ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ по теме «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
материал

Солодовникова Ирина Николаевна

Так что же такое ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА? Сувенир? Детская забава? Магический символ? Её лепят  в детском саду и в школе, её можно встретить на сувенирных лотках для иностранцев, увидеть на фотографиях искусствоведческих альбомов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_2019.docx440.17 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 по теме

«ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА,

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

образовательная область

художественно-эстетическая

возраст детей от 5 до 7лет

                                                                                                             

Разработала:

                                                                                   Воспитатель: Солодовникова Ирина Николаевна

Тейково

2019 год

                                   

 ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение
  • Актуальность выбранной темы
  • Проблема (идея)
  • Цель
  • Задачи, поставленные для реализации проекта
  • Вид проект
  1. Этапы проекта и ожидаемые результаты
  • I этап –подготовительный
  • II этап – исследовательский
  • III этап – практический
  • IV этап – итоговый
  1. Выводы
  2. Рефлексия проектной деятельности
  3. Приложения

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Наше национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Что бы мы хотели узнать об этом? Зачем нам это нужно? Чему мы хотели научиться? Выполняя проект, мы ответим на все вопросы и узнаем много полезного и интересного.

Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее сшита рубаха, тоньше соткан сарафан, хочешь прослыть добрым женихом – руби дом, не только прочно, но и ладно не жалей сил на резьбу. Секрет любого мастерства – это, прежде всего терпение и трудолюбие. А ведь настоящее мастерство не всем удается.

                                   ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА:

«Игрушка, в которую никто не играет…»

Так что же такое дымковская игрушка? Сувенир? Детская забава? Магический символ? Её лепят  в детском саду и в школе, её можно встретить на сувенирных лотках для иностранцев, увидеть на фотографиях искусствоведческих альбомов. Дымковская игрушка входит в нашу жизнь  под маркой "традиционное русское народное", но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять "изюминку" своеобразной манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение древних славян, так или иначе отраженное в дымковской игрушке.

ЦЕЛЬ  САМООБРАЗОВАНИЯ

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Познакомить детей с народным промыслом «Дымковская игрушка». Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников, воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, через ознакомление детей с народными традициями декоративно-прикладного искусства.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Изучить истоки дымковской игрушки.
  2. Выявить разнообразие форм геометрических орнаментов, цветовую гамму.
  3. Научить превращать глину, пластилин в дымковскую игрушку.
  4. Развивать художественный вкус, учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого  и современности.
  5. Воспитывать интерес к народному творчеству и бережное отношение к традициям народа.
  6. Развивать детское творчество
  7. Создать коллекцию дымковских игрушек, оформить выставку

                 ВИД ПРОЕКТА:  ТВОРЧЕСКИЙ,  ДОЛГОСРОЧНЫЙ  - 2 ГОДА

 Формы работы: 
Занятия, беседы, познавательные рассказы воспитателя:
Рассматривание иллюстраций и изделий дымковских мастеров.
Беседа о "Дымке".
Раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек
Изображение основных элементов дымковской росписи в порядке усложнения.
Беседа с детьми "Из чего делают дымковские игрушки".
Занятие "Знакомство с дымковской игрушкой".
Занятие "Волшебные лошадки".

Занятие "Росписи".
Занятие "Барышня-водоноска".
Занятие "Петушок".

Занятие "Сказочный баран".
Занятие «Барыня» (итоговое занятие).
Чтение и заучивание стихотворений о дымковских игрушках.
                                 

                   ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ: 
 

Доклад "Художественно-эстетическое воспитание детей в семье"
Беседа с родителями "О значении дымковской игрушки в жизни детей"
Доклад "Влияние народных промыслов ("дымка") на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"

Презентация «Дымковская игрушка»

                                   

                         ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА: 

Подбор литературы о народном промысле "Дымка", иллюстраций и поделок (дымковских изделий).

Создание презентации «Дымковская игрушка»

Составление папки
Оформление уголка творчества (на протяжении проекта)
Изготовление плоскостных силуэтов дымковских игрушек

Изготовление дымковской игрушки из глины и пластилина

                                       

                                            ЭТАПЫ ПРОЕКТА

I этап –подготовительный

Подобрать необходимую литературу, иллюстрации, наглядные пособия

Создание презентации «Дымковская игрушка»

II этап –исследовательский

1. Узнать историю зарождения народных промыслов на Руси.

2.Изучить историю дымковской игрушки, проследить её развитие.

3.Изучить узоры при росписи игрушки.

                              ожидаемые результаты:

У дошкольников будут развиваться творческие способности, историческая и культурная память. Этап способствует расширению и уточнению знаний обучающихся о народных промыслах

III этап – практический

1.Применить знания об узорах при росписи игрушки; продумать свой узор.

2.Нарисовать эскизы игрушек: козлик, баран, лошадка, барыня.

3.Изготовить (слепить) и расписать дымковские игрушки.

ожидаемые результаты:

Научить лепить  раскрашивать игрушки по мотивам дымковской, использовать в работе знания об узорах, умение составлять орнамент из геометрических фигур при оформлении игрушки.

