Кружок "Русские узоры" с детьми старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)

Коннова Галина Александровна

Данная Программа способствует   формированию и развитию основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство. Помогает приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.); На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивает творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности - «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу. Развивает художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь; Воспитывает устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружковой деятельности

по декоративно - прикладному искусству

«Русские узоры» на 2019-2020 учебный год.

Старшая группа

 

        СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Перспективный план работы

Типы занятий и примерная структура

Педагогическое обследование

Диагностические критерии

Приложение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав программу воспитания и обучения «Радуга», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством. Необходимость данной программы существует, так нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. У ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством - подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомства с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.

Цель программы: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи программы:

  • Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;
  • Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);
  • На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности - «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
  • Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие;
  • Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.

Направления работы:

  1. Знакомство с образцами русских народных художественных промыслов.
  2. Создание детьми декоративных изделий по мотивам разных видов декоративно-прикладного искусства русского народа.

Программа рассчитана на один год обучения. Основной формой работы являются групповые занятия один раз в неделю. В год проводится 28 - 30 занятий.

На занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться индивидуальная работа с целью:

  • Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношения ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству.
  • Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
  • Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически в свободное от занятий и вечернее время, направлена на решение конкретных проблем и затруднений детей.

Содержание работы:

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с произведениями искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, упражнения для прорисовки элементов росписей.

В работе используются различные методы: одномоментности, обследования, наглядности; словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе), сотворчество, мотивационный, жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Приемы: рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий; беседа, использование художественного слова, указания, пояснения; самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения; убеждение, поощрение.

Этапы работы:

Образовательный процесс делится на два этапа:

I этап - Подготовительный.

Задачи:

  • Знакомить детей с образцами народных художественных промыслов.
  • Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
  • Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительновыразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
  • Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

II этап - Практический.

Задачи:

  • Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.
  • Использовать различные способы лепки: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания пластилина (глины) стекой.
  • Самостоятельно строить композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
  • Самостоятельно составлять композиции, используя цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.

Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования в работе детей, проведение мастер - классов, семинаров- практикумов, изготовление самодельных инструментов для рисования. Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы и рекомендации, папки-передвижки, информационные стенды, показ открытых занятий, выпуск газеты «Сделай сам», семинары-практикумы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

В программе широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, DVD и др. Ожидаемый результат:

  • Узнавать и называть знакомые виды народного декоративноприкладного искусства;
  • Составлять узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создавать декоративные композиции по мотивам народных изделий;
  • Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находят их сходство и различие;
  • Лепят из глины декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа;
  • Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.
  • Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в КВН, развлечениях, праздниках, досугах, посвященных русскому народному творчеству, в детских выставках в детском саду и за его пределами, др.

Предложенная программа может быть вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

Перспективный план работы по декоративно-прикладному искусству
(с использованием нетрадиционной техники рисования)

№ п/п

Тема

Нетрадиционная

техника

Программное содержание

Оборудование

Октябрь

1

Путешествие по народным промыслам

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

Изделия декоративноприкладного искусства: дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки, семеновская матрешка, городецкие, гжельские, хохломские изделия, павловопосадские платки и шали. Дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами: «Составь хохломской узор», «Городецкие узоры», «Распиши платок», «Собери гжельскую розу», «Собери матрешек», «Найди домик матрешки», домино «Игрушки». Видеокассета с записью русских народных промыслов. Аудиокассета с записью русских народных мелодий.

2

Дымковская игрушка.

Рассказ об истории промысла.

«Узор в полосе»

Рисование кистью, квачом.

Познакомить детей с новым видом декоративноприкладного искусства — дымковской игрушкой. Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения. Учить составлять узор в полосе, украшая

Выставка дымковских игрушек: фигурки людей, разные животные и птицы. Бу мага 15x20 см, гуашь ярких цветов, кисти, квачи, черная краска.


его кругами одного цвета; рисовать круги безотрывными движениями руки всем ворсом кисти, ставить квачом черные точки; выбирать цвет. Развивать самостоятельность, аккуратность.

3

Дымковская игрушка.

Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками.

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.

Силуэтное моделирование «Дымковские барышни». Таблицы с элементами росписи. Листы белой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, «тычки».

4

Рисование + конструирование.

«Барышни- франтихи».

Рисование кистью,тычком, ватными палочками.

Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку- конус.

У воспитателя 2-3 дымковские барышни и выкройки игрушки - двойная верхняя часть и круг с надрезом по радиусу. У детей такие же выкройки из плотной бумаги (нужно предусмотреть различные положения рук куклы - в стороны, подняты и др.), таблицы с элементами дымковской росписи, краска гуашь, фломастеры, мягкие кисточки, «тычки», клей ПВА, простой карандаш.

Ноябрь

5

Рисование + конструировании.

«Изготовим дымковских артистов для настольного

Рисование кистью, тычком, ватными палочками, пальчиками.

Вызвать у детей желание сделать персонажи для настольного театра; учить работать с шаблонами, обводить их простым карандашом, вырезать по контуру; учить самостоятельно, определять, как расписывать новых персонажей. Закреплять умение

Шаблоны из плотной бумаги или тонкого картона: кони, козлики, свинья, корова, всадники, собачки, медведь - гармонист, балалаечники; плотная белая


театра» (коллективная работа).

пользоваться в работе «тычки».

бумага, таблицы с элементами дымковской росписи, простые карандаши, ножницы, краска гуашь, фломастеры, клей ПВА; мягкие кисти, печатки «тычки»; дымковские игрушки и иллюстрации.

6

7

«Игрушка на ярмарку» (два занятия)

Рисование кистью с использованием нетрадиционных техник

Закреплять знания детей о дымковской игрушке, ее многообразии, характерных признаках, особенностях узоров и элементов. Учить детей самостоятельно придумывать игрушку, рисовать ее на цветной бумаге белилами, а затем выполнять роспись знакомыми элементами, выбирая яркие цвета. Совершенствовать технику рисования кистью, красками и квачами кругов, волнистых линий, овалов и т.д. Закреплять умение детей завершать работу, дополняя ее необходимыми деталями. Развивать интерес к русской культуре, ее традициям.

Разные дымковские игрушки. Альбомные листы зе        леного,

синего и фиолетового тонов, бе - лила, гуашь, кисти.

8

Филимоновские свистульки. Рассказ об истории промысла.

Ватные палочки, перышко.

Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушки. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Выставка филимоновских игрушек, иллюстрации с изображением филимоновских игрушек. Силуэтное моделирование «Филимоновские свистульки» Видеофильм. Таблицы с элементами филимоновской росписи. Листы желтой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, ватные палочки.

Декабрь

9

Рисование узора в полосе «Дорожка»

кисти, квачи.

Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой. Учить рассматривать глиняные игруш        ки,

называть цвета элементов росписи. Учить составлять

Филимоновские игрушки. Полосы бумаги размеров 11x15 см, красная и зеленая гуашь,


узор, чередуя вертикальные линии двух цветов, рисовать прямые ли нии неотрывным движением кисти.

кисти, квачи.

10

«Филимоновские цветы»

Кисти.

Учить детей узнавать фидимоновскую игрушку, элементы ее росписи, цветовую гамму узоров и способы их выполнения. Познакомить с элементом филимоновской росписи — «цветком». Показать образцы филимоновских цветов, объяснить последовательность выполнения каж        дого цветка.

Развивать фантазию, цветовое восприятие.

Филимоновские барыни, олешек, барашек. Полосы бумаги желтого цвета, красная и зеленая гуашь, кисти.

11

«Филимоновская барыня»

Кисти, квачи.

Совершенствовать умение детей ук        рашать узором

силуэт барыни, используя цветовую гамму и элементы филимоновских узоров. Развивать уважение и ин терес к народному творчеству.

Филимоновские барыни. Развертки филимоновской барыни, вырезанные из бумаги, гуашь желтого, красного и зеленого цветов, кисти, квачи.

12

«Веселый хоровод»

Кисти, квачи, простые карандаши, ластики.

Закреплять знания детей о филимоновской игрушке, ее цветовой гамме, особенностях узоров. Учить узнавать филимоновские игрушки и отличать их от дымковских по форме изделия, узору и сочетанию цветов. Учить придумывать и рисовать карандашом барыню или солдата, ук рашать их филимоновским узором. Развивать цветовое вос        приятие, творческую

активность.

Филимоновские и дымковские игрушки. Листы плотной бумаги формата А4, гуашь желтого, красного, зеленого и сине        го

цветов, кисти, квачи, про        стые

карандаши, ластики.

Январь

13

Каргопольские легенды. Рассказ об истории промысла.

Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками

Познакомить с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Дать представления об особенностях каргопольской росписи. Учить рисовать элементы росписи.

Выставка каргопольских игрушек, иллюстрации с изображением каргопольских игрушек. Силуэтное моделирование «Каргопольские игрушки» Видеофильм. Таблицы с элементами росписи. Листы белой бумаги 20*30 см. краска


гуашь, кисти, ватные палочки.

14

Лепка

«Волшебная Птица- Сирин».

Развивать у детей замысел. Учить детей лепить пластическим способом из целого куска. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Закреплять умение плотно скреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу).

Каргопольские игрушки и иллюстрации, пластилин (глина), стеки, салфетки,

15

Золотая Хохлома.

Рассказ об истории промысла.

Ватные палочки, «тычки».

Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства.

Выставка хохломских изделий. Иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. Бумажные силуэты хохломской посуды, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».

16

Рисование в полосе «Осочки, травинки, капельки»

Кисти.

Продолжать знакомить детей с изделиями хохломских мастеров. Учить видеть красоту растительно-трав ного орнамента, необычность, сказочность золотого фона. Учить рисовать легкими формообразующими движениями основные элементы «травки» — осочки, травинки, капельки.

Хохломская посуда, образцы выполнения элементов «травки». Бумага желтого цвета 15x20 см, гуашь, кисти.

Февраль

17

Узор «Хохломская веточка»

Кисти

Продолжать знакомить детей с рос писью Хохломы; учить при рассматривании миски выделять основные элементы «травки»; закреплять приемы рисования, красиво располагая их на веточке — стебле - «криуле». Учить детей ритмично располагать элементы красного или черного цвета. Развивать эстетические чувства.

Хохломские изделия. иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства, слайды, Бумага, тонированная жел той краской (15x21 см), гу        ашь красного,

черного и зеленого цветов, кисти.

18

Рисование

«Украсим теремок для

Ватные палочки, «тычки».

Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их

Хохломские изделия. иллюстрации с изображением


зверей» (коллективная работа).

(ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком».

хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. Большой теремок на стене из бумаги, игрушки животных - мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя. Бумажные полоски 20*30 см. желтого, красного, черного цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, печатки «тычки».

19

Веселый Городец.

Рассказ об истории промысла.

Рисование пальчиками, «тычком»

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину. Учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования пальчиками.

Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративноприкладного искусства. Видеофильм. Бумажные полоски 20*30 см., таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».

20

Рисование «Сарафан для Матрешки»

Рисование пальчиками, оттиск поролоном.

Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить рисовать городецкие цветы - купавки и ромашки голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета. Учить использовать нетрадиционную технику рисования - рисование пальчиками, оттиск поролоном.

Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративноприкладного искусства. трафареты матрешек, таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, трафареты «ромашки», «купавки», поролон.

Март


21

«Роспись доски городецким узором»

Кисти, квачи.

Продолжать знакомство с роспи        сью Городца,

закреплять знания детей об основных элемен        тах,

колорите, закономерностях построения узора. Познакомить с новым цветком — «розаном» и способом его рисования. Учить создавать свою композицию при украшении доски, красиво располагая узор в форме. Развивать эстетические чув ства, совершенствовать технические навыки. Прививать уважение к народным промыслам.

Изделия го родецких мастеров, слайды, образцы узоров. Листы тонированной под светлое дерево бумаги, вырезанные в форме кухонных досок, гуашь, кисти, квачи.

22

Сине-белое чудо Гжели.

Рассказ о промысле.

Кисти

Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.

Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративноприкладного искусства.

Видеофильм. Трафареты посуды, таблицы с элементами гжельской росписи, краска гуашь, кисти.

23

«Рисование цветка на сырной доске»

Кисти, палитра.

