Художественно-эстетическое развитие детей группы Монтессори
статья

Карачкова Татьяна Николаевна

М. Монтессори была сторонником идеи о том, что творчество, в том числе и детское творчество есть конструирование нового из первоначального интеллектуального материала, собранного в окружающей среде  с помощью утончения чувств и развития моторики руки. Художественное творчество сообразно природе ребенка и призвано «готовить руку ребенка к движению, глаз – к видению, душу к чувствованию».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvenno-esteticheskoe_razvitie.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое развитие детей группы Монтессори

М. Монтессори была сторонником идеи о том, что творчество, в том числе и детское творчество есть конструирование нового из первоначального интеллектуального материала, собранного в окружающей среде  с помощью утончения чувств и развития моторики руки. Художественное творчество сообразно природе ребенка и призвано «готовить руку ребенка к движению, глаз – к видению, душу к чувствованию».

Цель: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Условно делим область художественно-эстетического развития на направления:

  • творческая изобразительная деятельность;
  • музыкальное развитие.

В идеале эти направления могут быть взаимосвязаны, и деятельность в них реализована через проектную, творческую деятельность, где, например, по сочиненной детьми сказке, ставится театральная постановка, подбирается музыкальное сопровождение, ставятся танцы-импровизации, сооружаются детьми простейшие декорации и костюмы.

В творческой изобразительной деятельности реализуются следующие задачи:

- Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету, способствовать формированию развитию наблюдательности.

- Знакомить с разными техниками и материалами изобразительной деятельности, создавать условия для их использования в творческом замысле.

- Способствовать формированию умения изображать предмет в рисунке, скульптуре, конструкторских форм.

- Способствовать формированию представлений о разнообразии цветов и оттенков, использовать их в рисунке.

- Знакомить с декоративным творчеством; способствовать формированию умения создавать узоры по мотивам народных росписей, творчески применять при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

- Знакомить с видами искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк), произведениями изобразительного искусства, с художниками, скульпторами.

- Расширять знания детей о творческой деятельности, ее особенностях; учить называть виды художественной деятельности, профессию деятеля искусства (художник, композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор театра, архитектор и т. п).

- Расширять представления детей об окружающей среде (оформление помещений, участка детского сада, парка, сквера).

- Поддерживать стремление любоваться красотой объектов окружающей среды: изделиями народных промыслов, природой, архитектурными сооружениями.

- Поощрять стремление самостоятельно оформлять группу, участки, создавать выставки.

Деятельность детей:

Плетение:

- вплетать полоску бумаги в картонный прямоугольник с прорезями

- усложнять плетение из бумаги от одной до нескольких полосок, использовать полоски волнистой формы, разного цвета, с разным чередованием, на основах разной формы (прямоугольник, круг, квадрат), составление композиций «Коврик» плести цветными шнурами, плести с использованием узлов макраме.

Сгибание

- сгибание бумажного квадрата по диагонали

- сгибание по двум диагоналям,

- сгибание к центру,

- сгибание прямоугольной, треугольной, круглой форм по средней линии

- использовать полученные заготовки в композициях, поделках оригами.

Резание

- узких полосок бумаги одним нажатием ножниц

- широких полосок бумаги двумя и несколькими нажатиями с продвижением

по прямой начерченной линии, по волнистой, по спирали

- резание сложенной бумаги

- симметричное вырезание из сложенной пополам бумаги

- гирлянда

Рисование

- Рисование карандашами, рисование цветными ручками, мелками, фломастерами.

- Рисование красками:

- рисование-экспериментирование с помощью различных предметов (печати, щетки, нить, разрезанный пополам картофель, предметы с круглыми кромками, например, крышка для банки, маленькая пластиковая чашки, пробка, катушка)

- рисование разными материалами (гуашь, акварель, пастель,  уголь, мел)

- Рисование с сочетанием разных материалов, техник

- Рисование на песке

Экспериментирование с цветом

- смешение красок

Экспериментирование с материалами

- сжимание, сгибание, соединение разных материалов (бумага, картон, пластик, пластилин, глина и пр.)

Лепка

- исследование свойств пластилина, глины, теста (сжимание, скатывание, раскатывание, сплющивание)

- лепка с натуры

- лепка по представлению

- лепка посуды, фигуры человека, народной игрушки

Конструирование

- работа с сенсорным Монтессори-материалом

- плоскостное моделирование из бумаги (складывание пополам, в 3,4. и более раз)

- конструирование из бумаги простых модулей (цилиндр, конус), соединение - простых модулей в мобиль

- оригами

- конструирование из кубиков, лего, пластин

- конструирование из бросового материала (коробки, банки, пластиковые бутылки)

Склеивание, аппликация

- вводные упражнения (приклеивание заготовленных форм, фигур из бумаги на основу, напр., ватман или альбомный лист)

- склеивание бумажной полоски в кольцо, склеивание двух форм

- украшение предметов заготовленными формами

- создание коллажей

- создание аппликаций из разных материалов: бумага, ткани, природный материал (крупы, листья, семена, ракушки…)

Знакомство с народным искусством

- знакомство с народными промыслами (каслинское литье, жостовские подносы, дымковская, филимоновская игрушки, хохломская, городецкая роспись)

