Арт – терапия как технология художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)

Темноева Татьяна Николаевна

Сказкотерапия – это лечение сказками. Сказкотерапию используют для развития творческих способностей, расширения  сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. Благодаря сказкам, в детях накапливается «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии личности.

Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_2018.doc551.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка -детский сад №116" г. Сыктывкара

                               

                             Методическая разработка

«Арт – терапия как технология

художественно – эстетического

развития детей дошкольного

возраста»

(сказкотерапия)

                                                                   Воспитатель:

                                                                                         Темноева Т.Н.

Сыктывкар 2018

  Содержание.

                                                                          страницы

1. Пояснительная записка...........................................................  1

2. Актуальность ............................................................................3

3. Типология  сказок......................................................................4

4. Отличительные черты сказкотерапии..................................8

5. Цели и задачи........................................................................9

6. Синтез современных методов и приемов............................11

7.  Принципы работы  со  сказками.........................................12

8.   План работы по сказкотерапии..........................................14.

9. Схема размышления над сказками......................................20

10. Промежуточный анализ работы.........................................22

11.  Литература.........................................................................24

Пояснительная записка .

Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью, где заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки - научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливость.

Слушая сказку, ребёнок мысленно переносится в воображаемый мир, проходит испытания, переживает приключения.

Сказкотерапия – это лечение сказками. Сказкотерапию используют для развития творческих способностей, расширения  сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. Благодаря сказкам, в детях накапливается «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии личности.

Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации.

Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности.

Изучая методическую литературу, узнала, что, соответствуя буквальной расшифровке значения слова «Сказкотерапия» — лечение сказками, этот метод был инструментом   психотерапевтов – как один из способов коррекции отклонений в психическом развитии.              

По мнению же И. Вачкова, доктора психологических наук, назвать сказкотерапию    только медицинским – клиническим психотерапевтическим методом нельзя, так как         И каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решить свои профессиональные задачи.
Один из самых авторитетных в этой области психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека.
Резюме.
Актуальность и новизна сказкотерапии      заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка.
Преимущества технологии «Сказкотерапия»
• Через анализ, придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
• Находясь в драматической реальности, ребенок и педагог эмоционально защищены.     Возрастает доверие.
• Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
• Обращаясь к сказкотерапии, педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.
• В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
• Сказкой можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

                                             Типология   сказок.

Сказочный мир предлагает пример решения самых запутанных и безвыходных ситуаций, но не навязывает его в виде строгих предписаний и законов. Ребёнок мысленно переносится в воображаемый мир, проходит испытания, переживает приключения, незаметно приобретая важнейший опыт и преодолевая собственные внутренние проблемы.

Художественные сказки — традиционные народные сказания, а также авторские сказки, построенные на принципе целостности мира людей и мира природы, а также на волшебстве «оживотворения».

 Художественные сказки бывают следующих видов:

  • народные;
  • сказочные истории о животных, природных явлениях, растениях;
  • сказки на бытовую тематику;
  • страшные сказки;
  • фантастические сказки, наполненные волшебством.

Пример: сказка «Приключения Буратино» поможет доверчивому и непослушному малышу, «Принцесса на горошине» — избалованному и капризному, «Сказка о рыбаке и рыбке» — себялюбивому и жадному.

Дидактическая — самый незамысловатый и простой вариант сказочного повествования, нацеленный на передачу практического житейского опыта, бытового знания, полезного умения и навыка.  Например:

  • как правильно и безопасно переходить проезжую часть;
  • как самостоятельно умываться, одеваться, заваривать чай;
  • как поддерживать чистоту и порядок в детской комнате, самостоятельно складывать игрушки;
  • как научиться быть вежливым и внимательным по отношению к окружающим людям, зачем нужно поздравлять друзей с праздниками, дарить подарки.

С детьми можно провести следующие дидактические игры по сказкам:

  • «Кто лишний?» — проверяет знание содержания сказки.
  • «Назови сказку по сказочному герою» — тренирует умение узнавать сказку по персонажам. Предлагаются картинки с изображениями козы, волка, лисы, дети называют сказки, в которых они встречаются, например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д.
  • «Кто герой сказки?» — учит отгадывать сказку по словам персонажей.
  • «Кто в каком домике живёт?» — закрепляет знания о домашних и лесных животных.
  • «Найди волшебный предмет» — дети подбирают герою волшебный атрибут в соответствии с сюжетом сказки, например, Буратино — золотой ключик, Фея — волшебная палочка.
  • «Расскажи сказку» — ребёнок раскладывает карточки-иллюстрации в правильном порядке и пересказывает сюжет своими словами.