IV этап – итоговый

1.Обобщение результатов работы

2.Выступление детей перед родителями и педагогами «Что мы узнали о дымковской игрушке».

3.Оформить выставку игрушек «Народная игрушка из Дымково».

                            ожидаемые результаты:

Повышение уровня детского творчества. Воспитание художественного вкуса, трудолюбия, чувства товарищества и взаимопомощи. Усвоение понятия, что и в наше время дымковская игрушка не потеряла своей ценности. А игрушка,  сделанная по мотивам дымковской, своими руками, может принести радость и быть полезной.

                     

РЕФЛЕКСИЯ  ПРОЕКТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Оценивание качества результатов:

Данная проектная деятельность максимально способствовала  раскрытию творческого потенциала ребёнка, воспитывает индивидуально выраженную, креативную личность. Дети создавали прекрасные игрушки, обращаясь к истокам народного творчества, в которых, наряду с точным использованием техники выполнения поделки, дети постарались передать свой внутренний мир, внести своё я, создать свой орнамент в росписи игрушки.

Дымковская игрушка, первоначально предназначавшаяся для игры, для забавы, для сердечного восхищения, несёт детям радость познания и коллективного труда,  приобщает к народному мироощущению, заключает в себе огромный творческий импульс, После выполнения индивидуальных игрушек возникает радостное восхищенное чувство сопричастности с историей родины, чувство удовлетворения от проделанной работы.                                                     

2. Приобретены рефлексивные, поисково-исследовательские умения, навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве.

При создании народной игрушки, у детей формируются такие качества, как умение планировать свою работу. Дети учатся общаться между собой, выслушивать мнение другого, совместно выбирать орнамент для росписи игрушки, активно проявилось умение самостоятельно работать. Раскрылись творческие и организаторские способности, совершенствовались навыки оценочной деятельности готовых изделий.

После завершения проекта дошкольники приобрели следующие умения:

  • личностные: работа в группе, коммуникабельность, взаимопомощь, коллективизм;
  • умение делать выводы; развитие речи, мышления, познавательные компетенции;
  • знания о декоративно-прикладном творчестве России.
  • Повысился уровень детского художественного творчества

Я  убедилась, что правильно организовала свою работу по самообразованию. Ведь она помогла повысить мой профессиональный уровень, а продуктивная деятельность, помогла у детей развивать интегративные качества (творческое воображение, коммуникативные навыки, любознательность, способность принимать позицию другого человека, сблизить родителей и детей и многие другие качества).

 

          Формула успеха заключается во взаимной привязанности детей, родителей и воспитателя - увлечённых любимым делом.

Результат моей работы:

-   собран материал по изготовлению и росписи дымковской игрушки в
непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности
детей;

-   составлены конспекты НОД по изучению и созданию игрушки;

-   пополнена и обновлена предметно -развивающая среда группы;

-   созданы презентации по истории дымковской игрушки;

-   составлена картотека этапов изготовления игрушек;

-   создан мини-музей в группе;

- удалось заинтересовать и  вовлечь семьи воспитанников в творческий
процесс.

Этой проделанной работой я довольна. При реализации поставленной цели получила положительный опыт, который смогла передать родителями, и, несомненно, самим детям.

Весь материал был обобщен, систематизирован, проведен мастер-класс
для родителей с детьми подготовительной группы. Собранным
материалом и литературой могут воспользоваться педагоги, заинтересовавшиеся данной темой.

Приложения к проекту:

Приложение 1.Истоки дымковской игрушки (сообщение для детей)

Приложение 2. Мастера дымковской игрушки

Приложение 3. Технология изготовления дымковской игрушки

Приложение 4. Стихотворения о дымковских игрушках.

Приложение 5. Влияние народного промысла «Дымково» на развитие детского творчества

                                                                                                                  Приложение  1

                              ИСТОКИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ

Дымковская скульптура давно стала народной скульптурой. Отличие этого промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.

    Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.

          Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они "военную" хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой "Свистуньей".

         А известно ли Вам, что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила  Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд. Орнамент может быть одноцветным и многоцветным, выполнен рельефно или выпукло.

       Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится из глины, обжигается в печи и по белому меловому грунту ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото. Изображаются животные, всадники (обычно свистульки), дамы в кринолинах, кавалеры, сказочные персонажи, бытовые сценки.

         Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, веселых каруселях – продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства, бережно сохраняется архаика древних образцов. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре.

      Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке, Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.

                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                  Приложение  2

                                 МАСТЕРА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ

Ворожцова Тамара Дмитриевна - член Союза художников России» (2006).                

Родилась 7 января 1962 года в д. Трилесино Горецкого района Могилевской области Беларусской ССР. Закончила Кировский политехнический институт (1980-1986).Работает в промысле с 1991 года. Училась у своей свекрови А.И. Ворожцовой.  Участник выставок в различных городах России с 1996 года.         Игрушки мастерицы хранятся в нескольких коллекциях музеев России.

        Верещагина Людмила Дмитриевна                                        

Родилась в 1950 г. в г. Кирове. В 1971 г. окончила педагогическое отделение Кировского училища искусств. В мастерские дымковской игрушки пришла в 1972 г., обучалась у А.В. Кузьминых. Член молодежного объединения Кировской организации Союза художников РСФСР (1989). Участница ряда художественных выставок. Участница выставок в Неаполе, Палермо, Улан-Баторе, Братиславе, Праге, семи городах Японии, многих российских (всесоюзных, российских, региональных и областных) смотров русского народного искусства. Ее уникальная игрушка хранится во многих музеях и частных коллекциях. В течение нескольких лет является членом художественного совета ВТОО «Союз Художников России» — Народный художественный промысел «Дымковская игрушка». В настоящее время — председатель художественного совета. Одна из самых её известных работ - Вятский Преображенский девичий монастырь - экспонировалась на персональной выставке, состоявшейся весной 2005 год а в областном художественном музее.

Баранова Галина Ивановна

Родилась 10 марта 1942 года в г. Кирове.

После окончания средней школы с 1958 г. обучалась у 3.В. Пенкиной, Е.3. Кошкиной, 3.И. Казаковой, Е.А. Смирновой. С 1961 г. участница многих художественных выставок. Имеет дипломы, почетные грамоты, памятные медали. В 1977-1982 гг. — член художественного совета мастерских дымковской игрушки. С 1980 г. — член СХ СССР. Обучает молодых мастериц. В конце 1984 — начале 1985 г. в КХМ и в 1985 г. в Ярославле состоялись персональные выставки.

                                                                                                                  Приложение 3

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШКИ

  • Для производства Дымковской игрушки используется глина, тщательно перемешанная с водой. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки.  
  • Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают.

ЛЕПКА  БАРЫНИ  ПО  ДЫМКОВСКИМ  МОТИВАМ

( поэтапное выполнение)

Изображение 002

 

ЛЕПКА ЖИВОТНЫХ (ЛОШАДКА, ОЛЕНЬ, БАРАН И КОЗЕЛ)

ПО - ДЫМКОВСКИ.




http://kids.moy.su/_si/0/s56678808.jpg

Из этой фигурки-основы можно вылепить и лошадку,

 и барана, и оленя, и козлика.

http://kids.moy.su/_si/0/s16929488.jpg
Чем отличается лошадка и баран? Для лошадки слепим гриву, ушки-листочки и хвост калачиком.

http://kids.moy.su/_si/0/s03814103.jpg
Для барана сделаем крутые рожки и челку-веночек.


http://kids.moy.su/_si/0/s68098124.jpg
Для оленя слепим ветвистые рога, а для козлика рога-месяцы и бородку клинышком.

                                                   

                                                 

ОТБЕЛИВАНИЕ.

ЦВЕТОВАЯ ГАММА, ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ

   Раньше, игрушки погружали в раствор мелкого молотового мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.

  Сейчас: Мы использовали водоэмульсионную краску.

  Раньше: Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а десяток: синюю, желтую, зеленую, голубую, розовую, малиновую… Начинали расписывать с самой светлой краски, заканчивали самой темной.

 Сейчас: Мы раскрашивали игрушку гуашевыми красками.

Простой узор геометрического характера: кружочки, точки, полоски.

04

ris1

05

                                                                                                       

                                                                                                           Приложение 4

СТИХОТВОРЕНИЯ О ДЫМКОВСКИХ ИГРУШКАХ

                                                                                                             

Приготовьте, детки, ушки, 
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.

В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад
К празднику весны «Свистунье»,
Их лепили стар и млад.

Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной:
Посмотрите, вот индюшка, 
Хвост, как веер расписной,

Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой  –
Вся игрушка, как цветок!

Рядом барышня – красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.
                                                                               
Брови чёрные дугою,                                           
Глазки, щёчки, алый рот
Кажется, взмахнёт рукою

И немедля в пляс пойдёт. 
                                                                         
Скоморохи, водоноски,                                    
Барыни и петухи –
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.

Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.

Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Вы увидели сегодня
Этот русский сувенир.
                                                               

                                                                                           

              Приложение 5                                                                                         

ВЛИЯНИЕ НАРОДНОГО ПРОМЫСЛА «ДЫМКА» НА ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                            (консультация  для родителей)

Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.

Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведет к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской  игрушки, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.

Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объемные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.

Детям нужно рассказать, что самый сложный узор состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки, горошины, прямая и волнистая линия и т.д.

Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.

Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Все это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.

Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки, горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.

Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ по самообразованию на тему: «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»

ОТЧЕТ по самообразованию  на тему:  «Формирование навыков пожарной безопасности  у детей среднего дошкольного возраста»...

Отчет по самообразованию на тему:"познавательное развитие через экспериментальную деятельность в старшем дошкольном возрасте".

Чем больше ребенок видел,слышал и переживал,тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он распологает в своем опыте,тем значительнее и продуктивнее при других рав...

план по самообразованию по теме «Дымковская игрушка, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Данная тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет необходимую нравственно - эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учётом регионального компонента, позволя...

отчет по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Годовой отчет по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста через различные виды деятельности"...

Отчет по самообразованию . по теме: «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста »

Отчет по самообразованию . по теме: «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми  старшего дошкольного возраста »...