«Развитие качества образовательной деятельности воспитателя детей раннего возраста»
рабочая программа

  1. Методические правила проведения прогулки с детьми раннего возраста
  2. 2. Анализ педагогической ситуациипо предложенным вопросам

  3. Аннотация к методической статье, посвященной проблеме развития изобразительной деятельности детей раннего возраста

  4. Библиографический список литературы, рекомендованной родителям по воспитанию и развитию детей дошкольного во

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx45.3 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

«Развитие качества образовательной деятельности воспитателя детей раннего возраста»

Выполнила:

Глебова Дарья

Воспитатель

МБДОУ  № 125

 

Мурманск

2019

  1. Методические правила проведения прогулки с детьми раннего возраста

  1. Прогулка должна проводиться систематически.
  2. Прогулка должна обогащать детей интересными впечатлениями о

природе и окружающей жизни. Ребёнок получает большую

возможность двигаться.

  1. Одеваются дети на прогулку постепенно: одни дети занимаются с

воспитателем, а других одевает няня. Когда половина детей одеты, они

выходят с воспитателем или няней на улицу, остальные дети

продолжают одеваться с помощью взрослого. Первую подгруппу

одевает педагог и помощник воспитателя, педагог одновременно следит

за играющими детьми.

4. Одевание детей организуется в определённой последовательности:

Дети подходят к шкафчикам, берут колготки, ботинки или сапоги,

садятся на диванчики, одеваются самостоятельно или с помощью

взрослого. Затем берут головные уборы, кофты, которые им им

одевают взрослые. После этого взрослые одевают детям пальто с

им одевают взрослые. После этого взрослые одевают детям пальто с

варежками, завязывают шарф.

5.Одевать детей следует соответственно погоде.

6. Во время одевания следует говорить с детьми о предметах одежды

(меховая шубка, синий шарфик), о погоде, игрушках, с которыми будут

играть на прогулке, что будут смотреть.

2. Анализ педагогической ситуациипо предложенным вопросам

Ситуация

«Студентка-практикантка, пришедшая в группу детского сада, была очень расстроена, что трехлетний Сережа до сих пор не понимает, что такое символическое замещение в игре. Проверяя на практике роль игрушек-

заместителей, она во время игры с мальчиком на прогулке дала ему в руки палку. А потом, продолжая игру, предложила скакать на лошадке. Но Сережа, отбросив палку, побежал за игрушечной лошадкой, которая стояла во дворе. А когда студентка сама начала скакать на палке, как на лошадке, лишь рассмеялся, смотря на нее. И вместо того, чтобы взять другую палку и подражать ей, он встал со своей лошадки и побежал за другой, стоящей неподалеку, и принес ее для студентки».

АНАЛИЗ

Ребенок в данной ситуации не понял смысл замещения. Поскольку вводить в игру предметы – заместители можно по мере того, как ребенок начнет совершать первые игровые действия с реалистическими игрушками и усвоит смысл действий «понарошку». Каждое игровое значение должно быть выражено не только словом, но и действием. Только предварительно показав действие, воспитатель может предложить детям повторить его в игровом сюжете.

Так же важно, стоит отметить, что побуждать детей к действию с предметами- заместителями можно при помощи проблемно-игровых ситуаций. Важно показать детям возможность использования одно и т ого же предмета для выполнения разных игровых действий (палочка – ложка, градусник, расческа, лошадка) и использования разных предметов для выполнения одного и того же действия.

Считаю, что мальчик не понял и принял инструкцию взрослого, ввиду неправильной организации введения предмета заместителя. Ребенок не отстает и не опережает в развитии своих сверстников, действовал согласно возрастным особенностям. Студенту следовало заранее провести индивидуальную работу по вопросу обучения дошкольника действиям с предметами заместителями.

3. Аннотация к методической статье, посвященной проблеме развития изобразительной деятельности детей раннего возраста

  1. Иожица Н. Ф. Развитие навыков изобразительной деятельности детей раннего возраста / Н. Ф. Иожина // Педагог. -  2017. - № 9.

В статье посвященной вопросу развитиюнавыков изобразительной деятельности детей раннего возраста автор рассматривает следующие аспекты:

-  выделяет понятие изобразительной деятельности;

- особенности развития детей раннего возраста;

- методику организации образовательной деятельности по развитию

навыков изобразительной деятельности детей раннего возраста.

Ознакомившись с содержание статьи, можно сделать вывод, о том, что

Изобразительная деятельность с детьми раннего возраста в силу своей конкретности и наглядности оказывает большое влияние на детей, дает возможность знакомить их с новыми явлениями в общественной жизни, природе, быту, обогащает представления.

  1. Наталья Федоровна, выделяет ряд методических рекомендаций по организации образовательной деятельности, направленной на развитие навыков изобразительной деятельности детей раннего возраста, рассмотрим их более подробно.

Образовательную деятельность необходимо начинать с игровой мотивации, использовать три-четыре вида изобразительной деятельности, сюрпризные моменты все это позволяет заинтересовать детей.

В основе занятий лежит как традиционная, так и нетрадиционная методики обучения детей изобразительной деятельности. Комплексные занятия по обучению детей рисованию построены на сочетании разнообразных видов деятельности (ознакомление с природой, искусством, изобразительною деятельностью, игрой, с различными направлениями воспитательной работы. Игровым приемам присущ эффект неожиданности, что позволяет детям испытать удивление, радость творчества («Пеленки для Аленки», «Ежик пых-пых-пых, «Веселый снеговик» и другие).

Занятия по рисованию с детьми следует начинать со способов, не требующих от маленьких художников профессионально четких линий, несущих важную художественную нагрузку. Сначала следует научить рисовать пальчиком, затем задачу нужно усложнить: использовать в процессе рисования «тампон из ваты», жесткую кисточку. Предварительно на листе бумаги простым карандашом контур рисунка. Попросить ребенка внимательно рассмотреть рисунок и обвести его пальчиком, проговаривая:

«..вот комочек снега, мой снеговичок». Затем делаются тычки тампоном или кисточкой, не оставляя просвета между ними. Рисунки получаются объемными и живыми, понятными ребенку.

Значительную роль следует отводить обыгрыванию рисунка с использованием лепки, мелких предметов («мы кормим птиц», «дождик кап-кап-кап», что способствует накоплению представлений и развитию воображения.

Чтобы ребенок начал рисовать, он должен овладеть главными формообразующими действиями, применяя оригинальные игровые приемы, дети учатся изобразительным движениям.

Для создания образа и завершения рисунка можно использовать силуэты животных, деревьев, маши (например, на занятии «Ежик пых, пых», знакомим с красным цветом, формой круга). Рекомендуется применять на занятиях следующие материалы:

• гуашь (6 цветов);

• кисти (круглые, плоские);

• фломастеры;

• цветная и белая бумага разного формата;

• уголь;

• пластилин, глина, пластилин, тесто;

• различный бросовый материал.

Следует помнить, что для детей этого возраста характерны макродвижения рукой, значит, формат бумаги должен быть большим (А – 3, А - 4) .
Таким образом, обучение детей раннего возраста, активизирует

познавательный интерес, формирует эмоционально положительное

отношение к творческому процессу, способствует эффективному развитию личности.

Правильный артикуляционный уклад простого согласного звука (С), (З)

Правильный артикуляционный уклад звуков (С), (З):

- зубы в улыбке

- губы сближены

- кончик языка упирается в нижние зубы

- воздушная струя холодная, направлена посередине языка

- звук «С» произносится без голоса - глухой

- звук «З» произносится с голосом - звонкий

Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.заведений / Под ред. Л.С. Волковой.-5-е изд., перераб. и доп.-М.: Гуманитар., изд. центр ВЛАДОС, 2004.

5. Библиографический список литературы, рекомендованной родителям по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста

1) Боброва Н. Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие. - СПб.: Питер, 2015. - 112 с.

Автор этой книги по организации Монтессори-среды и занятий у себя дома - руководитель Новосибирского центра педагогики Марии Монтессори. Что ей удалось прекрасно, так это популяризация методики! Родители найдут в книге описание и изображение всех необходимых сенсорных материалов, узнают, как с ними заниматься, делать презентацию и обучать ребенка использовать загадочные «красные штанги», «пружинные тела» и «триноминальный куб».

