Работа "Общение воспитателя с детьми в ДОУ"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ильина Марина Викторовна

Данную тема будет полезна, прежде всего, начинающим педагогам. Материалы подготовлены в рамках обучения на курсах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_vospitatelya_s_detmi_v_dou.docx49.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Общение воспитателя с детьми в дошкольном образовательном учреждении

Работу подготовила:

Ильина Марина Викторовна

23 августа 2019 г.

г. Санкт–Петербург, Российская Федерация

Оглавление

Оглавление

2

Введение

3

Основная часть

6

I Глава. Личность воспитателя в системе ДОУ

6

II Глава. Общение воспитателя и ребенка-дошкольника, его значение для развития ребенка

8

2.1. Формы общения детей и взрослых

8

2.2. Воспитатель и психологический климат в группе детского сада

10

2.3. Конфликт и способы его разрешения в дошкольном учреждении

12

2.4. Психологическое здоровье ребенка–дошкольника

15

Выводы

21

Приложение

23

Список использованной литературы

26

Введение

Современный период развития человеческого общества характеризуется более пристальным вниманием к дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, сохранению и формированию психически и физически здорового поколения. Поэтому в дошкольной педагогике формируется и все более расширяет свои позиции взгляд на работу дошкольных учреждений не столько в плане обучения, сколько в плане развития у детей общечеловеческих ценностей, умения общаться и контактировать с людьми. 

Человек – существо активное, свою потребность в активности человек удовлетворяет в совместной деятельности, которая побуждает общаться. А общение – необходимая составляющая человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми.

Общение – это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему. Оно всегда имеет свое содержание, которое связывает. Уже само слово «общение» говорит об общности, сопричастности. Такая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения. Особенно велика роль общения в детстве.

 Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития
       Проблему общения педагога с воспитуемым изучали Б. Г. Ананьев,               А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, А. А. Леонтьев,                       Т. А. Репина и другие выдающиеся отечественные психологи. Особое внимание к этой проблеме связано с осознанием исключительной роли процесса педагогического общения в социально - психологическом становлении личности ребенка.

         Исследования, проведенные Л. Н. Башлаковой, 1986;                                              Д. Б. Годовиковой, 1980; Р. И. Деревянко, 1983; Т. И. Комиссаренко, 1979; С. В. Корницкой, 1974; М. И. Лисиной, 1974; Г. П. Лаврентиевой, 1977;                    Л. Б. Митевой, 1984; А. Б. Николаевой, 1985 и другими, раскрывают различные аспекты взаимовлияния воспитателей и детей в условиях дошкольного учреждения. Основы личности закладываются в детстве, поэтому к мастерству, личности, уровню духовного развития педагога предъявляются повышенные требования. Богатство личности воспитателя - непременное условие эффективности воздействия на ребенка и многогранности его мироощущений.

В содержании вышеуказанных, а также других исследований подробно отмечается особая роль воспитателя в интеллектуальном, нравственном развитии дошкольника, в развитии у него гуманистической направленности общения, формировании предпосылок высокой обучаемости, развитии речи и других качеств, умений. 

Изучение этого аспекта общения педагога с детьми особенно важно еще и потому, что дошкольники, взаимодействуя, общаясь со взрослыми, усваивают способы поведения, общения путем подражания, в результате которого переносят характер и особенности поведения взрослого в свою среду.

Внутренний мир, мир собственных желаний начинает выделяться позже, чем внешний мир, и это происходит на основе общения ребенка со взрослым, а не до него.

Предполагается, что актуальность исследования состоит в росте необходимости гуманизации влияния воспитателей на развитие личности дошкольников, на формирование социально приемлемых навыков, приобретаемых детьми в среде сверстников под руководством педагога. Процесс общения с окружающими, установление доброжелательных отношений зависит от многих факторов, одним из которых является нервно-психическое состояние личности в процессе жизнедеятельности и в момент взаимодействия с окружающими. Учитывая особенные отношения воспитателей с детьми дошкольного возраста, а именно подражание поведению взрослых, желание демонстрировать одобряемые педагогом поступки, мы обращаем внимание на личностные особенности воспитателей, их психологическое здоровье.

