Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Путешествие Капельки"
опыты и эксперименты по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Каратеева Ольга Павловна

В данной статье представлены навыки исследовательской деятельности детей средней группы. Они под руководством воспитателя  проводят эксперименты в трех зонах: исследовательской лаборатории, природном уголке, уголке конструирования. В результате экспериментов  воспитатель вместе с детьми подводит итоги о свойствах воды. Все действия объеденены общим сюжетом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_kapelki.docx19.41 КБ
Файл puteshestvie_kapelki.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие Капельки».

Автор методической разработки

Каратеева О.П

Цель: Формировать  навыки  элементарной исследовательской деятельности  у детей, развивать любознательность и познавательные мотивации. .

Задачи:

Образовательные:

Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воды через игровые действия с водой (вода - жидкая, она течёт, разливается; вода прозрачная), ,соотносить измерения построек из мелкого и крупного строительного материала. Учить проводить исследовательские действия с водой  (наблюдение за отражением в воде, как вода течёт, разливается; ) , строительным материалом, природным материалом.

Развивающие:

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение сравнивать и делать правильные выводы, суждения: «Вода течёт, потому что она жидкая», «Камушки видно, потому что вода прозрачная», умение самостоятельно измерять корабли и строить такой-же, только больше по размеру.

Побуждать детей употреблять в речи простейшие сложные предложения ( Вода льется, потому что она жидкая).

Воспитательные:

Воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость, радость предстоящего познания.

Коррекционная задача. Учить детей ориентировке в макропространстве , развивать  глазодвигательные  функции. Развивать мелкую моторику рук.

Познавательные области. «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Методические приемы. Мотивация к действию, игра, физ.минутка, беседа, исследовательская деятельность, чтение стихотворения, изготовление корабликов, конструктивная деятельность.

Материал: тазики, стаканы, вода, молоко, чайные ложки,  шары, капельки. , салфетки,  музыка, пластилин, цветная бумага, палочки, скорлупа ореха, конструктор разных размеров, маркер корабля.

Предварительная работа.

- Наблюдения в природе за водой.

- Рассматривание иллюстраций.

- Чтение произведений.

- Дидактические игры: «В гостях у «Незнайки», .

- Разучивание стихотворенья Н. Рыжовой «Вы, слыхали о воде? »

- Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

- Знакомство детей с загадками, пословицами, поговорками, чтение потешек.

- Работа в уголке экспериментирования, природном уголке, уголке для конструирования.

[1]Культурно-исторический подход определяет возникновение у детей новых качеств в ходе игры: ребенок – конструктор; он- исследователь. Воспитатель активно взаимодействует с ребенком, доверяет ему во всем, помогает.

Личностный подход состоит в том, что ребенок самостоятельно выбирает себе деятельность ( игры с водой, конструирование из природного материала, конструирование корабля). Деятельность ребенка осмысленна. Он строит корабль большой, но подбирает детали, как у маленького корабля.

Деятельностный подход: Создание проблемной  игровой мотивации, приход Феи , постановка конкретной цели- вернуть капельки в в свое царство, выполняя определенные действия. Возвращение  в царство на построенном детьми корабле.Данный подход учитывает интересы ребенка.

-.Развивающая среда: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, чайные ложки, , тазы, подносы, камушки, ракушки, ведёрко с водой, сахар, ковшик, различные картинки.), строительный материал, природный материал.

  Ход исследования.

Создание игровой мотивации ; Группа украшена шарами с прикрепленными на них капельками.

Заходит волшебница – фея.(воспитатель)

- Здравствуйте, ребята я –Фея воды. Живу далеко, в волшебной стране.

(читает стихотворение Рыжовой Н. «Вы слыхали о воде? »)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде.

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить –

Без неё нам не прожить!

- Ребята я пришла к вам за помощью.  У меня случилась беда, злой волшебник раздул мои капельки и они улетели. Все реки и озера в моем царстве остались без воды. Вы мне поможете найти мои весёлые капельки?

Дети: - Вот они.

Волшебница – Фея: Вот вы где мои капельки, спасибо вам ребята, что вы помогли мне их найти.

