Картотека игр в адаптационный период
картотека (младшая группа)

В данном материале вы найдете игры, облегчающие процесс адаптации, а также правила их организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_v_adaptatsionnyy_period.docx882.96 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для детей в адаптационный период

https://img-fotki.yandex.ru/get/6623/16969765.99/0_6a847_3ffb652f_orig.png

Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра.

Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения

Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнёра в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Требования к играм, проводимым в адаптационный период:

  • они должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделённым вниманием;
  • не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
  • должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;
  • всем детям предлагаются одинаковые предметы;
  • инициатором игры выступает взрослый.

Правила организации игр в период адаптации:

Правило 1:

Добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлёкшись, ребенок сам включается в игру.

https://img-fotki.yandex.ru/get/6623/16969765.99/0_6a847_3ffb652f_orig.png

Правило 2:

Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли — участника и организатора. Причём совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Правило 3:

Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.

Правило 4:

Наглядный материал (определённые игрушки, различные предметы и т. д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.

Правило 5:

Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!

Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и показали свою обоснованность и необходимость выполнения.

«Зайка»

Цель: создание положительного эмоционального климата в группе;

Ход игры:

Дети, взявшись за руки, вместе идут по кругу. Педагог поёт песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встаёт и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встаёт в круг. Игра повторяется.

«Солнышко и дождик»

Цель: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений.

Ход игры: 

Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» - бегут к стульчикам и присаживаются за ними. Игра повторяется. Вместо стульев можно использовать зонтик: когда «идёт дождик» - дети прячутся под раскрытый зонтик, когда «светит солнышко» - педагог закрывает зонтик, а дети бегают по всей площадке.

«Осенние листочки»

Цель: оказание помощи детям во взаимодействии друг с другом.

Материал: игрушка Гномик, осенние листочки из картона разных цветов, магнитофон, аудиозапись медленной музыки.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришёл маленький гномик и принёс красивые листочки.

— Давайте назовём, какого цвета листочки.

— Гномик приглашает вас потанцевать с листочками.

Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку.

— А хотите потанцевать с гномиком?

Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди.

Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему листочки, встают в хоровод и идут под музыку вокруг гномика.

В заключение гномик благодарит малышей.

«Как пройти?»

Цель: оказание помощи детям в ориентировке по детскому саду.

Ход игры:

Воспитатель говорит, что у зайчика Степашки заболели ушки. Что ему надо делать? – Пойти к врачу. Но Степашка не знает где находится медицинский кабинет, надо ему помочь. Трём –четырём детям предлагается «проводить» Степашку к врачу (медработники предупреждаются о предстоящем визите заранее). Воспитатель комментирует весь путь до кабинета (сначала выйдем из группы, затем спустимся по лесенке, потом пройдём по коридору и дойдём до медицинского кабинета) и обратно. Можно ориентироваться на какие, то предметные признаки: спустимся по лесенке и сразу же после нарисованного зайчика свернуть…. Вылеченный Степашка благодарит детей за помощь и передает от врача пожелание не болеть и витаминки для всех детей.

Примерно так же можно «постирать» платьице для куклы Кати, взять интересную книгу или игру у методиста.

«Покружимся»

Цель: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений.

 Ход игры: 

Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Даёт другого мишку малышу и просит так же покружиться, прижимая к себе мишку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Дети вслед за ним выполняют движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

«Чьи вещи?»

Цель: закрепление имён работников детского сада

Ход игры:

Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник, половник, гармошка или др. музыкальный инструмент и т. д.). Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди и все они забыли какую-нибудь свою вещь. И просит ребят помочь разобраться – сам он не помнит, где -чьё.

«Пришёл петрушка»

Цель: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений.

Ход игры: 

Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздаёт погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушки и прячут их за спиной.

«Иди ко мне»

Цель: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений.

Ход игры: 

Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришёл!» Игра повторяется.

«Прыгай веселей»

Цель: развитие чувства ритма, координации движений.

