Мини-музей
учебно-методический материал (средняя группа)

Мосолова Екатерина Сергеевна

Создание мини – музеев в детском саду является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Дошкольники способны воспринимать и оценивать реальное и воображаемое, сюжеты старины и современности.

Цель создания мини-музея:

- знакомство детей с историей возникновения часов;

- расширение и систематизация знаний о мини-музее, о часах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_muzey.odt18.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Музей-это смесь искусства и истории,

                                                 филологии и басни, документа и романа,                                                            

                                                  посылает нам через многие годы луч света и

                                                  доносит уникальные по ценности опыт, знания».

                                                                                                                     Ф.Дзери.

 Актуальность .

Создание мини – музеев в детском саду является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Дошкольники способны воспринимать и оценивать реальное и воображаемое, сюжеты старины и современности.

Цель создания мини-музея:

- знакомство детей с историей возникновения часов;

- расширение и систематизация знаний о мини-музее, о часах.

Задачи мини-музея:

-формировать представление о музее. Познакомить с временными понятиями посредством мини-музея «Часы».

-развивать познавательные способности и познавательную деятельность.

-расширять активный словарь по теме «Время»

-воспитывать у детей любознательность, активность, упорство в достижении цели, оказывать поддержку друг другу.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

-принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

               -принцип опоры на интересы ребенка;

-принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

-принцип наглядности;

-принцип последовательности;

-принцип сотрудничества и взаимодействия.

Значение и использование мини-музея.

   Мини-музеи в нашей группе позволил нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

   Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музея, так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи — о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы и всего детского сада.

   Экспонаты мини – музея используются для проведения различных занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка.

   Благодаря мини-музею, мы получили возможность «погружения» в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т. д.)

Тип музея:

познавательный, творческо-информационный.

Продолжительность: 1 год.

Участники музея:

-дети;

-воспитатели;

-родители воспитанников.

Для достижения целей и решения поставленных задач были положены следующие принципы:

- наглядность;

- последовательность;

- систематичность;

- учет возрастных особенностей;

- опора на интересы детей.

Характеристика помещения:

-групповая комната группы.

Перспектива развития мини-музея:

-проведение экскурсий для других групп;

              -пополнение мини-музея экспонатами и изменение тематики экспонатов;

              -использование мини-музея для проведение образовательной деятельности.

Результаты:

- создание мини-музея часов в дошкольном учреждении;

- выставка часов

-посещение музея детьми других групп;

- альбомы «Часы»; «Природные часы».

-презентация проекта для педагогов и родителей.

Этапы реализации мини-музея:

 I. Подготовительный этап.

- определение темы и название мини-музея, выбор место для размещения;

- определение уровня знаний детей о часах, о времени;

- изучение возникновения часов;

-изучение видов часов;

-посещение музея с целью ознакомления детей с его назначением;

-подготовка необходимого материала для создания музея (различные виды часов);

-разработка проекта «Мини-музей «Часы».

II. Практическая часть.

-оформление мини-музея различными видами часов;

- экскурсии, встречи, беседы в музее.

III. Заключительный этап.

- выставка все экспонатов, собранных за время работы мини-музея;

- презентация проекта для родителей и педагогов ДОУ.

Программа реализации мини-музея

-Подготовительный этап – сентябрь-октябрь 2019г.

Ресурсное обеспечение

Организация работы с детьми

Организация работы с родителями

Методическая литература:

-Глухова Н. «Колесо времени»;

-Дыбина О. «Что было до»;

-Рыжова Н., Логинова Л., «Мини-музей в детском саду»;

-Савенков А. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании».

Детская литература:

-Анофриев «Тик- Так»;

– Баруздин Стихи о человеке и его часах;  

- Берестов «Без четверти шесть»;

-Вишнякова «Часы-будильник»;

-Мальгинова «Часы для Биби»;

-Манакова «Мой день»;

- Маршак «Мы в часы мячом попали»;

-Мирошникова «Песочные часы»;

-Мориц «Шли часы через дорогу»;

-Подтуркина «Часы»;

-Прохоров «Весёлые часики»;

-Фомичёва «Солнечные часы»;

-Чупрунова «Всю ночь часы стучат».

Экскурсии в музеи города

Анкетирование родителей по теме мини-музея

Наглядный материал:

Дидактические игры:

Участие в сборе экспонатов

-Показ слайдов и фильмов о часах;

-Набор открыток, сувениров.