- Ребята, а знаете почему я их искала? В нашем царстве открылась волшебная комната- лаборатория , где мы изучаем воду, а капельки мне помогают. За то,  что вы мне помогли найти капельки,  я вас приглашаю в нашу волшебную лабораторию. Хотите побывать в лаборатории?, А теперь подойдите ко мне все поближе. А мальчики построят волшебный корабль, на котором мы все поплывем в путешествие.

1 группа детей .

Ну вот мы и в лаборатории, открывайте глазки.

- Посмотрите, ребята! Как много здесь всего интересного! . Теперь вы настоящие маленькие исследователи.

Фея. - Ребята, подумайте и скажите , где вы видели сегодня воду?

Дети: (отвечают)

Волшебница – Фея : А для чего нужна вода?

Дети: Пьём воду, стираем, моем руки и т. д.

- - Правильно! А в нашей лаборатории мы с вами докажем какая вода.

Волшебница - вода приглашает детей - в лабораторию (столы с оборудованием для экспериментирования с водой) .

2-ая часть. Игровые действия с водой.

- Поиграем с водой и понаблюдаем за ней.

- Опыт 1. «Вода течёт, разливается».

Волшебница - вода зачерпывает воду из своего ведёрка и медленно наливает её в тазики для каждого ребёнка.

- Посмотрите, как течёт вода из ковшика в тазик?

- Дети: Медленно.

- Что делает вода? - Льётся. - Почему? - Докажи!

Дети: Вода разлилась. Она течёт, потому что она жидкая.

Вывод. Вода - жидкая, течёт, разливается.

Да, ребята, я согласна с вами. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

- А как вы думаете?

Опыт 2. Вода прозрачная.

Волшебница - вода предлагает детям взять по камушку и бросить его в таз с водой.

-Вы видите камушки?

Дети: Да видим.

- Значит, вода какая?

- Дети: Прозрачная, чистая.

-Да, вы всё правильно сказали. Какие вы у меня молодцы!

-А теперь достанем  камушки.

- Загляните в таз с водой, наклонитесь ближе к воде.

- -Что вы там увидели? (своё лицо)

- Видите вы своё отражение?

- Дети: Да, видим.

Вывод. Вода прозрачная.

- ВЫ действительно доказали, что вода прозрачная.

- А теперь поставьте стакан с водой и стакан с молоком на картинку.

- Вам видно, что нарисовано на картинке?

Дети: Там, где в стакане вода, видно, а где молоко - нет.

- Положим ложечки в стаканы.

- В каком из стаканчиков ложечка видна, а в каком - нет? (Дети делают вывод)

Вывод: Вода прозрачная, а молоко – нет.

2 группа детей идет к природному уголку- делают кораблики из скорлупы грецкого ореха.

Фея. Ребята, из чего вы будете изготавливать кораблики?

Дети. Из скорлупы ореха, потому-что он похож на лодочку.

Фея . Он тонет?

Дети. Мы проведем испытания на воде, получается ли кораблю плавать.

3 группа детей работают в уголке для конструирования.

Фея. Мальчики, здесь уже есть макет маленького корабля, а вы постройте такой же, но больше размером.

Дети самостоятельно подбирают материал, нос корабля делают треугольным.

Волшебница .Я вижу , у всех . ребят работа идет быстро. Вы наверное устали- надо отдохнуть.

Волшебница -  — Я поиграю с вами. Предлагаю мою любимую игру «Ходят капельки по кругу». Вы согласны поиграть со мной? Тогда начнём.

- Превратимся в капельки воды (звучит музыка, напоминающая звуки дождя)

Волшебница - : Скучно стало Капелькам поодиночке, собрались

капельки танцуют, разбегаются.

Волшебница - вода: Скучно стало Капелькам поодиночке, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки) .

- Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку)

- Плывут Капельки в большой реке, путешествуют и попадают в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и идут по кругу) .

- Но пора домой. Мальчики построили корабль, девочки исследовали воду и вернули ее в реку. А мы теперь сядем в большой корабль и поплывем в путешествие и не страшен нам злой волшебник.

Спасибо вам ребята за помощь!

Фея. Скажите, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

Ответ 1. Оказывать помощь Фее.

Ответ 2. Все понравилось

Ответ 3. Делать опыты с водой, строить корабли разным способом.


