Игра как основа социального опыта дошкольника
учебно-методический материал (старшая группа)

Облиганцева Надежда Петровна

Консультация  "Игра как основа социального опыта дошкольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_osnova_sotsialnogo_opyta_doshkolnika.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

 Игра как основа социального опыта дошкольника

В настоящее время перед теорией и практикой дошкольного образования стоит проблема целостного развития личности ребенка. В педагогической энциклопедии становление личности рассматривается как процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Это происходит в процессе образования и самообразования, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, обретя чувство собственного достоинства, он ощущает уверенность в своем положении в обществе.

Обратимся к положениям Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Согласно этому документу в основной общеобразовательной программе дошкольного образования выделяются такие образовательные области, как: "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка". Нас с позиций рассматриваемой темы интересуют положения, касающиеся содержательной наполняющей образовательной  области «Социализация». Содержание работы направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

- развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу [Федеральные государственные требования… 2010].

Как видно из вышесказанного, особое внимание в Общеобразовательной программе дошкольного образования отводится игровой деятельности. Поэтому считаем необходимым остановиться на характеристике игры как основе социального опыта дошкольников.

Игра, наводя мосты между детством и взрослостью, предлагает “идеальную форму”, задающую образец – эталон будущей взрослости в понятной ребенку и доступной для подражания форме. Осваивая социальные роли, в процессе игры дети приобретают жизненный опыт, насыщенный новыми эмоциями и содержанием, закрепляют знание правил взаимодействия, совершенствуют социальные навыки.

Требования к социальному развитию дошкольников отражены в содержании федеральных комплексных и парциальных программах. Например, в общеобразовательной программе «Детство»  в разделе «Ребенок входит в мир социальных отношений» говорится о том, что условием полноценного развития ребенка является эмоционально-положительное, содержательное общение с окружающими людьми.

Перед воспитателем определены такие задачи:

—развивать доброжелательное отношение детей к близким людям — любовь к родителям, привязанность и доверие к вос­питателю, симпатию к сверстникам;

—пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на со­стояние близких людей, сверстников, а также героев сказок, животных и желание помочь — пожалеть, утешить, сказать лас­ковое слово;

—помогать детям осваивать разные способы взаимодейст­вия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном об­щении и бытовой деятельности;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

—постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения;

—развивать умение передавать разные эмоциональные со­стояния в имитационно-образных играх, сопереживать настро­ению сверстников в общих делах, играх, занятиях, совместных праздниках;

—обогащать  представления  детей  о  людях  (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида, поло­вых различиях, о ярко выраженных эмоциональных состоя­ниях, о добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.

В программе «Истоки» раздел "Социальное развитие" содержит перечень последовательно усложняющихся задач и условий работы по формированию у ребенка навыков общения со взрослыми и сверстниками, а также предусматривается формирование у ребенка отношения к себе. На всех возрастных этапах рассматриваются разнообразные виды детской деятельности как важные условия возникновения социальных эмоции и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений.

В образовательной программе «Успех» социализация понимается авторами как  вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, т. е. вне социализации (от лат. socialis — общий, общественный). Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни.

Основные задачи психолого-педагогической работы:

• развитие игровой деятельности;

• приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

• формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.);

• формирование первичных гендерных представлений (о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу, гендерных отношениях и взаимосвязях);

• формирование первичных представлений о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);

• формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нём);

• формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему;

• формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).

Специфика реализации данной области заключается в следующем:

• решение вышеназванных основных задач психолого-педагогической работы невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того, что хорошо и что плохо, конкретных примерах добрых дел и поступков);

• выделение отдельной образовательной области «Социализация» условно, так как процесс социализации пронизывает содержание Программы разнообразными социализирующими аспектами;

• значительное место в реализации области занимают сюжетно-ролевые, режиссёрские и театрализованные игры как способы освоения ребёнком социальных ролей, средства развития  интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей.

Образовательной программой детского сада обозначены основные направления в работе по социальному развитию воспитанников:

  • создание в НДОУ социально-формирующей среды;
  • организация общения (ребенок - взрослый, ребенок-ребенок);
  • организация игровой деятельности;
  • организация трудовой деятельности;
  • организация познавательной деятельности с акцентом профориентации;
  • патриотическое воспитание;
  • гражданское воспитание;
  • взаимодействие с семьей;
  • социальное партнерство.

