Педагогический проект "Я помню, я горжусь"
проект (старшая группа)

Роганова Галина Владимировна

Проект направлен на воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста; воспитание чувства гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47 «Ладушки»

ПРОЕКТ

 «Я ПОМНЮ, Я ГОРЖУСЬ»

с детьми подготовительной к школе группы

общеразвивающей                направленности

№ 8 «Незнайка»

                                         

2017 г.

«Вспомним  всех  поимённо, 
горем    вспомним   своим... 
Это  нужно - не  мёртвым! 
Это  надо  -  живым!»

Реквием. Р. Рождественский 

Актуальность проекта:

   

 В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма  дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать, это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.  Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. 

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это  отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации:  «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».  

Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника Дня Победы. В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.

В решении этой задачи сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных мультимедийных технологий.   Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

Проект «Я помню, я горжусь» направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности. Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Цель проекта:

воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.

Задачи проекта:

  • способствовать воспитанию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает родину;
  • расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;
  • развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми;
  • способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй о близких, показывая их фотографии;
  • обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;
  • организовать деятельность детей, родителей, направленную на создание праздничного концерта;
  • вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

Вид проекта: познавательный, социально-коммуникативный

Продолжительность проекта:   краткосрочный  

Участники проекта:   дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Предполагаемый результат:

  • понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;
  • повышение социальной компетентности дошкольников;
  • оформление выставки   детского творчества ко Дню Победы;
  • создание в  группе книге памяти

Этапы реализации проекта:

Первый  этап - подготовительный.        

  1. Наметить план действия.
  2. Информировать родителей (законных представителей) с планированием ОД по   теме  проекта «Я помню, я горжусь».
  3. Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу         (по теме проекта).
  4. Использовать при реализации проекта следующую  литературу:
  • Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ.
  • Алёшина  Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие.
  • Алябьева  Е.А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками.
  • Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”.
  • Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ.
  • Шаламова Е.И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей.
  • Шаламова Е.И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды.

Второй этап – основной  

  1. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации проекта наглядным материалом.
  2. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
  3. Вовлечение родителей в совместную познавательную деятельность.
  4. Повышение компетентности родителей по воспитанию у детей патриотических чувств.

Третий этап – итоговый (заключительный). 

  1. Анализ и оценка результатов проекта.

Ответственные за реализацию проекта:   воспитатели группы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ЭТАПАМ:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель

         

Подготовить предметно-развивающую среду

для дальнейшей реализации проекта.

работа

с детьми

Введение в проект:

  • Внесение альбома «Образ войны в искусстве»
  • Создание заинтересованности  у детей темой проекта  «Я помню, я горжусь»

работа по группе

  1. Внесение книг по теме в книжный уголок:

 Алексеев О. А. «Горячие гильзы»

Алексеев С. П. «От Москвы до Берлина»

Богданов Я. Б. «Самый храбрый»

Внуков Я. А «Москва за нами»

Гриб К. К. «Митя-партизан»

Кассиль А. А. «Твои защитники»

Макаренко Я. И. «Знамя Победы»

Мельников И. Б. «Секретный отряд»

Митяев А. Б. «Подвиг солдата»

Окуджава Б. Ш. «Фронт приходит к нам»

Цавлов Б. П. «Вовка с ничейной полосы: Рассказы».

Павлов Б. П. «На безымянной сопке: Повесть»

Уваров Л. 3. «Дом в переулке».

Шевченко М. П. «Метельная ночь».

Яковлев Ю. Я. «Как Сережа на войну ходил: Сказка».

Михалков С. Б. «Победа».

  1. Изготовление папки-передвижки «Города - герои»

  1. Составление альбома «Стихи ко Дню Победы»

работа с родителями

  1. Привлечение родителей к подбору стихов на военную тематику,

к подбору и пополнению литературы в книжный уголок.

  1. Памятка с рекомендациями «Что можно почитать детям о войне»

предполагаемые результаты

  1. Пробуждение у детей интереса к теме проекта «Я помню, я горжусь».

  1. Создание заинтересованности  родителей  темой проекта.

ОСНОВНОЙ  ЭТАП

цель

Накопление детьми необходимых знаний

работа

с детьми

  1. Беседы:

 «Великая Отечественная война»

«Дети войны»

«Парад победы 1945 г.»

  1. Просмотр мультфильмов:

«Партизанская снегурочка»  (Режиссёр И. Гурвич)

«Солдатская сказка»  (Режиссёр А. Грачёва)

«Воспоминание» (Режиссёр В. Арбеков)

«Василёк»  (Режиссёр С. Аристакисова)

«Салют» (Режиссёр  И. Гуревич)

«Легенда о старом маяке» (Режиссёр  В. Бордзиловский)

«Солдатская лампа» (Режиссёр К. Малянтович)

  1. ОД:   
  • Рисование  «Наша Армия сильна», «Праздничный салют»
  • Лепка  «Бессмертный танковый полк»
  • Аппликация  «Открытка ветерану»
  • Конструирование из строительного материала «Построим переправу через реку», «Отстроим новые дома»  
  • ОБЖ  «Лекарственные травы»

  1. Дидактические игры:  «Следопыты», «Назови рода войск», «Кто больше назовёт качеств настоящего героя?», «Чья форма?»

  1. Целевая экскурсия к вечному огню «Никто не забыт, ничто не забыто»

  1. Подвижные игры-эстафеты «Перенеси раненого», «Переправа»

работа по группе

  1. Обогащение патриотического уголка  необходимым дидактическим материалом.
  2. Подбор аудиотеки с песнями военных лет:
  • «Священная война» (Слова В. Лебедев-Кумача, музыка А. Александрова)
  • «Тёмная ночь» (Слова В. Агатова, музыка Н. Богословского). «Катюша» (Слова М. Исаковского,  музыка М. Блантера)
  • «Синий платочек» (Слова Я.  Галицкого и М.  Максимова,  музыка  Е. Петерсбурского)
  • «Журавли» (Слова Р. Гамзатова, музыка Я. Френкеля)
  • «Землянка» (Слова  В.  Суркова, музыка  К. Листова)
  • «Три танкиста» (Слова Б. Ласкина, музыка Д. Покрасс)
  • «Безымянная высота» (Слова М. Матусовского, музыка В.  Баснера)

  1. Рассматривание альбома «Образ войны в искусстве»

(художники про войну).

работа с родителями

  1. Повышение компетентности родителей по воспитанию настоящих патриотов своей Родины

  1. Устный журнал  «Как рассказать ребёнку о войне?» (консультация)
  2. Привлечение к созданию альбома «Плакаты военных лет»

предполагаемые результаты

Систематизация знаний детей о самом великом празднике для страны и каждого гражданина, его истории, традиции проведения

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

цель

Обобщение знаний по теме проекта «Я помню, я горжусь»

работа

с детьми

  1. Самостоятельное исполнение стихов и песен о Дне Победы
  2. Изготовление  альбома «Война глазами детей»

(рисунки детей по теме проекта)

работа по группе

  1. Изготовление  книги памяти «Я помню, я горжусь»
  2. Изготовление альбома «Ордена и медали ВОВ»

работа с родителями

  1. Привлечение к участию в акции «Открытка ветерану»
  2. Конкурс семейного творчества «День Победы» (рисунки, аппликации)

предполагаемые результаты

         Самостоятельное использование детьми накопленных

         знаний  при  общении  друг с другом,  при развитии

         игровых сюжетов на военную тематику, самостоятельное

         проведение подвижных игр на развитие выносливости, ловкости,

         сноровки

Примечание:  все запланированные мероприятия проекта отражены в перспективном плане

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

СТАТЬЯ  В РОДИТЕЛЬСКИЙ УГОЛОК

«КАК РАССКАЗАТЬ РЕБЁНКУ  О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 1945 г?»

Описание: http://www.playcast.ru/uploads/2016/05/08/18584418.png

          День Победы. Зная историю страны, народа, семьи, ребенок вырастет всесторонне развитым человеком, которому не чужд патриотизм.

           Воспитание любви к Родине, гуманности, умения сопереживать чужому горю — долгая и кропотливая работа. В детском саду воспитатели и педагоги прикладывают все усилия, чтобы помочь вашему ребенку сориентироваться в нашем мире. Основной же фундамент личностных качеств, определяющих отношение ребенка к миру и самому себе, закладывается в семье. Главная роль в воспитании детей по-прежнему принадлежит родителям.