При этом несомненно важным сохранение психического здоровья детей посредством уменьшения конфликтного напряжения в группе детей и оптимизации стиля руководства детским коллективом со стороны педагога.

В детском возрасте закладывается фундамент нравственных начал, формируются социально-психологические свойства личности, поэтому для нас представляет особую важность исследование особенностей личности воспитателя как средства социально- психологического воздействия на детский коллектив.

Исходя из вышеизложенного, цель исследования: изучить взаимосвязь личностных особенностей педагога и характера взаимоотношений детей в условиях группы дошкольного образовательного учреждения.

Предметом исследования является общение воспитателя с дошкольником и проявление его особенностей в характере взаимоотношений условиях детского сада.

Объект исследования: взаимоотношения дошкольников в зависимости от выбранной воспитателем формы общения.

Гипотеза и цель исследования определили следующие его задачи:

1. Проанализировать основные качества личности воспитателя.

2. Изучить особенности, характеристики, формы, средства общения.

3. Выявить влияние общения воспитателя и дошкольника на характер взаимоотношений, психологический климат в детском коллективе.

Взрослые, понимающие детей и с интересом познающие мир ребенка, могут сделать полноценным его развитие и обеспечить благоприятные условия жизни в детском сообществе.

Основная часть

I Глава. Личность воспитателя в системе ДОУ

Справедливо считается, что учителем можно назвать того, кто сам постоянно учится, совершенствуется всю жизнь. То же самое относится и к воспитателю: настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учится искусству и науке воспитания, постоянно занимается самовоспитанием. 

Как и любая профессиональная деятельность, педагогическая практика предъявляет специфические требования к личности, осуществляющей ее. Будем изначально исходить из того факта, что человек сознательно сделал свой профессиональный выбор и имеет предрасположенность к педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность предъявляет соответствующие требования к личности педагога. Эти требования относятся к системе знаний, умений и навыков; к способностям; к сфере общения.

Обобщая исследования в области педагогической психологии,                Р.С. Немов предлагает систему психологических требований к личности педагога.

Среди них выделяют устойчивые: любовь к детям, любовь к педагогической деятельности; наличие специальных знаний в той или иной области науки; педагогическая интуиция; высокоразвитый интеллект; высокий уровень общей культуры и нравственности; профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания; общительность; артистичность; хороший вкус и т.д.

Также отмечают изменчивые психологические требования:

умение общаться с окружающими на правовой и демократической основе, предполагающее способность принимать как должное наличие разнообразных точек зрения, с одной стороны, и отказ от диктата и насилия в любых его проявлениях – с другой;

приоритет интересов личности над интересами общества

профессиональная компетентность и обладание качествами руководителя-лидера; предприимчивость и деловитость; умение четко и грамотно излагать свои мысли устно и письменно; умение слушать других

и т.д.

 Начиная свою профессиональную деятельность, педагог как взрослый человек в большей степени уже сформировался как личность, обладающая своей неповторимой индивидуальностью. Совокупность таких особенностей составляет индивидуальный стиль профессионала. Выделим основные признаки индивидуального стиля профессиональной деятельности:

  • темперамент педагога;
  • характер эмоциональных реакций на конфликтные или позитивные педагогические ситуации;
  • манера поведения;
  • стиль педагогического общения;
  • приоритетный выбор методов и средств обучения и воспитания;
  • особенности эмоционального реагирования на поступки и действия детей;
  • предпочтение определенных видов поощрений и наказаний;
  • предпочтение определенных средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Все эти качества личности педагога-воспитателя определяют успешность как профессиональной деятельности, так и эффективность адаптации и развития дошкольника.

Важной составляющей в этом процессе выступает общение воспитателя с ребенком – объектом воспитательного воздействия. И тут от воспитателя как от сформировавшейся личности зависит многое.

