Тема: «Наша Родина – Россия»
методическая разработка (старшая группа)

Забродина Людмила Александровна

 

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

§  Формировать патриотические чувства; уважительное отношение к государственным символам (флагу, гербу, гимну).

§  Обобщить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут.

§   Закрепить знания о столице нашей Родины — Москве; природном символе России – березке.

§  Развивать связную диалогическую речь, развивать внимание, способность рассуждать, делать выводы.

§   Воспитывать любовь и чувство гордости за Родину; уважение к её защитникам.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Наша Родина – Россия»

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

  • Формировать патриотические чувства; уважительное отношение к государственным символам (флагу, гербу, гимну).
  • Обобщить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут.
  •  Закрепить знания о столице нашей Родины — Москве; природном символе России – березке.
  • Развивать связную диалогическую речь, развивать внимание, способность рассуждать, делать выводы.
  •  Воспитывать любовь и чувство гордости за Родину; уважение к её защитникам.  

Предварительная работа: Беседы о Российской символике; чтение и разучивание стихотворений о Родине, Москве, березке; чтение пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций о Москве, фото лесов, полей, рек, гор, морей, и т. д. нашей Родины.

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, изображением леса, практическая деятельность детей, вопросы к детям, дидактическая игра, использование музыкального сопровождения.

Материалы и оборудование: карта России, макет березы, ноутбук, проектор, презентация «Символы России». 

Музыкальное сопровождение: гимн РФ; 

 

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение А. Прокофьева «Родина».

На широком просторе,

Предрассветной порой.

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края…

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

— О чём это стихотворение?

— Что такое Родина?

— Как называется наша страна?

По — другому Россию называют: наша Родина, наше Отечество, Матушка-Россия.

Отечеством мы зовём Россию, потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной – потому, что в ней родились, говорим родным языком, в ней для нас всё родное. Матерью- потому, что она вскормила нас своим хлебом, напоила своими водами. Выучила своему языку, защищает нас от врагов.

Много на Земле других стран, кроме России, но одна у человека мать. Одна у него и Родина – Мать! В нашей стране проживает много народов. У каждого народа свой язык, свой национальный костюм. Свои обычаи. А Родина- Россия у всех одна.

 

-Посмотрите, как велика и необъятная наша Родина – Россия! Она занимает 

1-ое место по территории среди всех стран мира. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.) 

–Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки.

 

«Раскинулась моя страна,

От севера до юга.

Когда в одном краю весна,

В другом снега и вьюга.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше, чем за десять дней

И то едва домчится.»

Сегодня я вам расскажу, как зарождалась наше Российское государство.

(звучит тихая инструментальная музыка)

Воспитатель:

 В давние времена, на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живем, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц.

Жить в таких условиях могли только сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были наши предки славяне, светловолосые и голубоглазые.

Мужчины охотились, женщины собирали в лесу съедобные растения. Позже научились выращивать хлеб, разводить домашних животных. Жили наши предки все вместе одним племенем: ведь по одиночке они могли погибнуть. Управлял племенем вождь. Это был самый храбрый воин. В те далекие годы война была обычным делом. Восточных славян часто называли Русью, поэтому их земли часто назывались Русскими или Русью.

Прошло много времени, и центром Русской земли стал город Москва.

Основатель города, князь Юрий Долгорукий основал небольшое поселение из нескольких деревень, расположенных по берегам реки Москва. Поэтому и поселение называлось Москва.  Первые жители Москвы имели сады и огороды. Они сеяли хлеб и разводили скот, охотились и ловили рыбу. Занимались ремеслами, торговлей. Ведь Москва находится на пересечении больших дорог, товары везли и по воде, и по суше.

Москва росла и развивалась. В месте соединения реки был построен Кремль, который возник как крепость. Такое укрепление было необходимо т. к. жители Москвы страдали от многочисленных войн. Весь древний город Москва помещался внутри Кремля. Сначала он был деревянный и легко загорался. И было решено перестроить Кремль из красного кирпича.

Сегодня Москва по-прежнему очень красивый и самый главный город-Столица России. Здесь находится правительство и президент. Именно в Москве принимают важные законы и решения, по которым трудится и живет вся страна. 

«Москва – великий город,

Столица всех столиц,

Гудят над ней моторы

Могучих наших птиц.

Огни кремлевских башен,

Как солнце, всем видны.

Москва, ты слава наша,

Ты сердце всей страны!»

— А сейчас я вам покажу, какая Москва!

 

 

Воспитатель: Ребята, у каждого самостоятельного государства есть свои символы. Свой герб, флаг, гимн. (на доске размещена российская символика)

Давайте посмотрим на герб РФ, обратите внимание на то что грудь орла украшена щитом с изображением Георгия Победоносца, одним из самых почитаемых у русского народа святого. На гербе он изображён как защитник Отечества, борющийся со змеем. В этом гербе отображается постоянная борьба добра и зла. Три короны над двуглавым орлом означают единую связь трех дружественных славянских народов – русских, украинцев и белорусов. В настоящее время эти Республики стали самостоятельными государствами и сами выбирают свой путь развития.

  

Чтение стихотворения

«Герб России»

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный. (В. Степанов)

Воспитатель: Флаг нашей страны тоже имеет свою историю. В древние, древние времена жизнь наших предков была очень неспокойна. Не раз приходилось жителям городов и деревень объединяться, чтобы защититься от врагов. В случае опасности воин брал длинную палку, на ее конец привязывал пучок сухой травы или конский хвост и высоко поднимал вверх. Далеко был виден этот знак. Со всех сторон к воину с такой палкой стягивался народ. А палку с пучком травы так и называли — стяг. Собиралось под стягом войско и отправлялось защищать свою землю. Но вот кто-то придумал вместо травы или конского хвоста прикрепить кусок ткани. Ткань развивалась, трепетала на ветру, и такой знак был виден еще дальше и еще лучше. Так и появились первые флаги. Каждый город, каждое войско свой флаг раскрашивали по-своему. Зачем? А вот зачем. По цвету флага можно было определить, какие войска приближаются к городу. Может быть, это свои воины возвращаются домой. А может быть, это враги, которые хотят захватить город. С течением времени происходят перемены, страна развивается, изменяется и флаг. У России флаг трехцветный, три полосы – белая, синяя и красная. Что же они означают?  Белый цвет — это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбива, она не на кого не нападает. Синий цвет — это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Красный цвет — цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.

(Дети самостоятельно рисуют «Флаг России»)

Воспитатель: У каждой страны, у каждого народа есть своя собственная символика. Это– герб, флаг и гимн. Если хоть одного из этих компонентов будет недоставать, то страна будет неполноценной. Гимн – главная государственная песня, в которой отражена народная любовь к нашей стране – России. Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях. Музыка у гимна торжественная, а слова величавые. Автор слов гимна России – знаменитый писатель С. Михалков, композитор А. Александров. Гимн исполняют и слушают стоя. Я предлагаю вам послушать Гимн России в исполнении детского хора.

-Кто является главой Российского государства? Назовите его имя?  (Президент. Путин В.В.)

Воспитатель: Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет свои национальные символы, которые отличают их друг от друга. В нашей стране тоже есть символы, которые всегда связывают с Россией. Символ одухотворенности, процветания и 

долголетия –русская берёза (на середину выносится макет берёзы).

На Руси восхваляли березу в песнях, хороводах. Давайте мы с вами сейчас встанем в круг и поводим хоровод:

Посмотри, берёзка,

Мы к тебе идём,

Яркие платочки

Мы тебе несём (дети идут по кругу)

Припев: Золотые листики

Золотом горят,

Кружится с платочками

Хоровод ребят (дети кружатся на месте)

Девочки к берёзке

Ближе подойдут,

Яркими платочками

Весело взмахнут (девочки идут в центр круга с платочками, взмахнули, взялись за руки)

Припев: Разошлись ребятки

И пошли гулять,

Про берёзку песню

Нежно напевать (мальчики и девочки идут по кругу в разных направлениях)

Воспитатель: Ребята, отгадайте еще некоторые символы, по которым можно узнать нашу страну Россию (при отгадывании воспитатель достает игрушку из сундучка и показывает игрушки):

«В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь.

Звонкая, нарядная,

Веселая, трехрядная.

Заиграет, только тронь

Наша русская

Всех в округе веселит…» (гармонь).

«Ой, звенит, она звенит,

А всего-то три струны.

Ей, для музыки, нужны.

Кто, такая, отгадай-ка.

Это наша…» (балалайка).

-Балалайка и гармонь – музыкальные символы русского народа.

«Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская…» (матрёшка).

-Матрешка – символ загадочной души России.

«И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

-Самовар является символом русского гостеприимства.

«Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в садик,

Днём – домой.» (Валенки)

-Валенки — традиционная русская обувь.

Воспитатель: Русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине. Давайте их вспомним.

 — Жить — Родине служить.

 — Кто за Родину горой, тот истинный герой.

— Родина любимая, что мать родная.

 — Человек без Родины, что соловей без песни.

 — Родина-мать, умей за неё постоять.

-Как вы думаете, чему учат нас эти пословицы? (Эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов).

  Воспитатель:

 Великую землю, любимую землю,

 Где мы родились и живем,

 Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,

 Мы Родиной нашей зовем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по развитию речи по теме: Наша родина - Россия

Конспект комплексного итогового мероприятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: Наша родина - Россия.Цели: активизация и актуализация словаря по данной теме,  совершенствование на...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ» ( тема «Наша Родина – Россия»)

Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Закрепить названия ро...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Наша Родина – Россия. Флаг России"

Конспект занятия по познавательному развитию (социальный мир) для детей старшего дошкольного возраста о нашей Родине и о флаге России...

Развитие связной речи на материале лексической темы " Наша Родина - Россия. Столица Родины - Москва"

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста....

НОД по развитию связной речи "Составление пересказа с использованием мнемотаблицы по рассказу К.Д. Ушинского “Наше отечество”". В рамках темы: «Наша родина - Россия»

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи с использованием прёма мнемотехники для детей подготовительной группы компенсирующей направленности....

12 июня – День России Тема: «Наша Родина – Россия»

Патриотическое   воспитание  подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.Воспитание   патриотических  чувств у детей дошкольного возраст...