План - конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению чувашскому языку с детьми старшего дошкольного возраста «Вăрмана уҫăлма» - «Прогулка в лес»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Поликарпова Алина Николаевна

Развитие интереса к изучению чувашского языка средствами чувашских подвижных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_obucheniyu_chuvashskomu_yazyku.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 180 «Журавлик» города Чебоксары Чувашской Республики 

(2 корпус)

План - конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по обучению чувашскому языку

с детьми старшего дошкольного возраста

«Вăрмана уҫăлма» - «Прогулка в лес»

 

Подготовила воспитатель:

Поликарпова А. Н.

Чебоксары, 2021

       Цель: развитие интереса к изучению чувашского языка средствами чувашских подвижных игр.


       Задачи: 

  • Познакомить с новыми лексическими единицами: вăрман, кайăксем. Продолжать учить считать на чувашском языке до четырех.
  • Закрепить ранее изученные слова в играх: мулкач, кашкăр, тилĕ, кайăксем) в чувашских подвижных играх.
  • Развивать умения и навыки аудирования и говорения в игровых и учебных ситуациях.
  • Воспитывать интерес к изучению чувашского языка средствами чувашских подвижных игр. Воспитывать уважительное отношение к природе.

       Предшествующая работа: разучивание считалок, разучивание правил игр, разучивание слов текста к чувашским подвижным играм, включение элементов чувашской речи в повседневную жизнь детей.

       Методы и приемы:

  • Игровая ситуация «Прогулка в лес».
  • Загадывание загадок.
  • Рассматривание птиц на дереве.
  • Фонетическое упражнение на звук -ҫ-.
  • Чувашские подвижные игры: «Зайчата и волк» - «Кашкăрпа  мулкач çурисем»; «Птицы» - «Кайăксем».
  • Уход из волшебного леса.

Материал и оборудование:

  • Маски волка, лисы, собаки.
  • Игрушки: мама-зайчиха.
  • Презентация
  • Экран
  • Проектор
  • Волшебные ворота.
  • Костюмы с чувашскими нарядами для детей.
  • Костюм «Ребячьего пастуха» (расшитая рубаха, лапти, колпак).
  • Фонограмма «Звуки леса».
  • Грамзапись чувашской народной песни «Илемлĕ»

Ход НОД

Ребячий пастух: Сывă-и, ачасем?( Здравствуйте, ребята!)

- Сывах! (Здравствуйте!) 

Ребячий пастух:  Тупмалли юмах тупсăмне пĕлĕр-ха. 

Летом одевается,                             Çулла тумланать,

Зимой обнажается.                            Хĕлле пăрахать.

( лес)                                                                       (вăрман)

Дети: Это лес.

Ребячий пастух: Правильно, лес по-чувашски будет вăрман.

Недалеко от нас растет волшебный, необычный лес. Там живут говорящие и поющие звери. Хотите сегодня с ними встретиться?

-Да.

Ребячий пастух: Поиграем, пообщаемся. Согласны? Тогда в путь дорожку, пойдем в волшебный лес.

(дети направляются в лес)

- По извилистой дорожке мы с вами пойдем.

Ребячий пастух: 

Çулĕ кукăр-макăр пулсан та, вăрмана ҫитрĕмĕр.

Ребячий пастух: Пăхăр – ха, мĕнле илемлĕ кунта. Кайăксем епле илемлĕ юрлаҫҫĕ! Чун савăнать…

Смотрите, как красиво здесь! Слышите, как щебечут птички?

(Фонограмма «Звуки леса»).

Ребячий пастух: Вăрман сассисене итлер-ха.Послушайте звуки леса.

-Кайăксем вĕҫсе килнĕ. Мĕнле аван.

-Илемлĕ-и, вăрманта?

-Илемлĕ.

Ребячий пастух: Ку вăрман. Вăрман. (Ребячий пастух четко произносит слово). Ку мĕн ачасем? Вăрман.

Ребячий пастух: (обращает внимание на птицу.)

-Ку кайăк.  (Индивидуальное и хоровые повторения).

-Кайăк.

-Лера, ку мĕн?

- Ку кайăк.

-Софья, ку мĕн?

- Кайăк.

Ребячий пастух: Кайăксем йывăҫ ҫинче лараҫҫĕ. Птицы сидят на дереве.

 Атьăр шутлатпăр кайăксене. Миҫе кайăк йывăҫ ҫинче.

-Пĕрре, иккĕ, виҫҫĕ. (Индивидуальные и хоровые повторения)

-Йывăҫ ҫинче виҫĕ кайăк. Тепĕр йывăҫ ҫинче миҫе кайăк?

-Пĕрре, иккĕ, виҫҫĕ, тăваттă.  (Индивидуальные и хоровые повторения)

-Тăватă кайăк тепĕр йывăҫ ҫинче.

Ребячий пастух: Мĕнле илемлĕ вăрманта. Тупмалли юмах тупсăмне тупăр- ха. Пĕрремĕш вăйă мĕнле пулассине вара пĕлетĕр. (Послушайте загадку.)

Хÿри тукмак, шăлĕ шак-шак! (кашкăр)

Хвост колотушкой, а зубами стучит. (волк)

-Как будет волк по-чувашски?

-Кашкăр.

-Кашкăр кама хăвалать? Кого догоняет волк?

-Зайчиков.

-А когда зайчиков много, по-чувашски как мы говорим : «мулкач ҫурисем».

-Мулкач ҫурисем (дети повторяют)

Ребячий пастух: Эпе питĕ интереслĕ вăйă пĕлетĕп. Тен эсир те вăл вăййа пĕлетĕр. «Мулкач çурисемпе  кашкăр» («Зайчата и волк») ятлă.

-Вылятпăр-и?

-Вылятпăр.

-Атьăр вылятпăр.  Ҫаврашка тăвăр, кашкăра суйлатпăр.

Ребячий пастух: Лера,шут сăввипе кашкăра суйла-ха.

Ребенок:

Алтать - палтать,

Тенки çапать,

Кам телейлĕ –

Çав тухать.

Подвижная игра «Мулкач çурисемпе  кашкăр» -«Зайчата и волк».

Среди игроков выбирают волка, остальные – зайчата. Зайчата прыгают по полянке, а потом подходят к маме-зайчихе. Вместе они поют:

Зайка беленький сидит                                     Мулкач ларать пашкаса,

И ушами шевелит.                                            Ик хăлхине вылятса.

Вот так, вот так                                                 Ак ҫапла, ак ҫапла

Он ушами шевелит.                                          Ик хăлхине вылятса.

(Дети садятся на корточки, приставляя ладошки к голове и двигают ими в такт словам.)

Зайке холодно сидеть,                                     Тӳсеймерĕ сиввине,

Надо лапочки погреть.                                    Ăшăтать вăл тяппине.

Вот так, вот так                                                Ак ҫапла, ак ҫапла

Надо лапочки погреть.                                    Ăшăтать вăл тяппине.

(Дети встают и поглаживают руки, а потом похлопывают себя по плечам.)

Зайке холодно стоять,                                    Сивĕрех ăна тăма,

Надо зайке поскакать.                                    Вăл пуҫларĕ ташлама.

Вот так, вот так                                               Ак ҫпала, ак ҫапла

Надо зайке поскакать.                                    Вăл пуҫларĕ ташлама.

(Дети подпрыгивают на месте.)

Зайчиха.

Хвост трубой,                                                   Хӳри тукмак,

Зубами щелк,                                                   Шăлĕ шак-шак,

Идет волк!                                                        Ав, килет!

Волк.

Я волчище, волк плохой,                                Эпĕ кашкăр-кашаман,

Коль голодный, то и злой.                              Выҫă чухне асакан!

У- у –у!                                                             У-у-у!

Волк выбегает из укрытия и ловит зайцев. Волк осаливает игроков касанием руки.

Игра проводится 2 раза.

Ребячий пастух: Ачасем, итлĕр-ха, епле ҫил вĕрет. Ребята, послушайте, как воет ветер: ҫ-ҫ-ҫ (ветер то усиливается, то утихает). Ҫил вĕрет.

Проводится упражнение на силу голоса «Çил вĕрет»- «Ветер дует». Звук -ҫ- произносится с постепенным усилением.

Ребячий пастух: Догадайтесь по загадке, какая же игра будет следующей.

Не боюсь и не дрожу,                                      Вирхĕнетĕп ҫӳлелле,

Смело крыльями взмахну –                            Шикленместĕп, чĕтреместĕп –

И поэтому на землю                                        Ҫавăнпа ҫĕре ӳкместĕп.