II Глава. Общение воспитателя и ребенка–дошкольника, его значение для развития ребенка

2.1. Формы общения детей и взрослых

Г.В. Бороздина определяет общение как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека» [2, c. 176].

Осознавая, что для нормального развития ребенку необходимы и взрослые, и сверстники, мы все же будем рассматривать ту сферу, которая в первую очередь делает человека человеком – сферу общения со взрослым (Приложение 1).

В детском возрасте появляются и развиваются четыре формы общения. Сменяя друг друга, они свидетельствуют о характере происходящих в психическом развитии ребенка изменениях. Правильное определение воспитателем той или иной формы общения будет способствовать лучшему определению индивидуального подхода.

Ситуативно-личностная форма (младенчество 1-6 месяцев) - общение само по себе является ведущей формой деятельности;

- взрослый должен улыбаться (экспрессивно мимические средства), эмоционально разговаривать с ребенком, гладить и ласкать его

- характерны потребности во внимании и доброжелательности, личностные мотивы

- ребенка привлекает целостная личность взрослого, независимо от его уровня образования и социального статуса;

- если взрослый игнорирует и безразлично относится к ребенку, он становится скованным, тревожным, неуверенным в одних случаях, а в других – жестоким и агрессивным;

- ситуация общения ограничивается конкретной ситуацией

Ситуативно-деловая (раннее детство 6месяцев-3-4 года) - ведущей является потребность в деловом сотрудничестве;

- взрослый становится интересен как обладатель разнообразных предметов, но вызывающими интерес становятся только те предметы, которые показывает этот взрослый, знающий способ действия с этими предметами;

- к экспрессивно-мимическим добавляются предметно-действенные средства общения;

- содержание ограничивается наглядной ситуацией;

- в ходе такого общения ребенок овладевает предметными действиями, учится действовать предметами быта;

- начало проявления активности и самостоятельности ребенка, он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению;

- появление первых слов по побуждению взрослого.

Внеситуативно-познавательная (4-5 лет)- общение выходит за рамки конкретной ситуации;

- появление первых вопросов, адресованных взрослому (возраст «почемучек»);

- взрослый – источник новых знаний, благодаря ответам которого складывается картина мира ребенка;

- ведущей становится потребность в уважении и признании, ребенок ждет положительной оценки от взрослого;

- лучший стимул к деятельности –поощрение успехов и похвала.

Внеситуативно-личностная (5-7 лет) - общение выходит за пределы воспринимаемой ситуации;

- на первый план выходят мотивы личностных ситуаций общения;

- ребенку важно быть хорошим, все делать правильно, он постоянно сверяет свои взгляды с мнением взрослых;

- ведущая потребность во взаимопонимании и сопереживании;

- общение по поводу моральных поступков и качеств становится самостоятельной деятельностью, а взрослый –личностью с определенными качествами.

Вышеприведенная последовательность смены форм общения является усредненной и отражает нормальное психическое развитие детей. Реальная же картина часто значительно отличается от нее. Часто дошкольник «застревает» на уровне, не характерном для его возраста, –уровне ситуативно-делового общения. Другими словами, ребенок с большим удовольствием играет со взрослым, интересуется действиями с теми или иными предметами, но познавательная активность у него не развивается. Такая картина должна настораживать и вызывать опасения у взрослых. В других случаях внимательный взрослый, а именно воспитатель, может заметить, что у ребенка гармонично сосуществуют несколько форм общения, выходящие на первый план в зависимости от ситуации. Можно утверждать, что это вполне нормально, так как свидетельствует о гибкости поведения. Тем не менее, нужно помнить, что любая среднестатистическая градация преломляется индивидуальными особенностями. Так, на особенности развития общения могут влиять личностные типы детей.

Воспитатель как путеводитель должен тонко чувствовать и определять доминирующую форму общения у ребенка и подстраиваться под нее, направить все необходимые ресурсы на правильное развитие малыша, а порой и помощь в переходе на следующий этап развития, нивелировать все острые углы и слабые места.