Самое обыденное и скучное занятие можно сделать ярким и интересным с помощью удивительного волшебства превращений и перевоплощений. Сказочная история рассказывает о смысле и значимости конкретного умения, в финале ребёнка ожидает небольшое задание, в процессе выполнения которого он приобретёт реальный опыт и закрепит теоретическое знание.

Психологическая сказка — вымышленная история, плод фантазии автора, наполненная мировоззренческим смыслом, оказывающим прямое психологическое воздействие на личностное развитие ребёнка. Сложность авторской сказки в том, что она передаёт важнейшую информацию в зашифрованном символическом виде, скрывая её за метафорическими образами. Психологическая сказка не будет рассказывать, как порадовать друга свежезаваренным чаем или вежливо попросить о чём-то взрослых, но зато она попытается объяснить, что такое настоящая дружба, зачем любить своих близких и беречь окружающий мир природы.

Психокоррекционная сказка — своеобразный «мягкий намёк», оказывающий косвенное воздействие на поведение и ценностные ориентиры ребёнка. В соответствии с нравоучительным замыслом рассказчик выстраивает сюжет определённым образом: в дебюте истории демонстрируется неэффективная модель поведения (враждебность, лживость, капризность, неопрятность, робость, хвастовство, жадность), а затем рассматривается альтернативный стиль (доброжелательность, смелость, щедрость, правдивость, милосердие), делаются выводы. Смысл событий сказочной истории может лежать на поверхности и легко улавливаться слушателем.

Например, в любимой истории о Крошке Еноте опасный враг, обитающий в реке, тут же исчез, как только главный герой сменил злобный, угрожающий оскал на милую улыбку. Мораль сказки проста и очевидна: как ты относишься к миру, так мир относится к тебе. А вот пример более сложной по форме изложения сказки, смысл которой скрывается под абстрактной метафорой: «Бредёт печальный Тигр по лесу и плачет, встретилась ему смешливая Обезьяна. «О чём грустишь, Тигр?» — интересуется Обезьяна. «Никто меня не любит», — жалуется в ответ Тигр, – «ухожу жить в другое место». «А свои острые и страшные клыки ты с собой прихватишь?» — спрашивает Обезьянка». Такого рода сказки требуют дополнительного обсуждения и пояснения.

Психотерапевтическая сказка — самый сильный жанр, обладающий возможностями исцеления души, несущий глубокую мудрость и утончённую красоту. Часто педагоги и психологи, ищущие сказки, способные принести эмоциональное облегчение, помочь в сложной жизненной ситуации, используют богатство религиозных притч, басен Эзопа, И. Крылова, легенд, былин и мифов.

Медитативные сказки — обладают расслабляющим воздействием на психику, помогают снять психоэмоциональное напряжение, стремятся укоренить в области бессознательного идеальный образец, на основе которого личность выстаивает взаимоотношения в самим собой, окружающими людьми и миром.

В три–четыре года можно отметить следующие отличительные черты сказкотерапии:

  • Ребёнок наблюдает за мимикой, жестами взрослого во время индивидуальных или коллективных занятий и учится передавать чувства и эмоции героев сказки.
  • Проблема, вокруг которой выстраивается сказочный сюжет, должна быть интересна и актуальна для малыша, вопросы формулируются так, чтобы помочь увидеть и осознать причинно-следственные связи.
  • Сюжеты сказок должны быть простыми и доступными для восприятия ребёнка, стоит помнить, что отделять сказочный мир от реального малыши смогут только в четыре года.
  • Малышам трёх–четырёх лет близки и понятны сказки, повествующие о взаимодействии людей и животных. Маленькие фантазёры без труда перевоплощаются в образ животного, с лёгкостью и врождённым артистизмом подражают их повадкам.

Цели и задачи :

  1. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.
  2. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развития образного строя и навыков связной речи.
  3. Развивать у детей социальные навыки : общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
  4. Развивать навыки произвольного поведения : внимательности, терпеливости, усердия.
  5. Помогать усвоению детьми нравственных категорий : добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость и правил доброй, совестливой жизни.
  6. Содействовать развитию мотивационной сферы дошкольников, формированию стремления подражать положительным героям сказок.
  7. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
  8. Содействовать освоению навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
  9. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
  10. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.
  11. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
  12. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
  13. Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.
  14. Расширение представлений детей об эмоциях, развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами.
  15. Развитие умения различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния: напряженность-расслабленность.
  16. Формирование способности регулировать процессы возбуждения и торможения, умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот.