Никогда не упаду.

(Птица)                                                           (Кайăк)

Ребячий пастух: Конечно это птицы. А кто охотится за птицами, догадались?

- Лиса (тилĕ).

Пирĕн тепĕр вăйă «Кайăксем» ятлă. Следующая наша игра называется «Птицы» . 

Ребячий пастух: Кам шут сăввипе тилĕне суйлать? Кто хочет интересной считалкой выбрать лису?

Считалка:

Пĕрре, иккĕ, виҫҫĕ, тăваттă,                     Раз, два, три, четыре,

Пиллĕк, улттă, ҫиччĕ, саккăр,                  Пять, шесть, семь, восемь

Тăххăр, вуннă                                            Девять, десять

Сик, тух!                                                     Нам водящего искать.

Подвижная игра «Птицы» - «Кайăксем»

Игроки выбирают лису и птицу, остальные – птенцы. Птица учит птенцов летать. Птенцы повторяют движения за птицей. Птенцы, летая, говорят такие слова:

Не боюсь и не дрожу,                                       Вирхĕнетĕп ҫӳлелле,

Смело крыльями взмахну –                            Шикленместĕп, чĕтреместĕп –

И поэтому на землю                                            Ҫавăнпа ҫĕре ӳкместĕп.

Никогда не упаду.

Неожиданно появляется лиса. Птица подает сигнал: «Лиса!» - «Тилĕ!». Птенцы приседают и замирают. Лиса внимательно наблюдает за игроками и забирает с собой тех, кто выдал себя движениями. (Игра проводится 2-3 раза)

Ребячий пастух: Мĕнле чĕрчунсемпе паян тĕл пултăмăр, аса илер-ха. 

А сейчас предлагаю вспомнить и назвать животных на чувашском языке (кашкăр, тилĕ, мулкач, мулкач ҫурисем, кайăксем).

Ребячий пастух: Вылярăмăр, култăмăр, савăнтăмăр, чĕрчунсемпе сывпуллашма  та вăхăт ҫитрĕ. (Порезвились, поиграли. А теперь пора прощаться с обитателями волшебного леса.)

-Сывă пулăр, чĕрчунсем. Атьăр-ха сывпуллашар.

-Сывă пулăр, чĕрчунсем.

Киле кайма та вăхăт ҫитрĕ. Алла аллăн тытăнар та, пурте пĕрле килелле каяр.

(дети и ребячий пастух под чувашскую народную мелодию «Илемлĕ» уходят из леса)

Литература:

  1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (пилотный вариант) / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Программа образования ребенка-дошкольника / науч. рук. Л. В. Кузнецова. – Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006.
  3. Методические разработки по обучению чувашскому языку//Составители З. С. Антонова, М. А. Капустина, С. Ю. Воробьева, Н. И. Скворцова, Ю. И. Обручкова – Чувашский республиканский институт образования кафедра дошкольного и начального образования.
  4. С. Г. Михайлова. Учимся говорить по–чувашски: Учебно-методическое пособие. ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева.- Чебоксары, 2008.
  5. Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2003.
  6. Махалова И.В., Николаева Е.И. Солнышко сияет, играть нас приглашает. Фольклорные занятия и праздники в детском саду: Учебно-методическое пособие. –Чеб.: Новое время, 2006.
  7. Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в Чувашской Республике./ Сост. Р.Б.Кузьмина, М.А.Капустина. –Чебоксары: «КЛИО»,  1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

Выступление на педсовете. Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста».

Выступление на педсовете.Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного     возраста»....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Конспект открытого занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста "Звук и буква Ц".

Тема: «Звук и буква Ц». Цель: познакомить с согласным твердым звуком [Ц], его условным обозначением, буквой Ц, с её печатным написанием.Задачи:1.     способствоват...

План-конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Дорогие сердцу…»

План-конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольнного возраста "Дорогие сердцу..."...

План-конспект организованной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «440-летию явления Казанской иконы Божией Матери в Казани (1579 год).

План-конспект организованной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «440-летию явления Казанской иконы Божией Матери в Казани (1579 год)....

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Звук П»

Конспект предназначен для знакомства детей с тяжелыми нарушениями речи со звуком П, формирования фонематических представлений....