Одним из базовых методов Монтессори-педагогики является модель трехступенчатого урока. Обучение любым понятиям и навыкам в этой системе происходит в три этапа (ступени): ступень знания, ступень опыта и проверка усвоенных знаний. Переход от одного этапа к другому происходит только тогда, когда ребенок полностью усвоил предыдущий, а давление и принуждение в этой системе категорически запрещены. В книге родители найдут подробное описание таких трехступенчатых уроков для разных видов сенсорных материалов, а также множество упражнений для закрепления.

2) Джин Вант Хал Творческое воспитание. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 320 с.

«Радость, искусство и красота» - это та формула, которую автор книги, художник, искусствовед и ведущая блога artfulparent.com, предлагает в качестве базовой для воспитания детей. Творческое воспитание состоит из ежедневных творческих упражнений, занятий, которые «наполнены красотой и созиданием». Автор не просто предлагает, а настоятельно рекомендует привнести творческие упражнения в повседневную жизнь (даже приводит текст специального соглашения, которое подпишут все члены семьи), что непременно приведёт к настоящей революции в самом хорошем смысле.

Книга состоит из двух частей: подготовка и творческие занятия. В первой части подробно говорится о том, как организовать дома пространство для творчества, как планировать занятия и менять их содержание в зависимости от возраста ребенка, какие художественные материалы использовать, где их все хранить - в общем, автор кажется рассказывает решительно всё, и не забывает лишний раз напомнить, что в детском творчестве важен не результат, а процесс. Во второй части вы найдете описание более шестидесяти творческих занятий с детьми, которые перемежаются с главами о природе творчества и полезными советами.

Книга эта посвящена в первую очередь рисованию и поделкам, и в меньшей степени - развитию креативности и изобретательского мышления, однако в этом своем качестве становится едва ли не лучшим сегодня руководством для начинающих мам.

Для занятий с дошкольниками и младшими школьниками.

3) Кашникова Е.В. Оригинальные техники изобразительной деятельности. 60 занятий с детьми 5-7 лет. М.:изд-во КАРО, 2016.

Книга содержит описание 60 занятий по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству с детьми 5-7 лет. В ней демонстрируются возможности различных техник - живописи, графики, аппликации, конструирования и лепки - для развития эмоциональной сферы, художественных способностей детей. Материал побуждает ребенка к выдумке и эксперименту, способствует формированию у него эстетического вкуса и приобщению к русской и мировой культуре. Тематика работ навеяна литературными произведениями Л. Толстого, А. Милна, Д. Биссета, Л. Кэрролла, Н. Некрасова, К. Чуковского, В. Берестова, Э. Успенского, С. Козлова и др. Кроме того, книга расширяет представления об особенностях использования различных изобразительных материалов.

4) Кьюксарт Б. Пластилинолепие. Занятия с пластилином для детей дошкольного возраста. ФГОС ДО. М.: изд-во Национальное образование, 2015.

Детские психологи и педагоги единодушны во мнении: лепка из пластилина - кладезь возможностей для развития ребёнка. Проверенное веками занятие в сочетании с уникальными свойствами современного пластилина поможет развить: • мелкую моторику и интеллект, • творческие способности и воображение, • терпение и усидчивость. В любимой всеми игровой форме занятия пластилинолепием откроют ребёнку мир флоры и фауны, научат творить, дружить и общаться. Жирафы, дельфины, стрекозы и кузнечики, сделанные руками ребёнка, станут героями «большой пластилиновой игры». Они будут дружить между собой, строить дома, путешествовать, ссориться и обязательно мириться. Книга полностью соответствует требованиям ФГОС ДО.

6. Картотекамультипликационных фильмов, рекомендованные родителям для совместного просмотра с детьми раннего возрастапо формированию эмоционально-нравственной сферы:

- «Лунтик»;

- «Ежик и Медвежонок»;

- «Мама для мамонтенка»;

- «Теремок».

7. Дидактические игры для детей раннего возраста по формированию элементарных математических представлений

Программная задача

Название игры

Ход игры

Оборудо-вание

Формировать  умение пользоваться понятиями «один», «много», «мало», «ни одного»

«Много, мало, один».

Воспитатель раздает детям карточки:«..покажите мне домик в котором живут много гномов (один гном, ни одного) ?..» Дети,сидя за столами поднимают карточки вверх.

