Программа кружка "мастерская чудес" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для. детей с ТНР
материал (подготовительная группа)

Программа расчитана на 1 год  для  детей 6-7 лет. Образовательная область "художественно - эстетическое развитие" (конструирование из бумаги) . В программе прописаны цели, задачи, методы и формы и приёмы работы, используемые технологии. Составлен комплексно - тематический  план на год. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_chudes.docx45.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение «Д/с №15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по  физическому направлению детей»

Протокол № от ___ 09.16 г.                                                                                                                             к приказу №______

Утверждаю: Заведующая МБДОУ № 15

Е. А. Топоева

«___» _________2018г.

Рассмотрено на заседании МО                                                                                                                       Приложение №_____

ПРОГРАММА РАБОТЫ

КРУЖКА «Мастерская чудес»

(подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (продуктивная деятельность)

Руководитель кружка:  Андрюшина Людмила Михайловна

Шарыпово 2018г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.  Список детей

2.  Пояснительная записка

3.  Актуальность программы

4.  Цель и задачи

5. Типы конструирования

6. Формы конструирования

7.  Режим занятий.

8.  Структура занятий

9.  Педагогические технологии, методы и приёмы

10. Способы и формы организации

11.  Материально - техническое оснащение

12.  Планируемые результаты

13. Перспективное планирование

14. Литература

15. Диагностика

Список детей

1. Алимова Есения

2. Букарев Антон

3. Витюк Ксения

4. Дусь Иван

5. Постоленко Лиза

6.  Узлов Рома

7. Шулешко Данила

1. Пояснительная записка

        Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса.

        В современном мире формирование творческой личности ребенка является одной из важных задач дошкольного образования. Принимая к сведению, что большую часть времени дети проводят в стенах дошкольного учреждения, очевидно, что именно здесь надо создавать благоприятные условия для развития творческих способностей ребенка. Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

        Основой для разработки рабочей программы по конструированию стали:

• Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

• Основная общеобразовательная программа МДОУ  №15

Новизна данной программы состоит в том, что в ней полно и широко конкретизировано, дополнено, расширено и систематизировано использование нетрадиционных видов конструирования через принципы, формы и методы обучения; подробно охарактеризована структура работы с детьми и родителями. Весь процесс деятельности детей осуществляется через игру, побуждая детей к художественному самовыражению.

        

        

Актуальность программы  Модным трендом современности является ориентация детей с раннего возраста на будущую перспективную профессию, на раннее развитие полезных прикладных навыков. Всё популярнее становятся клубы юных программистов и кружки робототехники для любого возраста. И дети, и взрослые всё чаще занимаются любительскими поделками и ремесленными хобби, различными художественно-прикладными занятиями, в которых также велик элемент конструирования

Конструирование само по себе может стать одним из очень востребованных обществом элементов дошкольной подготовки, а воспитатели, способные творчески организовать такие занятия, без труда найдут себе применение не только в рамках детского сада, но и в других организациях

Цель программы:  Развитие творческих способностей,  развитие связной речи и  мелкой моторики рук у детей, укрепление психофизического здоровья воспитанников.

Задачи:

Образовательные: формировать  навыки работы с различным материалом (картон, бумага, природный материал, строительный материал, игровой, пластилин, ткань и др.);

- познакомить с разными технологическими приёмами построек;

- способствовать правильной организации рабочего места,

соблюдению порядка,  личной гигиены,  правил безопасности во время работы детей и экономичному расходованию материала-

 Развивающие:

- развивать  психофизические качества;

- творческую и речевую активность;

- развивать мелкую моторику рук и речь детей.

Воспитательные:

- воспитывать чувство ответственности, коллективизма;

- вызывать положительные эмоции к окружающей действительности.

Срок реализации программы - 1год и рассчитан для детей 6-7 лет.

