Воображение, творчество и личностный рост ребенка
консультация

Журкова Надежда Юрьевна

В статье говорится о влиянии воображения и творческой деятельности на личностный рост ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voobrazhenie_tvorchestvo_i_lichnostnyy_rost_rebenka.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для Школы молодого педагога.

2015 – 2016 учебный год.

Воображение, творчество и личностный рост ребенка.

 Основные характеристики и особенности детского воображения.

Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений, знаний, опыта. Воображение играет ключевую роль в таких процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра, память. Стимулом к воображению являются задачи, стоящие перед человеком, его потребности, желания, чувства, настроения, мировоззрение, необходимость предвидеть будущее в труде и жизни. Воображение придает  деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря ему человек выделяется из царства животных.

Воображение принадлежит к числу главных психических новообразований дошкольного детства. Можно выделить две основные характеристики детского воображения – реализм и умение видеть целое раньше частей.

По утверждению выдающегося отечественного философа Э.В.Ильенкова, подлинное воображение всегда реалистично. Оно фиксирует нечто такое, что в действительности есть или при определенных условиях возможно, но пока не стало содержанием рационального знания. Этим «нечто» могут быть слабо выраженная тенденция, нюанс, намек, даже отклонение от правила, которому большинство людей не придает никакого значения. Воображение способно угадать во всем этом существенную закономерность, всеобщую норму вещей, которой очень часто суждено проявиться лишь в более или менее обозримом будущем. Выдающийся психолог А.Р.Лурия описывает такой пример: ребенку предложили нарисовать рисунок на тему «Топить печку». На детском рисунке было изображено все, что требовалось, в более или менее верных соотношениях, но посреди комнаты был нарисован огромный прямоугольник. Как выяснилось, это были спички. Ребенок, таким образом, самостоятельно открыл адекватный способ выражения общего смысла ситуации. Иначе говоря, ребенок блестяще решил смысловую задачу. В самом деле, спички – ключевое звено ситуации, они указывают на перспективу развития ситуации (вот-вот печку затопят) в соответствии с заданной темой. Спички есть то, что  связывает дрова и печку, поэтому у маленького рисовальщика они такого большого размера.

Таков смысловой реализм детского воображения. Ребенок не только изображает, но и видит окружающее, руководствуясь прежде всего смысловыми установками.

Детское воображение работает иначе, чем у взрослого. Хотя ребенок более живет в фантастическом мире, нежели в реальном, интересы его, по сравнению со взрослыми, проще, элементарнее. Отношения ребенка со средой не имеют той сложности,  тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, поэтому детское воображение гораздо беднее взрослого. В процессе развития ребенка развивается и его воображение. Можно выделить следующие этапы развития детского воображения:

  • до 3-х лет закладываются основы воображения, оно существует внутри других психических процессов;
  • в 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий;
  • в 6-7 лет воображение носит активный характер, воссоздаваемые образы характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества.

 Воображение является основой всякой творческой деятельности. Силой воображения, утверждает доктор психологических наук, профессор В.Т.Кудрявцев,  ребенок выделяет те свойства, которые, будучи скрытыми, все же являются специфичными для данного объекта. Предмет воображения – это потенциально-специфическое в объекте. Обнаружить потенциально-специфическое свойство вещи значительно труднее, чем просто потенциальное. Например, детям  предлагается тестовое задание на творческое мышление: придумать как можно больше способов необычного употребления обувной щетки. Ответ «щеткой можно забивать гвозди»  можно оценить как творческий, но испытуемый ориентируется в этом случае на формальное и хорошо известное ему свойство щетки – тяжесть, роднящее щетку со всеми, без исключения, вещественными объектами. Другое дело, если  испытуемый предложит модифицировать её так, чтобы, забивая щеткой гвозди, можно было бы одновременно очищать ею поверхность от загрязнения. Такое решение действительно следует квалифицировать как творческое.

Реализм воображения в сочетании с интеллектуальной инициативой, надситуативностью и обеспечивает творческое построение адекватного образа мира ребенком.

 Каков же механизм творческого воображения? Базой воображения является восприятие, предоставляющее материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала, анализ и синтез воспринятого. После этого воображение воплощается во внешних образах, появляется определенный продукт или вещь, которая начинает реально существовать в мире  и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они строились, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения. Наконец, воплотившись, они снова вернулись в реальность, но уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.

О творчестве.

Творчество  - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, ценное не только для одного человека, но и для других.  Результатом творчества являются научные открытия, изобретения, музыкальные и художественные произведения, решение новых задач в труде врача, учителя, художника, инженера и т.д.  Творчество – это не удел только немногих избранных людей, гениев. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. Безусловно, высшие выражения творчества остаются прерогативой гениев, но творчество – необходимое условие существования человека в каждодневной окружающей нас жизни, существования всего, выходящего за рамки рутины.

Творческие процессы обнаруживаются уже в раннем детстве – в играх детей, которые всегда представляют собой творческую переработку пережитых впечатлений, их комбинирование и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Именно умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и есть основа творчества.

Творчество для ребенка – в первую очередь созидание новых возможностей развития.

Детское творчество, в отличие от взрослого, обладает одной самобытной чертой. Творениям взрослых людей, как было отмечено выше,  присуща новизна, оригинальность, значимость и полезность для всего общества или отдельных его групп. Этими свойствами – за редкими исключениями – не обладают продукты детского творчества. Ребенок не создает ничего нового. Все наследие культуры существовало еще до него и является «новым» лишь для ребенка. Однако освоить созданное человечеством он может только усилием и трудом собственной мысли, собственного воображения.

Простой, но очень показательный пример «открытия для себя» приводит в своей книге «Психология субъекта» А.В.Брушлинский. Пятилетний мальчик, хорошо знакомый с числами и цифрами в пределах первых двух десятков, несмотря на многократные объяснения взрослых, никак не мог научиться определять время по часам. Но однажды вечером, перед сном, его вдруг осенило: без двадцати девять – это значит, что до девяти часов не хватает двадцати минут, а двадцать минут десятого  значит, что после девяти часов прошло еще двадцать минут и т.д. Он сразу «схватил» общую идею и, чтобы её подтвердить, даже позвал маму.

Ребенок не создал ничего нового в общепринятом смысле этого слова, но самостоятельные усилия мысли привели его к пониманию принципа изображения времени на часах.

 В.Т.Кудрявцев утверждает: результат «открытия для себя» - это не столько создание нового предмета, сколько изменение в самом ребенке, возникновение у него новых способов деятельности, знаний и умений. Благодаря таким «открытиям» происходит глобальное воспроизводство творческих способностей в масштабах всего общества. А значит, «открытия для себя» - непременное социальное и психологическое условие «открытий для других».

Детство – чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Способность осваивать культуру и её образцы в форме проблем, а не «готовых ответов», проявлять самостоятельность и инициативу в их решении является творческой. По словам Ф.Бэкона, чтобы войти в науку, мы должны уподобиться детям. Вторя ему, П.А.Флоренский писал, что секрет творчества – в сохранении юности, а секрет гениальности – в сохранении детства на всю жизнь.  

Как правило, носителем «идеальной формы» творчества всегда провозглашают взрослого человека. Творческие возможности детей оцениваются по  мерке взрослого, носителя социально канонизированных образцов креативности.  В целом такой подход, утверждает В.Т.Кудрявцев, методологически небессмысленен. Именно развитые формы творчества дают ключ к познанию еще только развивающихся форм детского творчества. Если предварительно восстановить картину рождения высоких художественных, научных и иных творений, можно понять, как ребенок решает новую для себя практическую, игровую, учебную и другие задачи, и нащупать в его элементарных мыслительных актах потенциальные точки большого духовного роста. Это позволит педагогу удержать в сознании более широкую генетическую перспективу, нежели зона ближайшего развития. Тогда можно будет разрабатывать содержание образования, ориентируясь не на обыденную психологию ребенка, не на специализированные представления взрослых, а на родовые смыслопорождающие образцы креативности. Например, применительно к развитию моторной сферы ребенка эти образцы следует искать не в спорте высоких достижений, а в традиционных формах танцевального искусства.

Народное воспитание всегда заботилось о развитии созидательных сил ребенка как форме его целостного духовного развития. В традиционных культурах все дети сызмальства включались, например, в процесс создания произведений художественной культуры, осуществляемый взрослыми. Они не только учились пользоваться бытовыми вещами, но и принимали непосредственное участие в их изготовлении. И это вызывало у них чувство причастности к чуду возникновения нового и значимого, которое творилось совместными усилиями взрослых и детей. В итоге во взрослом возрасте каждый из них демонстрировал достаточно высокий уровень творческих достижений.

Именно смысловой образ, по утверждению В.Т.Кудрявцева, содержит в себе потенциальную ориентировочную основу строящегося детского действия. Этот образ всегда открыт к развитию, достраиванию, что и осуществляется силой воображения. Поэтому ребенок с развитой фантазией преодолеет эгоцентризм, диффузную нерасчлененность мировосприятия. Он сумеет включиться в учебную ситуацию, видя со стороны, что и как надлежит делать, не погрязнет в стихии собственных страхов при освоении новых действий. Ведь его соавтором и советчиком будет все человечество, пусть он об этом и не догадывается.

Сегодня хорошо известно, что именно в процессе предметно-преобразующего содействия и формирования эмоциональной общности детей и взрослых запускается ключевой механизм развития ребенка. «Сделать вместе» означает не просто произвести новую вещь или идею, а еще и найти общий смысл того, что сделано, делается и будет делаться дальше. Поэтому на начальных этапах становления личности главное не в том, что делается ребенком и взрослым, а в том, что это делается вместе. Обретение общего смысла в совместном деле ведет  к порождению нового образа себя, своих собственных возможностей как предпосылки бесконечно многообразных творческих достижений в самых разных областях человеческой жизни.

Художественное и театральное творчество детей.

