отчет по самообразованию
учебно-методический материал (старшая группа)

«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр по программе «Игралочка» Данная программа разработана на основе курса « Игралочка» авторов Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu_na_temu.docx43.67 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию

педагога Колодиной Наталии Анатольевны

МБДОУ «Детский сад № 48 «Пчёлка»

на 2019-2020 учебный год по теме:

Тема: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр по программе «Игралочка»

 

Данная программа разработана на основе курса « Игралочка» авторов Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасовой

Логическое мышление ребенка –это очень важный и необходимый процесс для всех! Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственные связи. Умение детей последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, мыслить логически – просто необходимо для успешного освоения школьной программы. Занимательные задачи на развитие логики, внимания, памяти не только хорошо подготовят малыша к школьной жизни, но и разовьет в нем желание открывать для себя новое и неизвестное. На занятиях используются логические игры на развитие сообразительности, творческих способностей, умения мыслить не стандартно. Занятия проводятся в игровой форме, учитывая дошкольный возраст детей с использованием рабочих тетрадей. 

Тему: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр по программе «Игралочка» я выбрала, потому что для старшего дошкольного возраста  логическое мышление можно успешно развивать, улучшая его уровень в три-четыре раза. По программе  Л.Г.Петерсона «Игралочка» занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенностидетей.  

Задачи программы:

развитие   сенсорных   (предметно      действенных)   способов   познания: свойств   и   отношений,   сопоставление,   группировка,   упорядочение, разделение

• развитие   логико      математических   представлений   о   свойствах   и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах

• развитие   представлений   о   логических   способах   познания   (сравнение, классификация, сериация)

• развитие умения общаться в процессе решения познавательных задач: выдвигать идеи, включаться в обсуждение

• развитие   самостоятельности,   ответственности,   настойчивости   в преодолении   трудностей,   координации   движений   глаз   и   мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.

Эти задачи решаются   в   процессе   ознакомления   детей   с   разными областями   математической   и   познавательной   действительности:   с количеством   и   счетом,   измерением   и   сравнением   величин, пространственными и временными ориентировками. Программа   «Игралочка»     задает   содержание   и   характеристику   учебной деятельности ребенка, определяя зону ближайшего развития. Новое знание не дается   детям   в   готовом   виде,   а   постигается   ими   путем   самостоятельного анализа,   сравнения,   выявления   существенных   признаков.   Таким   образом, математика   входит   в   жизнь   детей   как  «открытие»   закономерных   связей   и отношений   окружающего   мира.   А   воспитатель   подводит   детей   к   этим «открытиям»,   организуя   и   направляя   их   поисковые   действия.   Ведущей деятельностью   у   дошкольников   является   игровая   деятельность.   Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых  дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения,   соревнуются,   делают   «открытия».   В   ходе   этих   игр   и осуществляется   личностно   ориентированное   взаимодействие   взрослого   с ребенком   и   детей   между   собой,   их   общение   в   парах,   в   группах.   Дети   не замечают, что идет обучение  они перемещаются по  комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками. Вся система организации занятий должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и  творческих   способностей   ребенка.  Дети   не  просто   исследуют   различные математические   объекты,   цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически   а   придумывают   образы   чисел, предлагаются задания, допускающие различные варианты решения.   Вариант может быть верным и неверным  тогда он обсуждается, исправляется. Такой подход   раскрепощает   детей,   снимает   у   них   страх   перед   ошибкой,   боязнь неверного ответа.

Новизна и актуальность программы

Современное общество живет в эпоху развития компьютерных и нано - технологий. И поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности мы должны помнить, что основной метод развития- проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра. Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста.

 Новизна   программы   заключается   в   организации   процесса   освоения образовательного   материала:   ключевые   понятия   вводятся   через   игровые задания и упражнения, поэтому внимание воспитанников акцентируется на важных   моментах,   не   снижая   интереса   к   самому   виду   деятельности.  Все   занятия   проходят   в   игровой   форме,   что   помогает   воспитаннику адаптироваться   в   учебном   процессе.   Обучающие   игры      вид   деятельности. Занимаясь      играя,   дети   получают   новые   знания,   которые   расширяют, углубляют   и   закрепляют.   Таким   образом,   воспитанники   включаются   в ориентированную творческую интеллектуальную деятельность. Программа   «Игралочка»   предназначена   для   развития   математических представлений   и   познавательных   способностей   детей   . Программа   предполагает   последующее   усложнение   и   непрерывность   на следующих этапах дошкольного детства.       В соответствии с основной идеей дополнительная программа нацеливает педагогов и родителей на полноценное и общее развитие детей, их позитивную социализацию.         Содержание   программы   включает   совокупность направлений   развития   ребёнка –социально-личностного,   познавательно речевого,   художественно-эстетического и образовательных областей, обеспечивающих   разностороннее   развитие,   обучение   и   воспитание   детей   с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

 - Развивать логическое мышления детей старшего дошкольного возраста;

- Изучить литературу по данной теме;

-Изготовить картотеку дидактических игры по логике;

-Разработка перспективного плана работы в соответствии с темой самообразования,

- Создание учебной программы,

-Организация кружка для детей «Логика»

      Ожидаемые результаты по программе  «Игралочка»

 основным результатом должно стать дальнейшее формирование у детей интереса к познанию, их продвижение в развитии внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом у детей формируются следующие основные умения:

1.Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов по цвету, форме, размеру и др. свойствам.

2.Умение продолжить и самостоятельно составить ряд из предметов или фигур, содержащих до трех изменяющихся признаков.

3.Умение в простейших случаях находить общий признак группы, состоящей из 4-5 предметов, находить «лишний» предмет.

4.Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

5.Умение соотносить запись чисел 1-10 с количеством и порядком предметов.

6.Умение изображать графически «столько же» предметов, сколько в заданной группе, содержащих до 5 предметов.

7.Умение сравнивать. Опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10, определять больше и меньше.

8.Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр, конус, параллелепипед.

9.Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине, измерять длину и вместимость предметов с помощью условных мер.

 

Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходимо основательный, теоретический и практический опыт.

Чтобы решить эту проблему я работала в следующих направлениях:

1. Изучила  литературу: использовала современные технологии – Интернет, сайты дошкольного образования.

- «Играя, учимся математике». – М.:2005. Спиридонова Б. В.

- Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников.

2. Развивающая предметно-пространственная среда.

Считаю, что одним из определяющих факторов успешного математического развития является предметно-развивающая среда. Поэтому прежде чем начать работу, начала с организации предметно-развивающей среды.

В группе имеется математический уголок, в котором расположены следующие материалы :

Картотека игр по ФЭМП.

Математические  развлечения

-    игры на  плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.);

-    игры  головоломки;

-    задачи-шутки;

-    ребусы;

2.   Дидактические игры:

-    сенсорные;

-    моделирующего характера;

3. Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений на примере электронного конструктора "Знаток". Этот конструктор помогает стать ребенку более внимательным, усидчивым, рассудительным. Так же происходит лучшее развитие воображения ребенка, словесно- логического мышления. При помощи электронного конструктора ребенок сможет научиться комбинировать, абстрактно мыслить.

Правильно организованная среда помогает обеспечивать всестороннее, гармоничное развитие ребенка, созданию положительной атмосферы в группе.

Так же были использованы следующие формы работы и средства:

- Совместная деятельность воспитателя с детьми;

- Самостоятельная деятельность детей;

- Предметно-пространственная развивающая среда.

Применяла такие методы:

- Словесный метод (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ) --Игровой   метод  (обыгрывание   игрушки,   дидактические   игры,   игровые упражнения, сюрпризный момент, игры конкурсы)

- Практический  (выполнение   работ   на   заданную   тему,   по   инструкции, упражнения, рефлексия)

-Наглядный (рассматривание иллюстраций, рисунков, плакатов, фотографий)

-Ситуационный метод (проблемная ситуация, игровая ситуация).

Настоящая программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

« Речевое развитие»   умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие   умозаключения,   обогащение   словаря   детей   прилагательными обозначающими   качества   предметов   (величину,   цвет,   форму,   материал); использование художественного слова (пословиц, поговорок, загадок, сказок, рассказов,   стихов),   в   которых   представлено   некоторое   математическое содержание в образной, яркой, эмоционально насыщенной форме.  

