Конспект образовательной деятельности "Путешествие по лабиринту!"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Андреева Галина Ильинична

Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы и направлен на развитие словесно-логического мышления, умения обобщать и систематизировать свои знания, так как развитие умственных способностей дошкольников создают основу для успешного обучения ребёнка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od-puteshestvie_po_labirintu.docx140.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 1 «Дружные ребята» г. Поронайска

(МБДОУ №1 «Дружные ребята» г. Поронайска)

                                                                                                                                            Утверждаю

                                                                                                                                  Старший воспитатель

                                                                                                                         _________ Афанасьева Г.А.

                                                                                                                                         

Конспект

 Образовательной деятельности

во II подготовительной логопедической группе

на тему «Путешествие по лабиринту» 

(в рамках тематической проверки «Развитие умственных способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО)                                                

Картинки по запросу "картинки лабиринтов для дошкольников"

                                                                                                                           Составитель:

                                                                                                                              педагог-психолог

                                                                                                                              Андреева Г.И.

2020г.

Цель: развитие мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры и упражнения.

 Задачи: 

Обучающая – формировать предпосылки к школьному обучению через активизацию умственной деятельности детей.

Развивающая – развивать образное и словесно-логическое мышление, связную речь.   

 Воспитательная – воспитывать умение работать в парах, чувство взаимопомощи.

Область: познавательное развитие

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды деятельности:

- игровая деятельность (развивающие игры и упражнения с использованием наглядных материалов);

- двигательная деятельность (динамическая пауза);

- познавательно – исследовательская деятельность (работа с наглядным тематическим материалом);

- коммуникативная деятельность (взаимодействие друг с другом, объединение усилий для достижения общего результата);

- восприятие художественной литературы;

- музыкальная.

Вид занятия: развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста (6 лет).

Формы образовательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Методы организации:

  - наглядный метод (демонстрация наглядных средств; пояснение, словесные инструкции; похвала, подчеркивание достижений, ситуация успеха; вопросы, наводящие, побуждающие к мыслительной деятельности);

 - репродуктивный метод (повторение и уточнение, указание к действию, упражнения, воспроизведение известных действий по образцу);

  - практический метод (работа с раздаточным материалом, решение задач);

  - проблемно-поисковый метод (развивающие игры и упражнения, задания);

  - эвристический метод (проявление самостоятельности в каком-либо моменте занятий).

Инновационные технологии:

- игровые / социоигровые технологии (игровые задания, формирующие умения и навыки - использование художественного слова – девиз «Раз, два, три, четыре, пять начинаем мы играть»; коммуникативная игра – приветствие «Здравствуй», развивающие игры и упражнения, задания: «Назови одним словом»,  «Что бывает?», «Нарисуй человечка из геометрических фигур», логические задачи, задачи-шутки);

-  личностно - ориентированная технология (сотрудничество, совместная деятельность, игра: «Составь картинку», «Будь внимательным!»);

- технология сохранения и стимулирования здоровья (физкультминутка – «Раз-поднялись, подтянулись»).

Программное обеспечение: магнитофон (воспроизведение песни из детского юмористического киножурнала «Ералаш» (комп. А. Рыбников, стихи А. Хмелик).

Оборудование: столы и стулья, разрезные картинки в конвертах – школьные принадлежности, маленький мячик, магнитная доска – 1 шт., лист бумаги А3,                  белые листы бумаги-А5 по количеству детей, простые карандаши, нитка для бус.

Предварительная работа: разучивание девиза, физкультминутки. 

Активизация словаря: лабиринт, препятствия, преграды, логические задачи, задачки-шутки.

Ход совместной образовательной деятельности

     1. Организационный момент. Ритуал приветствия «Здравствуй».

Педагог-психолог. Ребята, предлагаю поприветствовать друг друга ладошками. Стоя в кругу, дети поочередно прикасаются ладошками к тому, кто стоит справа. Соединяя ладошки, говорят: «(Имя ребенка), здравствуй, я рад (а) тебя видеть» - «Спасибо, я тоже рад(а) тебя видеть». Улыбнитесь друг другу.

    2. Основная часть.

