Применение игровой технологи мозартика в практической деятельности педагога-психолога ДОУ
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Сидоренко Ольга Борисовна

Очень часто повышенный уровень тревожности, низкая самооценка и наличие каких – либо страхов не являются аргументами для тревоги родителей по поводу здоровья ребенка. Все перечисленные показатели являются симптомами психологического нездоровья. И если у ребенка существуют проблемы с психологическим состоянием, то какая речь может идти о его физическом здоровье. В связи с этим возникает необходимость поиска инновационных эффективных методов позволяющих стабилизировать психоэмоциональное состояние и психологическое здоровье  дошкольников в целом.

Одним из наиболее эффективных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возрастаявляется арт -терапия. иИновационная развивающая технология «Мозартика» представляет собой синтез игротерапии, арттерапии и психоанализа.

Название «Мозартика» произошло от слов «мозаика» (игра) и «арт» (искусство). Детям рекомендуется с 2-х лет. Педагогу-психологу в работе с детьми, взрослыми эта увлекательная и красивая игра помогает:

• снять напряжение и стресс;
• осознать внутренний конфликт;
• найти выход из травмирующей ситуации.

Мозартика позволяет не только определить эмоциональное состояние ребенка, но и дает возможность к невербальному выражению собственных эмоций, что создает благоприятные предпосылки ее использования как диагностического и коррекционного инструмента в ходе оптимизации эмоциональной сферы детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возможности применения игровой технологии Мозартика в практической деятельности педагога-психолога ДОУ С идоренко О.Б.

Слайд 2

Авторы методики: Полина Эрнестовна Руссавская - математик, художник-дизайнер, Елена Бондаренко - искусствовед, кандидат педагогических наук.

Слайд 3

Мозартика Название произошло от игры - мозаика и выражения искусств ом - арт. Относится к группе проективных психодиагностических, психокоррекционных и развивающих методик. Включает в себя методы психоанализа, игротерапии , арт – терапии. Формы – индивидуальная и групповая.

Слайд 5

В технологию Мозартика входят игры: «Усадьба » «Чудо – дерево» и «Павлин» «Образ мира – Космос» «Образ мира – Туманы» «Образ мира – Дорога в Космос» «Русское чудо – Москва XVII век». «Подмосковный городок» «Витражи»

Слайд 6

Главная цель занятий с использованием игр мозартики – это работа с внутренним миром ребенка, с его переживаниями, эмоциями, житейским интересами, интеллектуальными проявлениями, с его отношением к себе, к другим людям, к миру.

Слайд 7

Методы мозартикотерапии я использую 4 В индивидуальной работе с детьми 1 2 3 При групповой работе с детьми При работе с педагогами Данная техника подходит для работы со всеми возрастными группами

Слайд 9

Я применяю мозартику с целью: снижение уровня тревожности, страхов; повышение уверенности в себе; развития личности ребенка; развитие навыков сотрудничества; развитие коммуникативных навыков.

Слайд 10

Как играть? Правила очень просты – выкладывать из фантазийных фигурок на игровом поле что хочется и как хочется. Игровое поле не просто очень красивый фон – оно задает ориентиры, подталкивает к выбору наиболее интересных вариантов самовыражения, мотивирует раскрытие творческого потенциала личности . Фантазийные фигурки красивы и разнообразны, но главное в них – свобода выбора и отсутствие штампов для построения собственного варианта образа мира.

Слайд 11

Структура занятий с применением методики включает 4 части: ознакомление ребёнка (взрослого) с игровым материалом; создание ребёнком (взрослым) сюжета из фигурок на игровом поле; рассказ ребёнка (взрослого) о созданном им игровом сюжете после завершения игры; Проектирование новой ситуации ребёнком (взрослым). Процесс составления сюжета игры динамичен и может меняться ребенком при обдумывании, осмыслении и обсуждении с другими детьми и педагогом.

Слайд 13

Что происходит, когда ребята, взрослые выбирают фигурки? Пример: мальчик 6 лет. 1 занятие

Слайд 14

2 - 3 занятие

Слайд 15

Пример взрослого

Слайд 16

Пример взаимодействия 2-х взрослых

Слайд 17

Мозартика дает такие результаты, как: - индивидуальная картина мира становится гармоничной, - левое и правое полушария мозга работают синхронно, - творческий процесс способствует спонтанности с активным самовыражением личности. Если картина мира человека станет более гармоничной , то станет гармоничной его жизнедеятельность и мир отношений !

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Солнышко»

с. Парабель

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ МОЗАРТИКА В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Слайд 1.

Каждый психолог, заинтересованный в результатах своей деятельности всегда находится в поиске чего-то нового: новых технологий, новых методик, подходов, которые бы позволили с большей эффективностью добиваться поставленных целей и решать профессиональные задачи. Я всегда ищу что-то новое, эффективное, интересное, связанное с арт-терапией.  Одним из этих новшеств, для меня стала мозартика.

О данной технологии я узнала из блога одного психолога. Тогда я начала искать в просторах интернета: что за слово такое  – мозартика.  Прочитав название, у меня сразу возник вопрос: «Что это такое и как с этим работать?»

Прочитав информацию в сети интернет, я поняла, аналогов в мире эти игры на сегодняшний день не имеют, в свободном доступе игр нет, и купить их в интернет - магазине развивающих игр невозможно. Даже если вы и приобретете их, необходимо научится работать.

Слайд 2.

Я нашла контактные данные автора и разработчика МОЗАРТИКИ Полины Эрнестовны Руссавской, она  математик, художник-дизайнер  и искусствовед, у которой я и приобрела две игры. (Соавтор  методики: Елена Бондаренко - кандидат педагогических наук.)

Связь с ней мы наладили по скайпу,  Полина Эрнестовна предложила консультации по скайпу, которые помогут раскрыть все секреты использования и интерпретации данной методики . Нужно отметить, что это настолько открытый, вдохновлённый и заинтересованный человек, готовый идти на встречу Вам, помочь в работе, помочь в интерпретации выкладок. После онлайн консультаций мое общение продолжалось с ней в личной переписке. И ответы на мои вопросы она давала очень быстро. Это общение продолжается и сейчас если мне необходима помощь в интерпретации выкладок.

Слайд 3.

Так что же такое мозартика?

Мозартика представляет собой синтез игротерапии, арттерапии и психоанализа. Происхождение и идея: в слово «мозаика» в середину вставлено «арт», на самом деле не в середину, а в сердцевину. Арт-искусство является сердцевиной мозартики.

Слайд 4. (фото выкладок)

С виду игры Мозартики — обычные настольные игры, но на самом деле они очень необычны как внешне (очень яркие и красивые), так и внутренне (имеются отличия от известных игр и видов творчества).

Мозартика – универсальный вид творчества,  как бы образный конструктор, детали соединяются не технически, а ассоциативно, это лично для каждого своё расположение, личное видение, своя картина мира.  Мозартика влияет как бы изнутри. Мозартика -  человек  ищет собственное пространство  позитивно-созидательного диапазона самореализации. Как человек видит мир, так он его и сложит. Мозартика похожа на мозаику и пазлы, но в ней нет никакой заданности, никаких штампов, наоборот, значительно активизируется фантазия ребенка и предоставляется полный простор для самовыражения. А в отличие от рисования, аппликаций и коллажа Мозартика воспринимается как игра, доступная, увлекательная и успешная для любого человека. 

Отличие этой игры от других – её мягкое воздействие. Когда мы рисуем, что-то отображаем, может у нас не получаться то, что хотим передать. Испытываем от этого дискомфорт. Здесь, если вам не нравится картина, которая складывается, смахните картинки и начните заново, передвигаете, кладёте что-то сверху. Это даёт комфорт. Мозартика это концентрат позитива. И если картина мира искажена, первая составляющая – это реабилитация.  Исходя из экспертизы, мозартика мягко и нетравматично  вытесняет область негатива своими образами. В этом особенность применения в реабилитации.

         Вторая важная составляющая. На картину мира можно повлиять ещё на стадии формирования. Как известно, основной период формирования до 5 лет, потом идёт активный период насыщения. Не пообщаться ли на стадии когда ещё формируется картина мира, когда насыщается, потом будет поздно. Ребёнок сейчас из современной информационной среды впитывает хаос, клипообразность, нет целостности, отсутствие культуры, то потом мы можем иметь массу претензий к обществу, родителям, самому ребёнку. В этом смысле игра является развивающей. 

         В МОЗАРТИКЕ определенных правил нет. Творишь все, что хочешь. Но вот только в играх все настолько продумано, что непосвященному человеку даже не догадаться. О чем он сейчас нам может рассказать. Каждая игра имеет одно или несколько полей и безграничное множество фантазийных фигурок.

Слайд 5.

Например, игра «Усадьба» поможет раскрыть ваши отношения с близким кругом общения – семье. Позволяет построить свою модель гармоничных взаимоотношений с природой и социумом и определить своё место и свою роль в этих взаимоотношениях.

Для развития 3 – 5 летних детей разработаны отдельные игры «Чудо – дерево» и «Павлин». К. Юнг утверждал, что дети выражают чувства через символы, дети в большей степени воспринимают мир и отношения в нем через образы, через метафоры и именно это послужило способом разработки «Мозартики».

Игра «Образ мира – Космос»

Позволяет выстроить свой символически-обобщённый образ космоса (мира), своих взаимоотношений с миром и его элементами.

Игра «Образ мира – Туманы»

Позволяет построить динамичную цветовую модель своего внутреннего эмоционального состояния и настроения через ассоциативное взаимодействие с цветами времён года.

Игра «Образ мира – Дорога в Космос»

Позволяет выстроить свой символически-обобщённый образ космоса (мира), своих взаимоотношений с миром и его элементами.

Игра «Русское чудо – Москва XVII век».

Позволяет построить свою модель организации пространства в целях личностной самореализации и развития межличностных коммуникаций и вписать её в модель взаимоотношений с миром и его элементами.

А теперь об играх, которые использую я.

Игра «Подмосковный городок» помогает выразить взаимоотношения с социумом.

Мозартика так же является альтернативой влияния телевидения и компьютерных игр.

Игра «Витражи» помогает отобразить цветовую гамму своего внутреннего эмоционального состояния и настроения, отразить такую модель мира, которую он себе представляет.

Выложенный «витраж» представляет собой ресурсное поле. Сначала ребенок выбирает поле, на котором он будет работать. Они все отличаются по цветовой гамме. 

Для педагога важно понять, как будет использована цветовая гамма выбранного поля. Будет ли ребёнок сохранять цветовую гамму поля, или будет добавлять другие цвета. Насколько цветовая гамма характерна для играющего «Витражами». 

Рассматривая законченный «Витраж» и композицию из различных геометрических фигурок расположенных на поле, стоит обратить внимание – присутствует ли гармония, насколько хаотично расположены фигуры и какая цветовая гамма преобладает. 

И так с каждой игрой, каждая из которых имеет свое предназначение и направление. В общем, круг воздействия очень велик.

Мозартика - методика почти без возраста. Ее можно использовать с трех летнего возраста («Витражи») и до тех пор, пока хочется и можется в нее играть. Она применима как в индивидуальной, так и в групповой формах

Слайд 6.

Главная цель занятий  – это работа с внутренним миром ребенка (взрослого), с его переживаниями, эмоциями, житейским интересами, интеллектуальными проявлениями, с его отношением к себе, к другим людям, к миру.

 Игровую технологию Мозартика рекомендуется применять, при существующих психологических проблемах: тревожность, агрессия, страхи, напряжение, подавленность, неуверенность в себе, нарушение коммуникабельности.

 Мозартика позволяет добиться таких результатов, как: гармонизация индивидуальной картины мира, выход на спонтанный творческий процесс с активным личностным самовыражением, развитие эмоциональной и познавательной сферы; развитие способностей к самореализации; развитие логического и образного мышления, воображения, внимания, памяти , а вместе с тем и развитие социально-коммуникативных навыков.

Возможности колоссальные, а главное, со слов людей которые на протяжении нескольких лет применяют МОЗАРТИКУ в своей работе, она активно и эффективно работает.

Касаясь Мозартики, поражает размер игр, масштабность их применения, безграничный полет фантазии, цветовая гамма, которая погружает тебя, в твое бессознательное. Это очень завораживает (ощущения из собственного опыта). Даже не замечаешь, как выпадаешь из реальности, просто творишь, перекладываешь фантазийные фигурки так, чтобы конечный продукт полностью удовлетворял твое восприятие.

Слайд 7.  

