Конспект познавательно - исследовательской образовательной деятельности "Умные капельки".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
z-e_po_issl_d-ti_umnye_kapelki.docx | 891.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – исследовательская образовательная деятельность
с детьми старшей группы. Тема: «Умные капельки».
Задачи:
Уточнять и расширять знания детей о воде, её свойствах и значении для жизни и здоровья.
Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды.
Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств.
Развивать умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.
Словарный работа: пресная, круговорот, фильтр.
Оборудование: облако с прикреплёнными к нему капельками; глобус; картинки – фон «круговорот воды в природе»; цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи. Ведро, кувшин, кувшин – фильтр, термос с горячей водой, зеркальце. Стаканы с водой, ложечки на каждого ребёнка, пустые баночки с тканью, вместо крышки. Картина – большие фильтры.
Предварительная работа: Наблюдения за водой в природе (дождь, снег, лёд, лужи, река…). Проведение опытов «Пар – тоже вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде». Беседа «Волшебница – вода». Чтение экологических сказок: «Всё живое нуждается в воде», «Сказка о воде, самом чудесном чуде на земле».
Ход.
Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Мы с вами отправимся в «Лабораторию Почемучек». Нас ждут интересные опыты и открытия. Вы готовы?
Игра – приветствие «Наши умные головки».
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик чётко говорить.
Ручки поработают.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Сюрпризный момент «Тучка с капельками»
Закройте глаза и приготовьтесь познакомиться с главным героем в нашей «лаборатории почемучек». /Звучит тихая музыка, вносится «весёлая» тучка с капельками/. Загадка:
С горы сбегая без труда, она гремит, как гром.
В морозный день она тверда – руби хоть топором!
Нагрей её – и к небесам она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам. Зовут её - …/вода/.
Сегодня умные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному.
Дети, которые будут особенно старательны и активны, смогут срезать капельки и складывать в этот кувшин.
Далее по ходу занятия каждую капельку срезает один из детей и опускает в кувшин.
Первая наша капелька – Капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. /Показ глобуса/. Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус – так выглядит наша планета Земля, уменьшенная во много – много раз. Синий цвет на глобусе означает…что? Воду. Как по – вашему, много ли воды на нашей планете? /Много/. Давайте покрутим глобус быстро – быстро. Кажется, что вся планета синего цвета – покрыта водой. Действительно, на земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит, какая на вкус? /Солёная/. Годится солёная вода для питья? Нет, солёная вода не пригодна для питья. Не солёной – пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну её лить. Пресную воду нужно беречь. Сейчас мы пойдём с вами в умывальную комнату и подготовим всё для эксперимента «Берегите воду».
Эксперимент «Берегите воду». Открываем кран с водой, а затем закрываем его не до конца. Много ли воды льётся сейчас из крана напрасно? /Мало/. Давайте подставим ведёрко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберётся в ведре к концу нашего занятия.
Капелька вторая – учёная. Она хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует. Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе». Вода поступает в наши дома по трубам из озёр и рек. Для чего мы используем воду? /Ответы детей. Для питья, приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираемся, поливаем растения/. Много нужно для этого воды? /много/.
Как же получается, что люди до сих пор не использовали воду, почему вода не заканчивается? /Предполагаемые ответы детей/. Об этом вам и расскажет учёная капелька. Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите её в реку. Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается. /Далее проводится эксперимент/. Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой. Что вы видите? /Поднимается пар/. Значит, во что превращается вода при нагревании? /В пар/. Куда движется пар? /вверх/. Термос закрывается.
Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако. На небе капелька остыла, потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух. /Продолжение эксперимента/. Давайте ещё раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? /В воду/. Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо – с ней ещё много её сестриц – капелек. И стало облачко тяжёлой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошёл дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сёстрами упала на землю. Переместите капельку на землю. Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода начинает свой путь заново, нагреваясь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь в природе называют «круговорот воды в природе». Закрепление «Как называется это явление в природе?»
Следующая капелька – капелька игривая, и она поиграет с вами.
Физкультминутка «Тучка и капельки».
Я ваша мама – тучка, а вы мои – капельки – детки,
Пусть облако вас подружит (дети берутся за руки),
А ветер весёлый закружит (опускают руки, кружатся на месте).