Продолжать знакомить детей с гжельским промыслом; учить видеть красоту и самобытность изделий. Рассказать об особенности гжельских узоров — изменении насыщенности цвета в каждом элементе. Учить рисовать цветы-розаны мазками оттенками синего цвета; составлять узор на форме, выделяя середину цветком, букетом; украшать края каймой. Закреплять умение детей рисовать концом кисти травинки, пружинки, спиральки, придавая узору сказочную легкость, воздушность. Развивать творческую активность, уважение к мастерам народных промыслов.

Гжельская керамика. Белые альбомные листы, вырезанные в форме кухонных досок, синяя гуашь или акварель, кисти, палитры.

24

Рисование «Роспись фигурок».

Ватные палочки,

«тычки».

Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать        цвета красок.

Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением


Закреплять умение        задумывать и составлять

композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на        кисть.

Развивать творческие способности детей, самостоятельность.

гжельских изделий декоративноприкладного искусства и сувениры. Таблицы с элементами гжельской росписи, краска гуашь, кисти.

Апрель

25

«Шиповник»

Кисти, черные фломастеры (маркеры).

Познакомить детей с промыслом Полхов- Майдана, его историей, материалом поделок, цвето        вой гаммой,

особенностями и способами росписи. Учить ри совать красивый, большой розовый цветок на колючем стеб - ле с зелеными листьями        сначала черным

фломастером (маркером), а затем — прорисовывать гуашевыми красками, стараясь не выходить за пределы контура. Обратить внимание детей на то, что мастера Полхов-Майдана могут нарисовать отдельные части цветка другой краской — желтой, голубой; цвета всегда используют яркие, сочные, праздничные. Развивать художественный вкус.

Деревянные изделия мастеров Полхов-Майдана, образец последовательности рисования шиповника. Половинки альбомных листов, гуашь, кисти, черные фломастеры (маркеры).

26

Лепка «Все они матрёшеньки, все они милашеньки...»

Ватные палочки, «тычки».

Продолжать знакомство с матрешкой. Учить лепить фигурку из        целого куска пластилина (глины).

Воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству.

Игрушки матрешки и иллюстрации с изображением матрешек. Пластилин (глина), стеки, салфетки.

27

«Конь-огонь»

Кисти.

Продолжать знакомить детей с росписью Полхов-

Майдана; учить выделять отдельные элементы рисунка, составлять композицию из цветов, ягод, листьев на форме лошадки. Закреплять умение сначала рисовать силуэ ты цветов черным фломастером, маркером, а затем раскраши вать гуашью, соблюдая основные правила полхов-майданской росписи.

Деревянные лошадки с полхов- майданской росписью; образцы цветов, букетов        в разных

цветовых сочетаниях. Фи гурки коней, вырезанные из альбомных листов и то        -

нированные в разные цве        та,


Развивать цветовое восприятие, учить детей краси во подбирать цвета при рисовании травного орнамента. Обратить внимание детей на то, что узор очень плотный, заполняет практически всю форму и может располагаться на цветном фоне. Развивать уважение и интерес к народному декоративно-прикладному

искусству

гуашь, белила, кисти.

28

«Укрась матрешку сказочным узором»

Кисти, черные фломастеры

Закреплять знания детей об изделиях полхов-

майданских мастеров. Учить узнавать роспись, от        -

личать от других. Познакомить детей с матрешкой из Полхов-Майдана, рассказать, чем она отличается от других матрешек (семеновских, загорских). Совершенствовать навыки детей в составлении узоров из цветов, стеблей, листьев, бутонов и т.д. в сложной форме. Закреплять умение детей рисовать контур цветочного орнамента черным фломастером; рисовать лицо, волосы матрешки, шаль-накидку, грудку- передник в цветах. Тренировать детей в подборе красок для выполнения узора в цвете и смешении их на палитре, аккуратном прокрашивании контуров. Создать радостную творческую атмосферу на заня тии, стараться вызвать у детей желание самостоятельно рисовать красками.

Полхов-майданские, загорские, семеновские матрешки; образ цы цветочных орнаментов полхов- майданской роспи си. Листы бумаги, вырезан ные в форме матрешек, гу ашь, кисти, черные фломастеры

Май

29

Павлово-Посадские платки и шали.

Рассказ о промысле.

Познакомить детей с новым промыслом - ПавловоПосадских шалях. Рассказать о средствах выразительности декоративного украшения шалей. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.

Выставка Павлово-Посадских платков и шалей. Видеофильм «Плат узорный». Бумага зеленого, черного, вишневого цветов размером 50*50 см, краска гуашь, мягкие кисти, салфетки.


30

Рисование

«Шаль для красавицы

Весны...» (коллективная работа).

Батик холодный, «тычки».

Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора; передавать колорит цветов; уметь согласовывать свои действия с работой товарищей. Познакомить с техникой холодного батика.

Павлово-Посадские платки и шали. Ткань размером 100*100 см., краска гуашь, кольца для закрепки ткани, «тычки», кисти.


Педагогическое обследование по декоративно - прикладному искусству у детей

№ п/п

Вопросы, задания, игры

Материал

Знания, умения, навыки

Сформированы

На стадии формирования

Не сформированы

1

Узнавать виды народного искусства.

Узнавать и называть знакомые народные художественные промыслы.

Дидактическая игра «Назови правильно»

Задание:

  1. «Открой» окно которое хочешь.
  2. Узнай и назови промысел, который появился.
  3. Обоснуй свой выбор.
  4. Нравится ли тебе это изделие? Почему?

Игровое поле - плакат с закрытыми «окнами», в которых иллюстрации с изображением народных промыслов: Дымковских, филимоновских, каргопольских, игрушкек, семеновская матрешка, изделия Хохломы, Городца, Гжели.

Проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Узнает и в основном правильно называет народные промыслы.

Проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Иногда путается в названии народных промыслов..

Интерес проявляет слабо, в игру вступает не охотно. Называет один-два вида росписи.

2

Провести анализ произведения.

Дидактическая игра «Делаем покупки».

Задание:

  1. Выбери вещь, которая тебе нравиться и ты хотел бы ее подарить товарищу.
  2. Чем тебе она понравилась?
  3. Из какого материала она сделана? +

Подбор подлинных изделий декоративно - прикладного искусства (городецкие, хохломские, гжельские, павлово - посадские, дымковские, филимоновские, семеновская матрешка).

Правильно называет предметы народного декоративно-прикладного искусства. Описывает, выделяя характерные признаки того или иного промысла, не менее 5.

Правильно называет предметы народного декоративно-прикладного искусства. Описывает характерные признаки промысла, не менее 4..

Ошибается в названии предметов народного декоративноприкладного искусства. С трудом дает описательный рассказ. Не называет характерных признаков промысла.


4. Назови знакомые элементы?

3

Сравнить два изделия. Выделить сходство и различие двух видов

декоративно - прикладного искусства.

Дидактическая игра «Подарок».

Задание:

  1. Выбери две игрушки или два изделия для подарка Мишутке.
  2. Сравни выбранные вещи по сходству и различию.

Подбор подлинных изделий (дымковских, филимоновских, семеновской матрешки, павлово - посадских, гжельских, хохломских мастеров).

Проводит последовательное сравнение по сходству и различию. Выделяет средства выразительности (жест, поза, мимика, цвет, композиция).

Проводит сравнение по сходству и различию. Из средств выразительности чаще выделяет цвет, цветовое сочетание изображенных предметов, реже - форму и композиционное решение. Может ошибаться в названии элементов орнамента.

Затрудняется в проведении анализа предмета народного декоративноприкладного искусства

4

Выражение своего отношения к произведениям народного искусства.

Дидактическая игра «Выставка».

Задание:

1.Перед вами предметы народно - прикладного искусства, вам необходимо оформить выставки, т.е. отобрать предметы которые вам очень понравились.

2. Расскажите о своих предметах        искусства.

Предметы и репродукции с изображением декоративно - прикладного искусства (хохлома, городец, гжель, дымка, филимоновская, коргопольская игрушки, семеновская матрешка).

Ярко выраженное положительное отношение к изделию. Называет элементы росписи, цветового решения.

Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию, но свернутую в вербальном плане.

Выражает положительное отношение к изделию, но не обосновывает его.

5

Выполнение узора на силуэте из бумаги.

Соответствие элементов росписи; уровень творческого

Силуэты: дымковской, филимоновской, каргопольской игрушек, матрешеки, хохломской

Создает узоры по мотивам народно- прикладного искусства: хохломы, гжели, дымки и т.д. свободно

При выполнении узора соответствие стилю росписи не полное. В отдельных случаях

Часто полностью копирует росписи. Технические навыки средние, работа

решения, завершенности; техника исполнения; самостоятельность определения последовательности выполнения росписи; владение пониманием символов, знаками в росписи. Занятие на тему: «В гостях у мастеров».

Задание:

1.Представь, что ты народный умелец, мастер.

2. Выбери полюбившийся тобой промысел и распиши силуэт,

и гжельской посуды, изделий городца, Гуашь, кисти, палитры, инструменты для нетрадиционных техник,

владеет 3 приемами работы с кистью; При выполнении узора вносит новые элементы, Использует знакомую нетрадиционную технику, Работа всегда завершена,

затрудняется в подборе цветовой гаммы, Работа бывает почти полностью завершена, Иногда использует нетрадиционную технику,

бывает завершенной на 2/3, не использует нетрадиционную технику,

Диагностические критерии оценки знаний и детских работ по
декоративно-прикладному искусству:

  • Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
  • Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;
  • Умеет самостоятельно провести анализ изделия;
  • Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);
  • Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;
  • Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;
  • Использует декоративные элементы в работе, Использует декоративные элементы в работе;
  • Использует несколько нетрадиционных техник;
  • Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность;
  • Оригинальность.

Диагностические критерии технических навыков и умений оценки
детских работ по декоративно-прикладному искусству:

  • Способность рисования по замыслу;
  • Умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче: выбор изобразительного материала, умение смешивать краски на палитре для получения разных цветов и оттенков;
  • Отсутствие изобразительных штампов;
  • Уровень воображения, фантазии;
  • Использование в работе разных способов лепки

                      Легенды и сказки для знакомства детей

с русским народным декоративно-прикладным искусством.

Легенда «Откуда появились знаки в рисовании»
(знакомство со знаками народных орнаментов)

I вариант. Послушайте, какую интересную историю мне поведал прапрадедушка.

Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что заблудиться можно было. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи.

Надоело людям терпеть эти безобразия, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от людей были ему и почет, и слава. Забрались люди на гору и начали петь, помощи просить.

Солнышко, ведрышко!
Выгляни в окошечко.

Твои детки плачут,
Помощи просят.

Выглянуло Солнышко и спрашивает: «Чего вы желаете, дети мои?». Люди ответили ему: «Покровительства твоего просим. Совсем нас чудища замучили, житья от них нету». - «Хорошо, так уж и быть, помогу вам. Пошлю я на землю своего старшего сына - богатыря Лучика».

Смотрят люди, видят: с неба спускается богатырь - Лучик-старший, весь в сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Так сверкает, что глазам смотреть больно. Идет по лесу и мечом размахивает. Увидали его чудища лесные и давай убегать со всех ног в разные стороны. Поблагодарили люди Лучика и Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов, на одежде и оружии они изображали Солнце.

Воспитатель показывает таблицы с изображением различных знаков традиционных народных орнаментов, раскрывает семантику каждого знака. Вместе с детьми рассматривает иллюстрации русских народных костюмов в книгах. Обращает внимание детей на особенности вышивки одежды. Предлагает детям пластины, на которых они будут изображать знаки, выдавливая рисунок стекой. Поощряет тех, кто самостоятельно составляет композиции.

Сказка о богатыре Иване.

(знакомство со знаками и элементами народных орнаментов)

II вариант. Давным-давно жили на русской земле могучие богатыри. И слагал народ легенды о том, как они столетние дубы с корнями выворачивали да с ведьмами сражались. Как спешили на выручку, когда на Русь нападал враг. Как помогали им в разных подвигах небесные покровители. Жил в это время богатырь Иван, и была у него силища такая, что мог прут железный рукой согнуть.

