«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)

для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа с.Катравож имени Героя Советского Союза А.М.Зверева»

Мастер – класс для педагогов

 «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

        Воспитатель: Сетнерова И.С

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – 
он будет долго и напрасно мучиться,
 
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».

 К.Д. Ушинский

Цель:

- Ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;

Задачи:

- раскрыть понятие мнемотехники;

- познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;

Оборудование:

Листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблицы; слайдовая презентация.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представления о мнемотехнике;

- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

 Форма проведения: 

Педагоги, без участия детей.

Сообщение и практическая работа.

 

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня на нашей встрече я хочу познакомить с использованием приемов  «Мнемотехники» (слайд 1-8)

 Педагоги от родителей часто слышат такие слова:  «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому такой прием как мнемотехника позволяет быстрее развивали детскую память.

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения. Послушайте  четверостишие стихотворения Самуила Яковлевича  Маршака «Папин  праздник»: (слайд 10 показ стихотворения)

Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко, 
Змейкой мчится по земле лёгкая позёмка. 
Поднимаясь, мчатся вдаль самолётов звенья. 
Это празднует февраль армии рожденья

  Я хочу пригласить 3-х желающих. Для разучивания стихотворения.

Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю, зарисовать схематично стихотворение. (раздаются небольшие четверостишие)

1. Кораблик

Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня...

2. Бычок

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

3. Зайка

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

А пока педагоги рисуют, я хочу предложить еще один вид работы с мнемодорожками и мнемотаблицами. Это использование готовых схем чистоговорок, потешек, загадки.(слайд 11-14)

   А теперь мы прочтем стихотворение по мнемотаблице которые приготовили наши педагоги. Глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

– Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

Выводы

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Применение мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе....

«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста....

Планирование по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Планирование воспитателя по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи:-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принцип...