Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ, как основной фактор, влияющий на развитие и повышение культуры владения русским языком
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Психолог Алёна Анатольевна

Российское образование для настоящего и будущего нашей страны предусматривает в современных образовательных программах все существующие основы для изучения русского языка и сохранения культуры русского народа. К сожалению, существующие проблемы развития и сохранения русского языка сегодня остаются актуальными. Русский язык- наше богатство, наше достояние и культура! Эдуард Успенский говорил: «Все, что люди в мире совершают действительно человеческого, совершается при помощи языка». Важно из этих слов выделить основную мысль о том, как актуально беречь русский язык, без него люди будут ограничены в своих возможностях и действиях, в мыслях и в развитии как таковом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_psihologa_i_logopeda_v_dou.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ,

как основной фактор, влияющий на развитие и повышение

культуры владения русским языком

Авторы:

Сидорова Алёна  Анатольевна: педагог-психолог  

Наливных Татьяна Владимировна: учитель-логопед

МДОУ  ИРМО  Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»,

Иркутский район

«Русский язык не только средство общения,

но и «Надежда и опора» всей моей жизни»

И.С.Тургенев

Российское образование для настоящего и будущего нашей страны предусматривает в современных образовательных программах все существующие основы для изучения русского языка и сохранения культуры русского народа. К сожалению, существующие проблемы развития и сохранения русского языка сегодня остаются актуальными. Русский язык- наше богатство, наше достояние и культура! Эдуард Успенский говорил: «Все, что люди в мире совершают действительно человеческого, совершается при помощи языка» [1,2]. Важно из этих слов выделить основную мысль о том, как актуально беречь русский язык, без него люди будут ограничены в своих возможностях и действиях, в мыслях и в развитии как таковом.

Наступивший год ознаменован великой датой- это 75-летие Победы русского народа  в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Русские писатели и поэты вели бой с вражескими захватчика наравне с остальными. Там, в окопах, под жарким палящим солнцем летом и в зимних лютых стужах рождались русские литературные произведения, которые воспевали мощь и честь Росси во все времена. Эти труды и по сей день имеют значение для всех поколений русского человека.

Старинная мудрость напоминает нам, что человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего. Поэтому в прозе и в стихах звучит русский язык во всех образовательных учреждениях  нашей страны. С малых лет детям прививается гордость за свою отчизну и за то, что они являются носителями русского языка. Дошколята познают через общение радость удач и горечь разочарований, обретают опыт, тем самым, самоутверждаясь в настоящей и будущей жизни. Этот опыт они хранят в своей памяти всю жизнь. Наша задача, задача педагогов – научить детей правильно пользоваться накопленным опытом, чтобы русские традиции и обычаи, русское  искусство, знания о своей малой Родине, так тесно связанные с русской речью, не иссякли, а передавались будущим поколениям.

В нашем детском саду активно и на постоянной основе идет изучение русского языка и развитие русской речи. В каждой группе оформлены речевые уголки и выставки с произведениями русских писателей и поэтов, проводятся литературные часы общения, часы внеклассного чтения, где дети изучают имена и биографии писателей и поэтов. Русские- народные сказки дети изучают и в кукольном театре, как при  просмотре, так и при исполнении ролей сказочных героев.

На базе нашего дошкольного образовательного учреждения реализовывается практика «Предметно-развивающая среда, как одно из основных условий полноценного освоения, функционирования и развития русского языка в ДОУ». Усилиями педагогов, детей и их родителей в помещении детского сада (в группах и коридорах) создаются тематические рабочие зоны, направленные на изучение и закрепление полученных знаний русского языка.  Педагоги применяют созданные условия в образовательной деятельности с детьми, привлекают их к образовательному процессу и дальнейшему грамотному использованию знаний русского языка в жизни.

Одно из первых мест в функционировании данного образовательного процесса в ДОУ занимают такие специалисты как педагог-психолог и учитель-логопед. Результатом их совместной деятельности является выявление детей дошкольного возраста с различными сложными нарушениями в речевом и психическом развитии, что ведёт за собой множество коммуникативных проблем и не только. Педагог-психолог и учитель-логопед, дополняя друг друга, ведут тесное сотрудничество во всех направлениях коррекционно-развивающей работы. Это рассматривается, как необходимое звено в процессе обеспечения полноценного развития и становления личности маленького гражданина нашей страны. Дети- это будущее!  Цель и задачи психолого-логопедической взаимодеятельности сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое и/либо психическое нарушение. Эти задачи могут быть достигнуты только при тесном взаимодействии, когда, на первый взгляд, они могут быть разными, тогда следует помнить, что способы достижения результата общие, т.к. есть дети, которые нуждаются в помощи и того, и другого специалиста.

