Конспект урока на тему: "Осенние изменения в природе"
план-конспект занятия

Паршакова Марина Александровна

Конспект урока на тему: "Осенние изменения в природе"

Подготовила Паршакова М.А

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_15.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

"Осенние изменения в природе"

Подготовила Паршакова М.А

Цель: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях природы

Задачи:

1.Образовательная: закрепить знания об осенних изменениях в природе, умение различать месяцы, устанавливать очерёдность.

2.Развивающая: развивать зрительное восприятие, речь устную и письменную, мыслительную деятельность, память, восприятие.

3. Воспитательная: прививать трудолюбие, усидчивость, любовь к природе

Ход занятия:

  1. Орг. Момент

Ход занятия:

  1. Речевая зарядка

Еле-еле ель Егор Ёжик белой сыроежке рад,

Затащил к себе во двор как белочка орешкам

-О чём пойдёт речь на нашем занятии вы узнаете из загадки:

- Пришла без красок и без кисти

И разукрасила все листья (осень)

-Я предлагаю вам послушать звуки осеннего леса: звук дождя, шорох листьев,

Слушание звуков осеннего леса.

-Отгадайте загадку: Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем

Мы его, конечно, знаем (сентябрь)

- Послушайте стихотворение

В сентябре еще не грустно:

Теплый полдень, все в цветах.

Помидоры и капуста

Поспевают на полях.

По утрам, конечно, зябко,

Но пока морозов нет.

И еще зеленой шапкой

Лес усталый приодет.

Птичий гомон не смолкает,

Но прохладная пора

О себе напоминает

Нудным дождиком с утра.

- О каких осенних приметах говорится в стихотворении?

Демонстрация слайдов (сбор урожая)

- Ещё одна загадка:

Пареньку почти 7 лет

За плечами ранец,

А в руках большой букет,

На щеках румянец

Что за праздничная дата,

Отвечайте-ка, ребята? (День знаний)

- Послушайте стихотворение о другом осеннем месяце.

Сеет дождик в октябре

Лужи на дороге.

В желтой кружатся листве

Осени тревоги.

Лес багряный за рекой

В белой дымке скрылся

И тумана пеленой,

Как плащом укрылся.

Тучи по небу с утра

Стаями летают.

Дни листки календаря

Октябрю считают.

Что же происходит в природе в октябре? Какие осенние признаки описал автор в стихотворении?

(Льют холодные дожди, дуют ветры, частая смена погоды, туманы становятся густыми и продолжительными, листья на деревьях меняют свой цвет: желтеют, краснеют и опадают; трава совсем засыхает, отцветают цветы, вода в реке становится очень холодной, солнце греет очень мало, пропадают насекомые, начинают улетать первые перелётные птицы, люди одеваются теплее, убирают в поле и в саду последний урожай)

Демонстрация картин золотой осени.

Это время называют средняя осень. Или золотая осень.

- Как вы думаете, почему так говорят

А почему насекомые начинают пропадать?

-Отгадайте загадку:

Месяц отгадай скорей:

Он длиною в тридцать дней,

Часто эти дни с дождём

А идёт за октябрём. (ноябрь)

- Почему птицы улетают в тёплые края?

А сейчас послушайте стихотворение о ноябре. 

В ноябре и дождь и снег,

Лес стоит весь мрачный.

Знает каждый человек,

Что ноябрь — невзрачный.

В ноябре деревья спят

Прибит дождём осенний сад.

Дождик кончится. Потом,

Покроет снег своим ковром.

Что же происходит в природе в ноябре?, солнышко показывается очень мало, дожди продолжительные, иногда падают снежинки, становится заметно холоднее, звери готовятся к зиме, некоторые уже прячутся в норки, некоторые меняют шубку,)

Перечислите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, ноябрь, октябрь).

Это время называется поздняя осень. Демонстрация иллюстраций поздней осени.

В народе Ноябрь называют - Листогной, потому что опадают последние листья опали и будут гнить, превращаться в перегной под снегом. Листья перегнивают и обогащают почву питательными веществами.

- На доске поговорке о ноябре. Как вы их понимаете?

В ноябре зима с осенью борются.

Холоден батюшка октябрь, а ноябрь и его перехолодил.

- Перечислите по порядку осенние месяцы.

Дидактическая игра «Продолжи преложение…».

Листья осенью  желтеют, краснеют и опадают

Погода осенью ….переменчивая

Осенью убирают урожай свёклы…

Птицы осенью….

Звери осенью … готовятся к зиме, меняют шубки, утепляют норки.

Насекомые ….прячутся в укромные места.

Физминутка

Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)

Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)

Д/и «Знаешь ли ты деревья»

На доске вывешиваются два листочка, на оном запись – лиственные деревья, на втором – хвойные с приклеенными листочками. У доски выкладываются на картинках деревья. Обучающимся нужно правильно разместить дерево

- Почему тополь, клён, дуб, береза это лиственные деревья?

- Почему сосна, ель, пихта, лиственница это хвойные деревья?

-Почему лиственница хвойное дерево, а имеет такое название?

- Предлагаю вашему вниманию следующее задание. Нужно будет дописать в тексте недостающие слова, чтобы получился рассказ об осенних изменениях в природе.

Осенью листья на деревьях и кустарниках … Не изменяют окраску листьев … и … Они по-прежнему стоят … . Улетели в тёплые края … … . Только … , … , … не боятся наступающей зимы. Люди помогут им перезимовать, развесят … ,

Насыплют в них … .

Конкурс загадок:

Не снег, не лёд,

А серебром деревья уберёт. (иней)

***

Листья жёлтые летят, Тучи разгоняет,

Падают, кружатся Воет, завывает

И под ноги просто так По свету рыщет,

Как ковёр ложатся (листопад) Поёт, да свищет. (ветер)

***

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (дождь)

Рефлексия: -О каком времени годы мы говорили на нашем занятии?

- Назовите осенние месяцы?

- Почему ноябрь называют предзимьем?

- Что нового узнали на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект (образовательная область "Познание") "Весна. Изменения в природе"

Программное содержание:Уточнить и закрепить представления детей об изменениях,  происходящих в природе весной.Закрепить приметы весны, названия весенних месяцев.Воспитывать бережное отношен...

Конспект открытого урока на тему "Осенний букет"

Продолжать изучать технологию изготовления панно с применение природного материала....

Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями в природе».

Тема: «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»Цели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);- учить различать и характеризовать прим...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Ромашка» на тему: «Осенняя красота в жизни, природе и искусстве»

Интегрированное занятие (аппликация и формирование целостной картины мира) на тему «Осенний лес»Задачи:учить детей создавать образы разных деревьев и составлять из них композицию «Ос...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Воспитатель: Мальгина Елена Викторовна Тема: «Осеннее настроение» (Рисование осенней природы).

Цель деятельности педагога:Развивать у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного город...

Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями в природе».

Тема: «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»Цели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);- учить различать и характеризовать прим...

Консультация для родителей на тему "Осень. Осенние изменения"

Рекомендую побеседовать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью. Также сравнить п...