Статья. Музыкальное занятие основная форма организации воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста.
статья (средняя группа)

Кондаурова Валерия Михайловна

Музыкальное занятие  основная форма организации воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_zanyatie.docx18.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное занятие  основная форма организации воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста.

Занятия проводятся в соответствии с программой, планомерно по всем видам музыкальной деятельности. Материал распределяется на несколько занятий, организовывается каждое из них так, чтобы оно являлось и самостоятельным, и как бы отрезком целостного педагогического процесса. Стараться заинтересовать детей   последующими    занятиями, познакомить

детей с дальнейшими перспективами работы над музыкальным материалом.  На     занятиях       происходит     различная       смена     деятельности:    дети   поют,   танцуют,   играют,   слушают         музыку. Дети учатся сопереживать, определять характер, слушать музыку, знакомятся с выразительными средствами, формой произведения (характер контрастных частей, фраз), а также рассуждают о музыке. Ребята запоминают некоторые понятия, например: "Музыкальное вступление", "запев и припев", "музыкальная фраза" и т.д. Дети не просто говорят о музыке "весело - грустно", но и "нежно", "приятно" и "ласково", "печально", "скучно", "сурово". Они легко справляются с заданием, если понимают его смысл. Например, спокойную колыбельную песню следует пень напевно, не спеша, негромко, чтобы добиться выразительного исполнения.

Главная задача музыкального руководителя - научить детей любить песню, дать простейшие певческие навыки. Расширять репертуар в первую очередь за счет народных   песен,   так   как   народная   песня   обладает художественно-воспитательной   ценностью,   не   перестает восхищать и   удивлять своим глубоким   содержанием   и       совершенной формой, например:   "На горе-то, калина" - хоровод,   "А   я   по   лугу   гуляла",   "А   мы   Масленицу дожидались", "Вдоль по улице метелица метет" и т.д. Пение народных песен знакомит с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию, развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к Родине, родной природе. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи, например:

«Сорока-сорока» Русская народная прибаутка.

Игре на детских музыкальных инструментах уделяется особое внимание, так как именно у дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. Работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах проводится организованно и последовательно. Знакомство детей с инструментами как на музыкальных занятиях, так и во время работы кружка и индивидуальной работы с детьми. Применяются разнообразные методические приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, фланелеграфа, слушание музыки в грамзаписи. В процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах использование попевок из "Музыкального букваря" Н.А.Ветлугиной. Попевки помогают развивать у детей мелодический слух, чувство ритма, голос, способность сравнивать и различать звуки по высоте и тембру. Развлечения с использованием музыки (концерты, детские оперы, музыкальные игры-драматизации, кукольные спектакли, веселые соревнования, викторины и т.д.) является важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия. Вдумчивое использование развлечений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности.          Насыщенность развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность, а следовательно, и активность детей ко всему, что предлагает им в ходе развлечений. Содержание развлечений складывается из специально подобранного художественного материала различного характера, в зависимости от поставленных целей.  Часто на этих развлечениях дети инсценируют песни, разученные на музыкальных занятиях, с большим желанием и интересом играют в музыкально-дидактические игры. Игры помогают нам не только сделать этот день неповторимым, веселым, но и закрепить знания и навыки ребят, приобретённые на музыкальных занятиях и в процессе индивидуальной работы.

Музыкальные игры и игры - забавы являются интересной формой развлечения и проводятся с детьми всех возрастов. Сюжетность и образность этих развлечений органически сочетается с музыкой, например: "Колядки", "Масленица". Как форма организации детской музыкальной деятельности, праздники и развлечения сочетаются с другими видами театрально-игровой, художественно-словесной, изобразительной и помогают решать важные нравственно-эстетические   задачи воспитания.            

Музыкально-ритмические движения и ритмика относятся к музыкальному воспитанию, которые  рассматриваются, как один из видов музыкальной деятельности в котором, содержание музыки, её характер и образы передаются в движениях.

Ритм - основа музыки и он взаимосвязан со всеми остальными средствами музыкальной выразительности. Воспринимая выразительность музыкального ритма, ребёнок в своей слуходвигательной реакции передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми её выразительными средствами. Все это воспитывает слуходвигательный аппарат в целом, что и лежит в основе воспитания музыкально-ритмического чувства, которое является способностью активно переживать и отображать в движении музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного кода музыкального движения.

Музыкально-ритмические движения - полифункциональное средство в воспитании и развитии здорового ребенка, как физически, так и духовно.

Музыка, является мощным средством эстетического и этического воспитания, имеет и оздоровительный эффект, оказывая влияние на жизненные функции организма.

Музыка и движения органически взаимосвязаны. Адекватно подобранные музыкальному образу движения способствуют более полному отражению музыки; с другой стороны - музыка развивает чувство ритма, темпа, выразительность и эмоциональность движений.

Большое разнообразие движений под музыку я рассматриваю как средство двигательной активности, несущее функции физического развития и оздоровления детей. Не менее важная функция движений связана с эстетическим воспитанием - формирование культуры движений. Важным показателем культуры движений является красивая осанка. Кроме этого состояние осанки является одним из показателей здоровья детей. Поэтому моя задача формировать правильную осанку у детей на музыкальных занятиях и физкультуре под музыку. Музыка и движения представляют собой мощное средство для развития музыкально-двигательного творчества детей. Разностороннее воздействие на человека движений и музыки, тесная взаимосвязь музыки и движений выполняют образовательно-воспитывающую функцию.

В качестве основных методов обучения музыкальным движениям наиболее эффективны наглядный, словесный, практический. Сюжетно-игровой метод, как разновидность практического, является одним из ведущих. Применяется как в процессе обучения отдельным упражнениям, так и в построении всего занятия. В связи с этим большинство музыкально-двигательных упражнений имеют понятное детям содержание, которое усиливает, уточняет, углубляет воздействие музыки. Сюжетный метод дает широкие возможности, не нарушая природного развития детей, учит правильно и красиво двигаться, танцевать, слушать и понимать музыку. Содержание сюжета выражается в названии темы. Как основные сюжетные линии использую темы природы и русский народный фольклор.        

Повышение эффективности организации здорового образа жизни детей, обеспечивается реализацией принципов природного оздоровления, т. к. жизнь и здоровье человека находятся в природе и зависят от неё.

Чтобы движения под музыку способствовали организации здорового образа жизни дошкольников, учитываются следующие условия:

1. опора на психофизиологические основы здорового образа жизни детей;

2. исследование педагогических основ организации здорового образа жизни ребёнка, возрастные психологические особенности дошкольников;

3. определяется место, содержание, функции движений под музыку, методы воспитания и обучения этим движениям в общей системе здорового образа жизни дошкольников;

Оздоровительные функции музыки дают основание утверждать, что движения под музыку и методы обучения им дошкольников способствуют укреплению здоровья. Физическому и духовному развитию ребёнка.

Для успешного решения вопроса организации здорового образа жизни научно обосновано содержание движений под музыку, их формы и функции для детей дошкольного возраста. Из всего многообразия движений, включенных в программу музыкальных движений, наибольшее предпочтение отдается хореографии, музыкальным играм и ритмической гимнастике, в которых в наибольшей степени проявляется взаимосвязь музыки и движений. Эти музыкальные движения развивают у ребенка двигательные навыки, двигательные качества - ловкость и координацию движений, быстроту слуходвигательной реакции, общую выносливость, способствующие улучшению состояния здоровья и физического развития старших дошкольников. Упражнения способствуют укреплению мышц спины, живота, плечевого пояса и ног, что приводит к формированию правильной осанки. Кроме оздоравливающей и развивающей функций музыкальные движения имеют и воспитывающую функцию, проявляющуюся в формировании культуры движений, приобщающей детей к музыкальному и народному творчеству. Культура движений включает такие компоненты, как красота, пластичность, легкость, ритмичность, точность движений, выразительность исполнения и эмоциональную отзывчивость на музыкальное восприятие.

Сюжетно-игровой, наглядный и образный методы являются ведущими в решении педагогических задач. Эти методы способствуют быстрому усвоению движений, развитию памяти, мышления, музыкально-двигательному творчеству. На основе этих методов дети на музыкальных занятиях от меня получают различную информацию, связанную со здоровым образом жизни, музыкой, танцами, народными праздниками и обычаями. Такая информация способствует формированию мотивов и развитию интереса и потребностей к укреплению здоровья, активному участию в занятиях музыкальными движениями.

Методы и методические приёмы воспитания и обучения должны быть  направлены также и на создание положительно-эмоционального фона не только на занятиях музыкальными движениями, но и в других видах деятельности детей, связанных с организацией здорового образа жизни. В результате ребёнок получает радость, эмоциональное благополучие, ему уверенность в своих силах, что способствует укреплению здоровья, физическому и духовному развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль народных игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

Статья раскрывает значение народных игр и народной культуры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста....

Статья "Использование театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14484990","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Использование театрализованной деятельности в воспитании и раз...

«Значение музыкальной деятельности для всестороннего воспитания и развития детей дошкольного возраста»

Методический материал. Формирование духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой интеллектуально и физически....

Презентация "Средства и формы организации социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста"

Игра является для дошкольников школой развития реальных взаимоотношений , формирования навыкоа общения , коммуникативных умений со сверстниками и взрослыми....

Статья. Музыкальное занятие основная форма организации воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста.

Музыкальное занятие  основная форма организации воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста....