери платок». («Пĕрле выляр-ха», 124 стр.).

5. Игра «Что лишнее?» с картинками (предметы одежды).

Ноябрь

6

5 неделя

Моя семья.

Познакомить с новыми словами: кукаçи, кукамай, кукăль, пыл, юрат (ать), сăн ÿкерчĕк.

Продолжать учить рассказывать о себе, о своей семье.

Активизировать в речи слова: астте, асанне, анне, атте, пичче, аппа, çемье, ял, хула.

Упражнять в правильном произношении звука «ç» в слогах, словах.

кукаçи

кукамай

кукăль

пыл

юрат (ать)

сăн ÿкерчĕк

1. Дидактическая игра «Кам? Мĕн?»

2. Игровой прием. Приход Илемпи семейным альбомом, гостинцами.

3. Рассматривание альбома.

4. Физкультминутка «Ир-каç».

5. Слушание песни «Кукаçипе Куками».
6. Игра с пальчиками.

7. Задание на дом: принести фотоальбом своей семьи.

Декабрь

7

2 неделя

Зима.

Ввести  слова: çулталăк, çулла, çу, хĕл, çур.

Формировать умения, навыки слушания, понимания и говорения по теме «Зима».

Закрепить лексические единицы: хĕлле, кĕркунне, çуркунне, сивĕ, кĕрĕк, алсиш, калпак, çăматă, тутăр.

Упражнять в произношении звука «ç» с разной силой голоса.

çулталăк

çу (лето)

çулла

хĕл

çур

1. Игра «Скажи наоборот».

2. Приход Анюк и Ванюк в зимней одежде.

3. Показ картин: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

4. Фонетическое упражнение на звук «ç» (с разной силой голоса).

5. Дидактическая игра «Тĕрĕс кала» (с картинками).

6. Художественное слово. (загадки о временах года)

Декабрь

8

4 неделя

Новый год.

Познакомить детей с новыми лексическими единицами: уяв, Çĕнĕ çул.

Учить использовать «валли» при составлении повествовательных и вопросительных предложений.

Упражнять в составлении описательных рассказов об игрушках, указывая характерные признаки: цвет, размер, величину и т.п., и свои  действия.

Закрепить лексику предыдущего занятия: тунката, уçланкă, кĕçех.

Развивать фонематический слух.

уяв

Çĕнĕ çул

1. Краткая беседа по картине «В зимнем лесу». Закрепление слов: илемлетет, тункаьа, уçланкă.

2. приход Анюк и Ванюк. Просят украсить елку.

3. Диалог, введение новых слов.

4. Нахождение слов со звуком «ĕ» в предложении.

5. Украшение детьми елки. Описание игрушек.

6. Пение песни «Атьăр елкăна».

Январь

9

2 неделя

Зимняя сказка.

Учить правильно произносить слова: Хĕл Мучи, Юрпике и использовать их при построении предложений с послелогом «валли».

Упражнять в выразительном чтении стихотворений.

Хĕл Мучи

Юрпике

1. Игра «Цепочка».

2. Беседа о Новогоднем празднике.

3. Дидактическая игра «Чего не стало?»

4. Игра «Мĕн валли».

5. Загадывание загадок.

6. Игра «Домино» на закрепление лексики по темам «Зима», «Игрушки».

7. Повторение знакомых стихотворений, выученных к Новогоднему празднику, пение любимой песни.

Февраль

11

2 неделя

Один-много.

Вести в словарь новые слова, обозначающие количественные числительные: пере, икке, висе, таватта, пиллек. Учить детей правильно считать до 5 на чувашском языке.

  Продолжить умение строить предложения, используя союз «е», употреблять слова в единственном и множественном числах.

  Совершенствовать правильное, отчетливое произношение звука «а» в словах.

перре

икке

виссе таватта пиллек

1.Игра «Один-много»

2. Игра «Будь внимательным» - на  нахождение слов со звуком «а» и его; произношение;

3. Ситуативные высказывания о своих игрушках.

