Конспект познавательно-исследовательской деятельности "В мире бумаги"
план-конспект занятия (старшая группа)

Казакевич Ольга Александровна

Цель: формирование знаний детей об использовании различных веществ вместо чернил, о способах проявления чернил, через систематизхацию знаний детей о свойствах бумаги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poznavatelno.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе

«В мире бумаги»

Цель: формирование знаний об использовании различных веществ вместо чернил, о способах проявления чернил. Систематизировать знания детей о свойствах бумаги.

Способы реализации:

Игровая ситуация (пришло письмо)

Использование художественного слова

Проблемные вопросы

Гипотезы

Использование презентации «Виды бумаги»

Практический (экспериментальная деятельность)

Средства: конверт с письмом, видео ролик, раствор йода, сок лимона, сок яблока, молоко, вода, настольная лампа, различные виды бумаги.

Виды деятельности

- познавательная

- художественная

- игровая

- коммуникативная

Ход занятия

Воспитатель :               «Кто – то бросил мне в окошко

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекотит мне лицо?

Может это воробьишка,

Пролетая, обронил?

Может кот письмо,

Как мышку, на окошко заманил?

Ребята, вы не видели?

Воспитанники: нет.

Воспитатель: здесь написан адрес. Давайте прочитаем его. Куда : г. Томск, ул П.Нарановича, 4. Кому: гр.№7 Это нам. (достает чистый лист бумаги) . Какое странное письмо. Бумага есть, а букв не видно. Кто же так над нами подшутил? Может быть оно написано светлыми чернилами?

Воспитанники: может белой краской, может белым карандашом, может ручкой с белой пастой и т. д.

Воспитатель: что же делать? Как же нам прочитать письмо?

Воспитанники: может посмотреть на свет, может прогладить утюгом, может закрасить краской, может поднести к лампочке. (подходят к окну – ничего не видно, подходят к настольной лампе – появляются буквы, но прочитать их нельзя).

Воспитатель: я знаю еще один способ проявления невидимых чернил. Для этого надо приготовить волшебный раствор: в стакан с водой надо капнуть несколько капель йода и этим раствором смазать лист с письмом. Смотрите, появились буквы.

«Я бываю документом,

Плакатом, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, листовкой,

Альбомом, книгой, упаковкой.

Салфеткой, веером, талоном,

Неувядаемым пионом.

Я бываю и деньгами

А что? Догадывайтесь сами.

Воспитанники: бумага.

Воспитатель: верно. Это бумага. Ребята, как вы думаете, чем было написано это письмо?

Воспитанники: нужно провести опыт.

Воспитатель: Перед вами яблочный, лимонный сок и молоко. Сейчас проведем исследование и узнаем, какой чем было написано наше письмо. Приглашаю вас за столы. (на столах стоят стаканчики с картинками, в которых налиты яблочный и лимонный сок, молоко, баночка с йодовым раствором, кисточка).

У каждого из вас есть рабочий лист, разделенный на 3 части. В каждой части есть своя картинка, которая обозначает, каким веществом надо сделать запись. Нарисуйте волнистые линии. Там, где нарисованы краски, чем вы будите писать? Яблоко? Каждый раз после рисования кисточку надо хорошо промыть в воде и примакнуть салфеткой, иначе наш эксперимент не получиться. Когда линии высохнут, вы кисточкой нанесете наш волшебный раствор. Посмотрим, что получится. Вам понятно задание?

Воспитанники: да.

(самостоятельная работа детей).

Воспитатель: пока наши рабочие листы сохнут, предлагаю вам узнать историю появления бумаги. (презентация «Виды бумаги и её применение»)

Слайд 2: Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага.

Сначала писали на сырых глиняных табличках. Наши далекие предки сушили их на солнце или обжигали в огне, чтобы закрепить текст. После этого таблички можно было посылать друг другу, в том числе и на весьма большие расстояния. Но эти письма-плитки были очень неудобными (тяжелыми и хрупкими), а их изготовление отнимало очень много времени.

Слайды 3 и 4: В Древней Греции и в Риме люди писали на деревянных дощечках, покрытых воском. Это уже был существенный прогресс, так как слой воска позволял стирать старый и писать на той же дощечке новый текст. На Руси такие покрытые воском дощечки называли церами.

Слайд 5: А вот наши предки-славяне наносили свои тексты на бересту, то есть на наружный слой березовой коры. Их древние письма называют берестяными грамотами.

Слайд 6: Древние египтяне около 4000 лет назад брали стебли папируса (местное растение), снимали кожицу и распрямляли ее. Потом полоски папируса клали крест-накрест и спрессовывали так, чтобы они склеивались. Высушенный лист папируса представлял собой хороший материал для письма.