         Для проведения качественной систематической профилактической коррекционной  работы с детьми педагог-психолог и учитель-логопед широко  используют в своей работе множество различных технологий: изотерапия, логоритмика, самомассаж и т.д.  Одна из современных технологий - это шкаф (пособие) «Развитие 7 знаний». Данные технологии можно использовать в работе как с детьми ОВЗ, так и с детьми массовых групп.

         В ходе образовательной деятельности развиваются все когнитивные процессы детей, которые неразрывно связаны с речью. Пособия периодически обновляются и пополняются разнообразными наборами игровых материалов. Дети под руководством психолого-логопедического сопровождения, изготавливают игры и различные карточки-задания, направленные на изучение и усвоение русского языка, таким образом, повышая интерес, развивая воображение и коммуникативные навыки для дальнейшего интеллектуального роста. Досуг детей выстраивается также при помощи проведения традиционных русских-народных праздников: «Коляда», «Пасха», «Масленица». Данные специалисты привлекают педагогов к совместной  организации выездов с детьми и их родителями в библиотеки города, театры, краеведческие музеи. Это способствует поддержанию интереса  детей для дальнейшей деятельности в направлении изучения русского языка.

         Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда позволяет грамотно донести до сознания ребенка ценность русского языка, таким образом, профилактируя негативное влияние отдельных отрицательных элементов на изучение детьми родного русского языка и развитие речи. Необходимо отметить, что в работе также корректируется отрицательное влияние невербального виртуального общения на освоение русского в речи ребенка дошкольного возраста, поддерживается уровень значимости русского языка и русской речи в родной стране.

        Уместно было бы вспомнить слова уже упомянутого нами детского писателя Э.В.Успенского: «Без языка мы не сможем развиваться. Без развития языка ни на шаг не сдвинется ни наука, ни техника, ни ремесло. Ведь именно в языке заключается жизнь!» [3].  На занятиях детям, приводится пример слов писателя К.Г. Паустовского. Он своим призывом формирует мотивацию на сохранение родной речи: «Нам дарован самый богатый, красивый и могучий и великий язык на свете, поэтому мы должны любить и беречь не только его, но и свою страну, Родину, место, где мы родились и выросли!» [3]. Подобные цитаты русских писателей и поэтов дети с удовольствием воспринимают, таким образом, испытывая чувство гордости за родную страну.

        Возвращаясь к методике работы с пособием «Развитие 7 знаний», хочется отметить, что при изучении русского языка, особым интересом у детей пользуются карточки с  русскими-народными пословицами, например: «Хороша книга, да плох чтец»; «Не на пользу книги читать, коли одни вершки глотать» и мн.др. Дошкольники подготовительных и старших групп, соревнуясь друг с другом, поясняют смысл представленных на карточках пословиц. Язык детей становится красивым тогда, когда его изучение грамотно и правильно организовывается  компетентными  педагогами.

        В заключении хочется обратиться к словам знаменитого писателя А. Куприна: «Красивым и выразительным язык становится лишь в умелых руках и опытных устах» [3].

Источники :

  1. frazy.su/10822-kak-vyskazyvalis
  2. znanija.com/task/3401951 
  3. ecoprog.ru/slova-izvestnyh-

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога психолога и учителя логопеда при организации социализации детей в группе сверстников с речевыми нарушениями

Тема: Социализация детей с нарушениями речи в  условиях детского сада     Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л.С. Выготск...

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ

В данной статье вы можете узнать о совместной работе педагога-психолога в ДОУ....

Статья "Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ"

Статья о совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога....

Применение событийного подхода во взаимодействии педагога-психолога и учителя логопеда в ДОУ

Организация и реализация событий во взаимодействии педагога-психолога и учителя логопеда рассматривается как относительно самостоятельная цель обучения и воспитания, которая заключается в насыщении жи...

Кружок "Любознайки" по лексическим темам.Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности

Кружок "Любознайки" по лексическим темам. Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий педагога-психолога совместно с учителем-логопедом «Путешествие ко дну морскому».

Цель: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:1. Образовательные:расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;активизировать словарь...

Интегрированное занятие педагога-психолога ДОУ и учителя-логопеда "Путешествие в зимний лес"

Задачи:Коррекционно-образовательные.Закреплять знания о временах года, о характерных признаках зимы, сезонных изменениях в природе.Расширять представление детей о внешнем виде и образе жизни лесныхзве...