Вот однажды случилась на Руси беда: напали на ее землю иноземцы, начали Русь-матушку грабить, людей в плен уводить, семьи разлучать. Не знали наши предки, что делать. И вот однажды до них дошел слух о том, что далеко на Севере живет могучий богатырь Иван. Собрали они в дорогу самых мудрых старцев и отправили их просить помощи у богатыря русского.

Долго шли старцы, много лаптей истоптали и наконец пришли в село, где жил Иван. Увидели его старцы, пали на колени и стали просить помощи, защиты от проклятых захватчиков.

Иван стразу согласился, попросил свою мать Марью собрать его в дорогу. Плакала она, когда провожала единственного сына в путь. Пришел Иван на поле битвы и видит: русских воинов нет, а враги радуются в предвкушении победы. Не стерпел богатырь такого унижения, взял меч и давай крушить врагов. Отступили вражеские полчища. Но не отошли далеко, начали думать, как богатыря погубить. Решили они Ивана в ловушку заманить. Собрали своих воинов и напали на Ивана, когда он спал, окружили его и убили.

Ждет матушка, плачет, причитает. Видит, что сынок ее долго домой не возвращается, и решила выяснить, что с ним случилось. Собралась в путь- дорогу, идет и у добрых людей спрашивает, не видал ли кто ее сына Иванушку. Показали ей место, где лежит тело Ивана-богатыря. Увидела мать мертвого сына и зарыдала. Три дня и три ночи плакала она над телом и просила помощи у небесных покровителей. И вот на четвертый день земля содрогнулась, море синее взволновалось, звери разбежались, и горы попрятались. Пошел сильный дождь и оживил богатыря Ивана. Развернул богатырь могучие плечи, взял меч и прогнал врагов с русской земли.

Увидали люди это чудо и с тех пор на одежде и других вещах вышивают, рисуют дождь и воду, чтобы давала она силу и оживляла мертвых...

Посмотрите, как по-разному люди изображали влагу.        Показывает

различные способы изображения воды. Вместе с детьми рассматривает их и сравнивает изображения воды с элементами орнамента, которым украшены дымковские игрушки. Предлагает расписать кошму богатырям.

После ознакомления со знаком воды воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с вариантами изображений различных знаков.

Сказка «Баран Золотые Рога»
(дымковская игрушка)

Жил-был баран Золотые Рога. Шерсть на боках у него была вся в цветных завитках - синих, красных. Желтых, белых, черных. Гулял баран по полям и горам, по лесам и лугам. Никого баран Золотые Рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых зверей - умная голова.

Окружили раз барана серые волки. Да только баран Золотые Рога не испугался, поглядел на серых волков и говорит:

  • Пора бы и поужинать, да волки все какие-то худые.

А волчий круг все уже. Баран и говорит:

  • Ошибся я, есть и жирные головы.

А волки все ближе. Закричал баран Золотые Рога на весь лес:

  • Жирную пару волков на ужин выбрал!

Сверкают при лунном свете золотые рога. Испугались волки и пустились со всех ног наутек.

Эту сказку очень любят вспоминать вятские мастерицы.

Легенда о Солнце.
(дымковская игрушка)

Древняя легенда рассказывает, что каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами вывозят на небо колесницу Солнца. Солнце несло людям тепло, урожай, оттого на дымковских игрушках и появились яркие полосы, круги, похожие на солнце и его лучи.

Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом.

«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста - такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы - голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их. Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи. Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами- выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер... Перемахнул конь за городские стены и пустился в путь. Не сумели враги остановить, задержать мастера и его коня. Конь был сильный, могучий и быстрый как ветер. Привел мастер подмогу и смогли жители отстоять родной город, победить врагов. С тех пор вороной чудо-конь стал символом городецких художников.

Легенда «Золотая Хохлома»
(знакомство детей с искусством Хохломы.)

  1. вариант. В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужи накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую деревянную посуду и в миг она словно «золотая» стала. Да такие необычные узоры на ней появились, что глаз не отвести. Научила она мужика расписывать посуду затейливыми узорами да покрывать ее таким способом, что она светится, блестит, словно «золотая». С тех пор стал мастер делать посуду не простую. Узнал про это царь в Москве, и очень ему захотелось, чтобы такая посуда была только у него во дворце. Вот он и послал своих солдат, чтобы привели мастера во дворец. А жар-птица узнала обо всем и прилетела к мастеру, рассказала ему обо всем. Не захотел мастер во дворец идти, да только для царя такую красивую посуду изготовлять. Собрал он мужиков из соседних деревень, рассказал им секрет изготовления «золотой» посуды, а сам исчез вместе с жар-птицей. Никто их больше ни где и не когда не встречал. А «секрет» мастера до сих пор люди помнят и радуют людей красивыми изделиями.
  2. вариант. Говорят в давние времена в Москве жил талантливый мастер- иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.

Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необычной - она была из солнечных лучей.

Легенда «Откуда в Гжели синий цвет»
(знакомство детей с Гжелью).

«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя - и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили мастера, что такого синего неба нигде в мире не найти. Взяли мастера частичку синего неба, да частичку голубой реки себе для работы.

И стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы - травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Сказка-легенда «Цветок - Огонь и цветок «Снежинка».
(знакомство детей с жостовской росписью).

Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней - так начинается наша сказка. Вся земля наша - земля мастеров. Все может человек; превратить дерево в терем расписной, камень - в украшение или в шкатулку, глину - в игрушки забавные или посуду, железо - в подносы, красоты невиданной.

Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один с северной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные. (Под музыку воспитатель показывает два цвета: красный и голубой) Спрашивает у детей: какая музыка, какому цветку соответствует?

Да, ребята, вот это цветок - огонь, а другой цветок - снежинка. Посадил их мастер, у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся их серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села.

Взмахнул цветок-огонь, своей шапочкой - разлетелись в разные стороны искры и тут превратились в цветы и узоры красоты невиданной. Как упало несколько цветов на подносы, так и засияли там букеты. Второй цветок взмахнул своей шапочкой - разлетелись вокруг сине-голубые цветы, которые тоже попали на подносы. Букеты стали еще наряднее да красивее.

Оглядитесь вокруг: в нашей студии тоже есть удивительной красоты цветы. Все они вот на этих жостовских подносах.

Подходит к подносам и рассматривает их вместе с детьми.