          Приближается праздник, значимость которого остается неизменной, как бы ни менялись оценка и факты истории. Победа в Великой Отечественной войне — слава и гордость нашей страны. Родители, которые заботятся о гармоничном развитии ребёнка, должны рассказать ему о подвиге прадедов. Однако сделать это представляется весьма проблематичным. Как познакомить ребёнка с давними событиями, если он не понимает пока значения понятий «вчера»«сегодня»«завтра»? Повествование о Великой Отечественной войне стоит начать с истории семьи. Связующая с прошлым нить. Всем детям интересно узнать, что было, происходило, когда их самих еще не было. В каждой семье наверняка есть альбом со старыми фотографиями. Пожелтевшая фотобумага хранит изображения лиц тех людей, которые дали жизнь вашим родителям, а значит, дали жизнь и вам. Наверняка ваша мама показывала вам эти снимки, раскрывая секреты ветвей генеалогического древа. Пришла пора и вам рассказать ребёнку о прадедах — героях прошлого. Начните разговор, рассматривая снимки. Пусть прапрадедушка, которого ребёнок никогда не видел, станет для него родным человеком. Расскажите о нём подробнее. Попытайтесь определить: на кого больше вы похожи — на маму, бабушку или дедушку? Найдите фронтовые фотографии прапрадеда. Обратите внимание ребёнка на то, каким статным, храбрым, мужественным выглядит он на снимке.

Начните свой рассказ так: «Давно на нашу землю пришли злые люди — враги, фашисты. Прапрадедушка и тысячи таких же смелых, как он, мужчин дали им отпор — отправились защищать Родину. Он был танкистом. Вот здесь он стоит рядом с танком. Сражаться ему пришлось очень долго. Несколько раз прапрадедушка был ранен, поправлялся и вновь возвращался в строй». В процессе рассказа объясняйте ребёнку незнакомые слова. Постепенно история вашей семьи тесно переплетётся с историей страны. Как правило, дети очень любят слушать такие рассказы, постоянно возвращаются к ним, просят вспомнить детали. И картина далёкого прошлого запечатлеется в памяти ребёнка.

          История из бабушкиного сундука. В вашем доме хранятся старые вещи — молчаливые свидетели исторических событий. Некоторые из них стали настоящими реликвиями: осколок, который в госпитале вытащили из ноги прадеда, военный ремень, трофейный бинокль или другие вещи. Дайте ребёнку полюбоваться этими «сокровищами», потрогать, рассмотреть со всех сторон. А потом честно ответьте на сотню возникших вопросов. Возможно, вам придется ещё раз рассказать о боевом прошлом деда.

          Сходите в музей. После того как основные сведения о войне ребёнок почерпнул из вашего рассказа, можно отправиться в музей (краеведческий, музей боевой славы) Рассмотрите оружие, солдатский котелок, плащ-палатку. Не нужно пытаться заострить внимание ребёнка на минувших исторических событиях. Поговорите о том, какое применение экспонаты находили на практике.

          Никто не забыт. К сожалению, с каждым годом один за другим от нас уходят люди, которым мы обязаны своей свободой и жизнью. Помогите ребёнку приготовить для ветерана или труженика тыла (не только прапрадедушки или прапрабабушки) подарок, например праздничную открытку в виде пятиконечной звезды.

          Создать представления ребёнка о военном времени наиболее полно и правильно помогут книги. Приобретите книги в магазине или обратитесь в библиотеку - там вам помогут найти сборники коротких рассказов о войне для детей дошкольного возраста. Накануне праздника по телевидению будут транслироваться фильмы о войне и кадры военных лет. Не спешите выключить телевизор. Вместе с ребёнком просмотрите только отрывки. Ребёнок слишком впечатлителен. Обо всех ужасах войны ему знать не нужно.

          Послушайте вместе с ребёнком песни военных лет, которые поднимали дух бойца, вселяли веру в победу, звали в бой, напоминали о доме. Песню «Священная война» ребёнок еще не воспримет должным образом. А вот «Катюшу»  (автор музыки Матвей Блантер, автор слов Михаил Исаковский), «Смуглянку» (автор музыки Анатолий Новиков, автор слов Яков Шведов) будет исполнять с удовольствием.

           В день праздника отправьтесь вместе с ребёнком на прогулку к вечному огню. Купите цветы. Вместе с ребёнком вручите цветы и поздравьте незнакомого ветерана. Обратите внимание ребёнка на то, как радуются ветераны встрече друг с другом. Им есть, что вспомнить и есть, о чём поговорить. У каждого из них на груди ордена и медали. Награды вручают только самым храбрым солдатам и командирам. По возвращении домой в соответствующем справочнике можно найти названия некоторых наград, узнать, за какие заслуги ими награждали военных. Погода может немного омрачить прогулку, но вы можете потеплее одеть ребёнка и объяснить, что наши прапрадеды не прятались в окопах и землянках от дождя и снега, а защищали нас от врагов в любую непогоду.