«Примерная общеобразовательная программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста» – комплексная программа, охватывающая возраст от 5 до 7 лет. В программе определены задачи, которые надо решать при подготовке детей к школе независимо от материального достатка семьи, места ее проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности. Программа – ориентир для педагогов и родителей в постановке целей и задач для достижения необходимого и достаточного уровня воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе. Целью программы является сохранение единства образовательного пространства России. Кроме того, после решения основных задач, необходимых для безболезненного перехода ребенка из дошкольного образовательного учреждения или семьи в школу, становится возможным реализация вариативного компонента на региональном уровне, который составляет до 25% содержания программы. К числу региональных приоритетов относятся вопросы отбора содержания образования в области познавательного развития – например, знания о природе родного края, его истории, культуре. Участвуя в апробации вышеназванной программы, при отборе содержания мы отразили специфику работы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) – использование воспитательного потенциала народной культуры в становлении и развитии этнокультурной образованности детей предшкольного возраста.

Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в дошкольном образовании, негативно сказывается на развитии у детей свободной самодеятельной игры. Современные школьные программы требуют от первоклассников навыков счета, чтения, письма. Вследствие чего, подготовка к школе все еще остается преобладающей задачей дошкольного образования. Приоритет обучающих занятий, жесткая регламентация свободного времени порой не оставляют возможностей для овладения игровой деятельностью во всем ее богатстве и многообразии.

Игра становится средством приобретения новых знаний и умений, стремление каждому занятию придать игровую форму ведет к деформации игровой деятельности. Самостоятельная детская игра теряет свою самоценность, ее развивающий потенциал не реализуется. Игра, как правило, не успевает пройти все свои этапы от зачина до завершения, развернуться во всей силе. Игровые сюжеты становятся все примитивнее, содержание – беднее, а действия сводятся к простейшим манипуляциям, шумной беготне и возне.

Парадокс игры заключается в том, что дети сегодня не переносят в игру то, что узнают во время занятия. Зачастую взрослый просто не может увлечь детей тем или иным сюжетом игры, вдохновить их на самостоятельную игровую деятельность.

Результатом депривации игровой деятельности являются потеря учебной мотивации, психологическая усталость, недоразвитость воображения, эмоциональной сферы. «Недоигравший ребенок» отличается своей инфантильностью и безответственностью, отсутствием произвольности, внутреннего плана действий.

К сожалению, сегодня не все педагоги дошкольного образования могут без труда назвать главные признаки игры, как ведущей деятельности. По мнению величайшего ученого прошлого тысячелетия Льва Семеновича Выготского это, прежде всего, наличие мнимой (воображаемой) ситуации, ролей; эмоциональность, социальность, творческий характер.

Л.С. Выготский называл игру «величайшей школой социального опыта», акцентируя внимание на том, что в задачи воспитания входит скорее не выработка определенного количества социальных навыков и умений, а формирование творческих способностей к быстрой и умелой социальной ориентировке. «Бросая ребенка в новые ситуации, подчиняя его новым условиям, игра заставляет ребенка бесконечно разнообразить социальную координацию движений и учит такой гибкости, эластичности и творческим умениям, как ни одна другая область воспитания» [Выготский 2010].

Игра, по мнению Л.С. Выготского, оказывает непосредственное влияние на развитие мышления ребенка. Он считает, что всякое мышление возникает, как ответ на известное затруднение. Как только среда представляет неожиданные и новые комбинации, требующие от поведения человека новых реакций, быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление. Именно в игре, считает Выготский, и происходит столкновение элементов среды. Таким образом, игра «первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребенка» [Выготский 2004].

Л.С. Выготский не обходит вниманием игру, говоря и об эмоциональном развитии ребенка. Он считает игру лучшей формой организации эмоционального поведения. «Игра ребенка всегда эмоциональна, она будет в нем сильные и яркие чувства, но она же учит ребенка не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами игры и с ее конечной целью» [Выготский 2010].

Как же сегодня помочь нашим детям полноценно прожить ведущий вид деятельности, получить всестороннее развитие в дошкольные годы и стать успешным в школьные? Превратить современный детский сад в «территорию игры», где можно было бы эффективно решать задачи воспитания и развития дошкольников, не допустив в образовательном процессе хауса и потери лучших педагогических традиций – задача актуальнейшая на сегодняшний день.

Проблемы и их последствия, обозначенные нами выше хорошо известны педагогам и психологам дошкольного образования. Их решением занимаются уже не один год многие педагогические коллективы. Мы предлагаем вашему вниманию свой вариант решения данной проблемы, выносим на обдумывание свой опыт по созданию условий для развития игры в дошкольном образовательном учреждении.

Одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы. Познавательная сфера – сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование в мире. В познавательной сфере можно выделить три компонента, которые неразрывно связаны между собой, дополняют и определяют друг друга.

Познавательные (психические) процессы. Сюда относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление (разные вида мышления и мыслительные операции).

Информация. Она включает в себя опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира.

Отношение. Рассматривается как чувственно-эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельный объект, предмет, явление и событие нашего мира.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы.

Однако педагогам следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Это отличие связано с несовершенством познавательных процессов дошкольника, которые еще только развиваются и появляются. Что же тогда позволяет маленькому ребенку за короткий период своей жизни (в течение пяти-шести лет) собрать огромное количество информации о мире, активно и полноценно жить и ориентироваться в нем? В этом ему помогает третий компонент познавательной сферы – отношение. Дело в том, что взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение вторично. У детей все наоборот: отношение первично, информация вторична. Эмоционально-чувственное постижение мира имеет первостепенное значение в развитии познавательной сферы ребенка дошкольного возраста, в процессе формирования его мировоззрения и личности.

Отношение к миру формируется у ребенка в процессе его жизни. И колоссальная роль в этом процессе принадлежит взрослым. Отношению к миру дети учатся у взрослых, часто принимая все на веру и не требуя доказательств.

Вопросам познавательного развития дошкольников уделялось и уделяется достаточно много внимания, как со стороны науки, так и со стороны практических работников. Накоплен огромный опыт. Однако в практической работе сегодня по-прежнему у воспитателей возникает много проблем и вопросов.

Большой круг вопросов связан с созданием предметно-развивающей среды для познавательного развития детей дошкольного возраста. Какой должна быть эта среда, чтобы были учтены не только возрастные, но и индивидуальные особенности ребенка? Как максимально активизировать собственную познавательную активность детей? Как располагать и подавать познавательное содержание, чтобы оно не «догружало до краев» сознание ребенка, а способствовало формированию целостной картины мира? Как с помощью созданной среды формировать содержательное общение не только педагогов с детьми, детей между собой, но и родителей со своим ребенком? И т. п.

Вопросов много, вопросы сложные, ответы на их многие аспекты требуют специальных исследований. Один из возможных вариантов решения проблемы развивающей среды для познавательного развития детей – познавательная игротека.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сюжетно-ролевой игры в обогащении социального опыта дошкольника

социальное развитие человека, приобретение им социального опыта связано с процессом социализации. Основными направлениями развития и обогащения социального опыта ребенка-дошкольника являются:- о...

Программа саморазвития педагога на 2015-2016 год в межаттестационный период тема: Расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «Социального туризма»

Пояснительная записка Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с у...

«Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы»

Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы...

опыт работы «Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы»

опыт работы Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы...

Эссе "Почему технология социального проектирования способствует формированию социального опыта дошкольников"

1. Проектная деятельность и ее особенности.2. Виды проектов3. Организация проектной деятельности...

Сюжетно - ролевая игра как средство обогащения социального опыта дошкольников

Маммаева З.И.Сюжетно - ролевая игра как средство обогащения социального опыта дошкольниковГБДОУ детский сад № 105Адмиралтейского района,Санкт-Петербург   Аннотация: В статье раскрывают...

РМО «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи» (из опыта работы)

Сегодня ребенок поставлен в ситуацию многочисленных связей, бесконечного потока информации. В связи с этим определяется одна из главных задач образовательного учреждения — воспитывать члена общ...