«Путешествие в страну часов», «Всё о времени», «Часы», «Успей вовремя», «Тик-так», «Поможем Элли вернуться домой», «Назови предыдущее и последущее число», «Назови сутки», «Мои первые часы», «Мой день», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний», «Какие часы сломались?», «Когда это бывает?», «О чём нам солнце говорит?».

Вовлечение в совместную творческую деятельность

Консультации «История возникновения часов», «Восточный календарь», «Календарь на глиняном сосуде».

-Практический этап – ноябрь-май 2019-2020гг.

Ресурсное обеспечение

Организация работы с детьми

Организация работы с родителями

- Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время», «Часы».

- Чтение познавательной литературы о различных видах часов.

-Информативный материал на темы: «Когда появились часы», «Все о часах».

Экскурсия в музеи. Цель: познакомить детей с разными видами часов, с историей их возникновения. Учить детей изготавливать часы своими руками.

-привлечение родителей к сбору экспонатов;

- развлечение «История часов, или какие бывают часы?

- посещение музея.

-Иллюстрации;

-Открытки;

-Сувениры

-Видеофильм «Все о часах».

Беседы: «Какие часы были давным- давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «По часовой стрелек и против часовой стрелки», «Какие бывают часы?», «Пространство и время», «что такое время?».

-Иллюстрации в книгах;

-Рассматривание тематических альбомов.

Составление творческих рассказов о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах, о современных часах.

-учить детей рассматривать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они сделаны;

-воспитывать бережное отношение к окружающим предметам;

-вызывать желание самостоятельно сочинять истории о часах.

-составление рассказов (помощь в составлении рассказов детям);

-ответы на вопросы детей.

-Бумага белая, цветная, цветной картон, краски, мелки, кисти.

Художественно-творческая деятельность.

-учить отображать увиденное в рисунке;

-закрепить умение выделять особенности (циферблат, стрелки).

-развивать наблюдательность и воображение детей.

-рисование «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь»;

-оформление выставки детских работ;

-совместное придумывание сюжета рисунка (помощь в работе).

-выставка часов сделанная своими руками;

- книжка с наклейками «Время», С.Гаврина;

-чтение «Живые барометры времени (цветочные часы)» , «Самые известные часы в мире».

Творческая мастерская:

-рисование часов «Настенные часы с кукушкой», «Часы такие разные и нужные»;

- лепка «Весёлые будильнички» (пластилинография), «Часы-солнышко» (тестопластика);

- конструирование из природного материала «Настенные часы» (коллективная).

- Аппликация «Наручные часы».

-практикум «Делаем часы своими руками»;

-помощь в изготовлении часов;

-подбор материала для изготовления;

-выставка детских работ.

Все содержание мини-музея

Посещение мини-музея «Часы» детьми других групп.

Беседы:

-виды часов;

-природные часы;

-просмотр фильма о часах;

-рассказ о дне тикающих часов.

Исследовательская деятельность:

- «История часов»;

-«Когда появились тикающие часы»;

- «Изготовление различных видов  часов».

-опрос «Интересные и удивительные истории связанные с часами»;

-экскурсия по мини-музею экскурсоводы-дети);

-выставка семейных работ «Часы своими руками».

-Заключительный этап – апрель-май 2020г.

Ресурсное обеспечение

Организация работы с детьми

Организация работы с родителями

-Экспонаты мини-музея «Часы»;

-Мультимедийный проектор, экран.

-Мониторинг полученных детьми знаний;

-Организация выставки всех экспонатов мини-музея «Часы».

-Анкетирование родителей по итогам реализации мини-музея;

-Презентация проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»

В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители  и сами оказались активными помощниками в создании ми...

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Мини-музей "Музей русского быта"

Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....

Мини-музей «Музей сказки» в первой младшей группе №6

Цель проекта:-приобщение к словесному искусству; формирование интереса к потребности в чтении. Задачи:Для детей:- ознакомить детей с фольклором;-способствовать развитию речи, расширению кругозора...

Мини -музей «МУЗЕЙ ИСТОРИЯ ИГРУШКИ»

Эту презентацию я изготовила для родителей , чтобы познакомить  с мини музеем нашей группы....

Мини-музей: музей Карандаша и Краски.

Представлены фотографии достопримечательностей г.Воронеж с их кратким описанием....