Слайд 7: Книга того времени представляла собой папирусный свиток. При чтении папирусную ленту постепенно перекатывали с одной стороны на другую так, что в поле зрения находились одновременно два столбца, а остальная часть свитка была скатана

Слайд 8: Во 2 веке до нашей эры в Малой Азии в городе Пергаме делали материал для письма, но не из папируса, а из обработанных особым способом кож молодых животных – телят, ягнят, козлов, ослов. По имени города этот материал стал называться пергаментом. В отличие от папируса пергамент был значительно прочнее, эластичнее, долговечнее, на нем было легче писать, причем с обеих сторон, а в случае необходимости текст можно было легко смыть и нанести новый. Но, несмотря на эти преимущества пергамента, изготовление его трудоемко, и он был дорогим материалом.

Слайды 9 и 10: До изобретения бумаги в Китае писали или на бамбуковых дощечках, или на шелке. Но шелк был всегда очень дорогим, а бамбук - очень громоздким и тяжелым. На одной дощечке помещалось в среднем 30 иероглифов. Легко представить, сколько места должна была занимать такая бамбуковая "книга". Не случайно пишут, что для перевозки некоторых сочинений требовалась целая телега.

Слайд 11: Но собственно бумагу изобрел в Китае Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.

Слайд 12: Торговцы из Китая путешествовали далеко на север и запад, и пришли в город Самарканд. Там арабы переняли секрет изготовления бумаги и привезли его в Испанию. Оттуда искусство делать бумагу разошлось по всему миру.

Слайд 13: Со временем были открыты всевозможные методы и созданы разные машины для выпуска бумаги. Одним из самых важных стал станок, позволяющий делать длинные и очень тонкие листы бумаги. Его изобрели во Франции в 1798 году.

Слайд 14: В настоящее время бумагу делают из измельченной древесины. Сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги

 Бумажная масса, превращенная в кашицу, попадает в бумагоделательную машину.

 Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые изнутри паром, высушивают ее, третьи полируют.

Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон.

Воспитатель: Вам понравилось? Что нового вы узнали?

Давайте немного разомнемся. Физминутка:

Лесоруб рубил дрова:

Раз-два, раз-два.

Прямо постоял немножко,

поскакал на правой ножке-

и на левой поскакал.

Снова прямо постоял.

И опять рубить дрова:

Раз-два, раз-два.

Воспитатель: а сейчас давайте разгадаем секрет невидимый чернил. Чем написано письмо? Дети красят свои листы раствором йода.

Воспитанники: лимонным соком!

Воспитатель: верно. Молодцы, ребята! Люди используют бумагу по - разному, в зависимости от ее свойств. У вас на столах лежат разные виды бумаги.

Воспитанники: картон, салфетка, простой лист бумаги, туалетная бумага.

Воспитатель: правильно. Попробуйте сложить каждый из них. Какой лист самый прочный?

Воспитанники: картон.

Воспитатель: верно. Вот почему из него делают коробки, упаковки для перемещения и хранения различных предметов. А теперь возьмите карандаш и нарисуйте что – нибудь на каждом виде бумаги. На какой бумаге лучше рисовать?

Воспитанники: на простом листе бумаги.

Воспитатель: верно. Это писчая бумага. Ее специально выпускают для письма и рисования. Возьмите кусочки бумаги и положите их в воду. Какая быстрее намокает?

Воспитанники: салфетка, туалетная бумага.

Воспитатель: верно. Это санитарная бумага, она экологически чистая потому, что, растворяясь в воде, не загрязняет окружающую среду. Есть еще одна интересная бумага. Вот она. Это копировальная бумага. Давайте обследуем ее. Какие стороны у бумаги?

Воспитанники: одна сторона «жирная» с краской, а другая без краски.

Воспитатель: верно. Та сторона, что без краски, называется «матовая». А теперь подумайте, для чего нужна эта бумага. (ответы детей).

Воспитатель: эта бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий, вот почему она так называется – копировальная. Для того, чтобы рисунки получились одинаковые, между листами надо положить копировальную бумагу «жирной стороной вниз, а матовой вверх. Давайте попробуем. (самостоятельная деятельность детей). Сколько рисунков у вас получилось?

Воспитанники: два.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли получить 5 копий сразу?

Воспитанники: можно, если положить несколько листов копировальной бумаги.

Воспитатель: верно. Сколько листов копировальной бумаги положим, столько копий и получим. Ну что, ребята, понравилось вам в бумажной стране?

Воспитанники: понравилось.

Воспитатель: Что же вам понравилось? (ответы детей).

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе образовательная область "Познание" "Буратино знакомится со свойствами бумаги"

Материал позволит детям дошкольникам не только познакомиться с процесом изготовления бумаги, а также опытным путем познакомиться с некоторыми свойствами бумаги....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Мир бумаги"

Знакомство детей с различными видами бумаги через поисковую деятельность....

Изготовление бумаги в домашних условиях КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Количество детей:13 человекВозраст детей: 5-7 летВиды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.Интегрирование образовательных областей: &laqu...

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет "Собаки-спасатели"

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет Собаки-спасатели...

Конспект познавательно - исследовательской образовательной деятельности "Умные капельки".

Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...