Консультация для воспитателей на тему : Эстетическое развитие ребёнка через искусство
консультация

Белицкая Эльвира Михайловна

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Для формирования интереса детей дошкольного возраста к эстетической стороне необходимы определенные условия. Каковы эти условия вы узнаете, ознакомившись со статьёй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskoe_razvitie_detey_s_pomoshchyu_iskusstva.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему : Эстетическое развитие ребёнка  через искусство

Выполнила: Белицкая Эльвира Михайловна- воспитатель МБДОУ детский сад №146 г.Дзержинск

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые, но всех их объединяет одна, с моей точки зрения, беда - они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, их интересы однообразны: одинаковые безликие куклы, модели пластиковых машинок, компьютеры, игровые приставки… А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. В настоящее время одной из важных проблем педагогики является формирование у детей эстетического интереса к окружающей действительности: семье, людям, природе, материальным и духовным ценностям. Художественно-эстетическое развитие - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. (Б.Т. Лихачев). Дети в дошкольном возрасте способны видеть красоту  в окружающей их обстановке, слышать красивую музыку, поэзию, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Эти наблюдения за детьми дают основания считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста. Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Для формирования интереса детей дошкольного возраста к эстетической стороне необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно - богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая салфетка, посуда, цветы на столе - все это создает эмоциональное настроение, приучает к красоте. Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь. Так, в дошкольном учреждении, если среди чашек (другой посуды) появляется не такая, как все, а лучше, дети сразу замечают ее и стремятся поставить себе, в крайнем случае, другу, выражая тем самым ему свою любовь. Безусловно, важным средством формирования интереса к эстетической стороне окружающего является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию - основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа - это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Можно много раз пройти по красивейшему скверу и не заметить его красоты, а можно пройти всего один раз и остановиться, и увидеть, как красивы и необычны в нем деревья, как освещены солнцем их верхушки, как ярки на фоне зеленой травы тюльпаны; услышать, как весело щебечут птицы. Или полюбоваться, как величавы зимой деревья под снегом, а свет от уличного фонаря делает все вокруг таинственным и переносит нас в мир сказки. Очень важно заметить все описанное выше и еще многое другое вместе с ребенком. Условием и средством формирования эстетических интересов является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки, и существует предположение, что именно в этот период можно влиять на формирование музыкальности. Через мелодию колыбельной песни, звуки речи, ее тембр малыш начинает не только различать, дифференцировать окружающий его мир, но и чувствовать его. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно, хотя механизм этого влияния пока не раскрыт до конца. Несомненно одно - знакомить детей необходимо с лучшими образцами народной и классической музыки. Еще одним условием формирования интереса к эстетической стороне является практическая деятельность. Обучение различным видам художественной деятельности дарит детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности. Все названные выше средства формирования интереса к эстетической стороне - быт, природа, искусство, деятельность - эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития детей. При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры. Надо искать и находить золотую середину. Перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия. По утверждению ученых А.И. Бурова, Л.П. Печко, Ю.Н. Петрова эстетическая культура человека есть единство трех составных частей:

  1. Эстетических чувств и эмоций, как исходных компонентов и основы эстетического сознания; эстетических оценок, вкусов, идеалов как высших компонентов эстетического сознания.
  2. Знаний, являющихся фундаментом эстетических взглядов и убеждений, мировоззрения человека.
  3. Умений, способностей, потребностей, творческих навыков, необходимых для проявления, развертывания эстетических аспектов во всех видах и формах деятельности.

Старший дошкольный возраст характеризуется педагогами и психологами как особый период в воспитании и развитии ребенка. Он завершает дошкольное детство и является переходной ступенью к школьному обучению. Именно в этот период происходит активное формирование важных для последующего обучения и развития черт поведения детей, деятельности, связанной с интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферой.

Характерная черта старшего дошкольника - устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности - игре, общении, рисовании, танцах, пении, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач.