Преимущественный вид творчества ребенка в раннем возрасте – рисование. Рисование или изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.  Рисование приучает детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Все, что только ребенок способен вообразить, представить в своей фантазии, он пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют принцесс, волшебников, монстров и т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни, часто творчески переосмысливая происходящее.

Ваня нарисовал машину, рядом с ней прямоугольник с непонятными черточками, кружочками, галочками. Объясняет: «Это -  мотор. Мы поехали к бабушке, наша машина сломалась. Папа не смог её починить, пришлось вызывать помощь. Я нарисовал мотор, чтобы папа увидел, что в нем сломалось и смог починить».  

Отмечая важность развития детского художественного творчества,  Л.С.Выготский в то же время подчеркивал, что оно, как и любое другое творчество, должно быть свободным, не принудительным   и необязательным.

 Наряду с изобразительной деятельностью  близко детям и театральное творчество или драматизация. Это обусловлено двумя причинами:

  • драма основана на действии, совершаемом самим ребенком и, следовательно, она непосредственно связана с личными переживаниями детей;
  • драма своими корнями связана с игрой и поэтому является наиболее синкретичным видом творчества: импровизации, словесного и изобразительного творчества,  самой игры.

Л.С.Выготский указывает на то, что детское театральное творчество не должно сводиться к воспроизведению взрослого театра. Важен сам процесс детского творчества в любой его форме. Необходимо, чтобы дети создавали, творили, упражнялись в творческом воображении и его реализации. Детский театр не может быть копией взрослого, перенесенной в детские условия. Ребенок должен понимать, что он делает, что он говорит и для чего все это нужно. Высшей наградой для ребенка является не одобрение взрослых, а удовольствие от самого процесса, совершённого для себя.

Роль взрослого в формировании творческих способностей ребенка.

Творческое становление ребенка происходит не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Это влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к навязыванию ему готовых ответов и решений. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы изображать её, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. По утверждению В.Т.Кудрявцева, творческие способности не составляют монопольного «произведения» мира взрослых. Это совокупный продукт исторического развития целостного детско-взрослого сообщества.  

Маленькие дети открыты безбрежному полю проблем, загадок и тайн бытия. Детская деятельность не привязана к сфере узкоутилитарных задач, решением которых вынуждены повседневно заниматься взрослые. Она – универсально пластична, бескорыстна, необыденна, инициативна.

Образ взрослого выступает для ребенка не столько как внешняя регулирующая и контролирующая инстанция, сколько как объектированная проекция собственных возможностей ребенка. Этот образ, начиная с младенчества, становится особым предметом смысловой ориентировки.

Все это вместе взятое и создает интегральную предпосылку для развития творческого потенциала личности.

Заключение.

Итак, становление детской креативности – это не движение от нетворчества к творчеству или же от творчества более низкого порядка к творчеству более высокого порядка. Это овладение ребенком всеобщей, совокупной силой человеческого воображения и мышления. Формирование воображения как системообразующего звена психической организации ребенка, психологического фундамента всех  видов детской деятельности становится сегодня ключевым приоритетом педагогической работы.

Литература.

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
  2. Кудрявцев В.Т. воображение, творчество и личностный рост ребенка. М.: Чистые пруды, 2010.
  3. Материалы сайтов: www.psi.webzone.ru, https://ru.wikipedia.org.

Вопросы.

  1. Что такое воображение?
  2. Назовите основные характеристики воображения.
  3. В чем отличие детского воображения от взрослого?
  4. Опишите механизм творческого воображения.
  5. Что такое творчество?
  6. В чем отличие детского творчества от взрослого?
  7. В чем заключается значение предметно-преобразующего содействия и формирования эмоциональной общности детей и взрослых?
  8. Назовите преимущественные виды творчества детей дошкольного возраста.
  9. Что является предпосылкой для творческого развития личности?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия- как возможность интеллектуально- личностного роста дошкольников

Из глубины веков человечество воспитывалось на произведениях художественной литературы. Особую ценность имели и имеют сказки. Именно этот жанр ярко демонстрирует постигающему законы мира ребёнку ...

Деловая игра с педагогами "Лестница личностного роста"

 В дошкольном учреждении педагог проводит значительную часть жизни. Насколько комфортно он чувствует себя здесь? Находится ли он в гармонии с миром и самим собой? Что нужно изменить, чтобы...

Программа социально-личностного роста "здравствуй"

Программа рассчитана на детей от 3 до 10лет, так что может подойти и для начальной школы....

Тренинг личностного роста педагогов ДОУ

Использование социально-психологического тренинга позволяет развивать у педагогов чувствительность к групповому процессу, способность к его более адекватному пониманию окружающих. Умение понимат...

КОНСПЕК тренинга личностного роста "Роль педагога в организации игры"

Психологическое просвещение педагогов — еще одна традиционная составляющая психологической практики.Психологическое просвещение, является одним из разделов профилактической деятельности специалиста-пс...

КОНСПЕКТ тренинга личностного роста для педагогических сотрудников «Работа с ребенком с СДВГ в ДОУ ».

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – это расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Таким детям тяжело контролировать свое поведение и/или концентрировать в...