план по самообразованию по теме «Дымковская игрушка, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
материал

Солодовникова Ирина Николаевна

Данная тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет необходимую нравственно - эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учётом регионального компонента, позволяет наследовать основы рукотворного мастерства на примере взаимодействия различных видов искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_vospitatelya.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:

САМООБРАЗОВАНИЕ

тема

«Дымковская игрушка, как средство развития творческих способностей детей

старшего дошкольного возраста»

образовательная область

художественно-эстетическая

возраст детей от 5 до 7лет

                                                                                                             

Разработала:

                                                                                   Воспитатель: Солодовникова Ирина Николаевна

Тейково

2017 -2018

                                   


Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. 

Задачи по самореализации:

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования;

Проведение мастер-класса для родителей;

- Проведения открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

- Работа с детьми: опыты, исследования, наблюдения;

- Знакомство с передовым опытом воспитателей и работа по апробации полученных знаний на практике;

- Участие в системе ДОУ ;

- Обобщение результатов работы и передача собственного опыта коллегам.

-Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.

- Изучить процесс развития творческого воображения.

- Разработать перспективный план работы с детьми.

- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

- Включить некоторые элементы в работу творческого объединения в группе по данной теме.

- Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями.

- Определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения.

- Участие с детьми во всероссийских, областных, муниципальных конкурсах.

- Разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей. 

Актуальность

Данная тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет необходимую нравственно - эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учётом регионального компонента, позволяет наследовать основы рукотворного мастерства на примере взаимодействия различных видов искусства. Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.


Формы работы:

Проведение тематических занятий,

Оформление серии выставок для детей и их родителей по русским народным узорам.

Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.

Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).

Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей, «Народные игрушки, предметы своими руками».

Заучивание стихов, загадок о народных промыслах.

Организация народных подвижных игр (ежедневно).

Помощь родителей в изготовлении русских народных костюмов, атрибутов .

Помощь в проведении утренников: исполнение ролей в утренниках;

Обработка анкетных данных.

Подготовка и оформление документации. 

Приёмы и методы:

Словесный

Практический

Наглядный

Работа с книгой

Использование ИКТ

Продуктивный

Проблемный

Частично-поисковый

Метод формирования сознания (рассказ, беседа)

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, пример)

Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития, поставила перед собой цель: обеспечить необходимые условия для раскрытия творческого потенциала детей.


Условия, необходимые для приобщения детей к народной культуре посредством знакомства с русским народным узором.

Приоритетное внимание должно быть уделено игре, рисованию, лепке, аппликации, театрализованной, конструктивной, музыкальной деятельности. Это способствует всестороннему развитию личности, позволяет создать атмосферу максимального эмоционального благополучия.

 Содержательная составляющая образования должна быть интересной для детей.

 В детском саду необходимо создать художественную эстетическую среду. При этом в оформлении активное участие принимают дети. Рекомендуется широко использовать детские рисунки.

 Полезно постоянно включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приемы, ситуации. Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения.

Во всем должна присутствовать вариативность. Необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые детям.

Следует исключить из занятий формализм, шаблоны, сухость, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета.

Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать доброжелательную атмосферу на каждом занятии и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей.

Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.

Рекомендуется региональный подход к отбору содержания изобразительной, музыкальной, художественно - речевой, игровой и других форм художественной деятельности.

У меня, как у педагога-воспитателя сформируются:

основы педагогического мастерства:

умение анализировать научно - методическую литературу;

умение применять полученные знания на практике;

активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения. 
Дети научатся:

самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

предлагать возможные варианты решения;

исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности.


Предполагаемый результат: 
      В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к народной культуре посредством знакомства с русским народным узором у детей появится желание больше узнать о творчестве русских мастеров. Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей. 

Вывод.        

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. 

Изучение методической литературы: 
Список литературы: 
    Вершинина Н. Горбов О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

Гржибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.

Гржибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.

Князева О.А., Махаева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.

Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.

Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

«Дошкольное воспитание», научно-методический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва.


Дидактические пособия:

 «Дымковская игрушка».


Анкета для родителей:

Уважаемые родители! Анкетирование проводится с целью выявления, того как Вы относитесь к проявлению творческих способностей у детей по изобразительной деятельности в сфере приобщения детей к народной культуре посредством знакомства с русским народным узором.



  1. Ф. И. О. родителей_________________________________________________ 

  2. Есть ли у ребенка рабочий стол?_______________________________________ 

  3. Имеются ли у ребенка в наличии: краски, фломастеры, цв. карандаши, клей пластилин и др.?(подчеркнуть)_________________________________________ 

  4. Разрешаете ли Вы ребенку, в любое время, взять и работать с этими принадлежностями? Если нет, то почему?__________________________________ 

  5. К какому виду изодеятельности проявляет больший интерес ваш ребенок: лепка, рисование, аппликация?_____________________________________________ 

  6. Считаете ли Вы, что у ребенка есть творческие способности? Какие? К какому виду изобразительной деятельности?______________________________________ 

  7. Вам требуется дополнительная консультация воспитателя по изодеятельности (рекомендации, советы, интересные статьи, которые имеются у воспитателя?)________________________________________________________ 


Спасибо!!! 

Этапы самообразования 

1.Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь 2017г.

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение 2017-2019г. 

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: ноябрь2017 – апрель2019 
Представление опыта работы по теме: апрель2019 г. 


Учебный год


Направление и формы работы


Время реализации


2017-2019 


  


  


  


  


  


  


  



  


  


Изучение нормативных документов


систематически


Организация работы по изучению и распространению передового психолого-педагогического опыта.


в течение года


Изучение инновационных методов работы педагогов дошкольного образования


систематически


Использование современных психолого-педагогических технологий и ИКТ в области обучения и воспитания.


систематически


Участие в профессиональных конкурсах.


в течение года


Широкое использование мультимедийных презентаций.


в течение года


Участие в творческих конкурсах.


в течение года


Составление авторских разработок в электронном варианте с целью их внедрения в учебно-воспитательный процесс.


в течение года


Применение психодиагностического инструментария


в конце учебного года


Обобщение и распространение собственного опыта


систематически


Продолжить выступления на педагогических советах, семинарах


в течение года


Пополнение портфолио на уровне требований современности.


в течение года




Содержание работы по самообразованию: 


Сроки


Работа с детьми


Работа с родителями


Работа с педагогами


В течение двух лет 


Творческое объединение «Веселые пальчики» - подготовка детей к письму, способом обведения разнообразных узоров

(1 раз в неделю).


Выставки, конкурсы на всероссийских, областных и муниципальных уровнях. 



Сентябрь

2017г.


Рассматривание дымковских игрушек. Рисование игрушек 


Анкетирование родителей по данной теме, для определения степени навыков детей по ИЗО 


Взаимосвязь с Тейковской городской библиотекой.

Подбор книг. 


Октябрь 

 


Беседа о русской народной культуре, предметах старины, о традиционных  глиняных игрушках


Диагностика детей по выявлению художественных способностей.

Роспись посуды для кукол, в стиле народной росписи.



Рекомендация: «Работа с книжкой раскраской в семье». 


Взаимопосещения занятий воспитателей других групп. 


Ноябрь.
Декабрь

 

Январь

2018

Февраль

 

Знакомство с Дымковской игрушкой.

«Рассказ о дымковской росписи, игрушках», просмотр дидактических пособий – Дымковская игрушка.

Рисование –индюка, петуха, лошадки  под Дымковскую игрушку



Приобщение родителей к изобразительной деятельности через народные промыслы.


Выставка педагогической литературы по теме: «Народные промыслы как средство патриотического воспитания». 



Март 


Беседа о видах дымковской росписи, просмотр альбома. 



Апрель

Лепка лошадка, петух под Дымковскую игрушку

Рекомендации по развитию творческих способностей у детей

Май

Исследовательская деятельность – обливание игрушки по народным традициям. Роспись высушенных глиняных игрушек

Рекомендации по отработке навыков лепки из природного материала – глины.

Сентябрь

Рисование барыни с использованием элементов декоративной росписи. 

Консультация по вопросам родителей


Обмен опытом через Интернет. 

Октябрь

Лепка из глины «Барыня»  под Дымковскую игрушку

Ноябрь

Исследовательская деятельность - обливание барыни.

Роспись глиняной игрушки.

Просмотр презентации об истории Дымковской игрушки.

Мастер-класс для родителей «роспись барыни под Дымковскую игрушку.

Декабрь

Рисование сюжетных картинок с изображением дымковских игрушек

Январь

2019

Заучивание стихотворений про дымковскую игрушку.

Февраль

Лепка сюжетной композиции по мотивам Дымковской игрушки

Март

Исследовательская деятельность – обливание игрушек.

Роспись игрушек.

Знакомство родителей с итогами диагностики

Отчет о проделанной работе по самообразованию.

Апрель

Итоговое занятие по лепке и росписи Дымковской игрушке.

«Моя любимая Дымковская игрушка» Итоговая диагностика по художественному творчеству.

Открытое занятие для педагогов.



Методики диагностики творческого воображения у детей дошкольного возраста 
Методика Е. Торренса «Неполные фигуры».

Основание. Реализация воображения и фантазии.
Констатирующий эксперимент

Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

Анализ результатов.

Все работы детей можно поделить на 4 группы.

1 группа – оригинальные изображения во всех 3х случаях.

2 группа – оригинальные изображения в 2х случаях.

3 группа – оригинальные изображения в одном случае.

4 группа – нет оригинальных изображений.

Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми. 
Формирующий эксперимент.

Далее с детьми проводится формирующий эксперимент, цель которого - развитие творческого воображения и фантазии.
Контрольный эксперимент.

Цель: На основе, проведенного формирующего эксперимента выявить уровень развития творческого воображения детей с помощью тестов у испытуемых.

Детям снова предложить дорисовать геометрические фигуры. 

Упражнение «Три  краски». 
Основание. Реализация воображения и фантазии.

Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие, воображение.

Предлагается ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Придумать название своей картине. 

Модифицированный тест Роршаха. 
Цель: развивает у детей творческое воображение; учит находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.

Оборудование: 10 карточек с пятнами различной конфигурации.

Ход занятия. Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом. В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна. 

Упражнение «Волшебники» 
Используется для развития чувств на базе воображения.

Предлагают детям две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей дорисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого «волшебника».


Методика« Солнце в комнате»

Основание. Реализация воображения.

Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.

Задачи. Обогащение представлений детей о солнце. Активизация вербальных реакций (высказываний) детей на музыку и детской фантазии. Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш, качественная аудиозапись музыки С.Прокофьева «Дождь и радуга»

Инструкция к проведению.

Воспитатель, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) воспитатель дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она была правильной» .

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.

Обработка данных.

В ходе обследовании воспитатель оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно» )

«Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - «Солнышко на улице»)

б) сложный ответ (переделать рисунок - «Сделать из солнышка лампу»).

Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т.д.). 

Методика "Дощечка"

Основание. Детское экспериментирование.

Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.

Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)

Инструкция к проведению.

Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Педагог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска

0,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать".

Как только ребенок сложил доску в первый раз, педагог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"

Услышав ответ ребенка, педагог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.

Обработка данных. При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОТА Тема: «Дымковская игрушка, как средство развития творческих способностей детей 4-5 лет »

Задачи данного поекта:- дать представление о промысле, содержании, назначении предметов, материалах, характерных  для  дымковской игрушки;- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, ...

Опыт работы по теме: "Нетрадиционное рисование, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Ребенок не любит рисовать?  Быстро пропадает желание работать кистью и карандашами? Данный материал поможет Вам привить у ребенка любовь к рисованию и развить у него творческие способности....

Городской семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Фокино по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, поставленные новым государственным стандартом, и нацелена на главный результат – социализацию ребенка, потребность в ...

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ по теме «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Так что же такое ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА? Сувенир? Детская забава? Магический символ? Её лепят  в детском саду и в школе, её можно встретить на сувенирных лотках для иностранцев, увидеть на фотография...

Методическая разработка на тему:" Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравст...

Статья на тему "Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Актуальность темы заключается в том, что нетрадиционная аппликация в продуктивной деятельности является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляю...

Самообразование по теме: «Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»

Самообразование по теме: «Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»...