Педагогика Марии Монтессори в современной дошкольной организации.
статья

Карачкова Татьяна Николаевна

Современный заказ государства ориентирован на развитие качеств личности, на субъект - субъектные формы отношения, на развитие интеллекта, на развитие позитивного отношения к миру, на развитие эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам, на развитие индивидуального образовательного пространства, на развитие мотивации саморазвития, совершенствования, личностно-ориентированный подход  рассматривается как потребность воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_2.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогика Марии Монтессори  в современной дошкольной организации.

Современный заказ государства ориентирован на развитие качеств личности, на субъект - субъектные формы отношения, на развитие интеллекта, на развитие позитивного отношения к миру, на развитие эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам, на развитие индивидуального образовательного пространства, на развитие мотивации саморазвития, совершенствования, личностно-ориентированный подход  рассматривается как потребность воспитания.

Важным приоритетом является необходимость внедрения в практику ДОУ инновационных образовательных технологий, отвечающих требованию ФГОС ДО.

Инновационной деятельностью для нашего ДОУ стало внедрение в практику педагогики итальянского врача, психолога и педагога Марии Монтессори. В современной ситуации этот педагогический опыт является актуальным,  так как, используя гуманистический подход к ребенку и ставя его в центре своей педагогической системы, педагог подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребенка.

Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.

В соответствии с  ФГОС для реализации программы « Педагогика М.Монтессори»  в моей группе создаются следующие требования:

  • К условиям организации образовательного пространства
  • К подготовленным педагогам
  • К образовательной программе

Мою  группу посещают дети разного возраста от 3 до 6 лет. Разный возраст детей – один из главных принципов группы Монтессори. Младшие тянутся за старшими, развиваясь быстрее, проявляют интерес к более сложным упражнениям.  Старшие, естественным образом привыкают заботиться о малышах, приобретают самостоятельность и ответственность. То есть работают принципы большой семьи. Ребенок в  группе  успевает побыть и младшим-ведомым и старшим-ведущим. Таким образом, разновозрастная группа даёт много возможностей для личностного и интеллектуального роста детей, социализации, обучения.

В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создана специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно.

Инновационная направленность педагогического опыта заключается в самом главном принципе системы Марии Монтессори: каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде.

       Вместо общих занятий, когда все дети слушают одного взрослого, в Монтессори-классах день начинается со свободной работы. Каждый ребёнок сам выбирает, чем ему заняться, а так же место  - где ему заниматься - за столом или с определенным материалом, на коврике на полу, ребенок осваивает  различные навыки постепенно, в его собственном темпе, развивая самоконтроль и самоуважение.

Всё это время дети абсолютно свободны в своих движениях, действиях и желаниях. Как правило, во время свободной работы один ребенок успевает сменить несколько видов деятельности, чего нет в других методах дошкольного образования. Во время свободных занятий детей Монтессори-педагог проводит индивидуальные занятия с ребенком в виде трехступенчатых уроков или презентаций нового материала.

Предметно-развивающая среда группы разбита на зоны:                                              

  1. Зона практической жизни  

 В этой зоне дети  учатся самообслуживанию, заботе об окружающем мире

  1. Зона сенсорного развития    

           В этой области ребенок учится использовать свои чувства при изучении окружающего мира – с помощью материалов  он развивает свое зрение , осязание , слух.

  1. Математическая зона

Здесь ребенок осваивает порядковый счет, учится операциям сложения, вычитания, учится работать с дробями, работает с 4-х значными числами.

  1. Зона русского языка и развития речи      

          В данной зоне идет работа по моторной подготовке к письму, работа на развитие фонетического слуха, обучение письму и чтению.

Весь материал расположен на открытых полках на уровне не выше 1 метра от пола, что обеспечивает ребенку свободу выбора. Каждый материал представлен в одном экземпляре. Все материалы, с помощью которых дети познают мир, выполнены из экологически чистых продуктов – дерево, гипоаллергенные красители, натуральные ткани.

Вся моя работа построена в соответствии с ФГОС и чтобы работать педагогом в группе Монтессори, нужна специальная подготовка, поэтому я прошла долговременные курсы в Центре Монтессори г.Москва. На тот момент было не достаточно методической литературы и было много вопросов по созданию группы поэтому для воплощения знаний в реальность участвовала в разработке собственной программы по системе М.Монтессори в детском саду, по которой наша группа начала работать.На сегодняшний день издана  основная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори.» под редакцией Е.Хилтунен.

У нас есть возможность сравнить уровень показателей детей группы Монтессори и детей из группы общеразвивающей направленности(от рождения до школы)

Анализ   результативности   педагогической диагностики   показывает   положительную   динамику     развития   воспитанников группы Монтессори (уровень интегративных показателей у них  на порядок выше).

В 2014-2015 году  я выпустила  ребёнка, который прошёл курс программы Монтессори от 3 до 6. У нас существует  система работы по преемственности с начальным общим образованием , в рамках которой  мы отслеживаем успеваемость своих выпускников. Следует отметить, что дети учатся на хорошо и отлично.

Система Монтессори  в нашем посёлке очень востребована среди современных родителей, которые задумываются о развитии своих детей.  Так как  нет возможности охватить всех желающих посещать группу Монтессори ,я провожу  уже 3 год трёхчасовые занятия по этой методике внеурочное время, т.е. по субботам.  Я с уверенностью могу сказать, что видна положительная  динамика развития детей,  родители результатами  усвоения программы    удовлетворены,  и дети с большим удовольствием приходят ко мне на занятия.   Ребёнок, посещающий субботние занятия по методике Монтессори,  занял в международном конкурсе « Обучение с увлечением»  2 место.

Моими первыми помощниками являются родители воспитанников. Один раз в месяц провожу родительские собрания, на которых показываю новый Монтессори –материал. Еженедельно на стенде обновляется информация с темами презентаций материала.  Родители всегда поддерживают меня, задают вопросы, потому что они как и я заинтересованы в конечном продукте.

Система Монтессори соответствует требованиям ФГОС,  жалко, что она поздно пришла в наше образование. Мне очень хочется, что б не только в нашем учреждении, но и других садах нашего района открылись такие группы Монтессори.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогика Марии Монтессори – что это такое?

Сущность педагогической теории М. Монтессори характеризуют три ведущих положения: * воспитание должно быть свободно. * воспитание должно быть индивидуально. * воспитание должно опиратьс...

Метод научной педагогики Марии Монтессори – ключ к пониманию условий, необходимых для успешной социализации детей дошкольного возраста

В вопросах педагогики, когда речь заходит об особенностях организации обучающего пространства, диалоге взрослого и ребенка, о необходимости привлечь внимание детей к тайнам мироздания, о том, как учит...

«Сенсорное развитие детей с использованием элементов педагогики Марии Монтессори».

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деят6ельностью. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном во...

Консультация - презентация для педагогов "Технология использования педагогики Марии Монтессори в самостоятельной деятельности детей от 3 до 7(8)лет"

Мария Монтессори — выдающийся итальянский педагог, врач, философ, создатель уникальной системы воспитания и развития детей. Ее работы  завоевали признание у воспитателей и родителей во всем...

Презентация "Основные положения педагогики Марии Монтессори"

Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания малышей....

Организация работы клуба "Педагогика Марии Монтессори"

Сегодня возрастают требования к качеству дошкольного образования, актуальна оперативная, гибкая система продуктивного взаимодействия педагогов. В связи с этим возрастает роль методических объеди...

Педагогика Марии Монтессори в работе с детьми с ОВЗ

Педагогическая  система Марии Монтессори, рассматривает процесс развития и образования ребенка с точки зрения антропологии,   выделяя основные сенситивные периоды его роста  и...