          Каждые родители стараются привить ребенку качества, которые в будущем помогут ему достичь успеха: целеустремлённость, умение быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям работы, настойчивость. К сожалению, уделяя должное внимание воспитанию «успешного» человека, бывает так, что вы забываете о таких важных понятиях, как «сопереживание»«великодушие». И случается, что дети вырастают в чёрствых, эгоистичных людей. От этого страдают в первую очередь сами родители, в конечном итоге — человечество. Помогите ребёнку стать сильным и добрым, жёстким и милосердным одновременно! В вашем распоряжении - исторический пример Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Злые и жестокие враги получили достойный отпор. Мужественные и храбрые солдаты никогда не теряли силы духа, сражались до последнего, защищая свою Родину, свой дом.

Нашим детям есть на кого равняться! Помогите им!

ПРИЛОЖЕНИЕ   2

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «МЫ О ВОЙНЕ ТОЛЬКО В КНИГАХ ЧИТАЛИ»

     Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в этом играют произведения писателей. Какие же книги о войне для детей дошкольного возраста можно посоветовать прочитать педагогам дошкольных учреждений? Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях?

     Детскую литературу о ВОВ можно разделить на две большие части: стихи и проза. Рассказы о Великой Отечественной Войне для детей дошкольного возраста рассказывают о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Эти произведения наполнены информационной составляющей, требующей огромной предварительной работы как детей, так и самих педагогов. Дошкольники сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, ужасаются зверствам фашизма, нападения на мирных жителей.

     Перед тем,  как познакомить ребенка с произведениями о войне, необходимо подготовить его к восприятию темы: дать небольшие сведения из истории, акцентируя внимание не на датах, цифрах (их ребята в этом возрасте еще не воспринимают), а на моральном аспекте войны. Рассказать маленьким читателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди. И только тогда, когда у ребенка будет сформировано представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.

Абидов Я. «Мать - Земля»

Алексеев С. «От Москвы до Берлина» (сборник рассказов)

Баруздин С. «Шёл по улице солдат» (сборник рассказов)

Благинина Е. «Шинель»

Бражнина У. «Шинель»

Высотская О.  «Мой брат уехал на границу»

Гайдар А.  «Война и дети»

Георгиевская С. «Галина мама»

Длуголенский Я.  «Что могут солдаты»

Дерюгин Ю., Селихов К. «На красной площади парад»

Жариков А. «Юнбат Иванов»

Зотов Б. «Судьба командарма Миронова»

Иванов. А. «Как Андрейка на фронт бегал»

Исаковский М. «Навек запомни»

Кассиль Л.  «Главное войско», «Памятник солдату», «Твои защитники», «Сестра»

Крупин В. «Отцовское поле»

Лавренев Б. «Большое сердце», «Разведчик Вихров»

Лободин М. «Кусочек блокадного хлеба»

Митяев А. «Почему Армия родная», «Дедова медаль», «Землянка», «Самовар»,

Михалков С. «День Победы»

Осеева В. «Рассказы о войне»

Паустовский К. «Стальное колечко», «Похождения жука-носорога»

Пентегов Д.  «Паровоз «Овечка»

Соболев Л. «Батальон четверых»

Тайц Я. «Цикл рассказов о войне»

Туричин И. «Крайний случай»

Трутнева Т. «Победой кончилась война»

ПРИЛОЖЕНИЕ  3

ТЕМАТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА «ДЕТИ ВОЙНЫ»

Программное содержание:

  1. Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941-1945 г.
  2. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, победивший в тяжелой войне с врагами.
  3. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, пережившим все ужасы и тяготы военного времени.
  4. Познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны.
  5. Обогащать лексический запас детей словами разных частей речи: продолжать работать над развитием связной речи; совершенствовать диалогическую и монологическую речь; закреплять умение отвечать на вопросы.
  6. Формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России; уважение к сверстникам военных лет.

Предварительная работа: целевые прогулки к памятным местам воинской славы, беседы о войне, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

Содержание:

Воспитатель:     - Приближается всенародный праздник 9 мая – День Победы. Все люди нашей страны отмечают его. Что вы знаете об этом празднике?

Дети:     - В этот день закончилась страшная война, Великая Отечественная война. В этот день вспоминают солдат, сражавшихся на войне, погибших и живых, которые защищали нашу Родину.

Воспитатель:     - Дети, а вы знаете, почему война называется Великой Отечественной? Слово «Великий» означает очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовало великое множество людей, она длилась долгих 4 года. Отечественной она называется потому, что это была справедливая война, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна. Сегодня я вам расскажу о детях войны.

Воспитатель:     - Когда началась война, все люди страны встали на защиту Родины. Взрослые мужчины уходили на фронт воевать. Их провожала вся семья. Грустным было расставание: солдаты знали, что не всем суждено вернуться в родной дом. Но нужно было защищать Родину от врага, и мужчины уходили. Женщины старики и дети оставались дома, в тылу. Но они тоже помогали фронту. Скажите, что могли делать женщины и старики, чтобы помочь фронту?

Дети:     - Они выращивали хлеб и скот, чтобы кормить армию, работали на заводах, изготовляли снаряды и оружие для солдат, военную технику, шили и вязали одежду для солдат.

Воспитатель:     - Вы помните, как называлась одежда солдат в годы войны?

Дети:     - гимнастерка, сапоги, ватник, шапка-ушанка, брюки, портянки, шинель.

Воспитатель:     - А как вы думаете, чем в это время были заняты школьники?

Дети:     - Школьники помогали взрослым.

Воспитатель:     - Правильно. Во многих городах были организованы госпитали. А вы знаете, что такое госпиталь?

Дети:     - Это больница для солдат. Там лечат раненых солдат.

Воспитатель:     - Чем могли дети помогать в госпиталях?

Дети:     - В госпиталях дети помогали медсестрам ухаживать за ранеными солдатами, помогали кормить, приносили пить, убирали помещение, писали письма. А еще выступали перед ними с концертами, читали стихи, исполняли песни, танцевали.

Воспитатель предлагает детям вспомнить и прочитать стихи

1-й ребенок:

Без малого четыре года

Гремела грозная война.

В войне с фашизмом,

с черной силой

Сумела выстоять страна.

2-й ребенок:

И не секрет, что наше поколение

Не знает страшных ужасов войны,

Но к теме той сегодня непременно

Мы обратиться все-таки должны.

Воспитатель:     - Молодцы, ребята! А еще ребята готовили подарки для бойцов, отправляли посылки на фронт: мыло, бумагу, карандаши для писем, а в холодное время года вязали перчатки, варежки, носки, шарфы, свитера. Этой всей работой занимались девочки. Много дел было и у детей военной поры - они присматривали за младшими, помогали старшим на полях и огородах – выращивали для фронта урожай. Заработанные деньги многие дети передавали в фонд обороны. Еще дети собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, чтобы сбрасывать с них зажигательные бомбы. Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер. И многие дети уходили тайком на фронт или в партизанские отряды и воевали с фашистами наравне, становясь сыновьями и дочерями полков.

Ребенок:

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

Воспитатель:     - Многие ребята воевали бесстрашно, смело и за свою отвагу были награждены орденами и медалями. Особо отличившиеся в боях были награждены высоким званием – Герой Советского Союза. Их имена известны не только в нашей стране, но и во всем мире. О некоторых из них я вам сейчас расскажу.

     Когда на Родину напали фашистские захватчики, пионер Леня Голиков ушел в партизаны (показ фото). Леня начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом боевого Красного Знамени и медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». Юному герою установлено несколько памятников. Его имя носит теплоход.

     Марат Казей был разведчиком у партизан (показ фото). Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой, уничтожал фашистских солдат, технику, подрывал вражеские эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль «За отвагу». А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин автомата опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. Марату посмертно присвоено звание – Герой Советского Союза.

     Котик Валентин. (показ фото). В 1941 году, когда началась война, Вале исполнилось всего11 лет. Вскоре после начала войны немецкие захватчики уже хозяйничали в городе, где жил Валя. Однажды Валя с группой ребят, вооружившись гранатами, подкараулили машину начальника полиции. Фашистский палач был уничтожен. Дерзкое нападение мальчиков привлекло к ним внимание подпольщиков. Теперь Валя действовал только по их заданиям, он собирал оружие, распространял листовки. Летом 1943 года, опасаясь за его жизнь, Валю переправили в партизанский отряд. Здесь он принял участие в подрыве трех вражеских эшелонов. В 1944 году в бою за освобождение от оккупантов его родного города, Валю тяжело ранило. Это было третье ранение. Он умер на руках товарищей. Юный партизан был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, партизанской медалью 2 степени, в 1958 году ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. О юных героях сложено много песен, стихов, их имена дают школам, улицам. Их подвиги нам особо дороги, ведь их совершили юные герои войны, дети, подростки!

Сколько им тогда было лет? Кем бы они стали, если бы они выросли - поэтами, учеными, космонавтами, строителями…. Мы этого никогда не узнаем, но мы знаем, что потеряли очень хороших людей, которые совершили бы ещё немало доброго.

Ребенок 1:

Юные погибшие герои,

Юными остались вы для нас.

Мы - напоминание живое,

Что Отчизна не забыла вас.

Ребёнок 2:

Жизнь иль смерть - и нету середины.

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Воспитатель:     - Вы, конечно поняли сегодня, что каждый человек, не зависимо от возраста, может быть и мужественным, и смелым, отважным, а самое главное – горячо любить свою Родину. Вам я желаю вырасти именно такими, и тогда нашу Родину никто и никогда не победит.

ПРИЛОЖЕНИЕ  4

ТЕМАТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»

Программное содержание: 

  1. Познакомить с событиями Великой Отечественной войны.
  2. Объяснить, что значит термин "Великая Отечественная".
  3. Дать представление, что она была освободительной.
  4. Углубить и уточнить представления детей о праздновании в нашей стране Дня Победы.
  5. Познакомить с героем Великой Отечественной войны – Зоей Космодемьянской.
  6. Воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть стойкими, умеющими защитить свою Родину; развивать личность гражданина и патриота России.
  7. Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них.

Предварительная работа:      чтение рассказов и заучивание стихов о войне, чтение рассказов о подвигах солдат, просмотр видео и фото военных лет.

Активизация словаря:     Великая Отечественная Война, Красная армия, герой, Георгиевская лента, День Победы.

Оборудование и материал:     фото презентация о войне; портрет Зои Космодемьянской; Георгиевская лента; запись песни «День Победы».

Содержание:

Воспитатель:

Они стоят у Вечного огня

Над Волгой, у Мамаева кургана.

Они и за тебя, и за меня

Сражались, умирая слишком рано.

Они стоят у Бреста, под Москвой,

На их груди застыли автоматы,-

Они стоят, на лицах их покой,-

Надежные советские солдаты.

Их омывают ветры и дожди,

Их опаляет солнце летним зноем.

И никуда с поста им не уйти,

Ни каменным, ни бронзовым героям.

Воспитатель:     - Предлагаю вам посмотреть фотографии военных дней. (Показ фото презентации на экране)

Воспитатель:     - 22 июня 1941 года на нашу страну напали враги – фашисты. Огромная, хорошо вооруженная фашистская армия покорила многие государства Европы и теперь стремилась покорить нашу великую Родину. Фашисты думали, что они самые главные в мире, а все остальные люди должны им подчиняться. Началась Великая Отечественная война, которая продолжалась 4 года. На борьбу с фашистами поднялся весь народ. Враги изо всех сил рвались к Москве, мечтая как можно скорее захватить столицу – самое сердце нашей страны. Воины Красной Армии и все люди поднялись на защиту своей Родины. На фронт шли не только воины нашей армии, но даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами. Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины стали героями.

Воспитатель:     - Как вы думает, что такое «подвиг»?

Дети:     - Это смелый, отважный, хороший поступок.

Воспитатель:     - Как называют человека, совершившего подвиг?

Дети:     - Герой

Воспитатель:     - Есть дети герои. Мы про них уже говорили, сегодня я вам расскажу  о девочке, только-только закончившей школу. А звали ее Зоя Космодемьянская.

     В июне 1941 года ученица 10 класса Зоя Космодемьянская сдала выпускные экзамены, а через несколько дней началась война. В те суровые дни, когда немецкие войска упорно рвались к Москве, Зоя обратилась в комсомол с просьбой послать ее на фронт. Вскоре она была направлена в партизанский отряд.

В конце 1941 года, после выполнения боевого задания, группа партизан должна была возвращаться, но Зое показалось, что они сделали мало. Она решила остаться и проникнуть в деревню Петрищево, где располагался гарнизон фашистов. Небольшая, окруженная лесом деревня была переполнена немецкими войсками. В первую ночь Зое удалось поджечь несколько занятых немцами помещений. На второй день, когда стемнело, она пришла в деревню, подкралась к конюшне, где находились лошади фашисткой кавалерийской части. Она пыталась поджечь конюшню и выпустить лошадей, но часовой схватил ее. Фашистские палачи подвергли партизанку жестоким пыткам. От нее требовали признания, кто и зачем ее посла, с кем она пришла на задание. Мужественная девушка ни один вопрос гитлеровцев не ответила. Она даже не назвала своего настоящего имени. После долгих и мучительных пыток Зою повесили на сельской площади Петрищево.

В этой войне не было равных советскому человеку в стойкости, мужестве, мастерстве. Именно эти люди повернули ход войны не только в свою сторону, но и в пользу союзников и принесли победу странам Европы, чем изменили весь ход истории.

Посмотрите, у каждого из вас есть черно-оранжевая ленточка. Почему вы сегодня ее надели? Что она обозначает?

Такая двухцветная лента, называется георгиевской. Она относится к ордену Святого Георгия, который традиционно являлся высшей военной наградой в России. Цвета ленты – черный и оранжевый – означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.

     Великая Отечественная Война закончилась 9мая 1945 года. Когда солдаты Егоров и Контария водрузили наш флаг над зданием рейхстага в Берлине. (Звучит запись песни «День Победы»)

Игра «Скажи по - другому»

Защитник Отечества - воин, солдат, боец.

Отечество - Родина, Отчизна.

Храбрый солдат - мужественный, смелый, бесстрашный, отважный, доблестный.

Воспитатель:     - 9 мая – это всенародный праздник. Это «радость со слезами на глазах». В этот день и радость, и скорбь рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной Войны, которые живут сегодня, а их становится все меньше, и самым молодым из них уже за семьдесят лет. И у многих ветеранов растут не только внуки, но и правнуки. В этот день вспоминают тех, кто остался на полях сражений, тех, кто поле войны налаживал мирную жизнь.

Воспитатель:     - Давайте почтим память всех погибших за Родину минутой молчания. (Минута молчания под звуки метронома)

Воспитатель:     - Много советских людей погибло за Родину. Вот как о войне рассказывает советский солдат.

«БОЙ НА БОЛОТЕ» А. Твардовский.

Бой безвестный, о котором речь сегодня поведем,

Был, прошел, забылся скоро…. Да и вспомнят ли о нем?

Бой в лесу, в кустах, в болоте, где война стелила путь,

Где вода была пехоте по колено, грязь по грудь.

Бился ль ты в горах Кавказа, Или пал за Сталинград,

Мой земляк, ровесник, брат.

Верный долгу и приказу русский труженик-солдат!

Где в трясине, в ржавой каше, безответно - в счет, не в счет.

Шли, ползли, лежали наши, днем и ночью напролет!

Пусть тот бой не упомянут в списке славы золотой,

День придет - еще повстанут люди в памяти живой!

И Россия – мать родная – почесть всем отдаст сполна.

Бой иной, пора иная, жизнь одна, и смерть одна!

Много было подвигов на войне.

Воспитатель:     - Народом созданы тысячи пословиц и поговорок о солдатах, воинской доблести. В них отражена доблесть русского народа за наших воинов, мужественно боровшихся с врагами

Без смелости не возьмешь крепости.

Бей врага винтовкой, бей и сноровкой.

Бой - святое дело, иди на врага смело.

Бой красен мужеством, а приятель дружеством.

Упражнение «Подбери признаки».  Кем бы он ни был, он всегда оставался солдатом.

Солдатом (каким) - смелым, бесстрашным, отважным, храбрым, умным, доблестным, исполнительным, трудолюбивым.

Воспитатель:     - А что еще бывает в этот день, послушайте загадку.

Вдруг из темной темноты

В небе выросли кусты.

А на них — то голубые,

Пунцовые, золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты.

И все улицы под ними

Тоже стали голубыми,

Пунцовыми, золотыми, разноцветными.

Воспитатель:      - Что же это такое? (Ответы детей.)

Воспитатель:    - Правильно, салют, а вы видели салют? (Ответы детей.) Это салют для всех людей, кто участвовал в этой страшной войне. Кто погиб и кто вернулся живым.

Итог занятия:     - Дети, что нового вы узнали? Как вы думаете, почему мы смогли победить в Великой отечественной войне? (ответы детей). Молодцы. Желаю вам мира и чистого неба над головой!

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование  восковыми карандашами

в подготовительной группе «Праздничный салют»

Программное содержание:

  1. Учить детей передавать впечатления о праздничном салюте.
  2. Рисовать различные виды салюта восковыми карандашами в виде распустившихся шаров в черном небе. Закреплять умение заполнять весь лист изображением. Придумывать свой салют.
  3. Закрашивать акварелью, без просветов чёрный фон ночного неба большими, широкими движениями, используя кисть № 5.
  4. Развивать творческое воображение, фантазию.
  5. Воспитывать аккуратность, зрительную память и зрительное внимание.

Материал:    восковые мелки, акварель, кисти, фотографии, образцы с изображением салюта в ночном небе, 1/4 ватмана, аудио запись песни «День Победы».

Содержание:

Воспитатель:    - Сегодня мы будем рисовать одно красочное зрелище, которое вы часто наблюдаете, а какое, вы узнаете, отгадав загадку:

Вдруг из чёрной темноты

В небе выросли кусты.

А на них то голубые

Розовые и цветные

Распускаются цветы

Небывалой красоты.

И все улицы под ними

Тоже стали все цветными.

Как назвать же их скажи

Эти яркие цветы?

Дети:    - Салют.

Воспитатель:    - А что же такое салют? И где вы его видели?

Дети:    - Это цветные огоньки фейерверка. Его мы видим в ночном небе в праздничные дни над центральной площадью.

Воспитатель:    - Сегодня вы будете распорядителями салюта. Вы сами придумайте свой праздничный салют, какой бы вам хотелось увидеть в ночном небе нашего города. И кто знает, может, когда ни - будь, мы увидим именно его в праздничном ночном небе нашего города. Обратите внимание на иллюстрации и фотографии разных видов салюта. Какой формы он бывает?

Дети:     - Он бывает в виде шаров, астр, вьющихся лент, распустившихся цветов, различных завитков, змеек, звёздного дождя, ленточек.

Воспитатель:    - Посмотрите внимательно на столы. У вас необычные карандаши. Они восковые. Вы ими нарисуете СВОЙ салют, а я покажу в конце занятия - волшебство. Но не забудьте, весь лист должен быть заполнен салютами, без просветов и пустот.

1, 2, 3, 4, 5

Начинаем рисовать.

Работа начинается

Ротик закрывается.

Дети выполняют работу, педагог делает небольшие подсказки советы.

Рисовали, рисовали

Карандашики устали,

А сейчас мы их возьмём

И в коробочку кладём.

1, 2, 3, 4, 5

Начинаю колдовать!

Краску чёрную беру

И салют ваш зачерню!

Воспитатель берёт кисть и закрашивает акварелью салют – образец

Воспитатель:    - Краска не закрашивает волшебные восковые карандаши! Она с них скатывается! И появляется праздничный салют в ночном небе! Хотите попробовать?

Дети: да!

Дети берут кисти и закрашивают акварелью свой рисунок, краска скатывается с карандашного рисунка, чем изумляет детей.

Воспитатель:      - Какой праздник 9 МАЯ мы будем отмечать?

Дети:     - День Победы.

Воспитатель:      - Праздничным салютом люди отмечают победу наших солдат над фашистской Германией. Он самый красочный и знаменательный. Давайте выставим наши работы и полюбуемся салютом.

Звучит песня «День Победы», дети выставляют свои работы и рассматривают, обсуждая интересные «находки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект к 70-летию со дня Победы в Великой Отечественной Войне «Я помню. Я горжусь !»

Педагогический проект к 70-летию со дня Победы в Великой Отечественной Войне «Я помню. Я горжусь !»...

Педагогический проект к семидесятилетию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне «Я помню, Я горжусь!"

ПРОЕКТ"Я помню, Я горжусь! "   Участники проекта: АдминистрацияВоспитатели Воспитанники подготовительной группыРодителиПедагог-психолог   Вид проекта:исследовательский, личностно-о...

Педагогический проект "Я помню. Я горжусь".

Педагогический проект "Я помню. Я горжусь"....

Презентация педагогического проекта по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста «Я помню, я горжусь!»

С самого раннего возраста  мы занимаемся  воспитанием патриотизма, любви к Родине и уважению к  её традициям.  Все подготовленные мероприятия и акции  как раз и решают эти зад...

Проект "Помню.Верю.Горжусь."

Проект посвященный 75-летию победы в Великой отечественной войне....

Педагогический проект "Помним, гордимся!"

Педагогический проект "Помним, гордимся!"...

Педагогический проект "Помним, гордимся, чтим. Формирование основ нравственно-патриотического воспитания в ДОО"

Проект ориентирован на детей старшего и подготовительного возраста, педагогов и их родителей....