Акция "Блокадный хлеб"
учебно-методический материал (старшая группа)

Корнилаева Елена Александровна

Открытый показ для педагогов

 

Конспект сценария акции «Блокадный хлеб»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktsiya_blokadnyy_hleb.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22»

( МБДОУ № 22)

МО, Рузский район, с. Покровское, ул. Новая , д.№6

Телефон 8-496-27-61-398 эл.почта  mbdou22@mail.ru

Открытый показ для педагогов

Конспект сценария акции «Блокадный хлеб»

Автор-составитель: Корнилаева Е.А. 

 Дата проведения: 27.01.2020 г.

Цель: гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Задачи: познакомить детей с историей страны

Рассказать о блокаде Ленинграда

Почтить память жертв

Материалы и оборудование: Мультимедийная установка, аудиозаписи, «Стена памяти», кусочки хлеба 125 грамм.

Ход мероприятия

Сегодняшняя наша встреча  посвящена 76-й годовщине со Дня снятия блокады Ленинграда (День воинской славы России), в рамках Всероссийской акции «Блокадный хлеб», посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Включается презентация во время чтения стихотворения демонстрируются фотографии ВОВ.

Дедушкин рассказ

Андрей Порошин

Вчера мне рассказывал дедушка Женя:
Отряд партизанский попал в окруженье.
Осталось у них восемнадцать гранат,
Один пистолет и один автомат.
Всё больше в отряде погибших бойцов,
Всё крепче фашисты сжимают кольцо, -
Они за кустами, они за камнями.
И крикнул мой дедушка: "Родина с нами!".
И все побежали навстречу врагу,
И стали гранаты бросать на бегу.
Все храбро сражались, о смерти забыв,
 -
И вот, удалось совершить им прорыв.
Сквозь лес по болоту они уходили:
А деда медалью потом наградили.

Воспитатель: Это стихотворение рассказывает нам о Великой Отечественной Войне, о том, как отважно солдаты защищали нашу Родину. Во время войны погибло очень много людей, фашисты захватывали города и разбивали их, но одной из самых страшных страниц Великой Отечественной Войны стала «Блокада Ленинграда».

Что же такое блокада?

Воспитатель: Посмотрите на экран. Блокада – это когда враги окружают город в кольцо. Жители не имели возможности получать дрова и продовольствие.

Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 длилась 900 дней и ночей. Это время мучений, голода и холода, очень долгие и тяжёлые дни предстояло выдержать жителям Ленинграда. К сожалению многие не дождались дня освобождения.

Блокада 
Надежда Радченко

Чёрное дуло блокадной ночи.
Холодно, холодно, холодно очень.
Вставлена вместо стекла картонка.
Вместо соседнего дома - воронка.
Поздно. А мамы всё нет отчего-то.
Еле живая ушла на работу.
Есть очень хочется.
 
Страшно. Умер братишка мой. 
Утром. Давно. Вышла вода. 
Не дойти до реки.
Очень устал.
Сил уже никаких. 
Ниточка
 жизни натянута тонко.
А на столе - на отца похоронка.

Воспитатель: Во время блокады Ленинграда люди были оторваны от мира, им негде было взять еду. Фашисты днём и ночью громили город. На защиту встали все: мужчины, женщины, дети, старики. Все от мала до велика защищались. В городе закончилось топливо, люди жили в холодных домах в 20 градусный мороз. Фашисты разрушили склады с продовольствием. Единственной едой остался хлеб.

Блокадный хлеб имел много рецептов, в зависимости от выпускаемого предприятия. Как правило, в его состав входили: мука из разных пород деревьев, жмых, хвоя, ржаная обойная мука, лузга, лебеда, солод и мучная пыль. Не существует единого рецепта блокадного хлеба, он постоянно менялся и зависел от наличия тех или иных ингредиентов. 

Для жителей Ленинграда наступили страшные времена в день на одного человека выдавали 125 грамм хлеба, людям раздавали талоны, которые можно было обменять на хлеб. Деньги не имели цены, люди были настолько голодны, что начали обдирать обои, чтобы съесть остатки клейстера, который готовился из муки и воды.

Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло.

Как их доставить?

Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землѐй. Шла

она по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев.

30 км нужно проехать по льду, чтобы оказаться на западном берегу.

Недалеко от трассы замаскированы зенитные установки, проволочные и минные заграждения, чтобы защищать дорогу от фашистских солдат.     

Прогибается, трещит лѐд под колѐсами машин с продовольствием. Что если не выдержит? Не все машины доезжали до берега, многие проваливались под лѐд вместе с продуктами. Много трудностей и опасностей подстерегало шофѐров. Днѐм и ночью ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики, вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Бывало, что моторы застывали в пути, приходилось их разогревать.

Но колонны шли и шли. Машины могли взять не больше 20-30 мешков

муки. Но даже столько мешков поначалу грузить было опасно: лѐд мог не выдержать и проломиться. Поэтому грузили только по 12 мешков. Конечно, это было мало. Стали водители думать, как взять груза побольше. И придумали. Прицепили к машине лѐгкие конные сани и положили на них ещѐ по 7 мешков. Так и доставили муку в город.

Эта дорога сохраняла людям жизнь, поэтому и назвали еѐ Дорогой жизни.

По ней вывозили из осаждѐнного города слабых, обессиленных людей.

Фашисты думали, что из-за еды и дров люди начнут ссориться друг с другом и перестанут защищать город, но жители Ленинграда сохраняли доверие и уважение друг к другу и вместе сражались против фашистов.

В окруженном городе, под обстрелом, измученные голодом и холодом, они продолжали работать и учится.

В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады.  В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Очень много людей погибло, выжившие с болью и трепетом вспоминают те времена, о том, как было невыносимо тяжело, как сходили с ума от голода и о том, как верили, защищались и ждали освобождения.  Многие здания в освобожденном городе были разрушены.

        Подвиг в войне - это не только подвиг на поле боя, но и вера, надежда, мужество, стойкость, героизм, патриотизм простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда.

    Мы должны сохранит память о героизме и стойкости героев, мужестве простых людей. Победа далась большими жертвами, сделала нашу страну сильнее и жизнеспособнее. Пусть дом наш будет полная чаша. Самое главное – мирное небо, мирная жизнь! Мы гордимся нашей Родиной, переживаем вместе с ней горе и радости, стараемся сделать её сильной и богатой, охраняем, защищаем и, конечно, мечтаем жить в мире.

А теперь почтим молчанием всех погибших в те тяжелые времена

Минута молчания под Ленинградский метроном

Воспитатель: В память о блокаде Ленинграда мы предлагаем вам взять символ Акции памяти – кусочек хлеба весом 125 грамм – это минимальная норма выдачи хлеба в самые тяжелые месяцы блокады Ленинграда.

Хлеб, не объёмное слово

Но по смыслу важнее нет.

Во главе он стоит живого

Без него не проходит обед.

Хлеб миллионы жизней

От смерти спасал ни раз.

Кровью крестьянской, потом

Он доставался для нас.

Чёрствая корочка хлеба

Символ блокады, войны.

Голод для человека

Видимый край беды.

Тянет ручонки ребёнок

Голод стоит в глазах.

Корочку хлеба дайте

Жалостно просит в слезах.

Сердце от боли сжалось

Детские слыша слова.

Возьми малыш, что осталось

Крошки со стола.

Жадным движением ручек

Крошки отправлены в рот.

Словно лесную малину

Он с наслаждением жуёт. (Валерий Куроленко)

Просмотр ролика «Откуда к нам хлеб пришёл».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб - всей жизни голова". Мероприятие о хлебе.

Сценарний мероприятия "Хлеб - всей жизни голова" разработан для привития у дошкольников бережного отношения к хлебу....

Что такое хлеб и откуда пришел хлеб?

презентация для занятия по ознакомлению детей с окружающим....

«Хлеб хлебу – брат» по формированию культуры толерантности в подготовительной группе

Сценарий занятия по формированию культуры толерантности в подготовительной группе «Хлеб хлебу – брат»...