Конспект НОД в старшей группе с элементами ТРИЗ и мнемотехнологий по развитию познавательных способностей на тему "Путешествие в сказку"
методическая разработка (старшая группа)

Тихомирова Юлия Борисовна

Конспект НОД в старшей группе с элементами ТРИЗ и мнемотехники по развитию познавательных способностей на тему

«Путешествие в сказку»

Цель: развитие мелкой моторики рук через действия с предметами, конструктивную деятельность, пальчиковую гимнастику.

Задачи:

Образовательные:

решение задач ( познавательные, математические представления, ознакомление с окружающим миром, классификация обобщенных понятий );

Развивающие:

- развивать навыки речевого общения;

- развивать логическое мышление, творческие и композиционные способности, воображение;

- совершенствовать координацию речи с движением, плавность и силу голоса;

Воспитательные:

Воспитывать у детей трудолюбие, желание помочь друг другу, умение видеть пользу от совместного труда;

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество, физическая культура;

Материалы и оборудование:  фасоль, горох, счетные палочки, бусинки, шнурки, лекала – трафареты одежды (или просто геометрические фигуры), голубая или белая бумага – 12 квадратов 5/5см, 2 круга диаметром 5 см, клеевой карандаш;

Предварительная работа:  чтение сказок.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, вы любите сказки? А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать?

- А я всегда мечтала стать феей. Ведь при помощи волшебной палочки можно попасть в любую сказку, помочь ее героям.

- У нас с вами тоже есть волшебная палочка.

- А какие волшебные слова или заклинания вы знаете? ( ответы детей, выбираются одни слова, например: симсала – симсала – симсала – грин).

- Ребята, а вы любите путешествовать?

- Я предлагаю вам путешествие по разным сказкам. Мы отправимся в путешествие с двумя гномами – Запуталка и Забывалка.

- Мы очень любим разные сказки. А кто из вас знаток сказок? Скоро мы это узнаем. Будьте очень внимательны!

1. – Как называется сказка , вы узнаете, если отгадаете загадку:

Вы знаете девушку эту,

 Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг только грязь и зола.

А звали красавицу …( Золушка)

Ответы детей.

- Давайте скажем волшебные слова: симсала – симсала – симсала – грин!

- Раз, два, три – в сказку « Золушка»  попади!

Чем же занималась Золушка? Что делала? ( Ей приходилось выполнять самую трудную и тяжелую работу:  мачеха часто заставляла ее перебирать горох, фасоль. Девушка трудилась всю ночь ).

- Давайте ей поможем?!

Задание №1. Перебрать фасоль ( в коробочках фасоль, горох ).

- Золушке помогли,   отправляемся в другую сказку.

2. Забывалка: - Я прочитал книжку с  русскими народными  сказками, но названия этих сказок забыл. Помню только, что в первой сказке были дед, бабка. внучка, Жучка, кошка и еще кто-то… И они что-то там тащили…Как называется эта сказка?.. Кого из действующих лиц я не назвал?.. И что же они вытащили? («Репка»)

Ответы детей.

- Говорим волшебные слова: симсала – симсала – симсала – грин!

- Раз, два, три – в сказку «Репка» попади!

Задание № 2.  Нанизывание бусинок.

- Вы должны взять столько  бусинок, сколько было героев в сказке. И обязательно, чтобы  первая бусинка была желтая, а третья красная.

- А кому можно подарить бусы?

- Положите бусы на стол. У тебя какая бусинка по цвету после красной?..  А у тебя?..  Какого цвета бусинка между синей и зеленой?..  и т.д.

3. -Пора в следующую сказку отправляться.

- А в этой сказке все звери остались без крова, а жить они стали все вместе в одном домике. И только один зверь не вошел в их маленький домик и раздавил его. ( «Теремок»)

Ответы детей.

- Говорим волшебные  слова: симсала – симсала – симсала – грин!

- Раз, два, три – в сказку «Теремок» попади!

Задание № 3. Каждый должен построить теремок из счетных палочек.

- Чей теремок выше?  Ниже?  Шире?  Уже?  И т.д.

4. – Из этой сказки помню всех. Мышки там не было. Были старик со старухой. А еще заяц, лиса, еще кто-то и медведь. А лиса его съела. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого съела лиса?  ( « Колобок» )

Ответы детей.

- Говорим волшебные слова: симсала – симсала – симсала – грин!

- Раз. Два, три – в сказку «Колобок» попади!

- Поможем  Колобку убежать от лисицы?

Задание № 4.  Сказка  на пальчиках  ( приложение 1 )

Покатился колобок,   (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)

Колобок – румяный бок.

Первым встретил он зайчишку,      (показ зайчика кистью руки)

Маленького шалунишку.

Песню спел – не поленился,      (сжимание – разжимание пальцев)

Ну и дальше покатился.

Покатился колобок,    (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)

Колобок – румяный бок.

Потом встретился волчок,  ( показ волка кистью руки )

Волчок - серенький бочок.

Песню спел - не поленился, (сжимание – разжимание пальцев )

Ну и дальше покатился.

Покатился колобок, ( круговые движения кистей рук, одна вокруг другой )

Колобок – румяный бок

Встретил мишку на пути,  ( показ медведя кистью руки )

От него он смог уйти.

Песню спел - не поленился,  ( сжимание-разжимание пальцев )

Ну и дальше покатился.

А потом в густом лесу ( показ кистью руки лисы )

Встретил кумушку - лису

Песню спел – не поленился, ( сжимание - разжимание пальцев )

Еле - еле укатился!  ( быстрые круговые движения кистями рук )

- В сказке  «Колобок» упоминаются дикие или домашние животные?

- А почему у зайца уши длинные?

(ответы детей)

5. – В этой сказке девочка упала в колодец,  но не утонула.

Угадайте, из какой сказки герои?

(«МОРОЗ ИВАНОВИЧ» В. Одоевского)

-  Говорим волшебные слова:  симсала – симсала – симсала - грин!

- Раз, два, три - в сказку «Мороз Иванович » попади!

- Вспомните, что Мороз Иванович наказал Рукодельнице сделать?

(сварить обед, убрать в доме, взбить перину, белье починить.)

- Поможем рукодельнице?

Задание №5. «Какого фрагмента не хватает на картинке

- Какое время года у Мороза Ивановича, а какие вы ещё знаете? (ответы детей).

- Мороз Иванович ни разу не видел лето. Как бы вы ему объяснили, что это такое?

( признаки и приметы лета ).

- Я думаю, девочка бы вам спасибо сказала.

6. -  А в этой сказке девочка растаяла и превратилась в облачко. Как называется эта сказка?

 

(«Снегурочка»)

– Говорим волшебные слова: симсала – симсала – симсала - грин!

- Раз, два, три – в сказку «Снегурочка» попади!

- Я предлагаю вам сделать волшебную снежинку, она поможет Снегурочке спастись в жару.

Задание №6. Снежинка (приложение 2 ).

-  Какие замечательные снежинки у нас с вами получились.

7.- Где мы с вами только не бывали, что только не делали, всем старались помочь.

А не пора ли нам в свою группу, в свой детский сад возвращаться? Я думаю, что нас уже и игрушки, и книжки заждались.

- Скажем все вместе волшебные слова: симсала-симсала-симсала-грин!!!!!

- Раз, два, три – в нашу группу попади!

В конце занятия педагог даёт положительную оценку деятельности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_4.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе с элементами ТРИЗ и мнемотехники по развитию познавательных способностей на тему

«Путешествие в сказку»

Цель: развитие мелкой моторики рук через действия с предметами, конструктивную деятельность, пальчиковую гимнастику.