Типы конструирования

                Художественное конструирование. Основным признаком является создание художественных изделий вплоть до абстрактных образов и орнаментов. Дети выражают своё отношение к ним, передают их характер, зачастую нарушая пропорции, а также экспериментируя с цветом, фактурой, формой. Для работы могут использоваться различные материалы, например, бумага и природные материалы. Прикладные техники рисования и создания художественных инсталляций, аппликаций, объёмных барельефов и т. д. позволяют получать изделия разнообразной сложности и наполненности.

Техническое конструирование. Характерно моделирование реальных технических объектов, строений, машин и техники либо создание конструкций по аналогии с образами из сказок, фильмов. В работе могут использоваться строительные материалы и стандартные конструкции (часто заводского изготовления), например, деревянные кубики или конструктор «Лего», а также все подобные им материалы
Формы конструирования

                Конструирование по образцу. Используется подражательная модель, когда дети повторяют все этапы конструирования за воспитателем.                

                Конструирование по модели — это более сложный вид конструирования. Обычно этот вид применяется уже после конструирования по образцу. Детям демонстрируется готовое изделие, но не сам способ изготовления. Предлагаются инструменты, материалы и творческая задача изготовить нечто подобное самостоятельно.

                Конструирование по условиям. При этой форме работы детям описываются некие характеристики объекта, но наглядная модель не приводится. Например, дошкольники построили домик из строительного конструктора, и воспитатель предлагает построить теперь гараж по соседству с этим домиком. Задаются условия: подъездная дорожка, большие ворота, площадь для размещения игрушечной машинки. Дети могут решить самостоятельно, как будет выглядеть объект, но они должны обязательно выполнить заданные воспитателем требования к строению.

                Конструирование по чертежам и наглядным схемам. В этом случае конструирование объекта идёт по схематическому рисунку с устными пояснениями воспитателя. Эта форма приучает детей понимать, что на плоском схематическом изображении лежит отражение объёмного объекта, учит читать схемы и понимать соотношения схем и объектов (масштаб, пропорции и т. д.).          Конструирование по замыслу. На этапе работы с этой формой конструирования дети переходят на уровень самостоятельного моделирования объектов. Перед ними стоит задача: не повторить показанный объект, а задумать иной и воплотить свой замысел. Например, самостоятельно придумать объект любого назначения и выполнить его из доступных материалов.

                Каркасное или модульное конструирование. Эта сложная форма конструирования очень требовательна к рабочим материалам. Специальный материал должен позволить ребёнку работать отдельно с каркасом и иными деталями конструкции, определяющими её внешний облик или иные свойства. Таким материалом может быть строительный конструктор, позволяющий выстроить сначала форму здания (несущие конструкции), а потом модифицировать одну и ту же форму в здания разного назначения (жилое, офисное, производственное). Для работы подойдёт также автомобильный конструктор, сперва дающий возможность построить ходовую часть (несущую раму с колёсами), а потом с использованием ряда произвольных элементов (кузов, кабина) менять назначение автомобиля. Модульное конструирование позволяет понять принципы разделения объекта на составные части конструкции с разным функциональным назначением, разными ограничениями и возможностями, разным влиянием на прочность и внешний вид.

                Формы организации обучения конструированию следует чередовать в зависимости от требований программы определённой возрастной группы

Режим занятий:

- 1 занятие  в неделю

- 2 занятия в месяц

 - 18 занятий  в год

- время проведения –  от 25 до 30  минут

  - работа проводится вне занятий во вторую половину дня,  пятница – 16.00

Структура занятий

        Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”.

I. Организационный момент.

        Эмоциональный настрой. Рассказ воспитателя, объяснение, игровую мотивацию, постановку игровых и учебных задач дети могут слушать, сидя на ковре, а рассматривать иллюстрации и предметы – стоя вокруг воспитателя. Для разминки кистей рук проводится пальчиковая игра, по возможности соответствующая теме и цели занятия. Например, тема «В осеннем лукошке, всего понемножку» - пальчиковая игра «Как на нашем огороде…». На развитие внимания и памяти, а также на закрепление знаний об овощах и фруктах целесообразно проводить дидактические игры: «Хлопай и топай», ТРИЗ «Хоршо – плохо и др.

