"Формирование экологической культуры посредством духовно-нравственного воспитания" педагогическая гостиная для воспитателей
учебно-методический материал

Ефанова Наталья Тимофеевна

На этом мероприятии воспитатели обсуждают, что экологическая культура  воспитанников формируется посредством духовно-нравственного их воспитания. Решают разные проблемные ситуации, и отвечают на вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ekol_kult.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование экологической культуры посредством

духовно - нравственного  воспитания»

(педагогическая гостиная для воспитателей)

Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа!

В гармонии с природой и с собою

На свете, чтобы жили малыши, 

Воспитывайте в детях, берегите, 

Храните экологию души!

(Н. Луконина)

  В нравственном воспитании современных детей материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача формировать у детей нравственные чувства, воспитывать любовь и уважения к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну. Представление о Родине начинается у детей с картинки, песни, окружающей его природы, с животных родного края.

Одним из важных направлений духовно - нравственного воспитания является бережное отношение к природе. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения.

Каждый из тех, кто принес вред природе, когда - то был ребенком, вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологической  культуры.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

  Нравственные нормы нельзя просто заучить, их надо глубоко осмыслить, прочувствовать и пережить, закрепить в поведении. Можно, например, много говорить о родной природе и не вызвать у детей чувства восхищения ее красотой и величием. А вот ряд экскурсии в природу, постановка перед детьми задачи найти наиболее красивые места, сфотографировать их, оформить монтаж приводят к возникновению у детей чувства любви к природе. В данном случае воспитатель не только вызывает благородные чувства, но и способствует их закреплению.

  Большое внимание уделяется наблюдениям на прогулке. Во время наблюдений на прогулках, дети не просто знакомятся с объектами природы, они учатся правильно вести себя в природе, слышать, видеть и чувствовать её в действительности, а не на картинке. Наблюдения вызывают у ребёнка сочувствие, желание заботится о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их.

  Общение с растениями вызывают у детей много радостных переживаний, даёт возможность убедиться в уникальности каждого растения, выбрать любимое растение, ухаживать и наблюдать за ним. Работа в уголке природы формирует практические умения и навыки по уходу за растениями, обогащает представления детей о многообразии растений, развивают эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний.

  Активно использовать  труд в природе: осенью — уборка сухих листьев, веточек, сбор семян; летом – поливка и прополка клумб. Труд имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.

 Общение с природой воспитывает трудолюбие, чувство коллективизма и ответственности за результат своего труда. Дети пытаются сами вырастить свой первый урожай, участвуют в озеленении группы.

 На занятиях знакомство  детей с тайнами природы, показывать  интересное из  жизни растений и животных, учить любоваться пейзажами родных мест. Воспитывать  бережное отношение к родной природе, закреплением правил поведения.

 Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка. Всё новое удивляет, вызывает интерес. Дети хотят самостоятельно общаться с природой, они начинают экспериментировать. Формируется бережное, эмоциональное отношение к окружающему миру, навыки экологически грамотного поведения в природе, навыки сотрудничества.

 Огромное значение в формировании духовно - нравственно воспитания имеет слово. Чтение литературы природоведческого содержания воспитывает защитников природы, учит бережно распоряжаться богатствами природы, формирует чувство ответственности за свои поступки.

 Особое место отводится произведениям Е.И. Чарушина, В.Бианки. Их произведения доступны и привлекательны для детей дошкольного возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат ребёнка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живёт рядом.

 Чтение  сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают,  запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой  помогает справиться театральная  деятельность. Театрализованная деятельность продолжает знакомить детей с окружающим миром, развивает интерес к миру животных, доставляет детям радость. Дети, принимая образ героя, живут его жизнью, учатся, отличают добрых героев от злых, понимают, что всегда побеждает добро, и это помогает развивать у детей эмоциональную отзывчивость, справедливость, доброту.

  Эффективным средством формирования экологической культуры детей являются  игры. В процессе игр дети расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, углубляют знания о растениях и животных, окружающих их, развивают умения узнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, образу жизни, дети учатся правильно относиться к природному окружению.

Сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Поездка в лес», «Звери из леса в гостях у ребят» помогают понять детям логику простых жизненных ситуаций.

Чтобы детям было интересно играть в игры,  создаются игровые развивающие ситуации, например: «День рождения у Мишутки», «Научим зверей здороваться», «Угостим животных чаем». Игровые ситуации воспитывают у детей добрые чувства к животным, учат проявлять сочувствие, внимание, заботу.

Праздники - важное средство нравственного воспитания. Такие народные праздники, как «Осинины», «День земли», «Весна - красна», «Масленица» - закрепляют знания детей о значении человека в природе, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.

Красота и многообразие природы развивает у детей чувство прекрасного, учит любоваться и наслаждаться красотой природы. Развивая эти чувства, ребёнок будет пытаться создать красоту своими руками.

Если научить ребёнка любоваться красотой русской берёзы - символом России, значит сформировать у него чувство патриотизма, любовь к Родине, к родному городу.

«Эту истину знаю от роду

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу

Тот не любит Отчизну свою».

 Особое внимание в духовно - нравственном воспитании  отводится  проектной деятельности. Использование  проектной деятельности  для поддержания интереса к познанию; стремления детей познавать мир; учиться использовать приобретенные знания; решать возникающие проблемы. Можно провести проекты: «Зимующие птицы», «Дикие животные наших лесов», «Снег полезный или вредный», «Витамины на окне», «По сказкам В. В. Бианки», «Неутомимые труженики».

 Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе,  научить любить и беречь природу возможно только при совместных усилиях с родителями, поэтому в группе в  уголке для родителей, можно разместить материал экологического содержания.

В индивидуальных беседах и на родительских собраниях   убедить родителей приучать детей:

  1. Не рвать без надобности цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.
  2. Учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным.
  3. Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека.
  4. Учить замечать красоту окружающей природы.
  5. Воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам.

 Элементарные навыки экологически безопасного поведения в быту и природе, элементарные навыки  рационального природопользования формируют у детей такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Только так, воздействуя на чувства, используя разнообразные методы и формы, главный из которых – непосредственный контакт с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души

                                                (Н. Луконина)

     А сейчас мы поделимся опытом, как вы используете общение с природой.   (деловая игра).

        Экология как наука появилась еще в конце девятнадцатого века, однако долгое время она оставалась чисто биологической, которая интересовала лишь ученых. В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим сознанием, мышлением, способного осознать

последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и представляет широкие возможности,  для экологического воспитания.

  Природа — источник знаний о мире, окружающем ребенка. В природе все происходит ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что солнце является источником тепла, света на Земле, что растения дышат и растут, что холодная снежинка, коснувшись теплой ладошки, превращается в капельку воды и многое-многое другое. Важно воспитать в детях познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира.

Приведите, пожалуйста, примеры из своей практики об интересном опыте знакомства с явлениями природы. (Воспитатели рассказывают об интересных случаях).

  Природа — источник красоты. Она прекрасна во все времена.  Представьте себе, что за окном метель кружит, поет свою бесконечную песню северный ветер, и вдруг окно распахнулось, и к вам на ладонь опустился зеленый березовый листок  - нежный, маленький подарок грядущей весны.

Вот один из приемов эмпатии, который вы можете использовать при воспитании у детей чувственного отношения к природе.  (Эмпатия – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека.)

Расскажите, какими еще приемами вы пользуетесь в своей деятельности в процессе воспитания у детей чувственного опыта? (Воспитатели знакомятся с опытом друг друга).

 Природа — источник доброты. В детстве ребенок должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания доброты чувств. Мы можем использовать природу как средство развития чувств у детей. Приведите примеры из своей практики.

 Природа – источник здоровья. Но не надо забывать, что природа является источником укрепления здоровья. Сочетание полноценного питания, солнца, воздуха, воды, труда и отдыха - прекрасное закаливание организма и предупреждение простудных заболеваний. Все это - целебный источник здоровья. Какие природные средства вы используете и применяете в работе с детьми? Что используете для своего оздоровления? (воздушные ванны, аутогенные тренировки на природе, загар)

        Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Составление плаката:

* 1 группа - цель и задачи экологического воспитания.

* 2 группа - роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.

        Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Цель экологического воспитания: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой (Т.М. Бондаренко)

- А теперь мы немного проверим ваши знания о природе, по методике экологического образования дошкольников.

Игра «Экологическое лукошко»

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

* Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)

Наука о животных. (Зоология)

Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

Какую траву любят кошки? (Валериана)

Самая высока трава? (Бамбук)

Кого называют настовичками? (Зайчат, родившихся весной)

Лесной петух. (Глухарь)

Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

Наука о растениях. (Ботаника)

Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)

Трава от 99 болезней. (Зверобой)

Пингвин птица или животное? (Птица)

Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)

Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

* Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)

Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирование позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми.

Решение педагогических ситуаций

* 1 группа

1. «Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».

- Кто это? (Это сова.)

Сова с 1964г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

2. Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё- таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:

- Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.

- Чем можно объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в порядок ручеёк?

- Какие чувства вызывает у вас второй мальчик?

- Кого бы вы взяли себе в друзья и почему?

- Как бы вы поступили в этой ситуации?

* 2 группа

1. «Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая.»

Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу- и они исчезнут.

2Как-то у берега реки целая ватага мальчишек «охотилась» на нырка, которого волны гнали к берегу. Едва только птица появлялась, в неё летели камни. Нырок быстро скрывался под водой, а едва всплывал, повторялось то же самое.

Проходивший мимо мужчина пристыдил и прогнал их от берега. И мальчишки досадовали, что он появился не вовремя. А один мальчик украдкой даже пытался ещё раз бросить камень в обессилевшего, вероятно, подбитого нырка.

- Чем можно объяснить такую жестокость мальчишек?

- Что бы вы им сказали, если бы они оказались а вашем классе, на вашем дворе?

- Как бы вы поступили, если бы оказались рядом?

Блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку. 

1. Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

2. Уж на дороге греется – (перед дождем).

3. Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

4. Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

5. Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

6. Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

7. Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

8. Из березы течет много сока – (к дождливому лету).

9. С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

10. Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

Творческое задание.

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

1 группа

Весна красна цветами, а осень пирогами.

2 группа

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Банк идей по развитию экологического воспитания в детском саду.

Показ папки наблюдений за природой.

Знакомство с литературой по теме (новинками).

Итоги, обсуждение  решений.