Сказкотерапия включает в себя множество приемов и форм работы, которые позволяют развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, координацию движений, позитивную коммунификацию  и адекватную самооценку, в коррекции которых нуждаются дети с проблемами в  развитии.

С целью мотивации и активизации воспитанников в ходе работы со сказкой можно использовать разные формы работы. Это анализ, рассказывание, сочинение сказок, кукло и имиджтерапия, постановка сказок на сцене и песочнице, рисование «волшебными красками», рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях и т.д..  Работая с ранним  и  младшим  возрастом,  понимаю,  что  не  все  методы  и  приемы  возможно  применять  в  данном  возрасте.

Работа по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов и приемов:

  1. Словесные методы (режиссерская игра, комментирование, импровизация, рисование и фантазирование)
  2. Пантомимические этюды ( покажи, как лиса просила колобка спеть песенку.)
  3. Психогимнастика
  4. Ритмические упражнения

Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, поможет детям стать мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее  к людям  и окружающему миру.

Занятия по сказкотерапии должны помочь детям оценивать свое психическое состояние, особенности поведения, научить выйти из трудных ситуаций, поверить в силу добра, любви и справедливости.

Принципы работы со сказками

Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Однако взгляд на сказкотерапию как воспитательную систему предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.

Принцип

Основной акцент

Комментарии

Осознанность

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета;

Понимание роли каждого  персонажа в развивающихся событиях

Общие вопросы: что  происходит? Почему это происходит?

Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему нужно?

Наша задача показать воспитанникам , что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно.

Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.

Множественность

Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений  и смыслов.

Наша задача показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны иначе.

Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Наша задача кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Структура  работы по сказкотерапии. 

Этап

Назначение

Содержание этапа

1.Ритуал «входа» в  сказку

Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.  

Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу все смотрят на свечку; или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие.

2.Повторение

Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

  Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они опыт в течение тех дней, пока не было занятий; ( для более старшего возраста как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.)

3.Расширение

Расширить представления ребенка о чем-либо.

Педагог  рассказывает и показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр.

4.Закрепление

Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.

Педагог проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр.

5.Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью

Педагог  обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

6.Резюмирова-ние

Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходящего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

7.Ритуал «выхода» из сказки

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Педагог  говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие как-будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.

  ПЛАН

ТЕМА

Задачи

Методы и приемы

Прим., литература

1.

Художественные сказки

Стереотипность поведения

Установить связь между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

Компенсировать недостаток действия в реальной жизни.

Воспитывать бдительность и стереотипность поведения.

Умение вовремя остановиться в процессе испытания себя.

       Коррекция слуховой памяти, мышления и восприятия.

Развивать фантазию, воображение, способность оценивать поступки героев сказок, эмоции детей.

Умение побороть свои отрицательные черты характера.

Анализ, обсуждение,

рисование,

 проигрывание эпизодов

сказки.

Беседа, рассказ, осуждение, анализ, рисование, драммотизация.

Рассказ, осуждение, анализ, этюды ( покажи,   что  мишка  сказал колобку, как колобок ответил  медведю)

Сказки:

 «Курочка Ряба»

 «Лиса и козел»

 «Репка»

Сказки:

 «Колобок»

Сказки:

 «Колобок»

ТЕМА

Задачи

Методы и приемы

Прим., литература

2.

Дидактические сказки

1.Мы и природа

Воспитывать разделение добра и зла.

Вызывать у детей эмоции, важные социальные и моральные нормы жизни в отношениях между людьми.

Решить определенную воспитательную задачу.

Развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Дать детям представление об основных свойствах воды.

Пробуждать интерес, развивать зрительную память.

Усвоит причинно-следственные связи, существующие в мире.

Тренинг упражнения, медитация, анализ, обсуждение

Тренинг  упражнения, медитация, анализ, обсуждение, практическая работа

Тренинг упражнения, медитация, анализ, лепка, обсуждение, рисование

Сказки:

 «Лисичка сестричка и серый волк»

 «Лиса и кувшин»

 

Сказки:

 «Заяц Коська и Родничок»

(Грибочев)

Сказки:

 «Снегурочка»

 «Снежинка-пушинка»

ТЕМА

Задачи

Методы и приемы

Прим., литература

2. Здоровый образ жизни

Формировать представление об основных признаках каждого времени года.