«Художественное   –   эстетическое   развитие»   дети   учатся   изображать предметы   (фигуры)   на   листе   бумаги,   соотносить   размеры,   закрашивать изображение;   музыкально-ритмические считалки и композиции, делают процесс познания, весьма эффективным, за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.

 «Физическое   развитие»     детей   учат   ориентироваться   в   пространстве, относительно самого   себя,   подвижные   игры   с   дидактическим   материалом,   физ-минутки; формирование навыков правильной посадки и письма; использование артикуляционной, пальчиковой гимнастики. «Социально-коммуникативное»  разнообразные игровые приемы позволяют заинтересовать дошкольников  предстоящей  деятельностью,  игры  и  игровые  материалы способствуют освоению элементарных математических представлений. Дети учатся поддерживать порядок в помещении, помогать готовить к занятию и убирать   после   проведения   занятия   дидактический   материал;   расширение кругозора   детей   в   части   представлений   о   безопасности   собственной жизнедеятельности   в   процессе   организованной   непосредственно образовательной деятельности.

Работа с родителями.

Успех в работе по развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Во взаимодействии с родителями использовала следующие формы работы:

1. Анкетирование родителей «Изучение познавательных интересов детей».

2. Знакомство родителей с развивающими играми (их значимость).

3. Консультации – индивидуальные и групповые, рекомендации, которые помогают родителям ориентироваться в математических представлениях, формируемых у детей, и оказывают помощь в организации этой работы в условиях семьи.

Практические выходы:

1.Создание картотеки д/и и п/и по логическому мышлению детей.

2.Создание сборника консультаций, рекомендаций, памяток и буклетов для родителей по логическому развитию.

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр по программе «Игралочка» (согласно возрастной группе);

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы

4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, чтобы помочь родителям стать активными, грамотными и заинтересованными участниками развития и воспитания собственного ребенка.

Литература:

  1. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Математика для детей 5 – 6 лет. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2017
  1. Петерсон Л.Г. Кочемасова Е.Е. Игралочка-ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний 2017 

3.Учебник тетрадь « Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон , Е.Е. Кочемасовой

4. «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е. Н. Панова.

5. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.

6. Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет. Развиваем логику и мышление ООО издательство «Дом ХХ1 век» 2008г.

Поэтапно-творческий план педагога Колодиной Наталии Анатольевны МБДОУ «Детский сад № 48 «Пчёлка»

на 2019-2020 учебный год по теме:

«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр по программе «Игралочка»

месяц

дети

педагоги

родители

оборудование

Сентябрь

Д/и « Найди пару»

Игра «Команда»

Физкультминутка «Отдых в лесу»

«Кто быстрее» .

«Разложи лекарства»

 «Наведи порядок»

«Разложи по коробкам»

Итог занятия.

Создание предметно- пространственной развивающей среды

Подбор  методической, художественной литературы

Анкетирование 

 Консультация: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста»».

м/литература,

наглядный, дидактический материал

 

Октябрь

Д/И «Продавцы»

Игра «Покупатели»

Физкультминутка. «Тяжёлая покупка»

«Не забудь»

«Забор»

Физкультминутка «Новоселье»

Итог занятия.

 

Создание папки – передвижки  

«Игры выходного дня»

Беседа:

«Как провести выходной день с ребенком с пользой».

Консультация:

«Что такое логика, и почему необходимо ее развивать в раннем возрасте?»

м/литература,

наглядный, дидактический материал,

Ноябрь

  «Дом»

  «Кто, где живёт?»

 Физкультминутка «Новоселье»

«Садовники»

«Письмо»

Физкультминутка «В группы соберись!»

Работа в тетради. С.11 №1.

 «Билеты»

«Грибы»

 Физкультминутка «Осенние листочки»

Работа в тетради. С. 13 №1.

 «Сбор урожая»

  «Напиши число»

Физкульминутка «Яблонька»

 Работа в тетради. С.15. № 1,2

Итог занятия.

Создание математической игры:"Математические ракеты"

Беседа: Как помочь ребенку запомнить графическое изображение цифр?.

Консультации «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».

м/литература,

наглядный, дидактический материал,

Декабрь

«Поездка на трамвае»

«Новогодние подарки»

Физкульминутка «Собираемся в школу»

Работа в тетради.с.17 № 1.

