«Развитие межличностных качеств дошкольников посредством социальных акций».
статья (подготовительная группа)

Смена приоритетов в среде дошкольного образования направляет нас, воспитателей, на формирование у ребенка способностей адаптации к требованиям социума. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualizatsiya_obrazovaniya_v_kontekste_fgos_do.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»

Статья

Тема: «Индивидуализация образования в контексте ФГОС ДОУ»

Подготовила: воспитатель Домрачева Е. А.

Смоленск 2020

Индивидуализация образования в контексте ФГОС ДОУ

1. В Стандарте учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

2. Основные принципы дошкольного образования:

3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

4) учет этнокультурной ситуации развития детей.

3. Стандарт направлен на решение следующих задач:

5) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

6) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Индивидуализация – есть открытие и утверждение своего «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, то есть становление и осмысление индивидуальности.

Индивидуализация в образовании - создание условий для развития ребенка не только с учетом особенностей усвоения им программы, его интересов и склонностей, в совокупности с особенностями его характера, темперамента, эмоциональной сферы, жизненной ситуации, взаимоотношений с детьми и взрослыми.

Выделяют следующие уровни индивидуализации: персональная, подгрупповая, групповая

Разница между индивидуальным подходом и индивидуализации образования:

Индивидуальный подход в образовании

Индивидуализация образования

Цель

- Организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка

- обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии.

- содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности.

Способы общения:

- прямое обучение в соответствии с целями, поставленными взрослыми

- требование и оценка результата.

- признание права выбора

- совместное обсуждение целей и деталей

- акцент на достоинствах и социальных сторонах личности.

Тактика:

- диктат и опека.

- сотрудничество и партнерские отношения.

«Хороший ребенок»

- следующий, заданному (предложенному) взрослым способом (образцу) выполнения действия

- инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий.

Убеждения:

- ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого

- усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития.

- ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром

- самое ценное для своевременного и полноценного развития приобретение ребенком собственного опыта.

Вывод:

- индивидуальный подход распространяется на небольшую часть группы

- от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы).

- индивидуализация распространяется на каждого ребенка

- от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.

Методы индивидуализации обучения:

- Метод реагирования (модель трех вопросов: Что знаем?- Что хотим узнать?- Как можем узнать?)

- Работа небольшими подгруппами

- Обеспечение взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности

- Свобода участия или неучастия в предлагаемой взрослым деятельности

- Тщательный отбор материалов

- Метод «строительных лесов»

-  Иррадиирущее обучение

Педагогические условия индивидуализации образования:

- Создание безопасной и насыщенной предметно-пространственной среды для реализации ребенком своих замыслов индивидуально или вместе с другими детьми

- Поддержка и инициирование взаимодействия с другими участниками образовательных отношений

- Знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей ребенка

- Готовность взрослых отступить в том случае, если их инициатива не принимается детьми

- Гарантированное наличие у детей времени для свободной деятельности

- Амплификация (обогащение) детского развития

- Реализация дополнительных образовательных программ

- Возможность выбора (содержания, вида деятельности, материалов, места и способов действий, партнерства)

- Способность ребенка выбирать из своих многочисленных желаний, те, за реализацию которых он готов нести ответственность

- Поддержка в ходе поисков, проб и ошибок при реализации собственных желаний

Идеи индивидуализации образовательного пространства

- Индивидуальные творческие выставки

- Фотогазеты (я на море, мои любимцы, моя семья, я уже умею, мои мечты)

- Выставки «мои любимые книги», «мои любимые игрушки»

- Выставки коллекций

- Наличие уголков уединения

- Фотографии лучших построек (из конструктора, из снега, из бумаги), сделанных руками детей

- Материалы индивидуальных проектов

- Подписи на рисунках – название работы, придуманное ребенком, его фамилия и имя.

- Персональные альбомы фотографий на разную тематику

- Рубрики «Наши достижения», «Наши успехи», «Наши таланты» с дипломами и грамотами детей и воспитателей.

– формирование положительной Я-концепции!!!!!!

- Портфолио детей

- Коврики для ограничения детьми своего игрового пространства

- Индивидуальные игровые пространства (макеты)

- Большие и маленькие ширмы

- Знаки – «Тут играю я»

- Стенды «Здравствуйте, я пришел!», «Уголок именинника», «Дерево желаний», «Звезда дня», «Я умею» (с набором карточек, символов), «Я люблю», «Я научился!», «Мое настроение», «Мы друзья»

- Игры-самоделки

- Бейджики с надписью роли или ее символом

- Мини-музеи (Музей шляп, Музей ключей, Это все из дерева, Музей часов, Чудо-телефон)

- Персональные коробочки (с набором необходимых ребенку материалов для развития в интересующей его области; с набором мелочей – для игры, для экспериментирования).

Список литературы

Авдулова Т.П. Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников // Справочник старшего воспитателя, 2014. - № 8.

Дьячковская В. М., Осипова О. П. Индивидуализация в детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017.

Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Михайлова-Свирская Л.В. Издательство: Просвещение, 2015.

Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: Учебное методическое пособие. – М. : МИРОС, 2001.

Пирская Т.Б. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ // Современный детский сад. – 2010. – № 3.

Развитие новых форм дошкольного образования: Сборник нормативно-правовых и программно-методических материалов. — М.: Школьная Пресса, 2004. — с. («Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу «Воспитание школьников; Вып.41).

Современные подходы к проблеме социализации и индивидуализации развития ребенка в условиях дошкольных образовательных учреждений:материалы научно-практической конференции (Санкт-Петербург, декабрь 2014)/ Под. Общ. Ред. Н.А. Вершининой – СПб., 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие физических качеств дошкольников посредством обучения элементам игры в баскетбол»

«Развитие физических качеств дошкольников посредством обучения элементам игры в баскетбол»...

«Развитие межличностных отношений дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»

В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью моей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование меж...

«Формирование социально-коммуникативных качеств дошкольника посредством социально-ориентированных игр в условиях реализации ФГОС ДО»

Формирование социально-коммуникативных качеств дошкольника посредством социально-ориентированных игр в условиях реализации ФГОС ДОДошкольное детство - короткий, но важный, уникальный период жизни чело...

Перспективное планирование работы с детьми по теме: "Развитие нравственных качеств дошкольников посредством сказок"

Перспективный план работы с детьми старшей группы по теме: "Развитие нравственных качеств дошкольников посредством сказок"...

«Развитие межличностных качеств дошкольников посредством социальных акций».

Чрезмерная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье, отсутствие «дворовой» культуры и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей....