Тема «Весна»
картотека (младшая группа)

Шандина Надежда Владимировна

Картотеки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Весна»

Картотека подвижных игр.

«Скворечники» Цель: учить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве; выполнять правила игры. Развивать внимание, ловкость. Ход игры: на площадке чертятся круги: на один меньше числа играющих. Это - скворечники. Все дети – скворцы. Они «летают» по площадке врассыпную. На сигнал: «По домам» - все бегут к скворечникам. Кто-то из детей остается без скворечника. Игра повторяется несколько раз. Заканчивая игру, воспитатель (пока дети бегают) чертит еще один кружок. Когда дети возвращаются, у каждого оказывается скворечник.

«Солнышко и дождик» Цель: учить выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке; упражнять в ходьбе и беге. Развивать ловкость, внимание. Ход игры: дети сидят на стульях вдоль комнаты, это их «дом». Воспитатель смотрит в окно и говорит «Какая хорошая погода, идите гулять!». Дети встают и идут в любом направлении. «Дождь пошел, бегите домой!» - говорит воспитатель. Дети бегут к стульям и занимают свои места. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит «Идите гулять. Дождь перестал!». Игра повторяется несколько раз.

«Поймай комара» Цель: упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте). Развивать умение согласовывать движения со зрительным сигналом. Ход игры: играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут длиной – 1- 1,2 метра с привязанным на шнуре картонным комаром. Длина шнура – 50 см. Воспитатель обводит прутом, «кружит комара», немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, ребенок подпрыгивает, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит «Я поймал!». Затем воспитатель снова обводит прутом круг.

«Птички и птенчики» Цель: упражнять в беге в разных направлениях, не задевая друг друга. Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, запоминать свое место. Ход игры: дети делятся на 3-4 группы по 5-6 человек, каждая группа имеет свой домик – гнездо. Дети изображают птенчиков. У каждой группы есть птичка – мать. По слову воспитателя «Полетели!» - птенчики вылетают из гнезда. Летают около дома, помахивая руками – крыльями. Птички – матери улетают подальше, за кормом. По слову воспитателя «Домой!» - птички – матери возвращаются и зовут птенчиков домой. В гнезде птенчики усаживаются в кружок и птичка – мать кормит их воображаемыми червячками.

«Через ручеёк» Цель: учить детей перепрыгивать с одного места на другое, действовать по сигналу воспитателя, ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, внимание, координацию движений. Ход игры: на площадке чертится две линии на расстоянии 1,5 – 2 м одна от другой – это ручеёк. Играющие стоят у черты, они должны перейти ручеёк по камешкам (четко начерченным кружкам), не намочив ног. Те, кто оступились – намочили ноги, идут сушить их на солнышко – садятся на скамеечку. Затем они снова включаются в игру.

«По ровненькой дорожке» Цель: учить выполнять движения по тексту: ходьба, прыжки, приседания; ориентироваться в пространстве. Развивать внимание, координацию движений. Ход игры: дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять. Воспитатель ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст: По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки. Раз-два, раз- два. По камешкам, по камешкам. По камешкам, по камешкам... В яму — бух! При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам, по камешкам», — они прыгают на двух ногах, слегка про- двигаясь вперед. На слова «В яму — бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы»,— говорит воспитатель, и дети поднимаются. Воспитатель снова повторяет стихотворение. После нескольких повторений он произносит другой текст: По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке, Устали наши ножки, Устали наши ножки. Вот наш дом — Здесь мы живем. С окончанием текста дети бегут в дом (заранее договаривают, где будет дом — на скамейке, за проведенной чертой и т. д.).

Картотека физкультминуток.

«Весна» Я давно весну ждала, Мягкой грядка быть должна, У меня свои дела. Это любят семена! Мне участок в огороде Посажу на ней цветы Нынче мама отвела. Небывалой красоты. Я возьму свою лопатку, Буду я их поливать, Я пойду, вскопаю грядку. И рыхлить, и удобрять.

«Дождик» Капля первая упала – кап! Туфли - посмотрите И вторая прибежала – кап! Мокрыми стали. Мы на небо посмотрели: Плечами дружно поведем, Капельки «кап-кап» запели. И все капельки стряхнем. Намочили лица. От дождя убежим, Мы их вытирали. Под кусточком посидим.

« ВеснавеснаПришла весна!» (Хлопки в ладоши.)

Тепло на крыльях принесла.( Короткие взмахи руками-крыльями)

И вот на самом солнцепеке (Ходьба.)

С поднятой гордой головой (Приподнять повыше подбородок.)

Расцвел подснежник голубой. (Руки в стороны.)

Посланец он весны надежный, (Наклоны туловища.)

Он не боится холодов.

За ним придут цветы другие, (Повороты влево-вправо.)

Он первенец среди цветов.

«Будем мы весну встречать»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы весну встречать (дети шагают на месте).

Весна-красна, иди скорей,

Землю солнцем обогрей! (хлопают в ладоши).

«Птички»:

Прилетели птички, птички- невелички,

Все летали, все летали, крыльями махали!

(дети бегают, машут руками)

Так они летали, крыльями махали,

На дорожку прилетали, зернышки клевали,

(дети присаживаются, «клюют зернышки»)

Картотека игр-забав.

«Солнечные зайчики» Цель: обеспечить профилактику эмоционального перенапряжения у детей, доставить радость.

«Плывут-плывут кораблики» Цель: учить пускать кораблики в лужице, продолжать знакомить со свойствами предметов (легкие предметы не тонут в воде). Расширять словарный запас понятиями, связанными с наблюдаемыми явлениями.

«На прогулке» Цель: развитие эмоциональной сферы, умения выражать различные эмоциональные состояния, снятие психо-эмоционального напряжения. Ход: педагог предлагает детям следующие игры-тренинги. « Солнышко». Улыбнись солнышку, как котик; солнце светит ярко, котику тепло, он потягивается, улыбается солнышку. Улыбнись, как само солнышко (эмоции: удовольствие, блаженство). «Теплый ветерок». Подул ветерок, он теплый, нам приятно. «Туча». Туча закрыла солнышко, она грозная, сердитая, нахмурься, как туча. «Дождик». Закапал дождик, ребятки радуются, смеются. «Ветер». Налетел ветерок, дует, капельки испугались, разлетелись в разные стороны.

Картотека пальчиковых игр.

«Подснежник»

Их видимо-невидимо, (показать все пальцы на обеих руках), не сосчитаешь ты. Кто смог такие выдумать Красивые цветы? (загибать по очереди все пальчики). Должно быть, оторвали от неба лоскуток, (поглаживать пальцы правой, затем левой руки). Чуть-чуть поколдовали – И сделали цветок! (соединить руки, вместе изображая цветок).

«Росточек»

Из земли торчит росточек (правая рука ладонью вверх, пальцы собраны в щепотку). Это - будущий цветочек. Дождик, дождик, поливай! (левая рука поднята, кисть опущена, пальцы расслаблены. Пальцы быстро шевелятся (идет дождь)) Ты, цветочек, подрастай! (правая рука медленно поднимается вверх). Вверх тянись, старайся! Солнцу открывайся. (медленно развести пальцы правой руки (распустился цветок))

«Кораблик»

Раз – плывем на корабле, Два – купаемся в реке, Три – плывем на лодке, На четыре и на пять Мы купаемся опять.

(Загибать на счет по одному пальчику на каждой руке.)

«Насекомые»

Прилетела к нам вчера полосатая пчела.( махать ладошками). А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек, два жука и стрекоза, (на каждое название насекомого загибать пальчик), как фонарики глаза. (сделать кружочки из пальчиков и поднести их к глазам).

Пожужжали, полетали, (махать ладошками), от усталости устали. (положить ладони на стол).

«Весна»

Стучат всё громче дятлы, синички стали петь. (пальцы складываем щепоткой, качаем ими). Встаёт пораньше солнце, чтоб землю нашу греть. (ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены). Бегут ручьи под горку, растаял весь снежок, (выполняем руками волнообразные движения), а из под старой травки (ладони сомкнуты "ковшом") уже глядит цветок... Раскрылся колокольчик (ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка), в тени там, где сосна, (руки стоят на столе, опираясь на локти, пальцы сжаты в кулак), динь-динь, звенит тихонько, динь-динь, пришла весна. (качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь". Динь-динь, звенит тихонько, Динь-динь, пришла весна.(качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь").

Картотека дидактических игр.

«Сложи картинку» Цель: учить складывать целое из частей, называть предметы, изображенные на картинках; развивать внимание, речь, умение доводить начатое до конца. «Что перепутал художник?» Цель: учить замечать несоответствия на картинках, называть их; развивать наблюдательность, смекалку, речь.

« Что такое хорошо и что такое плохо » Цель: уточнить представления детей об экологически правильном поведении; развивать внимание, наблюдательность, связную речь. «Чей малыш?» Цель: учить называть животных и их детенышей; подбирать соответствующие картинки; развивать речь, внимание, память. «Времена года» Цель: учить называть времена года по картинке; их характерные признаки; развивать связную речь.

«Кто где живёт?» Цель: учить называть животных, их место обитания; развивать речь, внимание, память.

«Одень куклу» Цель: учить называть предметы одежды; подбирать одежду по сезону; развивать речь, внимание, память.

Настольно-печатные игры.

«Разрезные картинки», «Времена года», «Подбери картинку», «Чей малыш?», «Чей домик?», «Дикие и домашние животные», «Найди пару».

Сюжетно-ролевые игры.

«Путешествие в весенний лес», «Лесные жители»

Картотека опытов.

« Где быстрее наступит весна?»

Цель: установить зависимость изменений в природе от сезона.

Материал: емкости со снегом, льдом.

Ход: взрослый вместе с детьми выносит на улицу форму, наполненную водой. Другую форму наполняет на прогулке снегом. По окончании прогулки заносит в помещение обе формы, оставляет в теплом месте и наблюдает в течение 1-2 часов за происходящими изменениями. Лед тает дольше. Выясняют, где быстрее наступит весна: на реке или на полянке (на полянке солнце быстрее растопит снег).

«Зачем зайчику другая шубка?»

Цель: выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Материал: кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

Ход: дети наблюдают за одеждой прохожих со сменой времени года и определяют, что зимой она становится теплее. Выясняют, что делать животным, чтобы не за- мерзнуть. Дети представляют, что рука - это «зайчик», и выбирают ему шубку на лето и на зиму (рукавички). Выходят на прогулку в этих шубках и сравнивают ощущения обеих рук. Взрослый выясняет, какую бы шубку дети хотели на зиму, какие шубки нужны зверям зимой (теплые, плотные, с длинным мехом, пушистые). Наблюдения зарисовывают в виде символов.

«Солнечные зайчики»

Цель: понять причину возникновения солнечных «зайчиков».

Материал: зеркала.

Ход: вспомнить стихотворение о солнечном «зайчике». Когда он получается? Показать, как с помощью зеркала появляются солнечные «зайчики». Предложить детям попробовать самим поймать его. Что нужно сделать? Поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении. Как спрятать солнечного «зайчика»? Закрыть зеркало ладошкой.

«Лужи – зеркала»

Цель: познакомить детей с понятием «отражение».

Ход: подойти к луже и посмотреть в нее. Что там увидели? В лужах отражаются предметы. Предложить аккуратно постучать лопаткой по воде, образуя волны. Что видно? Почему нет отражения? Объяснить, что отражение бывает только в спокойной воде.

Картотека наблюдений.

За солнцем. Цель: учить замечать изменения, происходящие в природе весной. Развивать речь, мышление. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

За небом. Цель: учить детей обращать внимание на состояние неба, определять, какое оно. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать интерес к окружающему миру.

За ветром. Цель: учить определять ветер и силу ветра, уточнить, какой бывает ветер весной. Развивать речь, мышление. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

За птицами. Цель: расширять представления о птицах (внешний вид, как передвигаются, что едят, перелетные или зимующие). Развивать внимание, наблюдательность, память. Воспитывать интерес к природе.

За насекомыми. Цель: расширять знания детей о жизни насекомых. Расширять словарный запас детей. Воспитывать бережное отношение к миру природы.

За деревьями. Цель: дать детям понятие «почки», рассказать, когда они появляются; расширять представления детей о деревьях, об их значении в нашей жизни. Развивать речь, мышление. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

За дождем. Цель: формировать реалистические представления об окружающей природе. Расширять представления и знания детей о явлениях природы весной. Развивать речь, внимание, наблюдательность, память. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

За лужами, за ручьями. Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды. Развивать речь, внимание, наблюдательность, память. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по теме "Весна.Приметы весны.Родной край весной."

В данном материале указаны все занятия, все виды игр, различные виды гимнастик  по данной теме....

Презентация на тему "Весна"; Конспект занятия на тему "Поможем весне своими знаниями"

Презентация на тему "Весна"; Конспект занятия на тему "Поможем весне своими знаниями"...

Май. 2 - я неделя. Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной».

Лексическая тема:  «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы  весной»....

Конспект ООД по изобразительной деятельности для детей 3-4 лет по теме «Весна. Признаки весны». Тема: «Сосульки на крыше»

Конспект ООД по изобразительной деятельности для детей 3-4 лет по теме «Весна. Признаки весны». Тема: «Сосульки на крыше». Конспект предназначен для детей второй...

Технологическая карта логопедического занятия тема: «Автоматизация звука [Р] в словах» Лексическая тема: «Весна. Признаки весны».

Ф.И.О.учителя-логопедаХаланова Нина БорисовнаВозрастная группаПодготовительная группа Форма организации,количество участниковПодгрупповое занятие, 2 человекаЛогопедическое заключениеОНР (III уров...