Ход игры:

Педагог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Прыгай, прыгай веселей! Прыгают на двух ногах

Прыгай, прыгай — побыстрей!

Вверх, вниз, вверх, вниз! Руки поднимают вверх, вниз

И немного покружись! Кружатся на месте.

Мы немножко отдохнём и опять играть начнём.

Игра повторяется несколько раз.

«Солнечные зайчики»

Цель: снятие эмоционального напряжения;

Материал: Маленькое зеркальце.

Ход игры:

Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза.

«Раздувайся пузырь!»

Цель: оказание помощи детям во время адаптации к условиям детского сада.

Ход игры:

Дети с воспитателем делают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:

Раздувайся пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой, растянутый круг. Затем ведущий говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул. Все сбегаются к центру круга или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).

«Хоровод»

Цель: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений.

Ход игры:

Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

                                             Вокруг розовых кустов,

                                             Среди травок и цветов

                                             Кружи, кружим хоровод.

                                             До того мы закружились,

                                            Что на землю повалились.

                                                      БУХ!

При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

“Вот Я какой!”

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. Педагог звенит в погремушку, приговаривает:

Погремушка играет-

Деток собирает!

-  Доброе утро, дети! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас в гостях малыш (достаёт куклу малыша, одетого в песочник или трусики).

- Ребята, посмотрите какой хороший малыш. Он похож на вас?

Педагог называет часть туловища куклы и просит детей показать её.

“Большие – маленькие”

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Ход игры: 

- Дети, сегодня к нам в гости пришёл малыш. Покажите ему, какие вы сейчас большие.

Дети встают в полный рост.

- А теперь, покажите, какие вы были маленькие.

Дети приседают на корточки;

- А какие вы будете, когда станете взрослыми.

Дети встают на носочки и тянутся руками вверх. Игра повторяется 2-3 раза.

«Ладушки — хлопушки»

Цель: развитие чувства ритма, координации движений.

Ход игры: Взрослый декламирует стишок, выполняя действия:

Ладушки-ладушки,

Звонкие хлопушки,

Хлопали в ладошки,

Хлопаем немножко. Да!

(громко хлопаем в ладоши).

— Кашу варили,

Ложечкой мешали.

(взрослый помогает ребенку водить пальчиком правой руки по ладошке левой).

— Куколку кормили. Да!

— Кошечке давали. Да! (протягиваем левую ладонь вперёд).

— Кулачки сложили,

Кулачками били,

Тук, тук, тук, тук, тук,

Тук, тук, тук, тук, тук. Да!

(сжимаете пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга).

— Ладошки плясали,

Деток забавляли,

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да! (делаем фонарики).

— Ладушки устали,

Ладушки поспали,

Баю-бай, баюшки,

Баю-бай, ладушки. Да!

(складываем ладони рук и подкладываем их по щеку).

«Доброе утро!»

Цель: оказание помощи детям во время адаптации к условиям детского сада.

Ход игры:

Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:

-      Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)

Вы проснулись?

-      Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)

Ты проснулся?

-      Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)

Вы проснулись?

-      Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)        

 Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет

Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет...

Картотека "Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет"

В картотеке собраны игры для дошкольников, начинающих посещать ДОУ....

Картотека «Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет»

Актуальность:Игры привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Игры являются не только средством физического воспитания с раннего возраста, но и способствую...

Картотека игр в адаптационный период во второй младшей группе

В данной картотеке подобраны игры, которые помогут ребенку более безболезнонно преодолеть эмоциональный дискомфорт в адаптационный период, его симбиотические связи  с мат...

Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет

«Доброе утро!» Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.Задачи:создание положительного эмоционального климата в группе;снятие эмоционального напряжения....

КАРТОТЕКА ИГР В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА  СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ, СБЛИЖЕНИЕ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ И С ВОСПИТАТЕЛЕМ, ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ....

Картотека "Игры в адаптационный период"

Картотека игр в адаптационный период для детей младшего дошкольного возраста....