«Золотая Хохлома»

Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая,
Узоры золотистые!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративноприкладным искусством - хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете. Что необычного в этой посуде?

Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома.

Хохлома - это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте. В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез.

И стали другие мастера изготовлять «золотую» посуду. Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? Конечно изготовить ее не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, затем оно шпаклюется, шкуриться, олифиться, лудиться, т.е. покрывается аллюминевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой. («Шпаклюется» - покрывается тонким слоем глины, становится похожей на глиняную, что гончары лепят. «Шкурится» - специальной наждачной бумагой (которая покрыта очень мелкими частицами камня, можно показать) протирается, чтобы изделие было не шершавое, а очень гладкое. «Олифится» - покрывается специальным быстровысыхающим составом для пропитки деревянных поверхностей.) Возьмите любой понравившийся вам предмет и посмотрите на него. Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете почему хохлому называют «золотой». А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные), декоративные цветы.)а вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения птиц и рыбок. Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами. Листьями, цветами. «Трава» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками («как травинки наклоняются, завиваются, закручиваются, когда дует ветер»). Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой.

И чего здесь только нету:
Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!
И нигде на свете нет таких соцветий.

Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши, ендовы.

Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда: Братина, ковш, ендова - в старину это большие чаши для напитков, которыми пользовались за праздничным столом

Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе. (Показ изделий сопровождается чтение стихов).

Наши ложки хохломские -
Самый лучший сувенир.

С позолотой - не простые
Прогремели на весь мир.

А вот утица по реченьке плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Чёрным крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.

А вот поднос.

В нём алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Шелковые всплески
Золотой листвы.

Сейчас давайте придумаем разнообразные (слова) эпитеты и сравнения к слову «хохлома». Дети придумывают слова («яркая», «Красочная», «жаркая», «солнечная», «сочная», «как золото блестит», «как жар-птица горит».) Хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране. В конце нашей беседы хочется прочитать вам еще одно стихотворение. Послушайте:

Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Откуда пришло название «хохломская роспись»?

Из какого материала делали посуду в Хохломе?

Какие цвета и оттенки используют художники?

Какими элементами расписано то или иное изделие? Покажите их.

О чем напоминает вам роспись?

Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали?

Какое настроение создают у тебя эти изделия? Не правда ли, еда в такой посуде покажется особенно вкусной?

 «Веселый Городец»

Есть на Волге город древний,
По названью - Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит -
Вся земля под ним дрожит!
Чудо-птицы там порхают,
И кувшинки расцветают!
Будто в сказку нас зовя!

Ребята, мы продолжаем путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами. И сегодня я приглашаю вас еще в один старинный город на реке Волге, Городец. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар- птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки-берегини, и сказочные львы. Резной наряд Городецких изб принес славу городку. Мы с вами познакомимся с еще одной удивительной росписью. Посмотрите, какие удивительные, красивые изделия выпускают на фабрике в этом городе. А как они необычно расписаны. Это, ребята, знаменитая на весь мир Городецкая роспись. Скажите пожалуйста, из какого материала сделаны эти изделия? Правильно! Все вещи сделаны из дерева. Сюжетами для Городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепития, застолий. Посмотрите, какие необычные цветы в Городецкой росписи. Похожи ли они на сказочные? Городецкий растительный орнамент переплетается с городецкими купавками фантастической окраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот- вот раскроются. Также в этой росписи есть «ягодки», «цветы-розетки», «розаны», листья. Еще Городецкие изделия мастера украшают сказочными птицами и вороными конями. Все они необычные и нигде не спутаешь вороного чудо-коня, его всегда изображают в профиль с поджатой крючком ногою и лебединой изогнутой шеей. Чудо-конь и чудо-птица стали символом Городецких художников.

Городецкие кони,
Молодецкие кони.
Гордо шею изогнули,
Круто ножку повернули.

Мне очень нравиться этот чудо-конь. Я думаю, что он сказочный. А вы помните сказки, в которых одним из героев был конь? Давайте придумаем свою сказку про Городецкого коня. Пусть в этой сказке будет участвовать чудо-конь, сказочная птица, мастер-умелец и его невеста. Если вы согласны, у меня уже есть начало сказки:

«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста - такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы - голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их. Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи. Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами- выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер.». А дальше сказку придумаем вместе..Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась.

Давайте теперь рассмотрим изделия и найдем на них элементы узора. Вот этот элемент, где много цветов рядом называется - «гирляндой». Рисовать художник начинает с «подмалевка». В центре - самый крупный и красивый цветок - «розан» или «купавка», по бокам - цветы-розетки и ягодки с бутонами в окружении пышной зелени. Листочки очень разнообразны по форме и по размеру, но всегда расположены группами. Это могут быть группы из круглых маленьких листочков, продолговатых или развернутых веером с малым крупным листом. «Розан» и «купавка» - это самые крупные цветы в Городецкой росписи. Отличаются тем, что у «купавки» есть «верхушка» (т.е. видно, где «верх цветка»). Очень ярко и разнообразно выполняется «низ цветка». «Розан» тоже крупный цветок, у него лепестки со всех сторон серединки. Изображение «розана», «купавки», цветов или ягодки начинается с «подмалевка» - цветочного круга. Подготовив на палитре, например, розовый или голубой цвет, намечаем сразу кистью размер круга и закрашиваем ровно всю его поверхность. Пока круги высыхают, готовим краску темного оттенка: для розового цветка - темно-красную, для голубого - темно-синюю. Когда круг просохнет, начинаем с серединки цветка. В центре «розана» рисуем небольшой круг, у «купавки» темный круг смещаем в сторону. На следующем этапе рисования тоже нужна темная краска. Темной краской прописываем лепестки «розана» и «купавки». С этой целью по краю «подмалевка» рисуем полукруглые дужки. Теперь начинаем прорабатывать лепестки т.е. делать «оживку», как говорят мастера. «Оживка» исполняется не только темной краской, но и белой. Нанести «оживку» белой краской - значит закончить декоративное изображение цветка. Действительно, белые штрихи, точки словно осветили, заставили празднично сиять весь рисунок, придали особую выразительность ритму лепестков.

