Специфика здоровьесберегающей среды
консультация

Иванова Кристина Александровна

     Одной из задач образовательной программы, реализуемой в МДОУ, является охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни, а также физическое и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Задача охраны и укрепления здоровья, физического развития  детей пронизывает деятельность всех специалистов МДОУ, являясь составной частью их должностных обязанностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_zdorovesberegayushchey_sredy.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Специфика здоровьесберегающей среды

     Одной из задач образовательной программы, реализуемой в МДОУ, является охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни, а также физическое и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Задача охраны и укрепления здоровья, физического развития  детей пронизывает деятельность всех специалистов МДОУ, являясь составной частью их должностных обязанностей.

Реализация данных задач предполагает соблюдение следующих условий:

  • проведение лечебно-профилактических мероприятий;
  • обеспечение психологической безопасности личности ребенка;
  • оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса;
  • формирование представлений о себе, о своем организме, о своем здоровье.
  1. Профилактическая работа

Профилактические мероприятия проводятся согласно индивидуальным графикам. В перечень оздоровительных услуг, оказываемых детям в МДОУ,  входят:

  • гигиенические процедуры;
  • занятия физкультурой (в зале и на воздухе);
  • подвижные игры;
  • спортивные праздники и развлечения;
  • лечебная физкультура;
  • дыхательная гимнастика;
  • витаминизация пищи;
  • кварцевание;

Медицинские услуги включают:

  • профилактические прививки;
  • антропометрические измерения детей;
  • контроль осанки;
  • систематические осмотры детей по показателям здоровья.

Организованная в учреждении лечебно-профилактическая работа способствует стабилизации и сохранению уровня позитивного здоровья дошкольника.

  1. Обеспечение психологической безопасности ребенка

Обеспечение психологической безопасности ребенка мы связываем с психофизическим здоровьем и эмоциональным благополучием ребенка, с организацией среды, в которой он живет и воспитывается, стилем общения, распорядком дня, что обеспечивает бережное отношение к нервной системе дошкольника.

Так пребывание ребенка в детском саду определяет режим дня и расписание занятий, в которых отражено не только распределение умственной и физической нагрузок в течение дня, но и сезонность.

На занятиях с умственной нагрузкой используют физкультурные минутки и паузы, ритмические и танцевальные движения, подвижные игры, а на двигательных занятиях – словесные, хороводные, малоподвижные игры, упражнения на релаксацию. Для профилактики утомления отдельных детей используется уменьшение общей нагрузки.

Обеспечение психологической безопасности личности дошкольника включает в себя и  доброжелательный стиль общения взрослого с ребенком. Дети – партнеры взрослых в играх, на занятиях, в труде, поисковой деятельности. Все взрослые стремятся установить с детьми доверительные отношения, поддержать в группе спокойную жизнерадостную обстановку. Во взаимодействии с детьми применяется такой прием, как ориентация на успех, что повышает уверенность ребенка в своих силах и позволяет реализовать право на ошибку.

Для обеспечения психологической безопасности ребенка и организации здоровьесберегающего пространства в МДОУ выполняются требования, предъявляемые к дошкольным учреждениям: педагогические, эстетические и гигиенические.

  1. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса

Степень утомления воспитанников, уровень их невротизации, эмоциональный комфорт и в конечном итоге состояние здоровья зависят не только от объема учебной нагрузки и ее содержания, но и от методов, режимов и технологий обучения. Режим обучения – с сентября по май. Методы обучения целиком и полностью зависят от возрастных особенностей детей: в группах раннего и младшего дошкольного возраста – игровые; старшего дошкольного возраста – создание практических ситуаций.

В течение дня педагогами используются:

  • разнообразные формы работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей в режиме дня (логоритмика, рассматривание макетов, игры-демонстрации, коллективное чтение, обсуждение примеров здорового и нездорового образа жизни и т.д.);
  • различные оздоровительные режимы (адаптационный, на время каникул и летний период);
  • комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, профилактика плоскостопия; максимальное пребывание детей на свежем воздухе);
  • физкультурные занятия всех типов и видов в зале и на улице;
  • оптимальный двигательный режим.

Кроме традиционной двигательной деятельности детей, в воспитательно-образовательный процесс включаются технологии оздоровления и профилактики:

  • пятиминутки здоровья;
  • двигательные переменки между занятиями;
  • проведение дней здоровья;
  • физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице.

Коррекционная деятельность заключается в работе с детьми:

  • отстающими в основных видах движения;
  • имеющими нарушения осанки и плоскостопие (или склонность к ним).

Основное условие сохранения и укрепления здоровья воспитанников в детском саду – системная работа, включающая оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

Говорить о реализации в образовательном учреждении   здоровьесберегающей педагогики можно только тогда, когда забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика развивающей среды в кабинете учителя-дефектолога, работающего с детьми с ОВЗ

В презентации представлены цели и задачи по созданию адаптированной для детей с ОВЗ (умственная отсталость умеренной и тяжелой степени) развивающей среды в кабинете учителя-дефектолога. Приведены прим...

Консультация для педагогов ДОУ: «Специфика здоровьесберегающей среды».

Консультация для педагогов ДОУ: «Специфика здоровьесберегающей среды»....

Формирование педагогом - психологом здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве по средствам здоровьесберегающих технологий

В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации  становится гармоническое развити...

Долгосрочный проект "Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО" «Гибкие пальчики»

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» с учетом здоровьесберегающих технологий....