В хоровод скорей вставайте (берутся за руки, встают в круг),
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться! (дети шагают на месте)
Руками солнышку махать и наклоняться, (машут вверху руками)
Чтоб растения полить и животных напоить! (выполняют наклоны вперёд)
Землю мы умоем сами и вернёмся к тучке – маме. (подходят близко к воспитателю).
Капелька Живительная.
Есть такая поговорка: «Где вода – там жизнь». Давайте подумаем вместе и скажем: кому и зачем нужна вода? /Ответы детей/. Можно задать наводящие вопросы:
Что произойдёт с нашими комнатными растениями, если не будет воды? Какой станет наша группа? /грязной/. А если мы перестанем мыть руки? Если человек не будет пить воду? и т.д.
Ни умыться, ни напиться без воды
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку» «Где вода – там жизнь!»
Следующая капелька – капелька Чистюля.
К сожалению, ребятки, в трубах, которые несут воду, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. Есть фильтры большие, если нужно очистить много воды (показ картинки - фильтров). Есть фильтры маленькие. Вот такие. (Показ фильтра, использующего в домах). У вас есть дома такие фильтры? Вода попадает в кувшин, проходит через фильтры и вытекает очищенная. Вся грязь остаётся внутри.
Опыт «Фильтрование воды».
Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра. В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? /Вода стала мутной, грязной/. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра – кусочка ткани. Перелейте мутную воду в пустую банку через ткань. Какая вода попала в банку? /Не мутная, прозрачная/.
Вывод: песок остался на ткани, а в банку попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной воды.
Последняя капелька – капелька Любопытная.
Эта капелька очень любопытная. Она хочет узнать, что вам известно про воду.
Какая бывает вода? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какая вода?» /солёная, пресная, горячая, сладкая, газированная../
В каком виде бывает вода? /жидкая, твёрдая /снег, лёд, град/, газообразная /пар/.
Какой вкус у воды?
Имеет вода запах?
Назовите цвет воды.
Какой формы вода? /Вода принимает форму того предмета, в который её налили/.
А сейчас капелька бережливая напоминает, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведре. Посмотрите, из маленьких капель набралось много воды. Вот сколько воды пропало бы зря. Конечно, эта вода в ведре не пропадёт. Для чего её можно использовать? Предлагайте!/Для полива цветов, для уборки, мытья посуды../
Ребятки, вам сегодня было интересно? Что вы узнали нового для себя? /Ответы детей/.
Капельки – волшебницы в реки собираются,
Напоить всю землю – матушку стараются.
Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,
Ходят к водопою звери по тропинкам.
А детишкам малым водичка всех нужнее –
С нею мы растём, с нею здоровеем.
Знаем мы теперь, как воду поберечь –
Просто так из крана вода не будет течь!
Берегите воду, воду берегите!
Дегустация чистой воды.
Пока дети рассматривали ведро с набежавшей водой, кувшин с капельками меняют на кувшин с чистой питьевой водой.
Ой! ребята, посмотрите! Капельки, которые мы опускали в кувшин, превратились в чистую питьевую воду. Хотите попробовать?
Дети пьют чистую питьевую воду.
Пособия к образовательной деятельности.
Картинки – фон «круговорот воды в природе» для каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-исследовательского занятия "Маленькая капелька"
Конспект занятия будет интересен воспитателям ДОУ. Цель - формировать у детей познавательный интерес в окружающем их мире....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Путешествие Капельки"
В данной статье представлены навыки исследовательской деятельности детей средней группы. Они под руководством воспитателя проводят эксперименты в трех зонах: исследовательской лаборатории, приро...
Конспект познавательно-исследовательского занятия по теме: «Путешествие капельки»
Тема недели: "Маленькие исследователи". Мне очень ходтелось с детьми провести опыты с водой. На мой взгляд это удалось, потому что дети просили показать, поэксперементировать еще. И у нас время пролет...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Капельки потерялись"
Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребёнок познаёт окружающий мир.Наблюдение за демонстрацией оп...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе "Капельки воды"
Цель: создание условий для формирования представления детей о свойствах и состояниях воды путем экспериментальной деятельности. Ход НОДВоспитатель рассказывает детям, что увидел утром на по...
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы "Знакомство с Капелькой-капелькой".
Конспект занятия познавательно-исследовательского характера с детьми подготовительной к школе группы по знакомству со свойствами воды....