Городецкие цветы
Чудо, как хороши.
Они душу веселят
И на нас с тобой глядят.

Посмотрите, какие цвета красок используют Городецкие мастера-художники при росписи. Назовите их.

Городецкие мастера изготовляют детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения и предметы декоративного характера.

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки...
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы в высь летят.

И точки чёрно-белые
На солнышке блестят
.

Сейчас Городецкие изделия продолжают удивлять весь мир древним и вечно молодым искусством, радовать своей необычной красотой.

Ох, Россия, ты, Россия,
Славы не убавилось,
Городцом, ты, Городцом
На весь мир прославилась.

Долнительные вопросы к детям во время беседы:

Чем знаменит Городец? Что сегодня делают в Городце?

Как называется народный промысел, с которым мы с вами сегодня познакомились?

Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?

А что бы вы хотели расписать?

Скажите, как называются элементы росписи?

Давайте вспомним, как получить розовый цвет? А нежно-голубой? Вспомните, из какого материала сделаны Городецкие изделия?

Какое настроение возникает у тебя, когда ты смотришь на ородецког изделия? Как ты думаешь, почему и в наши дни русский народ продолжает с глубокой симпатией относиться к изделиям городецкого промысла?

 «Чудо Филимоновских свистулек»

Расскажите нам, откуда
Появилось это чудо?
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки
.

С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России- матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Хотите узнать, почему их так называют? Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревью Филимоново.

Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.

Вы уже знаете как делают дымковскую игрушку.

Посмотрите внимательно, похожи ли эти игрушки? Как вы думаете, делают филимоновские свистульки?

Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная - белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Игрушки смешные, причудливые и в тоже время простые по выполнению. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек. Как и у дымковской игрушки у филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая? Может, кто из вас догадался? Верно, все они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки. Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат - в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.

Лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, сильными руками. Лепят и приговаривают: «Ух, серьезная какая получилась! Сейчас тебя повеселее сделаем. Давай-ка улыбнись!» вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Нас лепили мастера,
Нас расписывать пора
Кони, барышни, барашки -
Все высоки и стройны
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.

После обжига игрушки расписывают. Расписывают не кисточкой, а перышком. Краски разводят на молоке. Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовем знакомые. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», «яркой ягодкой», звездочкой» лучистой или «солнышком». А        элементы обозначают

следующее: круг - солнце, треугольник - землю, елочки и ростки - символ растительности и жизни. лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

Краски берут не все, что используют для украшения дымковской игрушки. Посмотрите, и назовите те краски, которые используют художники для филимоновской игрушки. Верно, берут краски яркие, летние, солнечные - желтые, красные, малиновые, зеленые, иногда синие и фиолетовые. А теперь давайте рассмотрим филимоновскую барышню. У ее высокая, колоколообразная юбка с незаметным расширением к низу, верхняя часть туловища по-сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая голова заканчивается маленькой, изящной шляпкой.

Забавные игрушки изображающие длинноногих и вытянутых солдат в костюмах: френч в талию и полосатые штаны. У всех животных длинные вытянутые шеи с маленькими головами и короткие ноги.

Посмотрите на этого оленя, барана: Стоят все на стройных ножках, Вся краса в рожках.

Вот такие игрушки мастерят в Филимонове, сохраняя вековые народные традиции. Когда смотришь на филимоновские игрушки собранные вместе, то невольно появляется радостное настроение.

Свистульки - петушки,
Глиняные зайчики,
Кони вороные
Гривы расписные.
Всем по нраву
Глиняные забавы!

Давайте посмотрим видеофильм «Наследство деда Филимона» о филимоновской игрушке.

Вопросы к детям во время беседы:

Какое настроение вызывают филимоновские игрушки?

Из какой глины они делаются?

Почему игрушки, которые ты видишь, называются дымковскими?

Из какого материала они сделаны?

Что любили лепить дымковцы?

Почему они лепили людей, животных?

Какое настроение создают эти игрушки?

Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют?

Про какие игрушки хотите послушать стихотворение?

 «Знакомьтесь, русская матрешка»

Я открою вам секрет, если вы отгадаете мою загадку.

Есть ещё для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка -

Красавица девица,
У неё сестрицы.
Каждая сестрица -
Для маленькой темница.

Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще какая загадка есть про матрешек, послушайте:

Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.

А знаете ли вы сколько лет матрешке? Кажется, она пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности? На самом деле ей всего немногим больше 100 лет.

Кто матрешку создал, мы не знаем,
Но известно нам, что сотню лет,
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.

Нарядную, добродушную матрешку не спутаешь ни с какой другой игрушкой. Она полюбилась и взрослым, и детям.

Есть много версий, как и когда она родилась. Первая матрешка была сделана в местечке Абрамцева и звали ее Матрена. Она была изготовлена мастером по дереву Василием Звездочкиным, а расписал ее художник Сергей Малютин. В ее входило семь фигурок, и самая большая, симпатичная девчушка Матрена с петухом в руках так понравилась всем, что игрушку назвали Матрешкой. Уже более 100 лет матрешке, а она и не думает стареть.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки!
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные!

Посмотрите, сколько кукол к нам в гости пришло. Давайте внимательно посмотрим на них. Скажите, из какого материала сделана матрешка?

Много кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.
Всех матрешками зовут.

Всели матрешки одинаковые? Чем они отличаются друг от друга? Все они отличаются элементами росписи, но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник. К нам пришли матрешки из города Семенова, Загорска, Полховского Майдана.

Взгляните:

Словно репка она крутобока

И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок - глаз.

Эта гостья из города Семенова. В правой руке держит она большой букет цветов, в котором собраны разные цветы. Какие? Правильно. Это розаны, колокольчики, рябинки, травки, васильки. Семеновские лицом взрослее. Глаза у них светлые, а брови с изгибом. Цвета нежные: светло-зеленый, прозрачно розово-алый, бледный фиолетово-синий. В этой матрешке спряталось много сестричек. Есть про них стихотворение:

Разломила пополам:
Интересно, что же там?
Там ещё одна матрёшка,
Улыбается, смеётся.
Хоть и жаль её ломать
Буду дальше разбирать.

