Занятие кружка «В гостях у дедушки Фольклора» по ознакомлению с русским народным творчеством в первой младшей группе «Ходит сон близ окон».
план-конспект занятия (младшая группа)

Шайбулатова Светлана Петровна

«Ходит сон близ окон» - занятие, рассчитанное для знакомства детей с таким малым жанром детского фольклора, как колыбельная. Занятие опирается на программу детского сада «От рождения до школы» и полностью соответствует требованиям возрастной категории детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шайбулатова Светлана Петровна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 5 «Ромашка» пгт. Советский

Занятие кружка «В гостях у дедушки Фольклора» по ознакомлению с русским народным творчеством в первой младшей группе  

«Ходит сон близ окон».

Йошкар-Ола

2016 г.

Аннотация

Методическая разработка конспекта занятия на тему: «Ходит сон близ окон» является одним из занятий программы кружка «В гостях у дедушки Фольклора» для первой младшей группы детского сада. Занятия кружка предназначены для дополнительного образования детей дошкольного возраста. «Ходит сон близ окон» - занятие, рассчитанное для знакомства детей с таким малым жанром детского фольклора, как колыбельная. Занятие опирается на программу детского сада «От рождения до школы» и полностью соответствует требованиям возрастной категории детей.   Это всего лишь одно из занятий, если же проводить все занятия по составленной программе кружка, воспитатели и родители с легкостью смогут начать знакомство детей от 1,6 до 3 лет с устным народным творчеством, таящим в себе истоки и традиции русского народа.

Введение

«Песня матери – главная песня в мире:

                                                            начало всех человеческих песен»

Расул Гамзатов

Воспитание ребенка с самого раннего возраста начинается с фольклора, устного народного творчества. Использование разных жанров фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, народному творчеству, в частности, устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, какой является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его.

Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация, наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. 

Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.

Тема занятия: «Ходит сон близ окон»

Цель: развитие у детей интереса и эмоциональной отзывчивости к народному творчеству – фольклору.

Задачи:

  1. познакомить детей таким жанра фольклора, как колыбельная. Разучить с детьми колыбельную «Баю – бай, баю – бай». Развивать речь детей, расширять словарный запас. Формировать умение слушать произведения, договаривать фразы;
  2. развивать слуховое восприятие, память, выразительность речи, чувство ритма;
  3. воспитывать у детей чувства доброты, желание помогать.

Материал: ширма (дом дедушки Фольклора), кукла бибабо Дедушка Фольклор, колыбелька с Ванюшей, волшебный сундучок дедушки Фольклора.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, девочки и мальчики. Сегодня, я хочу вам предложить  пойти в гости к Дедушке Фольклору. Вы согласны? Тогда для этого, нам нужно произнести волшебные слова:

Вокруг себя ты обернись

У Дедушки Фольклора очутись!

(Воспитатель и дети произносят слова, выполняя соответствующие движения)

Дедушка Фольклор: Здравствуйте, ребятки! Я очень рад, что вы снова пришли ко мне в гости. Проходите ко мне в дом. Сегодня у меня гостит мой внучек Ванюша. Ему пора спать. А я никак не могу его уложить.

Воспитатель: Дедушка Фольклор, а у тебя же есть твой волшебный сундучок. Может быть он поможет.

Дедушка Фольклор: И правда! Я про него совсем забыл.

 (открывает сундучок и звучит колыбельная «Баю – бай, баю – бай»)

Дедушка Фольклор: Ребята, а вы знаете, что это за песенка? (ответы детей) Это колыбельная.

Воспитатель: Дедушка Фольклор, а когда поют колыбельную?

Дедушка Фольклор: С давних времен мамы, укладывая своих малышей спать, поют им колыбельную.

Воспитатель: Ребята, давайте запомним это слово. Скажем все вместе «Колыбельная» (Дети повторяют хором 3 раза).

А давайте мы вместе с вами споем эту колыбельную Ванюше (под музыку).

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

И Ванюшу не буди.

Какие вы молодцы, как красиво поёте. Давайте еще немного, покачаем нашего малыша и еще раз споем ему колыбельную «Баю - бай» (без музыки).

Воспитатель: Ванюша заснул, пора и нам возвращаться домой.

Дедушка Фольклор: Спасибо ребята, что помогли Ванюшу спать уложить. Приходите ко мне в гости почаще. В моем волшебного сундучке еще много интересного.

Дети благодарят и прощаются с Дедушкой Фольклором.

Воспитатель: А мы, дети, снова повторим наши волшебные слова:

Вокруг себя ты обернись

И в нашей группе очутись!

Ребята, куда мы с вами ходили? Что нового узнали? Какую песенку мы пели с Дедушкой Фольклором? Понравилась вам эта песенка? Дома и вы порадуйте своих мам, спойте им на ночь колыбельную песенку, которую мы сегодня разучили у Дедушки Фольклора.

Заключение

         В русской народной культуре колыбельные занимают огромное место. Колыбельные песни складывались веками, и в них самое оптимальное соотношение слов, движения и настроения. Эти песни – величайшее завоевание народной педагогики, поскольку они нераздельно соединены с народной практикой воспитания детей, находящихся в том самом нежном возрасте, когда ребенок – еще беспомощное существо, требует постоянного заботливого внимания, любви, нежности и ласки.

          Колыбельные песни – это то, что объединяет всех людей. Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений. Через нее он узнает первые сведения об окружающем мире. Колыбельная песня содержит сведения о проблемах и радостях взрослого мира, дает первые представления о родном языке, знакомит с музыкой и устным народным творчеством.

Список использованной литературы

  1. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. Учебное пособие. – М., Просвещение, 1984.
  2. Кравцов Н.И. Русское устное народное творчество / Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин. – М.: Высшая школа, 1983. – 448 с.
  3. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. / М.Н. Мельников. – М.: Просвещение, 1987. – 299 с.
  4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 304 с.
  5. Радынова  О.П. Баюшки-баю / О.П. Радынова. – М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к хозяюшке. Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми младшей группы

Знакомство с народными потешками, загадками, пестушками, потягушками, считалками и колыбельными песнями расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. В...

Доклад: "Развитие творческого воображения у детей, в процессе ознакомления их с русских народным творчеством в первой младшей группе"

Доклад: "Развитие творческого воображения у детей, в процессе ознакомления их с русских народным творчеством в первой младшей группе"...

Конспект занятия по развитию речи - ознакомление с устным народным творчеством во второй младшей группе.

Конспект занятия по развитию речи  - ознакомление с устным  народным творчеством во второй младшей группе....

Сценарий ОД по развитию речи во 2 младшей группе "Ходит сон близ окон"

МБДОУ Сухобезводнинский детский сад «Звездочка»         Сценарий ООД по развитию речи во 2 младшей группе на тему: «Ходит сон близ о...

Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми младшей группы на тему: "В гости к хозяюшке"-2

Цели. Ознакомление с малыми фольклорными формами.Вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем....

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры в первой младшей группе «Приходите в гости к нам, будем рады мы гостям!»

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культурыв первой младшей группе«Приходите в гости к нам, будем рады мы гостям!»...