Задачи:

Образовательные:

решение задач ( познавательные, математические представления, ознакомление с окружающим миром, классификация обобщенных понятий );

Развивающие:

- развивать навыки речевого общения;

- развивать логическое мышление, творческие и композиционные способности, воображение;

- совершенствовать координацию речи с движением, плавность и силу голоса;

Воспитательные:

Воспитывать у детей трудолюбие, желание помочь друг другу, умение видеть пользу от совместного труда;

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество, физическая культура;

Материалы и оборудование:  фасоль, горох, счетные палочки, бусинки, шнурки, лекала – трафареты одежды (или просто геометрические фигуры), голубая или белая бумага – 12 квадратов 5/5см, 2 круга диаметром 5 см, клеевой карандаш;

Предварительная работа:  чтение сказок.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, вы любите сказки? А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать?

- А я всегда мечтала стать феей. Ведь при помощи волшебной палочки можно попасть в любую сказку, помочь ее героям.

- У нас с вами тоже есть волшебная палочка.

- А какие волшебные слова или заклинания вы знаете? ( ответы детей, выбираются одни слова, например: симсала – симсала – симсала – грин).

- Ребята, а вы любите путешествовать?

- Я предлагаю вам путешествие по разным сказкам. Мы отправимся в путешествие с двумя гномами – Запуталка и Забывалка.

- Мы очень любим разные сказки. А кто из вас знаток сказок? Скоро мы это узнаем. Будьте очень внимательны!

1. – Как называется сказка , вы узнаете, если отгадаете загадку:

Вы знаете девушку эту,

 Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг только грязь и зола.

А звали красавицу …( Золушка)

Ответы детей.

- Давайте скажем волшебные слова: симсала – симсала – симсала – грин!

- Раз, два, три – в сказку « Золушка»  попади!

Чем же занималась Золушка? Что делала? ( Ей приходилось выполнять самую трудную и тяжелую работу:  мачеха часто заставляла ее перебирать горох, фасоль. Девушка трудилась всю ночь ).

- Давайте ей поможем?!

Задание №1. Перебрать фасоль ( в коробочках фасоль, горох ).

- Золушке помогли,   отправляемся в другую сказку.

2. Забывалка: - Я прочитал книжку с  русскими народными  сказками, но названия этих сказок забыл. Помню только, что в первой сказке были дед, бабка. внучка, Жучка, кошка и еще кто-то… И они что-то там тащили…Как называется эта сказка?.. Кого из действующих лиц я не назвал?.. И что же они вытащили? («Репка»)

Ответы детей.

- Говорим волшебные слова: симсала – симсала – симсала – грин!

- Раз, два, три – в сказку «Репка» попади!

Задание № 2.  Нанизывание бусинок.

- Вы должны взять столько  бусинок, сколько было героев в сказке. И обязательно, чтобы  первая бусинка была желтая, а третья красная.

- А кому можно подарить бусы?

- Положите бусы на стол. У тебя какая бусинка по цвету после красной?..  А у тебя?..  Какого цвета бусинка между синей и зеленой?..  и т.д.

3. -Пора в следующую сказку отправляться.

- А в этой сказке все звери остались без крова, а жить они стали все вместе в одном домике. И только один зверь не вошел в их маленький домик и раздавил его. ( «Теремок»)

Ответы детей.

- Говорим волшебные  слова: симсала – симсала – симсала – грин!

- Раз, два, три – в сказку «Теремок» попади!

Задание № 3. Каждый должен построить теремок из счетных палочек.

- Чей теремок выше?  Ниже?  Шире?  Уже?  И т.д.

4. – Из этой сказки помню всех. Мышки там не было. Были старик со старухой. А еще заяц, лиса, еще кто-то и медведь. А лиса его съела. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого съела лиса?  ( « Колобок» )

Ответы детей.

- Говорим волшебные слова: симсала – симсала – симсала – грин!

- Раз. Два, три – в сказку «Колобок» попади!

- Поможем  Колобку убежать от лисицы?

Задание № 4.  Сказка  на пальчиках  ( приложение 1 )

Покатился колобок,   (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)

Колобок – румяный бок.

Первым встретил он зайчишку,      (показ зайчика кистью руки)

Маленького шалунишку.

Песню спел – не поленился,      (сжимание – разжимание пальцев)

Ну и дальше покатился.

Покатился колобок,    (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)

Колобок – румяный бок.

Потом встретился волчок,  ( показ волка кистью руки )

Волчок - серенький бочок.

