Формирование у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни
статья (старшая, подготовительная группа)

Пшеничная Наталья Сергеевна

Cтатья описывает опыт работы инструктора по физической культуре по формированию у воспитанников старшего дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни, используя метод проектной деятельности. Статья будет полезна инструкторам по физической культуре и воспитателям детских садов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни

В настоящее время негативная тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России и особенно детей делает проблему воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) особенно актуальной. Изменить ситуацию способно формирование ответственного отношения к здоровью, его укреплению. И происходить это должно в дошкольном возрасте, так как именно в это время формируются основы здоровья, основные жизненные привычки и ценности, выносливость организма, его работоспособность, а также качества, которые необходимы для полноценного личностного развития. В дошкольный период у ребёнка необходимо сформировать:

  • Знания о правилах гигиены, ухода за своим телом;
  • Знания о наиболее опасных факторах риска для здоровья и жизни;
  • Знания об устройстве человеческого организма, об органах, нуждающихся в особой защите;
  • Знания о собственном физическом развитии и уровне физической подготовленности.

Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста будет успешным только при условии организации в образовательном учреждении и семье целенаправленного и систематического воспитательно–образовательного процесса взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, в котором педагогический коллектив дошкольного учреждения должен выступать инициатором и координатором.

   Для решения вышеизложенной проблемы я обратилась к методу проектов, так как именно он:

  • Основан на системном и деятельном подходе к решению педагогических задач, интеграции образовательных областей.
  • Предлагает взаимодействие детей, педагогов и родителей.
  • Реализуется с учётом индивидуальных и возрастных особенностей.
  • Включает в себя различные виды деятельности и формы взаимодействия.
  • Способствует творческой самореализации.

Появился проект по формированию у детей представлений о ЗОЖ «Будь здоров!»

Тип проекта: физкультурно-познавательный, долгосрочный (годовой).

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, инструктор по физической культуре, воспитатели групп, специалисты ДОУ, семьи воспитанников.

Проблема проекта: укрепление и сохранение здоровья воспитанников.

Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста основных представлений о здоровом образе жизни.

Задачи проекта для воспитанников:

  • Формировать у детей представления о здоровье, здоровых привычках и составляющих ЗОЖ: соблюдение режима дня, правильное питание, гигиенические навыки, занятие физкультурой и закаливание, соблюдение правил безопасности;
  • Развивать познавательную и двигательную активность детей;
  • Воспитывать у детей бережное и ответственное отношение к своему

здоровью.

Задачи проекта для педагогов:

  • Освоение проектного метода;
  • Повышение педагогической компетентности в вопросах формирования представлений о ЗОЖ у детей;
  • Пополнение ДОУ методическими и информационными материалами;
  • Укрепление взаимосвязи между участниками воспитательно-образовательного процесса.

Задачи проекта для социальных партнёров:

  • Повышение компетентности в вопросах укрепления здоровья детей;
  • Укрепление взаимосвязей и активизация сотрудничества с ДОУ;

Принципы реализации проекта:

1. Доступность: проект реализуется с учётом возрастных особенностей детей, предполагает адаптированность материала к возрасту детей;

2. Систематичность и последовательность: подача теоретического и практического материала осуществляется от простого к сложному, с обязательным повторением ранее усвоенных норм и правил;

3. Дифференциация: в ходе проекта создаётся благоприятная педагогическая среда для качественного усвоения основ здорового образа жизни каждым дошкольником;

4. Динамичность: осуществляется за счёт интеграции образовательных областей.

Основные методы реализации проекта:

1. Организация и проведение физкультурно-познавательных досугов, посвященных различным аспектам здорового образа жизни.

2. Консультирование родителей и педагогов.

3. Создание методической базы по данной теме.

4. Наглядные методы.

5. Творческо-деятельностные методы.

Основные этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный, включал в себя:

1. Обсуждение целей и задач проекта.

2. Подготовительная работа с педагогами.

3. Организация предметно-развивающей среды.

4. Подбор методической и художественной литературы по теме проекта.

5. Подготовка необходимого физкультурного оборудования.

6. Изучение интернет - ресурсов по теме проекта.

7. Разработка перспективно-тематического плана, разработка конспектов занятий, развлечений.

8. Подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта.

9. Подготовка консультации для родителей.

II этап – практический, включал в себя:

1. Проведение тематических физкультурно-познавательных досугов, тематических бесед.

2. Взаимодействие с социальными партнёрами.

3.Организация систематического взаимодействия с родителями, консультирование по вопросам формирования у дошкольников основ здорового образа жизни.

4. Физкультурно-оздоровительная работа

III этап – заключительный, включал в себя:

1. Проведение итогового мероприятия «Праздник здоровья».

2. Выставки творческих работ, фотоотчёты.

3. Педагогический мониторинг.

4. Презентация и обсуждение опыта работы и перспектив в совершенствовании проекта.