2.2. Воспитатель и психологический климат в группе детского сада

Одна из главных заповедей, которая поможет воспитателю создать теплую семейную атмосферу, заключается в том, что к детям необходимо обращаться как взрослой самодостаточной личности с большим набором стремлений, интересов и так далее. Ребенок оценит то, что вы к нему обращаетесь по имени, исключив из обращения фамилии, а уж тем более прозвища. Вообще к собственным высказываниям нужно относиться очень бережно, так как один и тот же смысл фразы может быть облечен в различную словесную форму. Примером тому могут служить родительские директивы      

Другой момент – четкое знание возрастных особенностей детей. Ведь содержание и форма требований к ребенку пяти лет и малышу раннего возраста должны кардинально отличаться. Чаще всего негативные проявления в поведении малыша двух-трех лет вызваны простым незнанием правил и норм. Поэтому детям этого возраста лучше прямо подсказать, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Малыши требуют от взрослого особой чуткости и заинтересованности. Им важно, чтобы их поддержали, проявили терпение, им просто необходимо чувство защищенности. В работе с ними наиболее эффективны прямые методы воздействия – указание, напоминание. Истины, кажущиеся взрослому прописными, требуют глубокого осознания малышом.

Нужно помнить, что успешно руководить детским коллективом без замечаний невозможно. Важно, как они произносятся, с какой интонацией, какие чувства вызывают – чувство стыда за свой поступок или обиды, задевающей самолюбие. Регулировать такое высказывание может только уверенность ребенка в справедливости педагога. А справедливость предполагает единство требований, независимо от социального статуса и индивидуальных особенностей.

Душевная чуткость педагога должна подсказать ему, что именно чувствует ребенок в данный конкретный момент, и бережно отнестись к его душевному настрою, а по возможности и помочь ему поднять настроение. Не менее важно самому владеть мимическими средствами общения, это поможет наладить контакт с малышами.

Что собой представляет педагогическое творчество? Обобщая мнение исследователей, можно утверждать, что это умение прогнозировать эффект своих воздействий, умение прогнозировать реакцию малышей. Кроме того, это способность к быстрой смене методов и форм общения, наиболее адекватных в конкретной ситуации. Важно уметь определить дистанцию общения с ребенком. Но приоритетным является интуитивная способность к определению «золотой середины» в мере педагогических воздействий. Именно правильная «доза» того или иного метода поможет избежать вседозволенности вместо доброжелательного общения, занудства вместо душевной беседы и т.д.

В зависимости от ситуации педагог должен менять свои позиции. Таким образом, мы отмечаем, что роль педагога в формировании благоприятного психологического климата велика.

2.3. Конфликт и способы его разрешения в дошкольном учреждении   Общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Конфликтное состояние между ребенком и взрослым, воспитанником и воспитателем возникает не так уж редко. Оно порой бывает обостренным, натянутым, переходит в грубые формы взаимоотношений, иногда протекает, скрыто и длится долго или сразу же гаснет. Как будет преодолен конфликт – зависит, прежде всего, от взрослого.

В условиях конфликтных состояний дети могут вести себя аффективно, грубо, а взрослые терять самообладание. На фоне накаленных отрицательных эмоций воспитательный процесс становится неуправляемым и не достигает своих целей. Следовательно, преодоление «основной трагедии» воспитания зависит от того, как воспитатели общаются с каждым отдельным ребенком, какие отношения с ним устанавливаются в педагогическом процессе.

Взрослые, понимающие детей и с интересом познающие мир ребенка, могут сделать полноценным его развитие и обеспечить

Нередко одной из основных причин неблагополучия ребенка является неверное отношение к нему самого воспитателя. Если воспитатель не ищет причины, вызывающие те или иные неблагоприятные особенности поведения воспитанника, то могут возникнуть сложности во взаимодействии ребенка с взрослым.

Для поддержания благоприятной атмосферы в коллективе, снижения конфликтности каждый воспитатель должен уметь:

  • хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
  • замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
  • сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
  • разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
  • поощрять стремление ребенка задавать вопросы.
  • уважать в каждом ребенке личность.

