Проект по духовно-нравственному воспитанию
проект

Куклева Лариса Анатольевна

Проект по духовно-нравственному воспитанию  во второй младшей группе "Бабушка - душа моя"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по духовно-нравственному воспитанию в II младшей группе

  на тему «Бабушка — ты моя душа»

Подготовила Куклева Л.А.

Проект по духовно-нравственному воспитанию в II младшей группе

                           «Бабушка — ты моя душа»

«Руководить нравственным воспитанием-

это значит создавать тот моральный

тонус жизни, который выражается в

том, что каждый воспитанник о ком-то

заботится, о ком-то печётся и беспокоится.

кому-то отдаёт своё сердце.

                                                                            В. А. Сухомлинский

Тип проекта: краткосрочный, групповой.

Цель проекта:

1. Углубить знания детей о семейных традициях;

2. Воспитание любви, уважения, сочувствия, сопереживания к близким людям (бабушкам).

Задачи проекта:

1. Учить внимательно, рассматривать сюжетные картинки, отвечать на вопросы. Способствовать осознанному слушанию художественной литературы.

2. Развитие коммуникативных навыков общения, связной речи.

3. Продолжать знакомить детей с понятием близкие люди.

Актуальность проекта: одной из самых важных задач, считается воспитание такого будущего поколения, которое будет обладать духовно-нравственными ценностями. Именно такое поколение будет способно осуществить дальнейшее развитие страны. В этом возрасте дети ещё мало знают о своих бабушках, о её профессии. Великолепным средством помочь детям поближе узнать о них является

устное народное творчество: сказки, песенки, потешки, и т. д. (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, зле, уважительное отношение к труду, к семье, в них восхваляются положительные качества и т. д. Поэтому данный проект считаю очень важным в воспитании духовно-нравственных ценностей ребёнка.

Ожидаемые результаты: проявление любви, ласкового, чуткого отношения к близким (бабушке); сформировать у детей уважение к труду бабушки; желание помогать ей.

Этапы работы:

I. Подготовительный

1. Определение темы, цели, задач, содержание проекта, определение результата

2. Анкетирование родителей: Как часто дети бывают у своих бабушек в гостях? Чем любят заниматься вместе с бабушкой? В каких местах бывают вместе с бабушкой? и др.

3. Подбор художественной литературы, мультфильмов, иллюстраций.

4. Сбор материала для выставки «Бабушкины руки не знают скуки». (Бабушек попросили принести изделия, выполненные своими руками, чтобы дети смогли побольше узнать о бабушках «рукодельницах», умеющих шить, вязать, вышивать).

II. Основной

Формы работы с детьми:

- Беседы: «Как зовут бабушку»«Как мы с бабушкой вместе отдыхаем»«Чем мы помогаем бабушке дома»«Бабушкина кухня»«Любимые игры вместе с бабушкой»«Что бабушка готовит тебе на обед»

- Рассматривание сюжетных картинок к сказкам«Колобок»«Репка», Курочка Ряба».

- Дидактические игры«Чудесный мешочек»«Вкусные пироги»«Мы едем к бабушке»«Сварим обед»«Большая и маленькая посуда».

- Речевая ситуация«Кого ты любишь?»«Назови бабушку ласково»«Похвали бабушку»«Угадай кто это?» (по фотографиям бабушек).

- Чтение художественной литературы: -«Бабушка» А. Барто, «Про бабушку» С. Капутикян, «Помогаю бабушке» В. Каркин, «Репка» р. н. с., «Колобок» р. н. с., «Курочка Ряба» р. н. с., «Как у бабушки» р. н. с., «Самое дорогое» р. н. с., «Бабушкины руки» Л. Квитко.

- Сюжетно-ролевые игры: «Семья» (игровая ситуация бабушка готовит обед«Бабушка заболела»«Поможем бабушке испечь пироги

».

- Пальчиковые игры: «Бабушки и внуки»«Моя семья».

Музыкальная деятельность: Разучивание песен о бабушке«Бабушкабабушка-ты моя душа»«Я пеку, пеку, пеку…»

Трудовая деятельность: Игра«Бабушкины помощники». Задания, поручения детям. Рассматривание картинок – ознакомление с трудом бабушек.

Продуктивная деятельность: Лепка«Угостим бабушку пирожком»«Ваза для цветов»; Рисование нетрадиционным методом (пальчиками) «Цветочки в горшочке».

Двигательная деятельность:

П/и«Колокольчик», П/и«Вышла курочка гулять…», П/и«Ладушки-оладушки».

Практическая деятельность:

Экскурсия на выставку «Бабушкины руки не знают скуки», рассматривание изделий, беседы по их содержанию.

Работа с родителями:

Консультация на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста».

III. Заключительный этап

Выставка детских рисунков и поделок для бабушеквыставка«Бабушкины руки не знают скуки»

Приложение №1

Художественная литература

У мамы - работа,

У папы - работа.

У них для меня

Остается суббота.

А бабушка дома - всегда.

Она не ругает меня никогда!

Усадит, накормит:

"Да ты не спеши!

Ну что там стряслось у тебя,

расскажи?"

Я говорю, а бабушка

не перебивает.

По крупинкам гречку

сидит перебирает.

Нам хорошо вот так вдвоем,

и дом без бабушки - не дом.

                                                            А Барто

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И все мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

Латают, вяжут, метят,

Все что-то мастерят.

Так толсто мажут пенки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так.

Проворные — смотрите,

Готовы день-деньской

Они плясать в корыте,

Шнырять по кладовой.

Настанет вечер — тени

Сплетают на стене

И сказки-сновиденья

Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят —

И тут замолкнут вдруг.

Умней их нет на свете

И нет добрее рук.

                                               Л. Квитко

Стала бабушка

Старой, хворою,

От ходьбы она

Устает.

Храбрым летчиком

стану скоро я,

Посажу ее

В самолет.

Не тряхну ее,

Не качну ее,

Отдохнет она

Наконец.

Скажет бабушка:

"Ай да внучек мой,

Ай да летчик мой!

Молодец!"                                       С. Капутикян

Помогаю бабушке,

Я уже большой.

Улыбнулась бабушка —

И стала молодой.

— Молодая бабушка!

Люди говорят.

Я за нашу бабушку

Очень рад.

Я, ребята, бабушке

Не грублю,

Потому что бабушку

Я люблю.

Будем нашим бабушкам

Помогать с тобой!

— Улыбайся, бабушка,

Всегда будь молодой!

                                                  В. Коркин

Кто одарит нас заботой

и своим теплом?

И на ком на самом деле

держится весь дом?

Кто печётся, чтобы крепла

дружная семья?

Это бабушка родная,

бабушка моя.

Руки просто золотые –

что ещё сказать?

Любит бабушка носочки,

шарфы нам вязать.

А под самый-самый вечер

раз, да и возьмёт –

Сказку добрую расскажет,

песенку споёт.

Время как-то торопливо

подгоняет нас,

Но оно не изменяет

блеск любимых глаз.

И морщинки не подвластны

подгонять года –

Для меня ты, бабушка,

вечно молода!

                                          А. Бельский

Приложение №2

Пальчиковые игры

«Моя семья»

Игра заключается в произнесении потешки:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья.

С одновременным показом на пальцах правой или левой руки (сначала рука сжата в кулачок, с произнесением каждой строки потешки ребенок разжимает по одному пальчику, начиная с большого, произнося последнюю строчку потешки ребенок хлопает в ладоши)

«Бабушки и внуки»

Было у бабушки 10 внучат.                   Сжимают и разжимают пальцы.

Две Акульки в люльке качаются‚           Поочерёдное разжимание пальцев

Две Аринки на полатях улыбаются‚       на обеих руках одновременно‚

Два Ивана на лавке сидят‚                       начиная с мизинцев.

Два Степана учиться хотят.

Десять внуков‚                                          Широко раздвинуты пальцы.

А бабушка одна.                                       Большой палец вверх.

Приложение №3

Песни

«Бабушкабабушка - ты моя душа»

Бабушка, бабушка – ты моя душа,

Бабушка, бабушка – хороша.

Бабушке, бабушке – цветик подарю,

Бабушке, бабушке – я пою.

Бабушку, бабушку – крепко обниму,

Бабушку, бабушку – я люблю.

«Я пеку, пеку, пеку…»

Я пеку, пеку, пеку,

Каждому по пирожку,

А для милой бабушки

Испеку два пряничка,

Кушай, бабушка…

Кушай, кушай, бабушка.

Вкусные два пряничка,

Я ребяток позову,

Пирожками угощу,

Кушайте, ребята…

Приложение №4

Подвижные игры

«Вышла курочка гулять…»

Вышла курочка гулять,                               (ходят по группе)

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки,                                         (гуляют врассыпную)

Жёлтые цыплятки.

Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко,                       (воспитатель грозит «цыплятам»

Не ходите далеко.                                                       пальцем)

Лапками гребите,                                        (ногой «ищут» зёрнышки)

Зёрнышки ищите.

Съели толстого жука,                                  (стучат пальчиком по полу,

Дождевого червяка,                                        «клюют» зёрнышки)

Выпили водицы,                                        (имитируют, как пьют воду)

Полное корытце.

На скамейке у дорожки,                               (убегают от кошки на стулья)

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

И цыпляток догоняет

«Ладушки – оладушки»

Ладушки, ладушки

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Раз, два. - Даше.

Раз, два. - Тане

(Дети хлопают в ладоши, воспитатель хлопает каждого ребенка то по одной, то по другой ладошке).

Вместе считают:

Раз, два

Всем по два,

Всем по два

(Воспитатель хлопает по обеим ладошкам каждого ребенка).

Хороши оладушки

У нашей бабушки.

Список используемой литературы.

1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова и др.; под. ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб.: Детство – Пресс, 2007.

2. Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста по программе «Детство» / авт. – сост. З. И. Самойлова. – ВолгоградУчитель: ИП Гринин Л. Е., 2014. – 178с.

1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/ Е. С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель. 2006. – 61(3) с.: ил.

2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в младшей группе детского сада: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Т. М. Бондаренко. – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2005.

3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада: пособие для воспитателей детского сада/ В. В. Гербова, А. И. Максаков. – М.: Просвещение, 1986.

4. Краснощекова Н. В. Новые сюжетно – ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов к играм/ Н. В. Краснощёкова. – Ростов и /Д: Феникс 2011. – 205с.: ил. – (Школа развития).

5. Теплюк С. Н. Игры – занятия на прогулке с малышами: для занятий с детьми 2-4 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 176с.

6. Филимонова Ю. В. Подвижные развивалки круглый год / Юлия Филимонова, Ольга Щепкина. – М.: Эксмо, 2010. – 320с. -(Ребёнок. Развивающие игры).

Интернет – ресурсы:

1.http://www.maam.ru/ - международный образовательный портал.

2.http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования.

Анализ результатов анкетирования родителей младшей группы

 МАДОУ ЦРР д/с №122

Цель анкеты: выяснить, какое участие принимают бабушки в воспитании своих внуков и как часто дети общаются со своими бабушками.

Родителям было предложено ответить на 4 вопроса:

1. Каково участие бабушек в воспитании Вашего ребёнка?

2. Как часто Ваш ребёнок общается с бабушками?

3. В каких местах бывают Ваши дети со своими бабушками?

4. Чем ваши дети любят заниматься вместе с бабушками?

В целом, по опросу родителей можно сделать следующие выводы:

1. В 80% случаев бабушки дают полезные советы, к которым родители воспитанников прислушиваются и стараются следовать им.

2. В 10% случаев бабушки не вмешиваются в процесс воспитания ребёнка.

3. Оставшиеся 10%, к сожалению, не имеют бабушек.

Что касается частоты встречаемости детей со своими бабушками, то можно отметить следующее: большая часть внуков видится с бабушками каждые выходные дни, а в нескольких семьях они проживают вместе с ними в одной квартире.

Также следует отметить, что 10% бабушек, которые не вмешиваются в процесс воспитания ребёнка, живут довольно далеко от своих внуков (в других городах) и не имеют возможности часто видеться с ними.

Подводя итоги анкетирования, хотелось бы обратить внимание на то, чем дети занимаются со своими бабушками, а именно: гуляют на свежем воздухе, посещают развлекательные мероприятия, занимаются рисованием, лепкой, собиранием мозаик, совместно ухаживают за комнатными и садовыми растениями, занимаются приготовлением пищи.

Вывод: в семьях воспитанников младшей группы МАДОУ ЦРР д/с №122 бабушки принимают активное участие в воспитании подрастающего поколения и являются надёжной опорой для родителей своих внуков.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребёнка – детский сад №122

                               Проект

                по духовно-нравственному воспитанию

                         во II младшей группе

                    «Бабушка — ты моя душа»

                                 

D:\17865.jpg

                                         Воспитатель: Куклева Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...