В основе проекта «Будь здоров!» лежит системный подход, в связи с чем реализовывался он в нескольких ведущих направлениях: повышение уровня компетенции педагогов, целенаправленное сотрудничество педагогов с семьями воспитанников, взаимодействие педагогов, совместная деятельность педагогов, родителей и детей.

Работа с детьми строилась как система физкультурно-познавательных досугов.

Досуг «Будь здоров!» был посвящён общим вопросам ЗОЖ. Дети, выполняя игровые задания, отвечали на вопросы: что значит быть здоровым? что делать, чтобы не болеть? нарушение каких правил приводит к болезни?

Досуг «Про режим дня я всё знаю и, конечно, соблюдаю!» обобщил представления старших дошкольников о важности соблюдения режима дня, о его составляющих. Специально подобранные подвижные игры позволили детям вспомнить всю последовательность режимных моментов.

Досуги «Я правильно питаюсь, расту и развиваюсь», на котором закреплялись знания о режиме питания, полезных и вредных продуктах, правилах поведения за столом и «Чистота- залог здоровья!», посвящённый вопросам гигиены, проводились в форме соревнования двух команд с использованием тематических интерактивных заданий, созданных с помощью ИКТ. Соревновательный момент и специально подобранные эстафеты способствовали наибольшей активности участников досуга.

Досуг «Знатоки спорта» проводился в форме викторины. Дети разделились на две команды и выполняли задания, предлагаемые в виде мультимедиа-презентации: повторяли виды спорта, названия спортивных атрибутов и их назначение, доступные способы закаливания. Ответы на вопросы чередовались с тематическими эстафетами.

Итоговое мероприятие «Праздник здоровья» продемонстрировало высокий уровень знаний и умений детей по вопросам ЗОЖ, сознательное отношение к сохранению своего здоровья.

Работа с социальными партнёрами (семьями и учреждениями города), включала в себя совместные досуги, анкетирование, информационные материалы для родителей.

Работа с педагогами предполагала не только проведение консультаций и мастер-классов, но и создание тематических картотек, тематических интерактивных заданий, созданных с помощью ИКТ для совместной деятельности с детьми.

Проект «Будь здоров!» был успешно реализован и показал следующие результаты:

  • для детей:
  1. Появление более осознанного отношения к собственному здоровью, знаний и умений, способствующих выбору здорового образа жизни.
  2. Снижение заболеваемости и поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
  3. Повышение уровня физической подготовленности.
  4. Развитие речи, расширение словарного запаса и кругозора.
  • для социальных партнёров:
  1. Повышение заинтересованности в активном сотрудничестве с ДОУ в вопросах сохранения и в укреплении здоровья детей;
  2. Возросший уровень компетентности в вопросах здоровьесбережения и здоровьесозидания.
  • для педагогов:
  1. Создание системы комплексного подхода к формированию привычки к ЗОЖ, преодоление узкоспециализированного подхода в организации физического воспитания.
  2. Активизации оздоровительной деятельности в детском саду.

Проект «Будь здоров!» получил своё продолжение в новом проекте. Новый годичный проект:

  • рассчитан на старших дошкольников,
  • творческий, физкультурно-развивающий
  • направлен на изготовления вместе с детьми нестандартного физкультурного оборудования из бросового материала и дальнейшее использование его во время физкультурных досугов и самостоятельной деятельности в группе.

В дальнейшем я планирую продолжить работу над формированием у воспитанников основ ЗОЖ, искать новые формы и методы взаимодействия.

В дальнейшем я планирую продолжить работу над проектом «Будь здоров!», искать новые формы и методы его реализации.

Список литературы:

  1. 1.Здоровый дошкольник: социально оздоровительная технология 21 века/ сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова и др.- М.: Гардарики, 2008.
  2. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет», автор С.С.Прищепа, Москва 2009.
  3. 4.Система оздоровления дошкольников «Здоровячок», авторы Т.С.Никонорова, Е.М. Сергиенко, Воронеж 2007.
  4. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.
  5. Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - Москва 2012.
  6. Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр), автор Т.А.Тарасова, Л.С.Власова; Москва 2008.
  7. Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры. - 2004.
  8. Нежина Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В. Нежина // Дошкольное воспитание.- 2004.
  9. Программа развития «Школа здорового человека», авторы Г.И.Кулик, Н.Н.Сергиенко; Москва 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в первой младшей группе по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни «В здоровом теле, здоровый дух»

Дать  детям представления оздоровом образе жизни. Сформировать культурно-гигиенические навыки и привычки....

Познавательно-образовательный проект: «Формы взаимодействия ДОУ с семьёй с целью формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»

Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею (средство) от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражн...

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у младших дошкольников с ОВЗ

Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании использования непосредственно образовательной деятельности в формировании основ культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ...

Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».Сократ....

Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».Сократ.В настоящее время возрастае...