4. Физкультминутка: 1,2,3, - аласене секлкр.

5. Игра «Путаница»

Февраль

12

4 неделя

Много-мало

Познакомить детей с новыми лексическими  единицами: нумай, сахал, катарт; с союзом «е».

   Продолжить учить составлять простые и сложные предложения из знакомых конструкций, используя ранее пройденную. Лексику и вновь введенные слова.

   Закрепить слова: кун, калас, терес; словосочетание: ыра кун пултар; звонкое произношение шумного согласного «х» между двумя гласными звуками в слове «сахал»; правильное произношение звука «е» в словах.

нумай

сахал

катарт

1.Игра «Телефон» (работа в парах).

2. Диалог «Нумай –сахал»

3. Игра «Манн пата кил» (Выполнение движений»

4. Игра «Узнай звук «е» в ловах - звуковая культура речи;

5. Ситуативные высказывания об игрушках.

6. Игра «Черчунсен ячесене пел, весем менле кашкарнине кала».  

Март

13

2 неделя

Дружим с соседями.

Пополнить словарь детей новыми словами: кÿршĕ, кăмака, кĕт, пыр.

Упражнять в составлении простых и сложных предложений.

Закрепить лексику предыдущего занятия: кукăль, кукамай, кукаçи, пыл, юрат, сăн ÿкерчĕк; слова, обозначающие местоположение: сулахай, сылтăм.

кÿршĕ

кăмака

кĕт

пыр

1. Игра «Назови соседей». (кÿршĕ, сылтăмра, сулахайра).

2. Звуковая культура речи. Воспитатель называет слова со звуком «ÿ», дети определяют звук, хлопают в ладоши (ÿкерчĕк, йÿçĕ, кÿршĕ и др).

3. Приход Илемпи. (Она приглпшает к себе в гости: «Саша, пыр. Ира та пыр. Ачасем, пырăр. Илемпи, кĕт, пыратпăр).

4. Дидактическая игра «Соберем гостинцы» (пыл, кукăль) и т.д.

5. В гостях у Илемпи. (кăмака, кÿршĕ).

6. Беседа по фотографии о семьях детей (кукамай, кукаçи, юратать).

7. Игра «Пукане» (Юхма Миши). (кн. Грамматика вайăсем, Л. П. Сергеева, В. Е. Ефимова, стр. 20).

Март

14

4 неделя

Части тела.

Ввести в словарь новые слова, обозначающие части тела: мăй, пит, пÿрне, чĕнре.

Учить правильно их произносить, использовать при построении повествовательных и вопросительных предложений.

Закрепить знакомую лексику по теме «Части тела»: алă, ура (сем), пуç, куç, тута, хăлха; активизировать слова, передающие настроение человека: хаваслă, хаваслă мар, кулать, йĕрет; слова: унталла, кунталла, шаккать.

Упражнять в правильном произношении звука «ç» в потоке речи.

мăй

пит

пÿрне

чĕрне

1. Игра «Пĕрре-нумай» (закрепление слов с прошлого занятия: пукане-пуканесем и т.д.).

2. Сюрпризный момент – показ новой куклы, рассматривание частей тела).

3. Работа по звуковой культуре речи, повторение шуток-чистоговорок по цепочке.

4. Дорисовка недостающих частей тела.

5. Чтение потешки «Ку пÿрне-асанне».

Апрель

15

2 неделя

Обувь.

Ввести в словарь новые слова: пушмак, атă, çăпата, Калуш.

Закрепить лексические единицы по темам «Семья» и «Одежда».

Продолжать учить составлять сложные предложения, используя союзы «тата», «е», послелог «валли».

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

атă

пушмак

çăпата

калуш

1. Игра «Найди и повтори правильно».

2. Диалог между воспитателем и детьми (закрепление лексики по темам: «Семья», «Одежда»).

3. Игровой прием. Приход Ванюк с просьбой помочь приобрести обувь.

4. Игра «Обувной магазин». Ситуативные высказывания детей.