[1] 



Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие Капельки».

Автор методической разработки

Каратеева О.П

Цель: Формировать  навыки  элементарной исследовательской деятельности  у детей, развивать любознательность и познавательные мотивации. .

Задачи:

Образовательные:

Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воды через игровые действия с водой (вода - жидкая, она течёт, разливается; вода прозрачная), ,соотносить измерения построек из мелкого и крупного строительного материала. Учить проводить исследовательские действия с водой  (наблюдение за отражением в воде, как вода течёт, разливается; ) , строительным материалом, природным материалом.

Развивающие:

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение сравнивать и делать правильные выводы, суждения: «Вода течёт, потому что она жидкая», «Камушки видно, потому что вода прозрачная», умение самостоятельно измерять корабли и строить такой-же, только больше по размеру.

Побуждать детей употреблять в речи простейшие сложные предложения ( Вода льется, потому что она жидкая).

Воспитательные:

Воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость, радость предстоящего познания.

Коррекционная задача. Учить детей ориентировке в макропространстве , развивать  глазодвигательные  функции. Развивать мелкую моторику рук.

Познавательные области. «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Методические приемы. Мотивация к действию, игра, физ.минутка, беседа, исследовательская деятельность, чтение стихотворения, изготовление корабликов, конструктивная деятельность.

Материал: тазики, стаканы, вода, молоко, чайные ложки,  шары, капельки. , салфетки,  музыка, пластилин, цветная бумага, палочки, скорлупа ореха, конструктор разных размеров, маркер корабля.

Предварительная работа.

- Наблюдения в природе за водой.

- Рассматривание иллюстраций.

- Чтение произведений.

- Дидактические игры: «В гостях у «Незнайки», .

- Разучивание стихотворенья Н. Рыжовой «Вы, слыхали о воде? »

- Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

- Знакомство детей с загадками, пословицами, поговорками, чтение потешек.

- Работа в уголке экспериментирования, природном уголке, уголке для конструирования.

[1]Культурно-исторический подход определяет возникновение у детей новых качеств в ходе игры: ребенок – конструктор; он- исследователь. Воспитатель активно взаимодействует с ребенком, доверяет ему во всем, помогает.

Личностный подход состоит в том, что ребенок самостоятельно выбирает себе деятельность ( игры с водой, конструирование из природного материала, конструирование корабля). Деятельность ребенка осмысленна. Он строит корабль большой, но подбирает детали, как у маленького корабля.

Деятельностный подход: Создание проблемной  игровой мотивации, приход Феи , постановка конкретной цели- вернуть капельки в в свое царство, выполняя определенные действия. Возвращение  в царство на построенном детьми корабле.Данный подход учитывает интересы ребенка.

-.Развивающая среда: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, чайные ложки, , тазы, подносы, камушки, ракушки, ведёрко с водой, сахар, ковшик, различные картинки.), строительный материал, природный материал.

  Ход исследования.

Создание игровой мотивации ; Группа украшена шарами с прикрепленными на них капельками.

Заходит волшебница – фея.(воспитатель)

- Здравствуйте, ребята я –Фея воды. Живу далеко, в волшебной стране.

(читает стихотворение Рыжовой Н. «Вы слыхали о воде? »)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде.

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить –

Без неё нам не прожить!

- Ребята я пришла к вам за помощью.  У меня случилась беда, злой волшебник раздул мои капельки и они улетели. Все реки и озера в моем царстве остались без воды. Вы мне поможете найти мои весёлые капельки?

Дети: - Вот они.

Волшебница – Фея: Вот вы где мои капельки, спасибо вам ребята, что вы помогли мне их найти.

- Ребята, а знаете почему я их искала? В нашем царстве открылась волшебная комната- лаборатория , где мы изучаем воду, а капельки мне помогают. За то,  что вы мне помогли найти капельки,  я вас приглашаю в нашу волшебную лабораторию. Хотите побывать в лаборатории?, А теперь подойдите ко мне все поближе. А мальчики построят волшебный корабль, на котором мы все поплывем в путешествие.

1 группа детей .

Ну вот мы и в лаборатории, открывайте глазки.

- Посмотрите, ребята! Как много здесь всего интересного! . Теперь вы настоящие маленькие исследователи.

Фея. - Ребята, подумайте и скажите , где вы видели сегодня воду?

Дети: (отвечают)

Волшебница – Фея : А для чего нужна вода?

Дети: Пьём воду, стираем, моем руки и т. д.

- - Правильно! А в нашей лаборатории мы с вами докажем какая вода.

Волшебница - вода приглашает детей - в лабораторию (столы с оборудованием для экспериментирования с водой) .

2-ая часть. Игровые действия с водой.

- Поиграем с водой и понаблюдаем за ней.

- Опыт 1. «Вода течёт, разливается».

Волшебница - вода зачерпывает воду из своего ведёрка и медленно наливает её в тазики для каждого ребёнка.

- Посмотрите, как течёт вода из ковшика в тазик?

- Дети: Медленно.

- Что делает вода? - Льётся. - Почему? - Докажи!

Дети: Вода разлилась. Она течёт, потому что она жидкая.

Вывод. Вода - жидкая, течёт, разливается.

Да, ребята, я согласна с вами. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

- А как вы думаете?

Опыт 2. Вода прозрачная.

Волшебница - вода предлагает детям взять по камушку и бросить его в таз с водой.

-Вы видите камушки?

Дети: Да видим.

- Значит, вода какая?

- Дети: Прозрачная, чистая.

-Да, вы всё правильно сказали. Какие вы у меня молодцы!

-А теперь достанем  камушки.

- Загляните в таз с водой, наклонитесь ближе к воде.

- -Что вы там увидели? (своё лицо)

- Видите вы своё отражение?

- Дети: Да, видим.

Вывод. Вода прозрачная.

- ВЫ действительно доказали, что вода прозрачная.

- А теперь поставьте стакан с водой и стакан с молоком на картинку.

- Вам видно, что нарисовано на картинке?

Дети: Там, где в стакане вода, видно, а где молоко - нет.

- Положим ложечки в стаканы.

- В каком из стаканчиков ложечка видна, а в каком - нет? (Дети делают вывод)

Вывод: Вода прозрачная, а молоко – нет.

2 группа детей идет к природному уголку- делают кораблики из скорлупы грецкого ореха.

Фея. Ребята, из чего вы будете изготавливать кораблики?

Дети. Из скорлупы ореха, потому-что он похож на лодочку.

Фея . Он тонет?

Дети. Мы проведем испытания на воде, получается ли кораблю плавать.

3 группа детей работают в уголке для конструирования.

Фея. Мальчики, здесь уже есть макет маленького корабля, а вы постройте такой же, но больше размером.

Дети самостоятельно подбирают материал, нос корабля делают треугольным.

Волшебница .Я вижу , у всех . ребят работа идет быстро. Вы наверное устали- надо отдохнуть.

Волшебница -  — Я поиграю с вами. Предлагаю мою любимую игру «Ходят капельки по кругу». Вы согласны поиграть со мной? Тогда начнём.

- Превратимся в капельки воды (звучит музыка, напоминающая звуки дождя)

Волшебница - : Скучно стало Капелькам поодиночке, собрались

капельки танцуют, разбегаются.

Волшебница - вода: Скучно стало Капелькам поодиночке, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки) .

- Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку)

- Плывут Капельки в большой реке, путешествуют и попадают в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и идут по кругу) .

- Но пора домой. Мальчики построили корабль, девочки исследовали воду и вернули ее в реку. А мы теперь сядем в большой корабль и поплывем в путешествие и не страшен нам злой волшебник.

Спасибо вам ребята за помощь!

Фея. Скажите, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

Ответ 1. Оказывать помощь Фее.

Ответ 2. Все понравилось

Ответ 3. Делать опыты с водой, строить корабли разным способом.


[1] 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Капельки потерялись"

Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребёнок познаёт окружающий мир.Наблюдение за  демонстрацией оп...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе "Капельки воды"

Цель: создание условий для  формирования представления детей о свойствах и состояниях воды путем экспериментальной деятельности. Ход НОДВоспитатель рассказывает детям, что увидел утром на по...

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет "Собаки-спасатели"

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет Собаки-спасатели...

Конспект познавательно - исследовательской образовательной деятельности "Умные капельки".

Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...