Теперь посмотрите на эту гостью. Что можете вы сказать о ней? Сергиевопосадские (загорские) матрешки. Сдержанная, моложавая. Волосы русые, лицо улыбчивое. Цвет одежды яркий. Нарядный русский сарафан украшен несложными узорами состоящий из волнистых и прямых линий, скрещивающихся мазков, точек, кругов. Для выполнения горошин - «кругляшей» можно использовать инструмент «тычок». «Кругляши» получаются ровные и выразительные. У загорской матрешки внизу есть ободок-подставка.

А эта красавица приехала к нам из города Полховской Майдан . Давайте посмотрим на нее внимательно и сравним с другими матрешками. Что хочется сказать о ней? Какой у ее наряд? Что особенного у матрешки из Полховского Майдана? Правильно вы назвали некоторые отличия. У ее нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука, даже руки как бы не обозначены. У них яркие, капризные лица. Волосы уложены колечками Полхов-майданские матрешки тоньше и выше семеновских и загорских. Лицо разрисовано только черной краской, туловище - огромными пятилепестковыми цветами при помощи наводки: предварительно узор наноситься тушью, а потом заливается цветом. Одежда яркая, ярмарочная: малиново-красная, ярко-желтая, сочно-фиолетовая. Чаще всего в центре цветок шиповника. Узоры имеют свои названия: шиповник - «большая роза», «колокольчик», «яблочко», «виноград».

Несмотря на то, что все матрешки разные по украшению, все-равно их очень любят малыши и взрослые.

Все они матрешеньки,
Все они милашеньки.
С аленькими щечками
Под пестрыми платочками.
Нарядные, пригожие,
На нас чуть-чуть похожие.

А как же изготовляют матрешек? Хотите об этом узнать?

Рождение матрешки начинается на токарном станке, в токарном цехе. Сухие липовые чурки мастер обтачивает снаружи и из нутрии. Едва уловимо мелькают в его руках стамески.

Деревянный чурбачок
Завертелся, как волчок
Из-под рук струятся стружки
Получаются игрушки.

В следующем цехе женщины-грунтовщицы покрывают ее раствором крахмала. После этого она попадает в художественный цех. Здесь совершается самое главное - белая деревяшка превращается в красавицу матрешку. Но это еще не все. Расписная матрешка проходит заключительный этап - лакировку. Сейчас их сушат в специальных помещениях, а раньше и зимой, и летом выносили в солнечную погоду сушить на улицу. Летом у пруда, а зимой фанеру раскладывали на снегу и на нее расставляли матрешек. Снег белый, а игрушки как радуга, всех цветов. Все такое жаркое, как будто и нет никакой зимы. Снег и цветы - вот такое чудо! Говорят, когда поблизости никого нет, матрешки начинают водить хороводы и тихо поют. Вот и получается праздник.

Мы матрёшки, мы кругляшки
Все мы ласковые, одинаковые
Как пойдём плясать
Только пыль столбом!

Матрешка завоевала весь мир. И теперь ее продают во многих странах, как символ России.

Матрёшки русские по свету славятся
На них взгляните вы,
Чем не красавицы?

Дополнительные вопросы к детям во время беседы.

С какими игрушками мы с вами познакомились сегодня?

Из каких городов у нас в гостях матрешки? Чем они похожи? Чем отличаются? Какие костюмы носили матрешки?

Какие матрешки в России самые известные?

Назови элементы украшения у каждой матрешки?

Какое настроение у тебя возникает при взгляде на матрешку? Чем она тебе нравится?

Как изготовляют матрешку?

Как можно назвать матрешек?

                                            Список  используемой   литературы.

  1. Н.Алексахин. Д/в №10  «От Свистопляски до свистульки» -2004
  2. Д/в №1 «Городецкая роспись душу веселит» -1999
  3. Д/в №4 «Чуть прикоснуться к подлинно народному искусству». -1993
  4.  Д/в №4«Знакомство детей 6-7 лет с искусством гжельских мастеров» -1994
  5.  Н.Криницина. Д/в №10 «От побасёнок и прибауток до Золотой хохломы» -1994
  6. О.Сидоркина. Д/в №4 «Знакомство с чудесной Дымкой» -1995
  7. Н.Алексахин. Д/в №3 «Гжельская роспись» -1993
  8. Динцес Л А. Русская глиняная игрушка. Л., 1936.
  9. Деньшин А И. О мастерицах Дымкова. М., 1966.
  10. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. М., 1981.
  11. Т.С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей», М., 1997
  12.  Детский сад со всех сторон «Основы народно-прикладного искусства» (Фрагменты рабочих тетрадей). №27(63)-07-2001г

А.П.Усова «Русское народное творчество в детском саду»

  1. А.Рогов «Про Филимоновские свистульки». М.1987
  2. А.Тимофеевский «Богородская игрушка». М.1987
  3. З.Журавлёва «Филимоновские чародеи». Тула. 1987.
  4. Лабунская Г.В. Художественное воспитание в семье. Москва. Педагогика, 1970.

17 Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми». Москва.  Гном и Д, 2001.

      18. Н.Е. Вераксы, Т.С Комарова, М.А. Васильева.-2-изд., «Примерная          основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Электронные  ресурсы: http://dou227.edu.sarkomobr.ru/method_collector/metodicheskaya-kopilka-starshego-vospitatelya/kruzhok-hudozhnikiumelcy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работаПоделку можно сделать вмести с детьми старшего дошкольного возраста 5-7лет (из салфеток), а также с детьми среднего, младшего возраста 4-5 . Поделка выполнена в технике аппликация из ладошек- старшая группа Ооржак Анастасия,Оолак Чайырлаш

Поделку можно сделать вмести с детьми старшего дошкольного возраста 5-7лет (из салфеток), а также с детьми среднего, младшего возраста 4-5 (из бумаги). Поделка может быть как подарком и  пособием...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

«Образовательный проект в группе старшего дошкольного возраста 5-6лет. «Мои любимые писатели. Н. Н. Носов. В. А. Осеева». Формирование интереса к художественной литературе и чтению с детьми старшего дошкольного возраста»

Старший дошкольный возраст – лучший период время для знакомства и изучения стилистики написания детской литературы.Удивление, впечатления, неприятия поступков некоторых героев, восхищение и осуж...

Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...