Каждый воспитатель должен понимать, что с детьми обращаются ровно, спокойно, терпеливо. Недопустимы, со стороны воспитателя и других сотрудников, постоянные порицания.  Следует обращаться к ребенку по имени, по фамилии в дошкольном возрасте детей называть нельзя.

Почвой для повышенной конфликтности во время возникновения конфликтных ситуаций может быть множество предпосылок, но и их также можно частично рассмотреть, среди них:

1.особенности индивидуального психического и физического развития;

2. особенности микроклимата в семье ребенка;
3. особенности детского мировоззрения;

4. психологические барьеры и детские страхи;
5. неумение (необученность) выполнять определенные действия, например неумение, застегнуть пуговицу,  пользоваться чашкой, мылом и другое;
6. физическое состояние детей;

7. недостаток терпения, толерантность и недостаток профессионализма у педагогов-воспитателей.

Способы и средства разрешения конфликтов в детских садах могут быть следующими:

1.Необходим анализ педагогом-воспитателем индивидуальных навыков, умений и индивидуального развития каждого ребенка на общем фоне группы. Например, очень часто отсутствие определенных навыков у ребенка, воспринимается воспитателями как непослушание, что может привести к предвзятому отношению.

2. В зависимости от сложившейся конфликтной ситуации среди детей (например, если несколько детишек не поделили игрушку), следует предоставить возможность детям проявить решение конфликта в игровой форме или с использованием детского фольклора. Например, часто можно услышать дразнилку из детских уст, как способ относительно «мирного решения» сложившейся ситуации, вместо ее обострения.

3. Рекомендовать родителям уделять время и прилагать усилия для формирования открытого доброжелательно настроенного характера, чему способствуют совместные игры, чтение книг детям, совместная деятельность детей и взрослых.

4. Детям в игровой форме следует моделировать возможные конфликтные ситуации и предлагать верные, с точки зрения морали и общечеловеческих ценностей, способы их решения.

5. Следует применять золотое правило морали интерпретируемо для восприятия детьми, подчеркивая моральную пользу от его применения.

6. Необходимо полноценное общение родителей и воспитателей, что не только способствует объективному решению конфликтов, но и предотвращает многочисленные конфликтные ситуации в будущем.

7. Верным способом решения многих конфликтов есть заинтересованность общей идеей и общение, когда причина или предмет конфликта становятся незначительны, воспитатель может продемонстрировать детям, преимущества их позитивного выбора, например, в сторону примирения или справедливости в рамках детского восприятия.

2.4. Психологическое здоровье ребенка–дошкольника

Понятие психологического здоровья появилось в научном обиходе не так давно. Его введению способствовало исследование, проведенное под руководством И.В. Дубровиной.

По мнению экспертов Всемирной организации здоровья, нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессовыми факторами, которые непосредственно воздействуют на психику и опосредуются социальными условиями, что подтверждает влияние непосредственного окружения на здоровье ребенка и его эмоциональное благополучие.

Настроение – в разной степени осознаваемое психическое состояние как положительный или отрицательный фон психической жизни индивида.

Эмоциональное самочувствие – ощущение или переживание человеком эмоционального комфорта-дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни.

Эмоциональное благополучие зависит от многих причин. А.Д. Кошелева особо среди них выделяет:

  • состояние здоровья ребенка в период посещения детского сада;
  • особенности взаимодействия ребенка со взрослыми, работающими в дошкольном учреждении;
  • особенности взаимодействия с детьми группы, которую ребенок посещает;
  • эмоциональная обстановка и уклад жизни в детском саду в целом;
  • обстановка в семье ребенка.

В последнее время широкое распространение приобрел термин «психологическая безопасность», имеющий непосредственное отношение к проблеме эмоционального благополучия ребенка. Основные источники угрозы психологической безопасности условно можно разделить на определенные группы.