В дошкольном возрасте развивается интерес к эстетической стороне действительности, потребность в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Образование, направленное на художественно-эстетическое развитие ребенка, предполагает создание следующих условий:

  • обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;
  • организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту - музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно-ролевой и режиссерской игры;
  • предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;
  • поддержка детской непосредственности, поощрение, стимуляция фантазии и воображения ребенка.

Развитию эмоциональной отзывчивости, эстетических эмоций и нравственных чувств, накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем, представлению о многообразии форм и художественных стилей способствует приобщение детей к искусству (знакомство с классическими произведениями живописи, музыки, литературы, театрального искусства и др.). Тем самым закладываются предпосылки для актуализации у ребенка художественных способностей, а также развития художественного вкуса.

Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства, способен действовать и творить в любом виде искусства. Педагогический смысл этого в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства. Способности ребенка неодинаковы, и потому каждый волен в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид искусства. Все искусства должны быть доступны человеку, но они могут иметь неодинаковое значение в его индивидуальной жизни. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы искусств.

Для формирования у дошкольников эстетической культуры должна быть разработана программа, которая включает в себя следующие направления:

  1. Работа детьми.
  2. Работа с педагогическим коллективом.
  3. Взаимодействие с родителями и социальными институтами города.
  4. Обогащение предметно - пространственной развивающей среды ДОУ.

На занятиях помимо традиционных методов должны применяться методы, которые способствуют осознанности восприятия, улучшают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение и творчество.

  • метод одномоментности. Этот метод основан на одновременном восприятии произведений различных видов искусств и способствует созданию целостного художественного образа в любом из продуктивных видов творческой деятельности. Использование данного метода обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности художественных образов в рисунке, пластике движений, мимике, жесте.
  • метод контрастности. Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, обостряет остроту ощущений ребенка при восприятии музыкального, зрительного, поэтического ряда.
  • метод "подмастерья". Позволяет рассматривать педагогический процесс не как воздействие, а как взаимодействие взрослого и ребенка в едином творческом процессе, обеспечивает переход педагога с позиции назидания на позицию сотрудничества, сотворчества.

При использовании перечисленных методов, осуществляется органическое слияние и одномоментное воздействие на слуховые, зрительные, тактильные органы восприятия, что обеспечивает более глубокое погружение ребенка в мир звука, цвета, слова и осознания им мира культуры.

При проведении занятий необходимо учитывать следующие моменты:

Организационный. Преследует цель создания условий, обеспечивающих эмоциональный настрой ребенка на содержание занятия. Удивление в процессе общения педагога с детьми может стать фактором, организующим и стимулирующим детское внимание и деятельность. Появление педагога в необычном костюме, головном уборе или гриме, со странным на вид предметом в руке или куклой обеспечит заинтересованность детей темой занятия.

При этом формы и методы работы с дошкольниками определяются, с одной стороны, особенностями восприятия ребенка мира, с другой - задачами программного характера. Но тема занятия, организация процесса восприятия всегда предполагают активное общение педагога с детьми, также учитывается личное мнение ребенка, его готовность включиться в художественно-творческую деятельность.

Взрослым следует помнить, что иногда фантазия детей, художественные образы, неожиданно предложенные ими, могут увести педагога от заранее запланированного хода их проведения. Умение действовать "по ситуации" - одно из важнейших требований к качественным характеристикам профессионализма педагога, работающего в "режиме интеграции».

Информационно-чувственный. Он основан на актуализации процессов восприятия, оптимизирует условия получения детьми необходимой информации о художественных образах на чувственном уровне. Прохождение информации через сенсорные каналы восприятия и ощущений делает возможным взаимодействие между отдельными модальностями восприятия (визуальной, слуховой, кинестетической), которые и лежат в основе создания художественного образа посредством творческой, преобразующей деятельности. В основе этого явления лежит синестезия - чувственное отражение окружающей действительности, именно оно "работает" в различных видах искусства.

Проблемно-мотивационный. Призван стимулировать активность ребенка за счет органичного включения проблемной ситуации в ход занятия, причем профессионализм педагога проявляется в умении заострить ситуацию так, чтобы ребенок ее воспринял как личную проблему. В результате она оказывается особым педагогическим механизмом, который ставит ребенка в новые для него условия, требует от него максимальной мобилизации знаний, умений, волевых усилий, направленных на решение проблемной задачи. В итоге происходит накопление личного опыта ребенка.

Деятельностный. Основа занятия во многом обеспечивает его развивающий эффект, создает условия для анализа художественных образов, их воссоздания в других видах деятельности: в словесном творчестве, пантомиме, музыкально-ритмических движениях. При этом "акт творчества" отличается от других форм обучения тем, что в это время ребенок не накапливает знания, а отдает их, обретая уникальный опыт творческой самореализации. Традиционные занятия ребенка рисованием, музыкой, развитием речи, ознакомлением с художественной действительностью создают своеобразную базу для постижения им как средств выразительности в искусстве, так и собственных возможностей в деятельности.

Прикладное значение продуктов детской творческой деятельности.

 Особенно значимо в связи со становлением их социального статуса. Во-первых, это явное проявление уважения к ребенку со стороны взрослых и сверстников, во-вторых, продукт его творческого воображения, материализованный в рисунке, поделке, стихотворении, танце, мелодии, приобретает черты особой значимости: это часть его символического "Я". Эти предметы, находя свое место в интерьере детского сада, в коллективных играх, способствуют осуществлению грандиозной работы осмысливания окружающего мира и самого себя.

Учитывая тяготение детей к игровой деятельности, должна быть подобрана и объедена в блоки серия игр: это дидактические и сюжетные игры по ознакомлению с музыкой, народным творчеством, разными жанрами живописи.

Работа с педагогическим коллективом должна включать в себя:

Педагогические советы, педагогические часы, семинары, деловые игры, консультации по данным темам.

При взаимодействии с родителями и социальными институтами города должны быть использованы следующие формы:

  • групповые и индивидуальные консультации по вопросам эстетического воспитания дошкольников в семье;
  • собрания в нетрадиционной форме (собрания - студии, КВН и др.);
  • привлечение родителей к участию в праздниках и развлечениях;
  • совместное с детьми посещение театров, выставок, концертов.

Следующим направлением в работе должно  являться обогащение предметно - пространственной развивающей среды ДОУ.

Оно включает  не только групповые помещения, но и другие функциональные пространства (коридоры и лестничные марши)

Вывод:

Наиболее эффективным средством формирования эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста является искусство. Использование искусства в формировании эстетической культуры у старших дошкольников обусловлено его всесторонним использованием, широким спектром воздействия на развивающуюся личность, огромным педагогическим потенциалом в развитии социально важных качеств и способностей, а также возрастными особенностями старших дошкольников, их восприимчивостью к искусству и склонностью к различным видам художественно-творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: " Сенсорное развитие ребёнка".

Это консультация о развитии ребёнка по сенсорике....

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»

Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладен...

Консультация для воспитателей по теме «Особенности развития общения дошкольного возраста»

Общение это прежде всего умение устанавливать контакт людей между собой, вступать в разговор. Умение общаться это очень сложный процесс, который закладывается с детства. В настоящее время дети в основ...

Консультация для воспитателей на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей на тему: «Эстетическое восприятие природы детьми дошкольного возраста»

Сегодня проблема эстетического воспитания стоит как нельзя более остро. Следует обратить внимание на красоту действительности. Насладиться этими мгновениями. Порадоваться ими, разделить свою радость с...

Консультация для воспитателей на тему: «Дизайн как вид искусства и художественно-конструктивная деятельность»

Консультация для воспитателей на тему:«Дизайн как вид искусства и художественно-конструктивная деятельность»Слайд 1.Теоретические основы  дизайн деятельности.Слайд 2.В связи с активны...

Консультация для воспитателя по музыкально-эстетическому развитию детей

Консультация для воспитателя по музыкально-эстетическому развитию детей....