Методы мозартикотерапии я использую при индивидуальной работе с детьми; при групповой работе с детьми; при работе с педагогами, в семейном консультировании.  Данная техника подходит для работы со всеми возрастными группами.

Слайд 8

Фото примеров работы.

Слайд 9.

         Я применяю мозартику  как на индивидуальных, так и групповых занятиях с целью:

- снижение уровня тревожности, страхов;

-повышение уверенности в себе;

 - развития личности ребенка,

- развитие навыков сотрудничества;

- развитие коммуникативных навыков

-налаживание детско-родительских отношений. 

Слайд 10.

Как играть?

 Правила очень просты – выкладывать из фантазийных фигурок на игровом поле что хочется и как хочется.

Игровое поле не просто очень красивый фон – оно задает ориентиры, подталкивает к выбору наиболее интересных вариантов самовыражения, мотивирует раскрытие творческого потенциала личности.

Фантазийные фигурки красивы и разнообразны, но главное в них – свобода выбора и отсутствие штампов для построения собственного варианта образа мира.

Слайд 11.

Методика технологии «Мозартика» применяется индивидуальным и групповым способами, без возрастного ограничения и включает ряд этапов.

Подготовительный, который подразумевает: знакомство ребенка с игровым материалом и приглашение его к участию к игре, с одной стороны, и инструктирование психологом ребенка, вовлекая в игровой процесс, с другой. Так, ребенку предлагается на рабочем поле с изображением, например, тематикой города с помощью различных фигур разного цвета составить картину на вольную или заданную тему.

Игровой, заключающейся в создании испытуемым сюжета из фигурок на игровом поле. Специалист (психолог, социальный педагог) в это время, наблюдая за испытуемым в процессе работы, определяет проблемы ребенка.

Этап обсуждения, в ходе которого ребенок рассказывает о созданном им игровом сюжете после завершения игры, а я, в свою очередь, уточняю у него детали игровой фабулы, выявляя временные показатели «происходящего на картине», заполняю рабочий протокол и обязательно фотографирую работу ребенка, что является обязательным условием для эффективного отслеживания результатов занятий с ним.

Этап психокоррекции и психотерапии, во время которого происходит осмысление испытуемым проявившейся проблемы в игровом сюжете, моделирование позитивных образов, проектирование новой жизненной ситуации в будущем с помощью. Специалист в это время, помогает ребенку осуществить личностный прорыв, способствует замещению у ребенка негативных реакций на позитивное восприятие.

Слайд 12

 В качестве примера, может служить сюжетное построение ребенком 6 лет «картины» на рабочем поле, носящее чрезмерно иерархический характер: здесь управляет холм с управляющей структурой, доминирует. Эта часть больше всего остального. Длинное здание казармы присутствует везде- в 3-х местах, занимает всё место. Мост стоит непонятно где. Осталось место на 2 фигурки вдали, что-то такое мечтательное, невозможное, где хорошо и светло, но они вдали. Одинокий фонарик непонятно где – возможно, есть некоторое одиночество. Сверху, где 2 ёлочки – может чего-то хочет или хотеть нельзя. Дружно ютятся домики справа снизу. Может быть, хочется быть равным среди равных. Может быть, ребёнок находится в ситуации какой-то конкуренции, в которую его поставили взрослые. Например, ребёнок столкнулся с психологической нагрузкой, которая ему не по плечу, ему хочется быть обычным ребёнком, а он не смеет это желание осуществить, потому что ему уже вбили в голову структура социума конкурентного, с иерархическим управлением. Откуда это? Ведь сам ребёнок не мог это придумать? И это не есть хорошо, потому что у детей в его возрасте города  должны быть ещё свободные, дышащие. В этом городе дышать негде.

Вторая выкладка  говорит о более искреннем самовыражении.

Слайд 13

         Что происходит, когда ребята, взрослые выбирают фигурки?

Не потому, что здесь нормально смотрится. Потому что бессознательно выбирают в каких образах, красках поговорить с собой же и о своём. Каждая выкладка – это рассказ о себе в личных культурных кодах. Рассказ не застывший, а динамичный, подсознание подсказывает одну образную картину мира за другой. Руки и глаза – посредники и помощники, а фигурки – исходный материала для отображения личного бессознательного. Даже если человек выкладывает, говоря, что ничего не может придумать, не знает, это не моё…эта выкладка всё равно рассказ о себе (человек может сказать «не моё, не умею, нет фантазии»), вопреки его собственному желанию рассказ абсолютно искренний.

Давайте посмотрим, какие могут быть рассказы в виде выкладок, устно. Далее пример Захара, 6 лет: 1 занятие.

Мальчик исследует новое пространство, поэтому нет единого сюжета, он «осваивает, обживает, проверяет пространство,  ищет, где безопасно, делает крепость» - это вся логика композиции. Тема голубого, парного к оранжевому (поле) притухает. Оранжевый плюс тёмно-синий – самое контрастное сочетание, и красный с тёмно-синим – не всегда хорошо. Это как бы нет взаимосвязи между действительным и желаемым. Мальчик красный кладёт на оранжевый – как «тревожная кнопка» (с этого начинает выкладку). Сколько берёт зелёного – это связано с темой спокойствия. Голубой с изумрудным и тёмно-синим – для ребёнка немного пугающее сочетание (есть непредсказуемость, темнота и т.д.), старается увезти эту гамму в более тёмную, зелёную. Тёмно-синий старается смягчить фиолетовым. (о ситуации: ребёнок имеет страхи, гиперопекаем мамой, бабушкой, папа почему-то проживает отдельно, но видятся. Рассуждаем: возможно источник от базового доверия к миру. Мама и бабушка своей гиперопекой передают чувство незащищённости, боятся за него и передают ему этот страх. Следовательно, ребёнку легче, когда этот страх имеет конкретное выражение, он  не может жить, боясь вообще, страхи появляются как конкретные. Что дальше? Укрепление личности! Только сильная личность начинает влиять на ситуацию, даже если она испытывает страхи или что-то ещё, вера в свои силы.  Желательно, чтобы на выкладке ребёнок выдал личностный центр.

Слайд 14. 

 2-3 занятие. Ребёнок  почувствовал, что на этом языке можно выговариваться и что-то менять. Напряг "комнат" уменьшился, и снаружи уже что-то благожелательное.  Появилось небо и солнце, причем мальчик  красный сегмент закрыл  и уже выкладывает что-то конкретное  -  личностный центр!.

Следующим этапом предложу что-то выложить на белой стороне.

Слайд 15.

Пример взрослого, 53 г.

Данная выкладка говорит о постоянном следовании инструкции, правилу с одной стороны. С другой стороны, «застёгнутость», закрытость, боязнь неизвестного, непредсказуемого. Скучная неразнообразная картина. Доминирование постоянных запретов, старается закрыть каждую щель, присутствует конфликт, т.к. много красного: протестное настроение, даже агрессивное, цвет запретов. Возможно, на этапе базового доверия была травма.  Всех и всё воспринимает через правила. План следующей работы: перевернуть лист; специально попросить добавить другие цвета на карте.

Человеку в этом случае необходимо самому увидеть те рамки и границы, которые он строит сам для себя.

Слайд 16. 

Пример взаимодействия 2-х взрослых 53 и 52 лет.

Вопрос: как вы думаете, чего не хватает? Казалось бы, строят вместе, но верхняя часть отличается от нижней: верхняя более строгая, ровная, нижняя – более свободная. И… нет мостиков, связующих верх и низ. Как и на самом деле: у этих двух человек нет договорённости в работе (они напарники), согласия, одна доминирует, другая – молчит  (не нравится-молчит, считая бесполезным высказаться).

Слайд 17.

Мозартика дает такие результаты, как:

-   индивидуальная картина мира становится гармоничной,

-  левое и правое полушария мозга работают синхронно,

-  творческий процесс способствует спонтанности с активным самовыражением личности.

  Если картина мира человека станет более гармоничной, то станет гармоничной его жизнедеятельность и мир отношений!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм применения здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-психолога

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образо...

Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности педагога-психолога

Эффективное использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. Сегодня педагог-психолог по любой дисциплине должен уметь подготовить и прове...

Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."

Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ.   Под ...

Применение игровых технологий в познавательно - исследовательской деятельности детей.

Применение игровых технологий в познавательно - исследовательской деятельности детей....

Акватерапия, как игровая технология в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ

В презентации рассматриватся эффективное использование игр с водой с детьми с ОВЗ...