5. Физкультминутка. Игра «Çăпаталла» («Пĕрле выляр-ха» Г. И. Воронцов, Шупашкар, 1992, стр. 30).

6. Загадывание загадок.

Апрель

16

      4    неделя

Национальная одежда и обувь.

Закрепить слова по теме «Одежда», «Обувь».

Продолжить знакомство с национальной одеждой, предметами прикладного искусства.

правильно назвать местоположение предмета.

использовать в речи послелоги: «валли», «çинче»; местоимение «ăна».

На усмотрение воспитателя.

Май

17

2 неделя

Профессия художника.

Учить правильно, с естественной интонацией произносить новые слова: хут,  кăранташ, сăрă, хачă, тăм; включать их в разговорную речь, строить простые и сложные предложения с осюзом «тата». Совершенствовать умение отвечать на вопросы при рассматривании картины. Составлять ситуативные высказывания. Упражнять в правильном произношении звука «ă» в словах. Закрепить названия цветов на чувашском языке; лексические единицы по теме «Мы играем».

хут

тăм

кăранташ

сăрă

хачă

1. Игра «Мĕн тăвать?» (с картинками: урай шăлать…).

2. Приход художника.

3. Беседа по картине «Мы играем».

4. Игра «Сирĕлĕр».

5. Работа по звуковой культуре речи.

6. Игра «Пĕрре-нумай» (с использованием таблицы).

7. Составление ситуативных высказываний.

Май

18

4 неделя

Медведь-художник.

Познакомить с новыми лексическими единицами: ÿкер, сăрла, йăвала и научить преобразовывать начальную форму глаголов: ÿкереть, сăрлать, йăвалать. Упражнять в произношении звуков «ÿ», «ă», нахождении звуков в словах, составлении предложений с заданным словом.

Формировать умение правильно использовать послелог «валли» при составлении предложений с заданным словом. Формировать умение правильно испоьзовать послелог «валли» при составлении предложений; составлять ситуативные высказывания о своих действиях. Закрепить словарь предыдущего занятия: хут, кăранташ, тăм, сăрă, хачă.

ÿкер (еть)

сăрла (ть)

йăвала (ть)

1. Игра «Часы» (звуковая культура речи).

2. Игровая мотивация: поможем медведю

3. Закрепление названий изобразительных средств.

4. Выполнение работ.

5. Игра «Кил-кил».

Управление образования администрации города Чебоксары
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 182
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей города Чебоксары»

Перспективный план по чувашскому языку
в средней группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗДЕЛУ «ОБУЧЕНИЕ ЧУВАШСКОМУ ЯЗЫКУ» (средняя группа)

Обучение детей чувашскому является ведущим средством полноценной реализации Закона «О языках в Чувашской республике». Изучая язык, ребенок приобщается к культуре народа, его духовным ценностям, в нем ...

Обучение чувашскому языку в ДОУ

Для того чтобы сохранить духовное и культурное наследие чувашского народа нужно бережно относиться к национальному языку, уважать традиции....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по обучению чувашскому языку "Домашние животные"

Совершенствовать умение описывать животных, указывая наиболее существенные признаки.Закрепить слова: кукамай, ял, ĕне, йытă, качака, кушак, вăкăр, сысна; навыки правильногопризношения звуков «ă», «ĕ»....

Конспект занятия по обучению чувашскому языку "Асанне патенче ханара"

конспект занятия по обучению чувашскому языку...

К О Н С П Е К Т НОД обучение чувашскому языку в средней группе : «В гостях у бабушки»

цель: воспитание положительного отношения, интереса к изучению чувашского языкаЗадачи:Образовательные:Активизация в речи слов на чувашском языке по лексической теме: «Домашние животные»:ĕн...

конспект ОД по образовательной области "Речевое развитие" раздел "Обучение чувашскому языку" в старшей группе "Наш огород"

Формирование представление детей о сезонных изменениях в природе. Знакомство с лексическими единицами по новой теме «Наш огород» купăста, хăяр, кăшман, çĕр улми,  кишер,  сухан, ...