II. Основное содержание занятия.

        Продуктивная часть кружковой работы проходит с  динамическими и физкультурными паузами, дыхательной,  пальчиковой гимнастикой и  гимнастикой для глаз.

III. Заключительная часть.

        Оценка результатов работы. Оценка может происходить в кругу, когда каждый ребенок оценивает свою поделку и рассказывает о ней, а сказочный персонаж  или воспитатель хвалит каждого ребенка за проделанную работу.

Готовые работы размещаются на стенде,  выставках ДОУ, на сайте группы, участвуют в конкурсах города,  дарятся родным и близким,

Педагогические технологии,

- личностно-ориентированные, направленные на развитие личности;

- групповая технология (групповой опрос, одновременная работа с группой, работа в парах сменного состава);

- игровые технологии ( сюжетные, с предметом и т.д.)

- здоровьесберегающая технология ( направлена на  сохранение и укрепления здоровья детей)

Методы и приёмы работы:

- словесный метод - на теоретических и практических занятиях ( объяснение, рассказ, беседа, сказка);

- игровой метод - для активизации трудовой деятельности и лучшего усвоения навыков ручного труда;

- наглядный метод служит для концентрации внимания и формирования у обучающихся умения планировать свою предстоящую работу;

- репродуктивный метод закрепляет навыки последовательной работы;

- объяснительно - иллюстративный метод включает рассматривание образца и показ выполнения работы воспитателем;

- создание ситуации успеха  -  помогает настроить ребёнка на предстоящую работу и понять, что у него всё получится.

- оздоровительный метод - позволяет снять усталость, избежать перенапряжения.

Кружковая деятельность организуется с привлечением наглядных материалов, презентаций, музыкального сопровождения, с  использованием игровых методик.

Способы организации деятельности:

- игра;

- опытно-экспериментальное действие;

- групповая;

 - в малых группах;

- индивидуальная

Формы организации занятий:

- практические работы репродуктивного и творческого характера,

- интегрированное занятие,

- творческие выставки,

- конкурсы.

Кружковая деятельность организуется по общепедагогическим принципам сезонности, систематичности и последовательности «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому», по принципу интереса с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Материально - Техническое оснащение:

Инструменты и приспособления:

  1. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребёнка).
  2. Кисточка для клея (на каждого ребёнка).
  3. Клей ПВА-М (на каждого ребёнка).
  4. Карандаши простые, восковые мелки (на каждого ребёнка).

Материалы:

1. Колумбово яйцо

2. Деревянный конструктор

3. «Строительные  наборы»

4. Конструктор «Лего»

5. прищепки

6. картон

7. бумага

Планируемые результаты

           К концу обучения дети достигают определённого уровня художественно    -     эстетического развития:

- эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, дети научатся сочетать разные художественные (традиционные и нетрадиционные) материалы и изобразительные техники при выполнении творческих задач;

-  сформированы умения работы с различными материалами, используемыми в конструировании;

- сформированы знания о традиционных и нетрадиционных методах конструирования.

У детей совершенствуется:

- речевая и творческая активность для дальнейшего обучения в школе;

-  воображение, мышление, память;

- совершенствуется конструктивное общение и взаимодействие со        сверстниками и взрослыми;

- мелкая моторика рук; 

Воспитанники будут уметь:

- следовать словесной инструкции педагога

- правильно организовывать своё рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

- экономно расходовать материалы;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены

        В процессе реализации кружковой работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

        Познавательное развитие: знакомство детей с различными материалами для композиций, определение их наощупь; знакомство с приемами конструирования, воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

        Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие умения свободного общения с взрослыми и детьми, формирование умения выражать свою точку зрения.

        Художественно-эстетическое развитие: стихи и рассказы согласно тематике занятия, прослушивание музыкальных произведений.

        Физическое развитие: физкультминутки, формирование умения следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами и инструментами, развитие связной речи.        Речевое развитие: развитие словаря, формирование грамматического строя

Работа с родителями: - родительские собрания, консультации, анкетирование, размещение наглядной информации.