карточки-домики. На каждого ребёнка по три домика. В домиках живут гномы в соответствии с количеством «много», «мало», «ни одного»

Формировать представления о понятиях «больше-меньше»

«Больше - меньше»

Воспитатель раскладывает карточки в хаотическом порядке картинками кверху, берет одну карточку и просит ребенка отыскать еще 2 с теми же фигурами, но другого размера. Ребенок сравнивает изображенные фигуры по размеру, используя понятия «больше, меньше».

вырезанные из картона карточки с изображением кружочков, квадратов отличных по размеру

Формировать умение   различать и называть геометрические формы («шар», «куб», «кирпичик»)

«Чудесный мешочек»

Воспитатель каждому ребенку предлагает определять на ощупь предметы, находящиеся в волшебном мешочке и назвать их

мешочек с предметами разной формы.

Формировать умение ориентироваться в пространстве и употреблять в речи предлоги

«Что изменилось?»

Воспитатель расставляет на столе игрушки. Дети рассматривают их и запоминают место расположения. Воспитатель меняет местами игрушки (игрушку).  Задается вопрос: «что изменилось?»

Игрушки (машинка, кукла, лошадка)

Учить группировать предметы по цвету

«Помоги матрешке найти свои игрушки»

Воспитатель поочередно показывает детям матрешки, одетых в платья четырех основных цветов и говорит, что у каждой матрешке есть свои мячики и платочки, но они все перепутались. Затем предлагает помочь матрешкам найти свое.

рисунок с матрешками, мячики и платочки разных цветов.

8. Планирование опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста, направленное на получение первичных представлений о свойствах песка

Алгоритм

Содержание

Описание проблемной задачи

Дети находят письмо, в котором Петя Неумейкин пишет  о том, что слышал  об удивительном песке. Вот только почему он удивительный, не знает. И просит помочь провести исследование. Детям будет он очень благодарен.

Формулирование проблемы (выявление непонятных явлений – постановка проблемы)

Скажите, а вы любите играть с песком? Давай те с ним немного поиграем и познакомимся с его свойствами.

Подбор материала для проверки гипотезы (оборудование)

Письмо, песок, влажные салфетки по количеству детей, лейка с водой.

Проверка гипотезы (описание опытно-экспериментальной деятельности)

- Что насыпано в ваших ёмкостях? (песок) Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Сухой, тёплый, сыпется).

- сейчас мы добавим в емкости с песком воды, что с ним стало?

то насыпано в ваших ёмкостях? (песок стал мокрым) Тёплый или холодный? (Холодный).

- Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой? (Показать детям.)

Формулировка вывода

- песок сухой, тёплый, он сыпучий;

- если в песок налить воду, он станет мокрым, холодным;

- мокрый песок не сыпучий.

9. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)

1) Основные направления взаимодействия воспитателя с педагогом-психологом дошкольной образовательной организации с учетом контингента воспитанников группы:

  • обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;
  • развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;
  • коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
  • обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;
  • расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;
  • повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;
  • информационно-аналитическое обеспечение;
  • оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса.

2) Средства психолого-педагогического сопровождения, используемые педагогом в образовательно-воспитательной деятельности:

  • организация работы ПМП (к) (выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия);
  • систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;
  • осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

Последовательность работы по сопровождению ребенка имеет следующий алгоритм:

  • Постановка проблем (начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования).
  • Анализ полученной информации (оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений).
  • Разработка плана комплексной помощи (определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов).
  • Реализация плана по решению проблемы (выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения).
  • Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей раннего возраста группы кратковременного пребывания «Капельки» «Дети рады солнышку»

Материал на выявление простейших причинно-следственных связей в окружающем мире.Делюсь опытом, как обеспечить условия для комфортной двигательной активности детей, создать положительный эмоционал...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей раннего возраста по образовательной области «Физическое развитие» вид деятельности «Физкультура

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей раннего возрастапо образовательной области  «Физическое развитие»вид деятельности «Физкультура"Тема: &q...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей раннего возраста по образовательной области «Физическое развитие» вид деятельности «Физкультура

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей раннего возрастапо образовательной области  «Физическое развитие»вид деятельности «Физкультура"Тема: &q...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей раннего возраста по образовательной области «Физическое развитие» вид деятельности «Физкультура"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей раннего возрастапо образовательной области  «Физическое развитие»вид деятельности «Физкультура» ...

консультация для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста....