«Развитие межличностных качеств дошкольников посредством социальных акций».
статья (старшая группа)

Чрезмерная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье, отсутствие «дворовой» культуры и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой среде выдвигает на первый план задачу социализации детей, начиная с дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «солнечный зайчик»

Статья

Тема: «Развитие межличностных качеств дошкольников посредством социальных акций».

                         Подготовила: воспитатель Домрачева Е. А.

Смоленск 2019

Всем известно, что современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20-30 лет назад. Чрезмерная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье, отсутствие «дворовой» культуры и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой среде выдвигает на первый план задачу социализации детей, начиная с дошкольного возраста.

Исходя из выше сказанного, одной из приоритетных задач дошкольного учреждения становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Вся жизнь ребенка в Дошкольном образовательном учреждении должна быть направлена на эволюцию личности ребенка и его взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Осознавая всю важность процесса социализации детей дошкольного возраста, мы решили раздвинуть границы деятельности в данном направлении и приступили к внедрению новых педагогических технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации.

Смена приоритетов в среде дошкольного образования направляет нас, воспитателей, на формирование у ребенка способностей адаптации к требованиям социума. Необходимо совершенствовать методы и способы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе  его вхождения в мир, контактирующих с ним людей. В существующей действительности, ребенок живет и развивается в окружении разнообразных источников воздействия, которые могут быть как позитивными, так и негативными. Данные источники могут влиять на его формирующуюся нравственную сферу. В связи с этим, именно в данный момент актуальны социальные позиции.

В виду выше сказанного, коллективы детских садов начинают практиковать «Социальные акции дошкольников». Таковыми являются эффективные формы работы, которые направлены на эволюцию нравственных и личностных качеств дошкольников, и предполагают работу в двух направлениях:

-  работа с детьми

- работа с родителями.

В процессе прохождения акций дошкольники получают знания, формируют навыки культуры и активную жизненную позицию. Акции являются отличной пропагандой среди общественности родителей. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами принимают в ней участие.

В нашем случае акция  представляет собой некую общественную кампанию, которая направлена на достижение какой-либо социально значимой цели. Цель акции – привлечение внимания к какой-либо проблеме, привлечение ресурсов для решения данной проблемы, непосредственно решение ее. Акция предполагает работу с детьми, родителями и социумом, направленную на привлечение их внимания либо к самой проблеме, либо к способам ее решения.

Особенностью акции является добровольность участия, массовость. Поэтому количество детей и родителей может меняться в течение года. Показателем является количество детей, родителей и сотрудников МБДОУ, принявших участие в акции, и количество участников из социума.

Принципы социальных акций:

- системность, последовательность

- согласованность (все мероприятия должны проходить на законных основаниях, с продуманным заранее планом, кого нужно поставить в известность)

- мероприятие оформляется документально, особенно если оно связано с выходом за пределы детского сада

- неприемлемость духа соревнования (все должны быть настроены на получение удовольствия от совместного дела, а не на получения места в рейтинге).

Алгоритм подготовки социальной акции:

- Конкретное и узкое определение проблемы и цели.

- Определение целевой группы.

- Выбор места проведения – площадки или нескольких площадок.

- Выбор деятельности или цепочки действий, продукт.

При проведении данных мероприятий необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции. Они должны понимать цель, смысл мероприятия и конечный результат. Подготовка и проведение мероприятий имеет необходимость непосредственного привлечения родителей. Каждая акция состоит из трех основных этапов:

 - мотивация,

 - планируемые действия

- завершающий этап.

Мотивация.

При разработке и подготовке акции следует выбрать ориентир, на решение какой социально-педагогической проблемы акция будет направлена, кто является ее целевой аудиторией, какова цель акции. Также следует продумать форму проведения мероприятия.

Планируемые действия.

Как реализовать социальную акцию? Это может быть одно мероприятие (музыкально-литературная композиция, концерт) или несколько мероприятий, которые идут друг за другом (беседа о птицах, рисование или лепка птиц, далее изготовление кормушек и закрепление их на деревьях).

Завершающий. 

Здесь подразумевается подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив: есть ли необходимость ее повторять, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли каким-либо образом изменить форму проведения акции.

В нашем дошкольном учреждении проводятся социальные акции с детьми старшего дошкольного возраста. В начале учебного года мы разрабатываем перспективный план проведения социальных акций нашей группы, где учитываем календарно-тематическое планирование и календарь жизни МБДОУ.

Сентябрь – «Права детей»;

Октябрь – «День пожилого человека»;

Ноябрь – «Синичкин день»;

Декабрь – «Елочка-зеленая иголочка»;

Январь – «Тропа здоровья»;

Февраль – «Все профессии нужны, все профессии важны»;

Март – «С праздником весны, любви и красоты»;

Апрель – «Подари улыбку миру»;

Май – «Мы знаем, помним, гордимся!»;

Июнь – «День защиты детей»;

Июль – «Мы за чистый город»;

Август – «Родительский патруль».

Благодаря участию в акциях формируется активная жизненная позиция, у детей развиваются представления о том, что от каждого из них зависит состояние окружающей среды, взаимоотношения людей, результаты деятельности.

Вовлекая в акции представителей различных возрастных и социальных групп, восстанавливаются психологические связи между поколениями, воспитываются толерантность и эмпатия.

При проведении социальных акций реализуется принцип интеграции, что позволяет осуществлять всестороннее развитие детей.

Итогом проведения социальных акций стало накопление детьми разнообразного опыта взаимодействия в социуме. У дошкольников в элементарном виде формируются социально-ценностные ориентации, проявляется независимость и самостоятельность. Дошкольники способны действовать осознанно и целенаправленно, оценивать и анализировать результаты своей деятельности.

С помощью такого уникального средства развития дошкольников, как социальные акции, нам удается каждый раз создавать для детей атмосферу праздника познания, общения и красоты.

 

Список литературы

1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – СПб.: Детство-Пресс, 2014.

2. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации. – М.: Просвещение, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие физических качеств дошкольников посредством обучения элементам игры в баскетбол»

«Развитие физических качеств дошкольников посредством обучения элементам игры в баскетбол»...

«Развитие межличностных отношений дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»

В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью моей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование меж...

«Формирование социально-коммуникативных качеств дошкольника посредством социально-ориентированных игр в условиях реализации ФГОС ДО»

Формирование социально-коммуникативных качеств дошкольника посредством социально-ориентированных игр в условиях реализации ФГОС ДОДошкольное детство - короткий, но важный, уникальный период жизни чело...

Перспективное планирование работы с детьми по теме: "Развитие нравственных качеств дошкольников посредством сказок"

Перспективный план работы с детьми старшей группы по теме: "Развитие нравственных качеств дошкольников посредством сказок"...

«Развитие межличностных качеств дошкольников посредством социальных акций».

Смена приоритетов в среде дошкольного образования направляет нас, воспитателей, на формирование у ребенка способностей адаптации к требованиям социума....