Комплексно - тематический план работы кружка

Месяц и № занятия

Тема

Цель

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

Вводное (диалоговое общение, игра

 Знакомство детей с видами конструирования

3 неделя

«Корзинка для овощей и фруктов» (из бумаги)

Закрепление умений работать с бумагой

 Октябрь 

1 неделя

 В осеннем лукошке, всего понемножку» беседа про урожай. (работа с мятой бумагой

Закрепление  умений  и навыков, создавать поделки в технике «оригами»; совершенствовать навык делать правильные, четкие сгибы, внутренние сгибы, складывая квадрат по диагонали; учить выполнять базовую форму «Двойной треугольник»; выполнять поделки, используя схему,

3 неделя

«Сельскохозяйственные машины» (конструктор)

Формирование умений собирать поделку по образцу, находить новые конструктивные решения; анализировать форму образца для создания своей конструкции; делать различные соединения деталей конструктора.

НОЯБРЬ

1 неделя

«Здание детского сада»

Деревянный конструктор

Развитие умений работать в командах «по трое». Упражнять делать постройки согласно нарисованному проекту.

3 неделя

«Праздничный букет»

Закрепление умений работать с бумагой в технике оригами

ДЕКАБРЬ

1 неделя

«Домашние животные (оригами)

Закрепление умений работать с бумагой в технике оригами

3 неделя

«Новогодняя композиция»

Закрепление умений делать поделки на основе конуса. Развитие умений работать с шаблонами; делать игрушку аккуратно, развивать фантазию.

 

ЯНВАРЬ

1 неделя

Игры «Танграм», «Вьетнамский круг» Колумбово яйцо»,

        Развитие умение работать по схемам

3 неделя

«Снегоуборочные машины» (лего)

Совершенствование умений работать с мелким конструктором по схеме

ФЕВРАЛЬ

1неделя

  «Жизнь прекрасна, когда безопасна» конструктор

Закрепление умений работать коллективно

3 недели

«Кораблик в подарок папе»

(из бумаги)

Формирование умений плести из готовых полосок наклеивать на изделие картонную основу с силуэтным изображением кораблика, развивать эстетический вкус

МАРТ

1 неделя

«Букет для мамы»

Оригами

Закрепление умений работать с бумагой

3 неделя

«Пасхальный сувенир» (киндер сюрприз))

Развитие умений у детей  работать с бросовым материалом

АПРЕЛЬ

1 неделя

поделки ракет и звездолетов,  схемы постройки сооружений космодрома

Развитие умений  конструировать из геометрических фигур

3 неделя

Рыбки (бросовый материал – прищепки, по условию)

Совершенствований навыков работы с бросовым материалом

МАЙ

1 неделя

«Праздничная открытка» (оригами)

Совершенствование навыков работы с бумагой

3 неделя

 «Железная дорога» (строительный материал)

Закрепление умений работать со строительным материалом

Используемая литература:

Л.В.Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной группе детского сада»

Л.В.Куцакова «Конструирование из строительного материала»

В.Пудова "Игрушки из природных даров"

И.И.Кобитина "Работа с бумагой. Поделки и игры"

Л.В.Куцакова «Творим и мастерим».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015 – 2016 учебный год

Адаптированная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (старший дошкольный возраст)  (далее «Программа») Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Дет...

Адаптированная рабочая программа подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №8 "Речецветик".

Адаптированная рабочая программа подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №8 "Речецветик"....

Игровое подгрупповое занятие речевой направленности «Мы скоро пойдём в школу» (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

Цель: Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, как одного из важных составляющих компонентов готовности детей к обучению в школе.Задачи:1.Образовательные:* Расширять ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" НОД "Формирование элементарных математических представлений" подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Новизна данной рабочей программы заключается в том, что непрерывная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений образовательной области «Познавательное...

Примерная программа литературного развития детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ

В данном материале представлена система работы по литературному развитию детей.Использовались образовательно - игровые ситуации для обогащения литературного опыта и формирования читательской куль...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Рабочая образовательная программа по реализации АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Рабочая  программа подготовительной  к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) № 6 «Аистенок» (далее – р...