- продуктивная деятельность (передавать в собственной деятельности элементы народного творчества)

Знакомство с классическим искусством

- знакомство с художниками-пейзажистамми, портретистами, иллюстраторами

- оформление тематических выставок

- посещение художественных выставок

Примерные формы и приемы организации образовательного процесса  изодеятельности:

Непосредственно образовательная деятельность:

  • Занятие
  • Дидактические игры
  • Наблюдение
  • Рассматривание
  • Чтение
  • Обыгрывание незавершённого рисунка
  • Коллективная работа
  • Обучение
  • Создание условий для выбора
  • Опытно-экспериментальная деятельность
  • Беседы
  • Творческие задания:

Образовательная деятельность в режимных моментах:

  • Наблюдение
  • Рассматривание
  • Беседа
  • Рассматривание интерьера. Проблемные ситуации
  • Обсуждение
  • Проектная деятельность
  • Дизайн
  • Занимательные показы
  • Индивидуальная работа
  • Тематические праздники и развлечения

Самостоятельная деятельность детей:

  • Сюжетно-ролевые игры
  • Наблюдение
  • Рассматривание
  • Сбор материала для оформления
  • Экспериментирование с материалами
  • Рассматривание предметов искусства

Образовательная деятельность в семье:

  • Беседа
  • Рассматривание
  • Наблюдение
  • Рассказы
  • Экскурсии
  • Чтение
  • Детско-родительская проектная деятельность

В музыкальной деятельности:

Музыка – одно из важнейших средств развития ребенка, его чувственной и духовной сферы жизни. Восприятие детьми мира звуков происходит через чувственное сравнение абсолютной тишины покоя  с  музыкой и шумами, производимыми любым движением. Упражнения в этом сравнении способствует утончению слуха и помогают формированию музыкальной интуиции ребенка. Монтессори называла их упражнениями в тишине, и они являются одной из составляющих музыкального воспитания в детском саду.

Вторая составляющая музыкального воспитания заключается в пробуждении чувства ритма и «в поощрении к спокойным и координированным движениям тех мускулов, которые уже вибрируют в тишине неподвижности». Движение в ритме и темпе музыки, «уроки тишины» и несложные песенки с движением, которые очень любят дети – являются обязательными ежедневными «музыкальными процедурами», которые проводятся педагогами группы.

Реализуются следующие задачи:

Слушание

- Приобщать детей к народной и классической музыке.

- Приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус.

- Знакомить с музыкальными жанрами.

- Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости на произведение.

Музыкально-ритмические движения

- Способствовать формированию умения придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами.

-  Способствовать развитию танцевально-игрового творчества; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.

- Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.

- Знакомить с национальными плясками.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество

- Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т.п.).

Пение

- Способствовать развитию певческих навыков, совершенствованию певческого голоса и вокально-слуховой координации.

- Способствовать формированию практических навыков выразительного исполнения песен индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

Песенное творчество

- Способствовать формированию умения самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.

Примерные формы, приёмы организации образовательного процесса

музыкального развития:

Непосредственно образовательная деятельность:

  • Слушание (музыкальные сказки, инструментальная музыка)
  • Беседы с детьми о музыке Музыкально-дидактическая игра
  • Театрализованная деятельность
  • Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности
  • Рассматривание портретов композиторов

Образовательная деятельность в режимных моментах: 

  • Использование музыки:

-на утренней гимнастике

- во время умывания

- в сюжетно-ролевых играх

- перед дневным сном

- при пробуждении

  • Музыкально-дидактическая игра
  • Индивидуальная работа 
  • Праздники
  • Развлечения
  • Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов

Самостоятельная деятельность детей: 

  • Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «телевизор»
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Импровизация мелодий на собственные слова, придумывание песенок
  • Придумывание простейших танцевальных движений.
  • Инсценирование содержания песен, хороводов
  • Составление композиций танца
  • Музыкально-дидактические игры
  • Игры-драматизации
  • Детский ансамбль, оркестр

Образовательная деятельность в семье:

  • Посещения музеев, выставок, детских музыкальных театров
  • Прослушивание аудиозаписей.
  • Просмотр иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов
  • Просмотр видеофильмов
  • Обучение игре на музыкальных инструментах

Цель педагога — выстроить образовательную среду, организовать продуктивный и познавательный процесс, а так же с помощью наблюдения анализировать продуктивную деятельность детей с точки зрения их художественно-эстетического роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план воспитательно – образовательной работы ГККП «Детского сада № 2 «Жулдыз» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей на 2014 - 2015 учебные годы

Задачи  на 2014 -2015 учебный год:1. Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития в    соответствии с ГОСО РК. Формировать здоровый...

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Авторская программа кружка по художественно-эстетическому направлению развития детей в разновозрастной группе «Волшебные сказки» на 2015-2016 уч.год МБДОУ «Детский сад с.Каменка» Красноармейского района Саратовской области В

I.Пояснительная запискаНаши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старш...

Конспект НОД по реализации задач познавательного, художественно-эстетического, речевого развития детей второй младшей группы "Водичка, водичка..."

Материал подготовлен с целью способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации, формированию представлений об объектах окружающего мира....

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...