Внешние бывают физические и социальные. Первые включают в себя: 1) неблагоприятные погодные условия;

2) сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе;

3) скудость питания, его однообразие и плохая организация;

4) несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, и в первую очередь – отсутствие режима проветривания;

5) враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

Среди социальных различают: 1) манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности, что проявляется в стремлении взрослых все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений;

2) межличностные отношения детей с другими детьми (отношение к кому-либо из детей как к изгою при попустительстве взрослых, а иногда и с их подачи);

3) интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней;

4) преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых;

5) отсутствие понятных, доступных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

Кроме того, внутренними источниками могут быть выделены: 1) привычки негативного поведения как следствие неадекватного воспитания;

2) осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности, что способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению негативных черт характера;

3) отсутствие автономности – прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности;

4) индивидуально-личностные особенности ребенка негативного характера, например, трусость или демонстративность;

5) патология физического развития, например, нарушение зрения, слуха и тому подобное.

Вследствие нарушения психологической безопасности у ребенка могут развиваться признаки стрессового состояния, проявляющиеся:

  • в трудностях засыпания и беспокойном сне;
  • в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его и не утомляла;
  • в беспричинной обидчивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
  • в рассеянности, невнимательности;
  • в беспокойстве и непоседливости;
  • в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых;
  • в проявлении упрямства;
  • в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь;
  • в еде без разбора, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
  • в боязни контактов, стремлении к уединению, отказе участвовать в играх сверстников;
  • в игре с половыми органами;
  • в подергивании плечами, качании головой, дрожании рук;
  • в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
  • в повышенной тревожности;
  • в дневном и ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения.

Причины возникновения тех или иных переживаний ребенка кроются в его взаимоотношениях, с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Так, ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей и, получая признание окружающих, радуется этому. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха. Тогда можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие. Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выражается в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. В одних случаях они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях. Также возможны и иные проявления: в особой избирательности действий, поступков, отношении к другим людям. Такие реакции приобретаются также в процессе непосредственного общения со                                                взрослыми. (Приложение 2)

Обобщить все вышесказанное нам помогут слова Р.С. Буре и                             Л.Ф. Островской. Они считают, что руководство деятельностью детей заключается в том, что воспитатель предпринимает следующие шаги:

«Он добивается, чтобы все воспитанники были заняты: содействует вовлечению их в игры, занятия, труд. Тактично, не нарушая детских замыслов, осуществляет индивидуальную работу: советует, объясняет, обсуждает замыслы, ход действий, добивается активности и самостоятельности каждого ребенка. Он оказывает необходимую помощь тем, кто затрудняется и готов оставить дело на полпути.

Он оценивает содержание детской деятельности: имеет ли она положительную направленность, насколько соответствует возрасту, особенностям ребенка, насколько разнообразна.

Он проявляет неподдельный интерес к детской деятельности, стремится к расширению ее содержания, достижению цели, получению результатов в соответствии с возрастными возможностями детей.

Он учит детей организовывать свою деятельность, учитывая интересы сверстников, разъясняет правила, соответствующие нормы поведения.

Он уделяет особое внимание организации коллективных игр, формирует положительные взаимоотношения между детьми.

Он помогает каждому ребенку заполнить день содержательной деятельностью» [1, c. 116].

Психологическое здоровье ребенка зависит от многих факторов, очевидно влияние семейных отношений, от общения со взрослыми. Именно поэтому важно анализировать то, как воспитатель может построить общения. Только так он раскрывает для себя мир, познает все самое лучшее. Лишь взрослый способен открыть ребенку все разнообразие речи, эмоции, восприятия. 

Благодаря особенностям общения детей с педагогом, и в целом со взрослыми, формируется личность ребенка, происходит его понимание самого себя, возникает его сознание и самосознание. Без любви, понимания и внимания взрослых людей малыш не может стать полноценным человеком. Такое внимание ему способна дать только семья. Именно в семье закладываются основы общения, которые ребенок в будущем будет развивать. 

Вне всякого сомнения, взаимоотношения с другими людьми – наиболее важный и сильный источник переживания дошкольника. Если окружающие люди относятся к ребенку ласково, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство защищенности и уверенности, которое способствует нормальному развитию личности малыша, выработке у него положительных качеств и доброжелательного отношения к окружающим. 

Выводы

Результаты изучения убедительно свидетельствуют о том, что в психическом развитии ребенка - дошкольника большую роль играет процесс общения. Это человеческое взаимодействие весьма многообразно как по содержанию, так и по форме проявления.

Разумеется, общение как видимая сторона взаимоотношений имеет решающее значение в полноценном развитии личности ребенка - дошкольника и от того, какую роль в развитии навыков сыграет взрослый будет зависеть дальнейшее благополучие ребенка в системе взаимоотношений «ребенок - взрослый», «ребенок - ребенок», «ребенок - сверстники».

Особенно значима роль взрослого в системе общественного воспитания и здесь предметом внимания становится система отношений «воспитатель - дошкольник». Построение ребенком своих отношений с окружающими людьми в полной мере зависит от его полноценного развития и овладения навыками общения, которые он усвоит в процессе взаимодействия с воспитателем.

Группа детского сада - это первый в индивидуальной истории человека организованный коллектив, влияние которого на развитие личности ребенка -дошкольника играет важную роль. Взаимоотношения в детском коллективе складываются по большей части по образцу поведения взрослых. Поэтому взаимосвязь личности педагога и благоприятного психологического климата в группе детей неоспорима.

Научное изучение проблемы показало, что воспитатели, обладающие такими личностными характеристиками как способность к сопереживанию, смешанный или демократический стили руководства, подвижность процессов мышления, низкое нервно-психическое напряжение, отсутствие невротических реакций, низкий уровень мнительности, импульсивности, контроля, небольшое количество страхов, чаще состоящие в браке, имеющие своих детей, определенный опыт работы могут создавать благоприятные взаимоотношения в группе детей старшего дошкольного возраста.

Приложения

Приложение 1

Общение с детьми – правила поведения:

1. В самой неприятной ситуации помните –это ваш любимый ребенок. Ему тоже трудно, а он не обладает вашим опытом и мудростью.

2. Давайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть – с его плохим настроением и невыполненным заданием. Как можно чаще говорите ему: «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Какое счастье, что ты у нас есть».

3. Ваш ребенок с уважением будет относиться к вам только тогда, когда вы будете уважать его.

4. Если вы сердиты или рассержены, помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация несут ребенку сообщение о его самоценности.

5. Активно проявляйте свою радость от его успехов, подкрепляя это словами.

6. Ваши дела должны максимально совпадать со словами и подкрепляться правилами, одними для всех членов семьи.

7. Перед трудным разговором займите удобную для вас позицию, вам необходимо видеть глаза ребенка.

8. Ребенок должен понимать ваш взгляд. Сказать, ничего не говоря, –это высочайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми.

9. Не углубляйтесь в нравоучения и «размышлизмы», уже с момента обращения к ребенку ему должна быть доступна суть ваших претензий и недовольства.

10. Слушайте ребенка, не отвлекаясь. Всем своим видом демонстрируйте свою заинтересованность. Дайте ребенку высказаться, не торопите его.

11. Ваши слова – это установки. Поэтому контролируйте свои высказывания. Даже говоря ласково «Дурачок ты мой», вы можете унизить достоинство вашего малыша.

12. Советуйтесь с ребенком. Кроме того, что вы можете почерпнуть интересную информацию, вы продемонстрируете свое уважение.

13. Сведите к минимуму ситуации, когда ребенок должен остаться один на один со своими переживаниями. Если он не решается начать сам, поддержите его: «Я вижу, что тебя что-то беспокоит», «Я вижу, что тебя кто-то огорчил», «Расскажи мне, что с тобой...».

14. Не вступая вразрез с предыдущим правилом, помните, что каждый имеет право на свои чувства и переживания. Поэтому не настаивайте, если ребенок не расположен в данный момент к душевным разговорам.

15. Соблюдайте правила речевого этикета даже в быту, в привычных ситуациях. Даже за маленькую услугу благодарите близких, в том числе и ребенка.

16. Возьмите за правило тот факт, что оценке должны подвергаться поступки и поведение, а не личность. Например, «Сынок, я тебя по-прежнему люблю, но сейчас ты поступил некрасиво».

17. Никогда не сравнивайте ребенка с другими. Вам бы это тоже не понравилось.

18. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: «Я сейчас занят(а)...», «Сколько раз я тебе говорила!», «Вечно ты во все лезешь», «Что бы ты без меня делал?», «Это надо делать не так».

19. Найдите время для общения с вашим малышом, ведь это важнее, чем неглаженое белье.

20. Не идите на поводу у семейных воспитательных традиций, ситуация уже изменилась, да и ваш ребенок –это не вы.

21. Забудьте о снисходительности взрослых, каждый человек, независимо от возраста, достоин уважения.

Приложение 2

Общие психологические правила, касающиеся

свободы, развития и творчества детей

  1. Оценивайте не личность ребенка, а его конкретные действия, начиная с того положительного, что вы заметили.
  2. Ребенку нравится творить самому, а не быть средством достижения чьих-то целей.
  3. Ребенок - самое деятельное существо в мире. Задача воспитателя - включать его в развивающую и воспитательную деятельность.
  4. Нет ребенка, у которого не было бы любимого занятия. Найдите его.
  1. Ребенку важно, чтобы его успех был замечен.
  2. Влияйте на мотивацию деятельности и поступков ребенка.
  3. Когда это необходимо, не отказывайте ребенку в ласке. Помните: Ваши руки обладают магической силой!
  4. Не бойтесь конфликтовать с ребенком, но конфликтуйте конструктивно.
  5. Привлекайте детей к принятию решений, учитывайте их мнения.

10.        Поощряйте самостоятельность суждений, активность, учитывайте личностные качества детей.

Список использованной литературы

1. Буре Р.С. Воспитатель и дети: учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студ. пед. колл. и вузов/ Р.С.Буре,

Л.Ф. Островская. – М.: Ювента, 2010. – 254 с.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / К. Б. Гиппенрейтер. – М.: ACT; Астрель, 2008. – 189 с.

3. Дурова Н.В. Очень важный разговор. – М., 2000. – 210 с.

4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997. – 384 с.

5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей/ А.К. Колеченко. – СПб.: КАРО, 2002. – 385 с.

6. Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. – Киев, 1988. – 173 с.

7. Микляева Я. В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОО/– М.: Академия, 2012. – 212 с.

8. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания /                          Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Академия, 2012. – 423 с.

9. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. – М., 2000. – 263 с.

10. Обухова Л. М. Возрастная психология: учебник / Л. Обухова. –                               М.: Юрайт, 2014. – 311 с.

11. Пичугина Н.Л. Дошкольная педагогика: конспект лекций /                       Н.Л. Пичугина, Г. Айдашева, С. Ассаулова. М.: Литературная студия «Научная книга», 2013. – 299 с.

12. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания/С.Д. Поляков. – М.: Новая школа, 1996. – 169 с.

13. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. –                                   М.: Ювента, 2010. – 234 с.

14. Якобсон С.В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста /                       С.В. Якобсон, Е.В. Соловьева. – М.: ДРОФА, 2006. – 188 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. Совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми. Проект «Приключение книги в почтовой коробке» с детьми старшего дошкольного возраста логопедической группы.

Пропаганда чтения, продвижение чтения – актуальная проблема. Современные дети много смотрят и мало читают, предпочитают книге другие виды деятельности, многие из них с большим трудом формулируют...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию по теме « Дикие животные» воспитателя Бурлаковой Елены Семеновны

Рассказ  о диких животных,детеныши и жилища животных,работа по развитию речи:антонимы,составление новых слов с помощью суффиксов,звукоподражание...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительного дошкольного возраста по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) воспитателя Бурлаковой Елены Семеновны

Дети знакомятся со звуками,определяют первый звук в слове,определяют длинные и короткие слова,используется мнемотаблица,подвижные логические игры...