Воспитывать бережное отношение к своему организму.

Развивать и корригировать действенно-образное мышление, коммуникативную функцию речи.

Раскрывать смысл  важность определенных знаний.

Беседа, тренинг упражнения, рисование, аппликация, игры-упражнения

Работа по картинам, беседа, обсуждение, анализ, дидактические игры.

Разыгрывание эпизодов сказки.

Сказки:

 «Четыре времени года»

 «О временах года»

  Игры:

    «Помоги почтальону»

«Деревце»

Сказки:

 «Жили –были два микроба»

(С. Казарян)

«Тайна»

(А. Смирнова)

«Грязь-Грязища и Иван»

(А. Воскресова)

«Мойдодыр»

 «Федорино горе»

(К.И. Чуйковский)

ТЕМА

Задачи

Методы и приемы

Прим., литература

3.

Психокоррекционные сказки

1. Страх темноты

2. Хвастовство

Снять эмоциональное напряжение, умение преодолевать страх темноты.

Умение оценивать свое психическое состояние, особенность поведения и проявления эмоций.

Уметь оценивать свои поступки, сравнивать, что хорошо и что плохо.

Скорректировать недостатки воспитания ребенка.

Изменить свое поведение, отношение к сверстникам.

Рассказ, обсуждение, анализ, беседа, пантомимика.

Беседа, обсуждение, медитация, анализ,  пантомимика

Сказки:

«Про чебурашку»

(Т.Зинкевич-Светигнива)

   «Малыш-трусиш»

«Добрая темнота»

«Сказка про девочку Настю, которая боялась темных кладовок»

(Ю. Кумекова)

Сказки:

«Котенок-Матросенок»

(А. Володькина)

   «Зайка-зазнайка»

«Цыпленок-хвастунишка»

ТЕМА

Задачи

Методы и приемы

Прим., литература

3.Детские капризы

4.Проблема «драчливости»

Формировать нужные психологические качества.

Найти связь между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

Воспитывать нравственные формы поведения: доброту, дружбу, чуткость к друг другу.

Скорректировать недостатки воспитания ребенка, изменить свое поведение, отношение к сверстникам.

Дать знания о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни, о взаимоотношениях людей.

Беседа, обсуждение, медитация, анализ

Беседа, обсуждение, анализ

Сказки:

«Королева капризов»

(А. Смирнова)

   «Слоненок с шариками»

(Н. Никитина)

   «Каприза»

Сказки:

«Заяц с рюкзаком»

(А. Смирнова)

ТЕМА

Задачи

Методы и приемы

Прим., литература

4.

Психотерапевти-

ческие  сказки

1. Сказка о добре и зле

2.Проблема развития ребенка

2.Пассивная жизненная позиция

Разделение добра и зла, победа добра.

Помочь ребенку поддержать бодрость духа и развитие стремления к лучшему.

Учить преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, разобраться в смысле происходящего, верить в силу добра, любви и справедливости.

      Обогатить духовный мир ребенка.

Снять психо-эмоциональное напряжение.

Дат информацию о духовном развитии человека, о стереотипах человеческого поведения

Дать понятие о том, что эгоизм может повредить самому себе.

Способствовать развитию сплоченности детского коллектива, умению управлять своим поведением.

Медитация, обсуждение, анализ, беседа, пантомимика.

Обсуждение, анализ, беседа

Обсуждение, анализ, беседа

Сказки:

         «Сказка про волшебников и черных магов»

(А. Смирнова)

«Волшебные крылья»

«Цветок лепесток»

Сказки:

         «Голубая фея»

(В. Буяновская)

Сказки:

         «Облако и озеро»

(В. Буяновская)

Схема размышления над сказками и  их обсуждение

Акцент

Направление размышления

Вопросы

Комментарии

Основная тема

Важно понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью ее нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и пр.

О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?

Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы

Линия героев сказки. Мотивы поступков

Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки.

Почему герой совершает то или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего  он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?

Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя, или во взаимосвязи героем друг с другом

Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей

Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки.

Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный и пассивный? Все решает и преодолевает сам, или старается передать ответственность другому?  В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоление трудностей?

Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем и др., важно оценить в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей.

Акцент

Направление размышления

Вопросы

Комментарии

Линия героев сказки. Отношение  к окружающему миру и самому себе.

Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям.

Что приносят поступки героя окружающим, радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции?

Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни.

Актуализированные чувства.

Важно осознать какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему?

Какие чувства вызывает эта сказка?  Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали страх? Какие ситуации вызывали раздражения? Почему герой реагирует именно так?

Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас.

Образы и символы в сказках.

Важно осознать какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки.

Кто такой Иван-Царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба?

Можно привлекать  не только собственные рассуждения на тему «Что есть этот образ», но и словари образов, особенно юнгианские.

Промежуточный анализ работы по сказкотерапии.

Сказкотерапию проводила примерно один раз в неделю. При проведении занятий использовала разные приемы и формы подачи материала. Это анализ, рассказывание, обсуждение, рисование, лепка, игры-импровизации, пантомимические этюды, ритмизация, упражнения, медитация, дидактические игры и т.д.

При проведении занятий старалась вовлечь в игру всех детей, вырабатывала у них определенное отношение к миру вещей, ко всему живому, к людям и к самому себе.

На первом этапе занятий начала игру с теми, детьми кто сразу откликался на мое предложение, а другие дети не включались в игру, а наблюдали со стороны. И лишь немного позднее у них возникало желание участвовать. Замкнутым детям распределяла роли героев с сильными чертами характера (например: «храбрый заяц», «смелая Даша» и т.п.). Детям, склонным к упрямству, капризам и ябедничеству распределяла роли героев с отрицательными чертами характера (например: «каприза», «цыпленок-хвастунишка», «кривляка»  и т.п.). Это давало положительные эффекты: улучшалось настроение, повышался эмоциональный настрой, развивалась  связная речь.

Если у детей появлялось утомление, то занятия прекращала и переключала внимание на другой вид деятельности: лепка из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки, поиграть в кляксы (посмотри, на что из сказки похожа?, сделай кляксу: «капризы», «ведьмы», доброй Настеньки» и т.д.)

Во время проведения сказкотерапии большое внимание уделяла двигательной активности детей, психогимнастике, что приводило  к расслаблению организма, снятию эмоционального напряжения. Учила передавать ритмизацией природные явления (дождь, гром, снег и т.п.), изображали пантомимические этюды: горе, радость, страх и т.п.

При проведении дидактических игр, дети изображали с помощью движений, мимики различных животных. Игры и упражнения, направленные на двигательную активность детей развивали моторику и координацию движений, снимали физическое и психическое напряжение, увеличивали работоспособность детей.

Сказкотерапию можно повторять через определенные промежутки времени. Наши дети очень любят повторения, знакомые упражнения воспринимаются легче, с большим интересом. При повторении материала использовала творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы: покажи героя, угадай по движению, придумай окончание и  т.п. Даже малоактивные дети с удовольствием выполняли хорошо знакомые задания.

Дети воспринимают все происходящее в сказке, как реальность. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети гораздо с большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем, будучи Галей, Леной, Дашей и др.

Нашим девочкам очень нравятся сказки, они с удовольствием погружались в процесс игры, а после окончания высказывали свое отношение к сюжетам сказки, действий других участников, собственных  переживаний и роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно.

Литература

  1. Русские народные сказки
  2. О.А. Шарокова  “Играем в сказку”
  3. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева  “Практикум по сказкотерапии”
  4. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева  “Тренинг по сказкотерапии”
  5. А.А. Осипова “Общая психокоррекция”
  6. С.О. Николаева “Занятия по культуре производства”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно- коммуникативные технологии как средство художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста.

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на занятия по изобразительной деятельности в детском саду, открывает новые возможности. В этом случае, информационно-комм...

Современные образовательные технологии для формирования предпосылок художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Презентация для воспитателей по формированию художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов Тема: «Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста».

     В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение инфомационн...

Использование инновационных технологий для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны д...

Технологии художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста.

laquo;Радость творчества - самая доступная для ребёнка эстетическая одухотворённость».  В. А. Сухомлинский. Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. ...

Презентация опыта работы «Песочная терапия в художественно - эстетическом развитии детей дошкольного возраста»

Что такое песочная терапия? Это одна из тех техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, расширить его мировоззрение, развивает способность осознавать свои желания и возможност...