«Посадка в самолёт»

«Сравни грузы»

Физкультминутка «Спортсмены строятся»

Работа в тетради. С. 19 №1,2.

«Разбитая ваза»

«Письмо бабушке»

Физкультминутка «Трамвай»

Работа в тетради. С.21 №1.

«Фрукты»

Физкультминутка «Деление на пары»

Работа в тетради. С.23 № 1,2.

«Билеты на автобус»

«Рецепт»

Физкультминутка «Чунга-чанга»

Работа в тетради. С. 25 № 2.

Итог занятия.

Создание папки – передвижки  

«Логическое развитие детей через д/и»

Беседа: 

«Развивающая головоломка «Танграм?»

Памятки: «Как научить ребенка самостоятельно играть в д/и»

м/литература,

наглядный, дидактический материал,

Январь

«Покупка подарков»

«Распределение подарков»

Физкультминутка «Стоп».

Работа в тетрадях (с 27 1а, 1-б, 1-в)  

Итог занятия.

 «Вкусный завтрак»

Работа в тетради с 29№ 1,2.

«Деление на пары»

 «Разложи по местам»

 Работа в тетрадях с 31 №1.

«Фотограф»

Работа в тетради с 31 №2

Итог занятия. 

Папка-передвижка «Логические упражнения и задачи в обучении детей математике»

Беседа: 

«Как изучать фигуры и величину средствами природы»

Рекомендации: 

«Пальчиковые игры с детьми»

м/литература,

наглядный, дидактический материал,

Февраль

«Найди свою группу».

«Разные фигуры»

Физкультминутка«Переменка»

Работа в тетради с.33 №1,2

«На огороде»

Физминутка «Поварята»

Работа в тетради. С 35 №1.

«По порядку становись»

«Команды»

Физминутка «По росту становись!»

Работа в тетради. С 37 № 1, с 38№2.

 «За картошкой»

«Столбики»

 Работа в тетради с. 39 №1.

Физминутка «Живые числа»

Итог занятия. 

Папка передвижка «Речевые логические задачи»

Беседа: 

«индивидуальных консультаций и бесед.»

Консультация:

«Игры для развития логического мышления в детском саду и дома».

м/литература,

наглядный, дидактический материал,

Март

«Переучет»

 «Прятки с числами»

 Физминутка «Мы весёлые ребята»

 Работа в тетрадях с. 41 №1,2,3.

«Сравни по высоте и длине»

»Покупка»

 «В спортивном магазине»

 «Шарф»

«Дорога»

 «Мост»

Работа в тетради с.46 №3.

 Итог занятия.

Создание папки – передвижки  «Формирование основ логического мышления старших дошкольников в познании природы»

Беседа: 

«Математика вокруг нас?»

Консультация:

«Развиваем логическое мышление с помощью занимательных игр».

м/литература,

наглядный, дидактический материал,

Апрель

«Поводок»

 «Выложи узор»

Физминутка «Мёд и пчёлы»

Работа в тетрадях с. 48

 «Покупки»

 Работа в тетрадях. С. 49 № 1.

Физминутка «Живые числа»

«Сравни числа»

  «На что похоже?»

 «Прятки»

 «Фотографы»

 Работа в тетради с. 52 №2,3  

 «Переход через границу»

 «Найди чашку»

 «Составь задачу»

 Итог занятия. 

Оформление альбома «Мы играем и решаем»

Беседа:

«Как научить ребенка составлять задачи?»

Памятки:

 "Роль игры в жизни дошкольника"»

м/литература,

наглядный, дидактический материал,

Май

 «Разные кастрюли»

 « Повара»

 Физминутка «Яблоки»

 «Одинаковые бочки»

«Наполни бочку»

 Физминутка «На речке»

 Работа в тетради с.57 № 1.  

5. Итог занятия.

 Занятия проводятся с помощью тетрадей для закрепления материала, пройденного на предыдущих занятиях.

Создание картотеки д/и, по логическому  развитию детей

Беседа:

«Речевые логические задачи для дошкольников»

Консультация:

«Играем дома»

м/литература,

наглядный, дидактический материал,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...