Песню спел - не поленился, (сжимание – разжимание пальцев )

Ну и дальше покатился.

Покатился колобок, ( круговые движения кистей рук, одна вокруг другой )

Колобок – румяный бок

Встретил мишку на пути,  ( показ медведя кистью руки )

От него он смог уйти.

Песню спел - не поленился,  ( сжимание-разжимание пальцев )

Ну и дальше покатился.

А потом в густом лесу ( показ кистью руки лисы )

Встретил кумушку - лису

Песню спел – не поленился, ( сжимание - разжимание пальцев )

Еле - еле укатился!  ( быстрые круговые движения кистями рук )

- В сказке  «Колобок» упоминаются дикие или домашние животные?

- А почему у зайца уши длинные?

(ответы детей)

5. – В этой сказке девочка упала в колодец,  но не утонула.

Угадайте, из какой сказки герои?

(«МОРОЗ ИВАНОВИЧ» В. Одоевского)

-  Говорим волшебные слова:  симсала – симсала – симсала - грин!

- Раз, два, три - в сказку «Мороз Иванович » попади!

- Вспомните, что Мороз Иванович наказал Рукодельнице сделать?

(сварить обед, убрать в доме, взбить перину, белье починить.)

- Поможем рукодельнице?

Задание №5. «Какого фрагмента не хватает на картинке

- Какое время года у Мороза Ивановича, а какие вы ещё знаете? (ответы детей).

- Мороз Иванович ни разу не видел лето. Как бы вы ему объяснили, что это такое?

( признаки и приметы лета ).

- Я думаю, девочка бы вам спасибо сказала.

6. -  А в этой сказке девочка растаяла и превратилась в облачко. Как называется эта сказка?

(«Снегурочка»)

– Говорим волшебные слова: симсала – симсала – симсала - грин!

- Раз, два, три – в сказку «Снегурочка» попади!

- Я предлагаю вам сделать волшебную снежинку, она поможет Снегурочке спастись в жару.

Задание №6. Снежинка (приложение 2 ).

-  Какие замечательные снежинки у нас с вами получились.

7.- Где мы с вами только не бывали, что только не делали, всем старались помочь.

А не пора ли нам в свою группу, в свой детский сад возвращаться? Я думаю, что нас уже и игрушки, и книжки заждались.

- Скажем все вместе волшебные слова: симсала-симсала-симсала-грин!!!!!

- Раз, два, три – в нашу группу попади!

В конце занятия педагог даёт положительную оценку деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования с элементами ТРИЗа, как эффективное условие развития творческих способностей детей.

Предложенные мною игры и игровые приемы,  основанные на технологии ТРИЗ помогут реализовать потенциальные возможности дошкольников, развить творческое воображение, формировать способности ребенка...

Конспект занятия по экологии и развитию речи на тему "Осень очень хороша"(старшая группа) с элементами ТРИЗ

Примерная основная общеобразовательная программа:Возрастная группа: старшая .Тема недели: «Поздняя осень».Тема НОД: «Осень очень хороша» (познавательно - речевое).Цель: побудить найти правильный ответ...

Конспект НОД в подготовительной группе с элементами ТРИЗ по познавательному развитию " Четыре волшебницы"

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной групппе  с элементами ТИРЗ...

Конспект нод в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки».

В ходе НОД уточняются и обогащатся знания детей о русских народных и авторских сказках. Дети  учатся узнавать сказочных героев, сочинять сказку, использовать выразительные средства и графическую ...

Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Вода растворяет некоторые вещества»

Цель: Закреплять представления детей о состояниях и свойствах воды,           о   твердых, жидких и газообразных веществах.Задачи:1. Познако...

Конспект ОД в подготовительной группе с элементами ТРИЗ по познавательному развитию "Времена года"

Занятие на развитие познавательной активности детей и творческого воображения....

Конспект занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «Путешествие по сказкам».

Конспект занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «Путешествие по сказкам».Цель: продолжать формировать у детей умение творческому рассказываниюс использованием технологии ...