Педагог-психолог: Ребята, шла к вам в группу с бусами из геометрических фигур и хотела предложить вам составить из них узор. Но вдруг нитка разорвалась и все бусы рассыпались и потерялись. Я помню, что бусинок было семь. Что нам делать? (Ответы детей). Предлагаю отправится в небольшое путешествие по волшебному лабиринту. Лабиринт – это запутанная дорожка с различными препятствиями и преградами на пути. Для того чтобы мы все смогли пройти лабиринт и собрать бусы нам потребуется быть внимательными, активными и дружными. Хочу вам сказать, что бусы необычные. Придется решать логические задачи, загадки-шутки, выполнять задания. Готовы?! Мы начинаем путешествие с нашей группы «Подсолнух». Давайте встанем друг за другом. У нас получилась цепочка, в которой каждый смотрит в затылок, стоящему впереди. Начинаем следовать по лабиринту. Повернулись налево. Смотрите сколько много ручейков, давайте перепрыгнем через ручейки. Делаем два шага вперед, останавливаемся. И находим бусы, какой формы? (круг и ромб), первое и второе задание. Напоминаю, что бусы необычные, выполнив задание, будем составлять узор на столе.

Педагог-психолог: Ребята, я буду называть вам слова. Ваша задача назвать их, одним словом. (Дети сидят на ковре, образуя круг).

Упражнение «Назови одним словом» Цель: развитие мыслительной операции – обобщения.

  • Бабочка, стрекоза, муравей, оса – насекомые.
  • Акула, корюшка, карась, красноперка – рыба.
  • Макаров, Поронайск, Оха, Холмск – города.
  • Вера, Лариса, Оля, Настя – имена девочек.
  • Январь, Март, Июль, Октябрь – месяца.
  • Гитара, дудочка, скрипка, рояль – музыкальные инструменты.
  • Врач, парикмахер, строитель, учитель, почтальон – профессии.
  • Санки, коньки, обруч, канат, скакалка – спортивные принадлежности.

Педагог-психолог: Молодцы! Вы успешно справились с первым задание. (Предлагаю положить на стол геометрическую фигуру – круг). Отдохнем!

Физкультурная минутка.

Раз – поднялись, подтянулись. Два согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка, головою – три кивка.

На четыре – руки шире, пять – руками помахать.

И на место тихо встать.

Игра «Что бывает» Цель: развитие признаков предметов.

Педагог-психолог: Друзья, мои! Мы сейчас будем передавать друг другу мяч и говорить о том, что бывает зеленым? (листик, трава, огурец, перец, мячик…). Колючим? (ежик, иголка, трава, роза, шиповник…Тяжелым? (гиря, мешок картошки, шкаф, чемодан, камень…) Широким? (река, дорога, лента, тропинка, ремень, пояс…) Сладким? (конфета, торт, яблоко, сахар, виноград…). Вы, должны назвать что-то, что обладает названным качеством. Повторять одни и те же слова нельзя. (Дети стоят на ковре, образуя круг). Молодцы! (Предлагаю положить на стол геометрическую фигуру – ромб). Чтобы дальше продолжить наш лабиринт давайте вспомним наш девиз.

Раз, два, три, четыре, пять начинаем мы играть.

Самый ловкий, самый смелый, самый умный и умелый.

Мы удачливее всех, значит, ждет нас успех!

Решение логических задач. Цель: развивать словесно-логическое мышление.

Педагог-психолог. Идем дальше по лабиринту. Встали друг за другом. Налево. Делаем один шаг вперед, поворачиваемся вокруг себя, еще один шаг вперед. Смотрите перед нами высокая трава, что делать? Перешагиваем, поднимая ноги как можно выше и выходим на дорогу. Бег змейкой. Остановились. И находим на своем пути бусы геометрический формы – квадрат и овал, третье и четвертое задание. Итак, приступим к логическим задачам. (Дети сидят на ковре, образуя круг).

  • Саша ел яблоко, большое и кислое. Коля ел яблоко, большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое, а что разное? (Одинаковое – Саша и Коля ели большие яблоки, разное – Саша ел кислое яблоко, а Коля – сладкое яблоко).
  • Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой машину. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом? (Толя рисовал дом, а Игорь – машину).
  • Артем и Миша катались на санках и лыжах. Артем катался на санках. На чем катался Миша? (Миша катался на лыжах).
  • Полина и Марина играли во дворе с мячом и со скакалкой. Полина играла не с мячом, Марина – не со скакалкой. С чем играла каждая девочка? (Полина играла со скакалкой, а Марина играла с мячом).

Педагог-психолог: Молодцы, ребята! (Предлагаю положить геометрическую фигуру – квадрат на стол).

Упражнение «Нарисуй человечка из геометрических фигур» Цель: развитие образного мышления.

Педагог-психолог: Ребята, предлагаю нарисовать человечка из геометрических фигур и по окончанию работы прикрепить свой рисунок на доску. (Работа детей за столами).

Педагог-психолог: Молодцы! (Предлагаю положить на стол геометрическую фигуру – овал). Ребята, сколько бус мы нашли? (4) И мы продолжаем наше путешествие. Встали друг за другом делаем один шаг назад, три шага вперед, поворачиваемся направо и еще направо. На нашем пути – тоннель (обруч).  Предлагаю пройти через тоннель и выйти на дорогу. Остановились. И находим на своем пути бусы геометрических фигур – прямоугольник и треугольник, пятое и шестое задание.

Задачи-шутки в стихах. Цель: развитие словесно-логического мышления, слухового внимания.

Педагог-психолог: Друзья, мои, предлагаю вам решить логические задачки-шутки.  (Дети сидят на ковре, образуя круг).

  • Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел:

          Два – под березой, один у осины,

          Сколько их будет в плетеной корзине?  (3) Будет в плетеной корзине 3 гриба

  • Под кустом у реки жили майские жуки:

          Дочка, сын, отец и мать. Кто успел их сосчитать?  (4) Майских жуков 4

  • Четыре спелых груши на веточке качались,

          Две груши съел Павлуша, а сколько груш осталось?  (2) Груш осталось 2

  • Четыре гусенка и двое утят

В озере плавают и громко кричат.

А ну, посчитай поскорей –

Сколько всего в воде малышей? (6)  Всего в воде малышей 6

  • У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок.

Сколько у бабушки внуков?  (Одна внучка)

Педагог-психолог: Молодцы, ребята! (Предлагаю положить на стол геометрическую фигуру – прямоугольник).

Игра-задание «Собери картинку»

Педагог-психолог: Друзья, мои! Предлагаю собрать картинку и дать им общее название». (Дети работают парами и составляют из частей картинки: краски, пенал, фломастеры, пластилин – это школьные принадлежности). Молодцы!

Педагог-психолог: Ребята, наш лабиринт заканчивается. Сколько бусинок мы собрали? (6) Сколько осталось собрать бус? (1)  Встали друг за другом, повернулись направо, перед нами узкая тропинка взялись за руки идем боковым шагом друг за другом. Стоп. И встречаем на своем пути бусинку - геометрическую фигуру – трапеция, седьмое задание.

Упражнение «Будь внимательным»

Педагог-психолог. Друзья мои, на столе лежит большой лист бумаги (ватман), на котором написаны буквы, цифры и знаки. Ваша задача – ластиком стереть все цифры и знаки. (Дети выполняют задание и читают получившиеся слова). Молодцы! ((Предлагаю положить на стол геометрическую фигуру – трапеция). Посмотрите какой узор у нас получился. На что похож наш узор? (На радугу). Друзья, мои, мы прошли с вами долгий путь по лабиринту, и вернулись в свою группу «Подсолнух», выполнив все задания.

Г ! Р # У $ П ^ П + А ?

^ П / О ? Д = С 2 О _ Л 0 Н # У @ Х ~  

3. Рефлексия. 

Педагог-психолог. Наше путешествие подошло к концу. Где мы с вами побывали? Мы помогли найти и собрать бусы? Что было для вас интересно? А может, было трудно? Подумайте, ребята, и расскажите всем!

4. Прощание.

Педагог-психолог. Встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за участие, помощь, взаимовыручку. (Обняли друг друга, пожали руки). Сегодня вы были очень дружными, внимательными и смелыми! Я вами горжусь! Я буду рада увидеть вас вновь! До свидания!

Литература:

  1. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе / авт.-сост.                  Н.А. Завьялова и др. – 2-ое изд. стерео-тип. – Волгоград: Учитель, 2017. – С. 44-55.
  2. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками / авт.-сост. М.Р. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2016. – С. 92-95.
  3. Фесюкова Л.Б. 300 развивающих игр для детей 5-7 лет. – Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2018. С. 58-64.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Напосредственно-образовательная деятельность "Сказочный лабиринт"

Программное содержание:Учить детей ориентироваться на листе бумаги: проводить непрерывные, пунктирные, прямые и изогнутые линии в разных направлениях, создавая сказочный образ лабиринта.Развиват...

Конспект образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» с использованием современных образовательных технологий с детьми средней группы

Конспект заняти ставит своей целью формирование представлений деьей о защитниках страны в годы Великой отечественной войны, воспитание уважения и чувства благодарности к тем, кто защищал Родину....

конспект занятия "Путешествие по лабиринту"

игровое занятие с детьми старшей группы...

Конспект прогулки :Квест-игра «Лабиринт».

Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня ...

Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»

Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...